| Страница: 1 2 Все |
| Александр Чашев | 3.05.16 16:21 |
| Можаеву. Буду признателен, если дадите ссылки на документальные или художественные сочинения и фильмы, в которых говорится о приведённых мной «вещах».
Не все раскольники почитали иконы. Не признавали их староверы-землепоклонники и другие толки, поклонявшиеся Матери-Сырой Земле. Кстати, молиться на бумажные иконы запрещено всем староверам. Впрочем, и это вещи известные. Как известны и многочисленные факты взаимного истребления, уничтожения храмов и образов почитателями икон из разных русских княжеств, или осенённые образами бунты, восстания, революции и гражданские войны с участием православных с двух сторон. Что касается моей бабушки, то в монастыре она трудилась, получала тычки и зуботычины, стояла ночами голыми коленками на острых камнях, вицей бывала бита и мечтала об одном – выспаться бы. Любовь к христианским иконам и молитвам можно привить, но и отвратить от них тоже можно. Кроме того, бабушку выдали замуж за молодого большевика. Об этом говорю в следующем рассказе («Жданные») цикла. Опубликован он на сайте РП. Разумеется, икон в доме начальствующий большевик, к тому же из семьи потомственных знахарей позволить не мог. Да и во многих ли домах они имелись в те времена? А ныне? |
| АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ | 3.05.16 09:43 |
| Чашеву Всё что вы привели вещи известные и говорить о них ПРИНЯТО. Кроме того староверами были люди известные в России это и Лесков, и Мельников-Печорский, и Мамин-Сибиряк... и крупнейшие предприниматели, - Мамонтов, Морозов... и многие, многие другие, но к вашему рассказу они не имеют никакого отношения, потому что все эти "раскольники" почитали иконы. Вот почему ваша бабушка отреклась от них, осталось непонятным, потому она и вызывает недоверие. |
| Александр Чашев | 2.05.16 22:30 |
| Анне. На север бежали и противники «греческой религии». Так именовалось пришедшее из Византии вероучение, получившее затем название «правоверная вера христианская и лишь в семнадцатом веке ставшее православным христианством. Потому и двоеверие на севере ощущалось как нигде сильно. И раскол здесь имел огромные масштабы. О Соловецком восстании 1667-1676 годов, когда монахи не молились за царя и девять лет успешно оборонялись от царских войск, ныне говорить не принято. После него появилось множество поповских и беспоповских толков. Государство основным методом борьбы с инакомыслящими избрало террор. Не помогли жестокие репрессии конца семнадцатого века, число старообрядцев множилось. Пётр Первый подошёл к решению этого вопроса с экономической стороны. После переписи все раскольники были обложены двойной податью. Отсюда появилось народное прозвище старообрядцев – «двоедане». Установил он множество других ограничений и жестокие наказания за их нарушения.
И они возымели действие. Возвращались люди из раскола в лоно государственной церкви. Вот только оставались при этом многие из них тайными приверженцами старообрядчества. В начале двадцатого века об этом с горечью писал священник Куростровской церкви Грандилевский: «Действительно, записных и тайных раскольников церковные документы указывают на родине Ломоносова очень незначительное количество, духом же раскола проникнуты решительно все, причём не составляют исключения даже все личности искренне православные». Коснулся раскол и семьи Ломоносовых. Русский поэт и сановник К.К.Случевский, сопровождавший великого князя Владимира Александровича в поездке по северу России в 1884-1885 годах, по этому поводу пишет: «Бурливы как волны Северного моря были судьбы Ломоносова; по образцу прибрежных скал, окаймляющих Мурман, сложились его мощные, упрямые воззрения; мальчишка-помор, еще подростком побывал он и в расколе, широко раскинувшемся по тогдашнему северу, так как отец его, Василий Дорофеев, был раскольником». И об этом ныне говорить не принято. Грустно. |
| АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ | 2.05.16 21:47 |
| Вообще странные вещи происходят!!! Каждому почему-то хочется, чтоб его здесь непременно только хвалили, только восхищались его творениями, но стоит только заговорить серьёзно о прочитанном, задать автору неудобный вопрос, тут уж держись!... Обязательно найдутся "доброжелатели", которые выставят тебя дураком. А главное, досадно за некоторых авторов, которые давно уж поверили своим "доброжелателям" и утратив способность размышлять на неудобную тему, показывают лишь свою глупость и спесь. Смешно ей Богу! Всем всего доброго и успехов! |
| Александр Чашев | 2.05.16 21:36 |
| Можаеву. Чем старше становлюсь, тем меньше хочется выяснять отношения. Обиды выдумываются умом. Давно осознал - быть понятым невозможно, как ни старайся. У другого человека своя картина мира, свой опыт жизни, своя вселенная. И в его версии прошлого Руси-России всё может быть даже очень лучезарным. Разумеется, в этой благостной истории не было тысяч лет православного язычества, давшего нам величайшее богатство – русский язык, других, наряду с христианским, миров, двоеверия, раскола, бунтов, восстаний и революций.
Нет, не была сусально-елейной наша история. Два десятка лет работы в архивах убедили меня в этом на многочисленных примерах и фактах. Обо всех сторонах жизни предков надо честно говорить. Из прошлого родом настоящее и будущее. На обмане семья может существовать, да только не семья это. Возможно, и страна, живущая с искажённой историей, всего лишь государство? В небольшом рассказе не счёл нужным приводить негативные детали пребывания в монастыре моей бабушки - трудницы из сирот. Ныне ведь действует статья УК, предусматривающая наказание за оскорбление чувств верующих. Чувства думающих кодексы не защищают. |
| АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ | 2.05.16 21:30 |
| Анне. Ах какая вы умная!!!.... Куда уж до вас.... |
| Евгений | 2.05.16 18:32 |
| Куда делся мой комментарий? - Повторить? |
| Анна | 2.05.16 16:28 |
| Странно, что надо еще кому-то объяснять, что на севере было много старообрядцев разного толка, в том числе и даже безпоповцев.
Лотман написал толстую книгу толкования разных сцен из "Евгения Онегина" Пушкина. Очень полезное и нужное чтение. Но и без Лотмана уровня общей культуры нам хватало когда-то, чтобы мы Пушкина читали и всё понимали без комментариев. И если Чашева не понял один Можаев, то это его проблема. |
| АЛЕКСАНДР Можаев | 2.05.16 09:12 |
| Чашеву Мне кажется вы зря обиделись. Ведь дороги к Творцу в рассказе не прослеживается. Трепетное почитание икон - тысячелетняя традиция русского народа. Отношения к Образам человека верующего особое и живёт оно слава Богу по сей день. А неубедительна ваша бабушка по одной лишь причине, вы мне, как читателю не показали почему, по какой причине ваша бабушка отреклась от тысячелетнего уклада русской жизни, почему отреклась от икон (собственно в этом весь запев рассказа) . |
| Наташа Мяусова | 2.05.16 07:56 |
| Вот странно, кому-то образ бабушки кажется неубедительным, а мне - наоборот.
и почему-то вспоминается рассказ Л.Толстого "Три старца" |
| Александр Чашев | 1.05.16 21:55 |
| ПЕТРУ БОЙЧЕНКО
Вы правы – «для постижения тайны живого русского языка» написан этот вариант рассказа из цикла «Заотнё». Есть другой, переведённый на современный язык. Некоторые рассказы из цикла опубликованы недавно на сайте РП. В них вспоминаю свою бабушку, родных и близких, говоривших на древнем русском языке, когда-то звучавшем на огромных пространствах России. И все они верили в Бога. По-разному. Мой прадед Степан Андреевич Прокшин расстрелян в 1938 году за спасение икон из разрушаемого храма. Моя мама из рода староверов «поморского толка», гонимых и в «славные» царские времена. Советская власть пустила огромную семью по миру, но веру отнять не сумела. Дед-большевик по отцу занимался раскулачиванием. И ни от кого из предков я не отрекаюсь. Все они были русскими людьми. |
| Александр Чашев | 1.05.16 21:54 |
| АЛЕКСАНДРУ МОЖАЕВУ.
К Богу ведёт множество дорог. И все они дороги Творцу. Так мне кажется. Что касается поступающей «не по-русски» старушки, то автор в цикле «Заотнё» и в этом рассказе писал о своей любимой бабушке. Был в её жизни монастырь и последующая жизнь с Богом и без икон. Впрочем, убеждать человека категоричного, всё знающего, дело безполезное. Оставайтесь в своём мнении. |
| Александр Чашев | 1.05.16 21:53 |
| НИНЕ БОЙКО, ЮРИЮ ГУМАНИСТУ, ТАТЬЯНЕ, ТАТЬЯНЕ СЕРГЕЕВОЙ.
Душевно благодарю за добрые отклики! С праздниками! |
| АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ | 1.05.16 18:08 |
| Бойченко Я тоже против, чтоб старух придумывать. Поэтому рассказ мне видится надуманным и не убедительным... |
| Татьяна Сергеева | 1.05.16 16:26 |
|
Рассказ возвращает нас к истокам Веры нашей, духовной искренности.Сердце трепещет от слов Твоих, Господи. Спасибо автору. Настоящий пасхальный подарок. Творческих успехов. |
| Петр Бойченко | 30.04.16 11:11 |
| Можаеву
Конечно, роман на диалекте не напишешь, а вот рассказец можно себе позволить. Чтобы подержали мы его, как конфету во рту. Для постижения тайны живого русского языка - очень полезное чтение! И категорически не согласен я с тем, чтобы старух выдумывать под общую правильную гребенку. В старухе Чашева тоже тайна души и жизни. Тем более, наш север жил в своих закутках, как Бог даст, а не на виду у центров русской цивилизации. И потому сам являет собою особый тип уклада русской жизни. А вот наш юг всегда был проходным двором. Но ведь тоже казачий уклад, в том числе и религиозный, во времена Шолохова еще сохранял некую свою особистость. Так что, зря Вы, писатель, судите о прозе, как парторг. |
| АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ | 30.04.16 09:04 |
| Сохранение исконного языка - первостепенная задача литературы. Но не должно быть и переборов, чтоб читатель мог обходиться без словаря. Слова должны жить в тексте органично и не требовать перевода. А теперь о самом главном: Что ж это за старушка такая, которая и в монастыре воспитывалась и в Бога верит, а Образов в доме не держит?!! Не по русски это... |
| Татьяна | 29.04.16 19:13 |
| С интересом прочла Ваш рассказ и перевод не понадобился, на душу легло тепло от его светлой сути |
| Юрий Гуманист | 28.04.16 22:01 |
| Особенно хороша светлая вера. |
| Нина БОЙКО | 28.04.16 19:44 |
| Хорошо-то как на душе от Вашей бабушки, от её чудной, забытой теперь уже, речи, от её светлой веры. |