Игорь Смирнов 21.05.16 14:56
Личная ответственность понимается нами по-разному. С одной стороны, многим кажется, что спасая свою душу, надо смириться со всеми мерзостями мира сего, всем злым простить их зло, и блюсти в чистоте только душу свою. С другой стороны, кому-то может показаться, что душа, прощающая зло, является соучастницей зла.
Эта двоичность уходит корнями в историю христианской Церкви, которая в своих катакомбах воспринимала рабов и господ как равных друг другу братьев и сестер, а став государственной религией, вынуждена была примиряться с рабством.
На самом же деле если я прощаю своего личного обидчика, то, тем самым, я не умножаю зло, являю пример милосердия. Если же я прощаю власти её преступления против нравственности (воровство, причинение людям страдания и т.д.), то в этом случае душу свою спасти - все равно, что, спасая свой живот, бежать с поля битвы.
Например, если в детском доме воспитательница уличит директора в воровстве, а директор её уволит, то мы сомневаться не будем в том, что воспитательница пострадала за правду. А если верующий человек уличит в воровстве государственную власть, то мы ему скажем, что у него нет смирения, что он не о спасении своё души думает, а погружается в мирское зло.
Но в таком случае получится, что в мирской жизни наш нравственный порог выше, чем в деле спасения своей души.
И Сэда Вермишева, считающая, что "недостаточно знает" тонкости теологии, согласиться с тем, что преподобный Серафим, не зарубив топором своих обидчиков, спас свою душу, а преподобный Феодор Санаксарский, начавший бы молиться вместо того, чтобы защищать своих братьев дрекольем, свою душу не спас бы.
А всё остальное от лукавого.
СэдаВермишева 19.05.16 09:13
Доброе утро, уважаемая Марина! Я ни в коем случае не могу позволить себе вступать в дискуссию, тем более в полемику по всем затронутым вопросам, просто потому, что недостаточна мх знаю.
Но я вижу, как тема прощения из духовной сферы перетекает в гражданские сферы, .где полным ходом продолжается разграбление страны и уничтожение ее субъектности под прикрытием возрождения православия и патриотизма, в частности актуализации идеи прощения и пр..
В противовес стоило бы актуализировать другие постулаты,, отвечающие интересом всего общества, а не отдельной прослойки.
С уважением С. Вермишева
Марина Маслова 18.05.16 18:50
Уважаемая Сэда Константиновна, не буду спорить, что власти земной всегда удобнее смиренные рабы, но это проблема духовной ответственности самой власти, каждого из тех, кто эту власть имеет или представляет.
Христианин прощает, не оглядываясь на власть, а только потому, что так заповедал Бог, Который словами апостола Павла сказал: Мне отмщение, и Азъ воздам! (Рим. 12:19).
А если это не утешает, можно вспомнить и продолжение, уже по-русски, чтобы всем было понятно: У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них (Второзаконие, 32:35).
Христианину обычно достаточно слов Господа, чтобы утешиться и не искать своей правоты. Но это личностный уровень. Преподобный Серафим, имея за поясом топор, позволил избить себя едва ли не до смерти. Однако он не призывал других вести себя точно так же, а только умолял нас "стяжать дух мирен". Преподобный Феодор Санаксарский призывал монахов защищать свою обитель даже дрекольми, т.е. дубинами, напоминая им заповедь Бога о любви к ближнему, за которого не зазорно положить душу свою.
Так что проблему прощения и воздаяния христианин не рассматривает вне Промысла Божия и не выносит её за предел своей личной ответственности.
Если Вы предлагаете больше не рассуждать о прощении, чтобы кто-то не употребил эту тему нам во вред, тогда придётся сказать то же самое о Библии, которую тоже многие известные человечеству люди употребили во вред. Если мы выходим за пределы личной ответственности каждого перед Богом, неизбежно приходим в тупик.
Простите, что я позволила себе эти суждения в ответ на Ваш комментарий. Они тоже адресованы не Вам, а тем, кто ещё не сформировал отчётливо свою жизненную позицию. Например, некоторым из моих воспитанников (они читают этот сайт). Поэтому абсолютно естественно мне было обратиться к опыту христианской жизни, а не к общественно-политическим стратегиям.
С уважением, Маслова М.И.
СэдаВермишева 18.05.16 11:38
Не привязываю свой комментарий к конкретному тексту. Исхожу из того, что тема прощения затмила тему искупления, тему воздаяния. Не слишком ли удобно для власти пествование идеи прощения в ущерб теме возмездия, наказания, не слишком ли темя прощения ( повторюсь, - не имею ввиду текст данной статьи)затмила тему вины .Ведь безосновательное прощение - это поощрение зла, потакание ему. Не от безнаказанности ли, воспевания прощения зло разрослось и заполонило нашу жизнь?.
Валентина Коркина 17.05.16 16:34
Спасибо, дорогая Марина Ивановна, за дополнительные подробности жизни Владимира и Рогнеды! Я писала стихотворение, руководствуясь интуицией, не зная, в отличие от Вас, многих обстоятельств их взаимоотношений.
Ещё раз благодарю Вас за внимание к моему творчеству, за Вашу аналитическую статью, благодаря которой я получила немало новых для себя исторических сведений и фактов из личной жизни Владимира и Рогнеды!
Успехов и счастья Вам!
Марина Маслова 16.05.16 17:04
Благодарю и Вас, уважаемый Михаил Николаевич, что наконец-то перешли со мной на "ты", так мне как-то теплее. Спасибо за твёрдую поддержку в трудные минуты. Слава Богу за всё!
Марина Маслова 16.05.16 16:52
Спасибо, Валентина Михайловна, за Ваши пожелания!
Вы хвалите мои исторические познания, а между тем я всё-таки упустила один важный момент толкования Вашего текста. Вы с женским сочувствием призываете к прощению Рогнеду, а я пишу о прощении Рогнеды самим Владимиром, подразумевая, что читатель и без меня знает, о чём речь. Но раз уж эта история слегка забыта нами, дерзну всё-таки объяснить хотя бы здесь, в комментарии. Рогнеда , не стерпев унижения и обиды, когда у князя появились новые наложницы, замыслила его убить прямо в супружеской постели, но Владимир внезапно проснулся, почувствовав занесённый над ним нож. За это он должен был убить Рогнеду, таковы были законы. Он дал ей время приготовиться к смерти. Когда вернулся в опочивальню с мечом, там его встретил малолетний сын, и в его присутствии князь не смог осуществить казнь преступницы. Он простил Рогнеду и вместе с сыном выслал из своего княжества. Таким образом, Рогнеда должна его уже не "прощать", а благодарить. Но это если смотреть в исторической перспективе. А в личностном плане, конечно же, всё сложнее. Нам очевидно, что прощения не было до покушения на жизнь князя, раз уж так хотелось Рогнеде отомстить своему обидчику. Но после прощения её самой Владимиром она уже не могла поставить князю в вину прежнюю его жестокость. Теперь совесть требовала от неё ответного жеста прощения. Судя по содержанию стихов, вот об этом периоде мучительной борьбы с собой и идёт речь.
К сожалению, в статье эти нюансы я упустила, боясь нагромождения исторических подробностей. Так что благодарю Вас и всех прочитавших эту статью за снисходительность к автору.
И ещё хочу поблагодарить Вас, Валентина Михайловна, за светлые минуты творческой увлечённости в моменты работы над статьёй - ведь это Ваши стихи явились тому причиной и поводом!
еськов 16.05.16 15:00
Как всегда, Марина Ивановна сияет дивным светом познания. Какая радость видеть её открытия наших произведений!
Кстати, 9 мая у неё был День Рождения.
Храни тебя Господь, дорогой человек!
Михаил Еськов
Валентина Коркина 15.05.16 23:04
Дорогая Марина Ивановна!
От всей души благодарю Вас за такую глубокую философскую статью о моём стихотворении "Прости Владимира, Рогнеда!" Я потрясена и восхищена Вашими обширными познаниями истории, удивительно тонким, ясным пониманием авторского замысла стихотворения и его художественно-поэтического воплощения. О таком обширном анализе моего небольшого по размеру литературного труда я не смела даже мечтать. Примите мою глубочайшую признательность за Вашу работу.
Желаю Вам вдохновения и успехов в творчестве, благополучия, радости и счастья в жизни!
Храни Вас Бог!
Сергей 15.05.16 22:35
"Плач о грехах" - это извечный наш плач, но произнесённый поэтическим прозрением Валентины Коркиной - это ещё и акт
возвышение души. И замечательно, что Марина Маслова об этом так ясно и горячо говорит и это раскрывает, словно разворачивает перед нами страницы книги, которая не истлевает в веках.
Ольга Сумина 15.05.16 15:26
Спасибо, получила заряд духовной энергии и пищу для ума!
Кажется, постепенно начинает зарастать брешь, пробитая перестройкой (вернее, переворотом) в отечественной философской и филологической мысли.
Эта статья - пример подлинного глубокомыслия и созерцания мира духовными очами.
Я, конечно, устыдилась своей неграмотности и незнания истории, но и возрадовалась тому, что не пересохла в нашей растерзанной временщиками стране река, текущая "в жизнь вечную".
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА