Александр Щербаков | 13.04.16 10:13 |
Горжусь, что откликнулись такие столпы русской словесности. Поклон вам, мужики! Михаилу, двинскому любомудру и сказителю, за его замечание насчёт "связывания" героини с Русью, к которому стоит прислушаться. А Николаю, лучшему пииту Западной Сибири (Восточную я уж по скромности оставлю за собой) - за интересный вариант образа героини. Думаю, коллега, Ваша бабушка пела о своей "конкретной" Растатурихе по имени Сентетюриха. Что тоже неплохо зучало. По поводу же перелёта частушки...Да, они крылатые, хорошие песни, строки, мелодии. Помнится, молодым журналистом приехал в Венгрию, на о. Балатон.Поселился в нумер, "хотель", второй этаж. Загранка, мля. Всему дивлюсь. Но более всего удивило. что вдруг на первом этаже, в ресторане, ударили трубы, скрипки и тулумбасы разбитную мелодию, до боли знакомую мне, по нашей деревне, по тем же бригадным гулянкам: "Пусть говорят, что я ведра починяю, Пусть говорят, что я дорого беру, Пусть говорят, что я вечная пьяница, пусть говорят, что я многих люблю..." Как она прилетела с Енисея на Балатон? Но ведь прилетела.... Здоровья вам и успехов, братья! |
Николай Денисов | 12.04.16 11:27 |
Все так! А вот в нашей местности (село мое Окунёво на самом юге Тюменской области) эта частушка звучала с другим именем:
Сентетюриха телегу продала, На телегу балалайку завела. Балалаечка наигрывает, Сентетюриха наплясывает. Больно хорошо её выдавала моя тетка Анна на деревенских гулянках. Конечно, среди других частушек и припевок. Сентетюрих у нас и близко не было. Потому ОНА осталась в памяти неким загадочным персонажем. Впрочем тетка моя была мастерица переделывать неудобные ей слова на свой манер. Мотороллер, к примеру, называла грубероидом. Так было ей удобно! И все же интересно сейчас: как попала эта частушка в село моего детства? Или к Вам её, Александр Илларионович, занесли от нас?! Далеконько мы в Сибири друг от друга! |
Михаил Попов (Архангельск) | 11.04.16 21:14 |
Правдивый образ, Александр Илларионович, - что и говорить. Всякий, кто родился в деревне, или живал-гостевал на селе, наверняка, встречал подобную Растатуриху.
Но вот связывать её с образом Руси-матушки, тем более матери Родины, по-моему, не надо. Особенно в нынешние времена. Толкователи-заушатели, тыча пальцем на её наготу и нищету, мигом подхватят, дескать, сама виновата. Но она ведь не растрясла свои богатства, наша Родина-Мать. Её обобрали. Шулера всех мастей, менялы да барыги, залётные разбойники с засапожными ножами - несть им числа, этим разноформатным жуликам, прохиндеям и предателям, кои по-прежнему у кормила... Можно ли сыскать олицетворение Матери-Родины в современной жизни? Не знаю. Возможно, таковое осталось только в прошлом. В образах героинь русской классической прозы, произведений писателей-деревенщиков, наших с Вами бабушек... Увы! |