Екатерина Козырева 26.04.14 00:10
Истинное наслаждение, " и жизнь, и слёзы, и любовь" испытала я, читая и статью Лилии Беляевой, и комментарии - всё так близко, так знакомо мне - от "чёрной тарелки" до испытаний интеллигенции и крестьянства. Сама История в этих незабываемых воспоминаниях о родных и близких, да и просто знакомых людях. Противоборство неумолимым обстоятельствам людей, вооружённых верой и верностью человеческому духу, духу человечности - в нас живо от наших предков. И будет живо! Никакими санкциями нас не победить!
Людмила Владимирова 29.03.14 06:50

Уважаемый Виктор Иванович!

Благодарна, что Вы напомнили коллегам и посетителям сайта о работах И.А. Ильина, многие из которых сегодня приобретают уникальную актуальность.
И, в то же время, требуют глубокой, незаурядной подготовленности ума и сердца, ясного осмысления времени их написания в сопоставлении с особенностями происхождения, воспитания, образования, и, в конечном итоге, – личной судьбы Русского философа, судьбы его работ.

Приведенные Вами мысли Ильина из его работы «О национальном воспитании» не могут вызвать никакого отторжения, напротив, еще раз благодарю Вас за напоминание. Но есть у Ильина иное, что, м.б., не приняли бы герои очерка Л.И. Беляевой, другие достойные представители Русской интеллигенции XX века – детища Советской России, СССР. Да и мы с Вами, грешные… Не так ли?

И все же, захотелось добавить: «демократия есть творческий тупик»; «спасти дело в каждой стране может только национальный подъем, который диктаториально и творчески возьмется за "социальное" разрешение социального вопроса». (Национал-социализм. Новый дух. 1933).

«И вот когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг "Народы бывшей России, расчленяйтесь!", то откроются две возможности: или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмет в свои руки крепкие "бразды правления", погасит этот пробельный лозунг и поведет Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится, и в стране начнется непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия...» (Что сулит миру расчленение России. 1950).
О этот ельцинский «призыв»! – «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить»…

И снова – И.А. Ильин: «Чувство собственного достоинства совсем не есть высокомерная гордыня; патриотизм совсем не зовет к завоеванию вселенной; освободить свой народ совсем не значит покорить или искоренить всех соседей. Поднять всех против своего народа, значит погубить его» (О фашизме, 1948).

Вернувшись к цитируемой Вами статье Ильина, напомню ее концовку: «Таков дух национального воспитания, необходимый русскому и каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало Родины и в то же время одолеть соблазны – как больного национализма, так и все разлагающего интернационализма».

А нынешним и будущим поэтам, пишущим по-русски, с нижайшей просьбой не профанировать, оставаться «взыскательным художником», ибо: «русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, никогда не денационализируется».

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).






Валентин 27.03.14 15:53
Это статья о советской аристократии, ставшей таковой не по рождению, а по духу. Сама Лилия Ивановна является уцелевшим осколком этой советской аристократии.
Виктор Герасин 27.03.14 12:02
Лилия Ивановна, с удовольствием и благодарностью читаю. Рад вашему светлому уму и твердой руке. Долго еще быть этому.

"Черная тарелка". Все меньше и меньше нас, знающих ее. Воспитательница была высшего класса. Моя сугубо крестьянская семья все зимние вечера проводила под этой тарелкой, слушая, а после прослушивания обсуждая "театр у микрофона". Сколько счастья и радости было в этом соприкосновении с высоким театральным искусством.
Представьте себе, что не был в опере, но во мне до сих пор живут арии из опер,особенно это сусанинское "ты взойди, взойди заря, заря моя вечерняя, последняя заря - кончается время мое". И "Князь Игорь", и "Садко". И вся наша героика песенная.

Часто обращаюсь к трудам И.А Ильина, удивляюсь, почему мы ушли в воспитании младых поколений от таких сокровищ, как наш русский язык: " Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери (буквально). Особенно важно, чтобы это пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно — на третьем, четвертом году жизни) совершилось на его родном языке. При этом важен не тот язык, на котором говорят при нем другие, но тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нем его собственные внутренние состояния".

Как русская песня:" Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. ... ребенок должен бессознательно усваивать рус­ский строй чувств и особенно духовных чувствований. Пение научит его первому одухотворению душевного естества — по-русски, пение даст ему первое «не-животное» счастье — по-русски. Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение."

Как русская сказка:" Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды». Она заселяет его душу национальным мифом, тем хором образов, в которых народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее".

Как русская поэзия: "Стихи таят в себе благодатно-магическую силу: они подчиняют душу, пленяют ее гармонией и ритмом, заставляют ее прислушиваться к сокровенной жизни вещей и людей, побуждают ее искать закона и формы, учат ее духовному восторгу. Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. "

Как, наконец, русская наша история: " Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющею за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения, мудрости и силы. Душа русского человека должна раскрыть в себе простор, вмещающий всю русскую историю так, чтобы инстинкт его принял в себя все прошлое своего народа, чтобы воображение его увидело всю его вековую даль, чтобы сердце его полюбило все события русской истории... "
Когда, почему мы утратили свою русскость и стали детей и внуков уводить эт этого нашего данного Создателем начала?

И о Сталине. Опять же в мою детскую душу запало полслевоенное
поклонение ему крестьян-фронтовиков. Их слова формировали во мне образ именно вождя.
И когда сегодня приходится говорить о нем, то на утверждение - он был жесток - говорю: " Сходи-ка шесть раз в ссылку, соверши-ка пяток побегов по сорокаградусным морозам, и ни куда-то за бугор к теплому морю, а опять к рабочим, в их революционную среду, посмотрю, каким добреньким станешь ты. Кто из нынешних оппозиционеров способен на это, Жириновский, Зюганов? То-то же".
Действует неотразимо. Замолкают.

Простите, захотелось выговориться. Статья ваша позвала.
Людмила Владимирова 27.03.14 03:50

Спасибо, дорогая Лилия Ивановна, за Ваш очерк.

Как и прошлые очерки, статьи, беседы, исполненный сердечности, доброты, любви к людям. И – острого неприятия нелюдей, таивших до поры злобу, ненависть к нашему трудному, но, поистине, счастливому прошлому.
Многое, очень многое – близко мне, хоть я и немного моложе. И мои родные, претерпевшие немало несправедливостей, не таили зла, умели не только понять, но принять всем сердцем, всей душою «трудности роста» своей единственной земли, своего народа. Служили им бескорыстно верой и правдою, ушли, не скопив никаких материальных благ. Превыше всего ценили честь и достоинство Русского человека. И – знания, книги.

В одном из своих рассказов в начале 90-х я писала, вспоминая самое дорогое семейное приобретение, желанный подарок мне, «книгоглотательнице», – книжный шкаф:

«Как сладостно перетирать книжки, расставлять их, поселяя в такой прекрасный дом!
"Книжкин дом", каким же крохотным ты станешь после… И сегодня – "Рада бы душа в рай, да грехи не пускают"! Как их перевезти? А оставить – немыслимо. Пусть бы и могла (конечно, не смогу!) приобрести точно такие же там! Но… эти вот купил папа, эти – мама… Эта шепчет: "А помнишь?", а на той неудержавшаяся слезинка оставила след. Над этой страницей хохотала до колик и завидовала тому, кто будет читать впервые… Как их бросить? С ними – тепло, с ними – не так страшно…»

Так и не собралась Домой, родилась-то, жила в России. В 1947-м увезли родители, призванные восстанавливать порты юга, его жизнь и благоденствие.

Сегодня ещё страшнее… Но, Бог даст, «Победа будет за нами!» Пусть я и не увижу её…

С уважением, Л. Владимирова (Одесса)


 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА