Виктор Бараков 10.03.15 19:42
Марии Якушевой: Спасибо. Тут сразу несколько вопросов, постараюсь ответить на них, исходя из концепции Ф.М. Достоевского. Христианский социализм возможен - и только христианский. Советский был основан на песке, а не на камне веры. Рухнула идеология, рухнул и социализм. О смертной казни... И
Ф. Достоевский, и наша Церковь выступали и выступают против нее.
О формах... По словам В.Г. Распутина, наш народ "переварил коммунизм", и его формы можно использовать в будущем, но только на основах православия. В том числе прогрессивное налогообложение и бесплатное здравоохранение, образование и т.п. Насколько мне известно, Церковь обращалась к властям с подобными просьбами, но ответа не получила. С монархией сложнее. Достоевский считал, что монархия как установленная Богом и Церковью власть обязана строить общество на принципах справедливости. Сейчас об этом говорить сложнее, да и в церкви отношение к монархии разное..
Виктор Бараков 10.03.15 11:44
Николаю: Диагноз Достоевский поставил не героям, а человеку. Он шел вослед Евангелию, в котором говорится, что нет ни одного безгрешного человека, все грешные, все до одного. Спастись можно только любовью, держась за Церковь как за спасательный круг.
Николай 10.03.15 10:55
В литературном человеке Достоевского могут быть два идеала. И в читателе могут, но как диагноз.
Мария Якушева 10.03.15 08:30
Спасибо за статью - заставляете думать.
Разрешите только вопрос "по касательной"? Из вашей статьи следует (или мне так показалось) что "христианский социализм" возможен только в душах, как Царство Божие, а не в земных ограничительных законах.
Т.е. казнь (пусть и несостоявшаяся) людей, недовольных неравенством - это нормально, даже хорошо (потому что поспособствовала вызреванию убеждений у писателя), и расстрел у Белого дома в 1993 году - оправдан, а например введение прогрессивного налогообложения и бесплатное здравоохранение - без этого мы как-нибудь обойдемся?
Я только одного не могу понять, где в Евангелии записано, что монархия и охлократия - от Бога, а равенство (земное), справедливость в распределении земных богатств (недр, лесов, полей) - невозможно, вернее возможно, но только в идеале, в душе, под подушкой?
Виктор Бараков 10.03.15 00:17
Николаю: В человеке - могут (смотрите монолог Дм. Карамазова). В том-то и дело, что Достоевский открыл в человеческой душе (вслед за Св. Отцами, тем же Святит. Тихоном Задонским) двойственность (начиная с "Двойника"). Большинство его героев страдают от этого противоречия. Для самого Ф.М. Достоевского как верующего человека, как и для Вас, как и для меня - подлинный идеал, конечно, идеал Мадонны с младенцем Христом. В тексте статьи об этом говорится: "И противостоит всему этому настоящий идеал, идеал Мадонны – любовь", "И во всех трех романах мы сталкиваемся с прямо противоположными идеалами: идеалом Содомским и идеалом Мадонны". Но и мы повреждены первородным грехом, и мы не застрахованы от ошибок и падений. Тем более драматична судьба большинства, связанного с Матерью-Церковью либо слабо, либо формально. Впрочем, надежда на спасение есть у всех - в настоящей любви. Пафос произведений великого писателя именно в этом.
Николай 9.03.15 22:59
Разве могут существовать два идеала, профессор? Иисус — идеал. Лже-Иисус или Сатана — это тоже идеал или всё-таки лже - идеал?
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА