Екатерина Пионт 18.11.16 15:47

Хочется тоже процитировать Фёдора Михайловича Достоевского:

"Когда у нас все наши русские люди узнают о том, что мы сильны, тогда мы и добьемся того, что воевать уже не будем, тогда в нас уверуют...
Но для того надобно, чтобы мы прежде ихнего открыли сами себя и чтоб интеллигенция наша поняла, что ей нельзя уже более разъединяться и разрывать с народом своим..."
(Ф. Достоевский "ДНЕВНИКИ ПИСАТЕЛЯ)

Спасибо, Станислав, Вам за статью.
Кнарик Хартавакян 18.11.16 11:12

Благодарю Станислава Сливко за насыщенную важнейшими мыслями и сведениями статью и читателей - за ценные комментарии и цитаты из произведений и «Дневнике писателя» Достоевского. Спасибо Вам большое, уважаемые Людмила Владимирова и Мария Якушева. Есть и у меня отдельные издания и девятитомник Ф. М. Достоевского, но признаться, весь не прочитан ещё. А тут всё самое нужное на сей день выделили и выложили перед читателями сайта!

Автор же статьи настолько ёмко вместил в ней всё актуальное, настолько последовательно и доказательно изложил задуманное, обогащая не всем известными фактами и высказываниями, что соглашаешься со всеми его сопоставлениями и выводами. Тем более, если являешься единомышленником.
Вы верно заключили, уважаемый Станислав: Нынешняя, навязанная России извне и своими олигархами "система ценностей "не переваривает" Достоевского априори. Ведь его творчество антибуржуазно по своей сути, как и вся русская классика. "

Спасибо большое также и Елене Игоревне и Николаю Ивановичу - за публикацию ценной статьи.

с уважением и почтением

Светлана Демченко 13.11.16 13:33
Ф.М.Достоевский по-прежнему остаётся "заключённым в наших сердцах", кто бы и как не старался забыть его имя. Устами своих героев он дарил свою любовь людям и надеялся на взаимность: " «зачем нам и делаться дурными, не правда ли, господа? Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг об друге. <…> Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы <…> Все вы, господа, милы мне отныне, всех вас заключу в моё сердце, а вас прошу заключить и меня в ваше сердце!».
Спасибо за статью.
С уважением, Светлана Демченко
Леонид Цигельник 13.11.16 00:40
Русским писателям, заразившимся клиповым мышлением, призывающим заниматься литературой, а не политикой (даже Дворцов: "Потому в который раз повторю дорогим моему сердцу Дорошенкам: поменьше бы политики, поболее бы культуры!" и др.), очень полезны инъекции цитатами из великого Достоевского, произведенные Владимировой и Якушевой.
Оказывается, писатель, ставший для всего мира смысловым символом русской цивилизации, не брезговал писать политический "Дневник" при всем том, что издатели стояли к нему в очередь с долговыми исками по его обязательствам к сроку написать очередной роман.
Фет тоже гениальный русский поэт, но нынешние чубайсы со своими животными инстинктами не рвут его на кусочки как видового врага вместе с Россией потому, что Фет о себе не скажает:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье, -
а если скажет, то в жанре услаждения даже и для чубайсового слуха, так что макаки чубайсы теперь из Фета делают себе пудру и губную помаду, чтобы на род человеческий быть похожими.
Читатйте дневники Блока, "Окаянные дни" Бунина, письма Сталину Шолохова, статьи Леонова. Русская литература не гнушалась не полагаться на ленивых и неумных уборщиц, сама брала веник в руки и наводила порядок в своей стране.
Вот, представляю себе весь наш литературный иконостас - от Пушкина и Достоевского до нынешних наших талантов. Как бы отреагировали они, русские духовные стражи, русские засечные рубежи, на предложение слепить из русских, татар и аварцев единую "российскую нацию"? При том, что Гамзатов велик, потому что он дагестанец, при том, что каждая культура сама в себе - жемчужина, при том, что если чудесный торт смещать с чудесным борщем, то полученную смесь можно вылить на помойку?
Получилось бы, что от Пушкина до Распутина всё, что сияет талантом, отреагировало бы бурно, а из всех, кто далее, далее вяловато проснутся лишь единицы.
Мария Якушева 12.11.16 23:35
Благодарю за статью и комментарии: очень насущно.
Людмилу Владимирову - за цитаты важные и кстати скомпонованные.
Хочется и мне привести одно место из "Братьев Карамазовых":

"– Позвольте мне сообщить вам один маленький анекдот, господа, – внушительно и с каким-то особенно осанистым видом проговорил вдруг Миусов. – В Париже, уже несколько лет тому, вскоре после декабрьского переворота, мне пришлось однажды, делая по знакомству визит одному очень-очень важному и управляющему тогда лицу, повстречать у него одного прелюбопытнейшего господина. Был этот индивидуум не то что сыщиком, а в роде управляющего целою командой политических сыщиков, – в своем роде довольно влиятельная должность. Придравшись к случаю, я, из чрезвычайного любопытства, разговорился с ним; а так как он принят был не по знакомству, а как подчиненный чиновник, пришедший с известного рода рапортом, то, видя с своей стороны, как я принят у его начальника, он удостоил меня некоторою откровенностию, – ну, разумеется в известной степени, то-есть скорее был вежлив, чем откровенен, именно как французы умеют быть вежливыми, тем более, что видел во мне иностранца. Но я его очень понял. Тема шла о социалистах-революционерах, которых тогда между прочим преследовали. Опуская главную суть разговора, приведу лишь одно любопытнейшее замечание, которое у этого господчика вдруг вырвалось: "мы, – сказал он, – собственно этих всех социалистов–анархистов, безбожников и революционеров, не очень-то и опасаемся; мы за ними следим, и ходы их нам известны. Но есть из них, хотя и немного, несколько особенных людей: это в Бога верующие и христиане, а в то же время и социалисты. Вот этих-то мы больше всех опасаемся, это страшный народ! Социалист-христианин страшнее социалиста-безбожника". Слова эти и тогда меня поразили, но теперь у вас, господа, они мне как-то вдруг припомнились..."
Людмила Владимирова 12.11.16 23:14

Спасибо за перепечатку хорошей, нужной статьи Станислава Сливко.

Позвольте немного добавить, ограничившись лишь отдельными положениями из самой последней записи в «Дневнике писателя» (январь 1881). Считаю её Завещанием Ф.М. Достоевского и нам, нынешним, которое, конечно же, не по нраву власть имущим, отчего они и «похерили», по сути, эту значительную дату.
Кстати, это закавыченное, для кого-то, м.б., неблагозвучное словцо, использовал Федор Михайлович и в этой записи, отвечая оппонентам, чересчур озабоченным «текущим моментом», в частности, финансовым: «О, на это всё тот же вопрос: куда ж девать текущее-то, – не похерить же его как несуществующее? Я и не говорю: похерить; знаю сам, что существующее нельзя сделать несуществующим, – но знаете, господа, иногда и можно.»

Улыбаюсь, как и тогда, в 1999-м, прочитав в приобретенном в Музее Достоевского в Петербурге репринтном издании 1992 года. А потом – и в неоднократно читаемом (и цитируемом мною) полном издании: последний экземпляр всё-таки выбегала и застигла в магазине «Гиппократ» 4 июня 2003 года!..

О, столичные «шалуны» сегодня, м.б., более, чем тогда, с «нелепым, ядовитым и преступным, доходящим до пены у рта, до клеветы азартом» препираются «за свои заветные идеи, и именно за те, которые в высшей степени не похожи на склад русского народного миросозерцания, на священнейшие чаяния и верования народные! Ведь такому барину, такому белоручке, чтоб соединиться с землею, воняющею зипуном и лаптем, – чем надо поступиться, какими святейшими для него книжками и европейскими убеждениями? Не поступится он, ибо брезглив к народу и высокомерен к земле Русской уже невольно. "Мы, дескать, только одни и можем совет сказать, – скажут они, – а те, остальные (то есть вся-то земля), пусть и тем довольны будут пока, что мы, образуя их, будем их постепенно возносить до себя и научим народ его правам и обязанностям»!
И завели-таки для народа «у себя говорильню». И – ни «спокойствия в умах» («без духовного спокойствия никакого не будет»), ни «Труда и сознания, что лишь трудом "спасен будеши"», ни «Чувства долга»... Зато есть: «"Чем хуже, тем лучше, – говорит он, – но это ведь только для других, для всех, а самому-то мне пусть будет как можно лучше", – вот ведь как он разумеет свою философию. Аппетит же у него волчий.»
«Они слишком поняли, что в моде либерализм и что на нем можно выехать. Кто их не видывал: либерал всесветный, атеист дешевый, над народом величается своим просвещением в пятак цены! Он самое пошлое из всех пошлых проявлений нашего лжелиберализма, но все-таки у него неутолимо развит аппетит, а потому он опасен. Вот такие-то первые и примыкают прежде всего ко всякой идее о ПЕРЕСАДКАХ ИЗВНЕ для механического врачевания, группируются и составляют толпу...» (выделено мною –Л.В.)

«Оздоровление корней» – насущнейшая задача! И – «Ну что, если б, например, Петербург согласился вдруг, каким-нибудь чудом, сбавить своего высокомерия во взгляде своем на Россию, – о, каким бы славным и здоровым первым шагом послужило бы это к "оздоровлению корней"! Ибо что же Петербург, – он ведь дошел до того, что решительно считает себя всей Россией, и это от поколения к поколению идет нарастая.» «Но Петербург совсем не Россия.» И «море-океан», «море необъятное и глубочайшее» – Россия – «живет своеобразно, с каждым поколением всё более и более духовно отделяясь от Петербурга.» «Танцуя и лоща паркеты, создаются в Петербурге будущие сыны отечества, а "чернорабочие крысы" <…> изучают отечество в канцеляриях и, разумеется, чему-то научаются, но не России, а совсем иному, подчас очень странному. Это что-то иное и странное России и навязывают.»

Тогда – в Петербурге, стольном граде, нынче и, увы, – в Москве... И сегодняшние – того пуще! Они ведь обучались в «забугорных заведениях» – чикагские мальчики! И деток своих там же натаскивают...

Предупреждает Федор Михайлович: «Но, чтобы избегнуть великих и грядущих недоразумений, о, как бы желательно было, <…> чтобы Петербург, хотя бы в лучших-то представителях своих, сбавил хоть капельку своего высокомерия во взгляде своем на Россию! Проникновения бы капельку больше, понимания, смирения перед великой землей Русской, перед морем-океаном, – вот бы чего надо.»
Признает: народ – «первый самый главный корень», и «духовное оздоровление этого великого корня, который есть начало всему», – главная задача. «Да, он духовно болен, о, не смертельно: главная, мощная сердцевина его души здорова, но все-таки болезнь жестока.» Достоевский называет её: «"Жажда правды, но неутоленная". Ищет народ правды и выхода к ней беспрерывно и всё не находит.»

Страшный рецидив этой болезни переживаем нынче. И, опуская многое, весьма существенное, подчеркну лишь мысли Федора Михайловича о «русском социализме» – «цель и исход которого всенародная и вселенская Церковь, осуществленная на земле, поколику земля может вместить ее. Я говорю про неустанную жажду в народе русском, всегда в нем присущую, великого, всеобщего, всенародного, всебратского единения во имя Христово. И если нет еще этого единения, если не созижделась еще Церковь вполне, уже не в молитве одной, а на деле, то все-таки инстинкт этой Церкви и неустанная жажда ее, иной раз даже почти бессознательная, в сердце многомиллионного народа нашего несомненно присутствуют. Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь в конце концов ВСЕСВЕТНЫМ ЕДИНЕНИЕМ ВО ИМЯ ХРИСТОВО. Вот наш русский социализм! Вот над присутствием в народе русском этой высшей единительно – "Церковной" идеи вы и смеетесь, господа европейцы наши.»

Сегодня не только смеются, но очередной целью своей поставили уничтожение Православия.

Писал Достоевский, что, поскольку народ русский «никогда таким не сделается, каким бы его хотели видеть наши умники, а останется самим собою, то и предвидится в будущем неминуемое и опасное столкновение». И хотя – «Ужиться народ русский со всяким может, ибо много видал видов, многое заметил и запомнил в долгую, тяжелую жизнь свою двух последних веков. <…> Но ужиться, и даже любовно ужиться с человеком – дело одно, а СВОИМ человеком признать его – это совсем уже другое.» (выделено автором – Л.В.)

ЧУЖИЕ вершат судьбы наши, ведут снова к «неминуемому и опасному столкновению»! И как же необходимо нам неподвластное не только «чубайсам», но – Времени! – живое Слово Фёдора Михайловича Достоевского!

...Вспомнились и строки П.В. Палиевского – крупнейшего литературоведа современности, простите, повторюсь: «Это практическое дело и призыв истории – воссоединение двух мировых идей, захвативших в разные эпохи русский народ, этих противоположностей, которые были несовместимы, – коммунизма и веры. Не для того, чтобы подменить одной другую, но чтобы сотрудничать в развитиии основных ценностей народа и противостоять силам растления, которые не раз доказывали свое умение проедать насквозь людские верхи обеих сторон» (И вот берег…, 1990).

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Александр Иванов 12.11.16 22:30
Но по той же причине сегодня запрещена на телевидении и современная русская литература, если не считать несколько её муляжей типа Прилепина и Шергунова.
У Сталина те десятки поэтов, которые блистают здесь на писательском сайте, уже были бы лауреатами госпремий.
И не приходится гадать, почему он не боялся, что в бесах Достоевского читатели узнают его, и Достоевского от читателей не прятал.
Григорий Блехман 12.11.16 20:24
Не знаю, что там "в последние три месяца" перечитывал Чубайс, но, если ему попались ещё и "Бесы", где все его друзья-приятели легко узнаваемы, и отчётливо, как на рентгеновском снимке, проявлена их суть, конечно, легко понять желание этого идеолога всех наших нынешних бед "разрезать (писателя) на куски".
Как и легко понять такую "застенчивость" власть имущих в оглашении серьёзной юбилейной даты нашего великого соотечественника.
Он же всё им про них самих давно и во всеуслышанье рассказал.

Спасибо Вам, Станислав, за такую чётко акцентированную и всё объясняющую статью о человеке, интерес к мыслям которого вот уже более полутора веков не ослабевает во всех частях земного шара.
Владимир Подлузский 12.11.16 17:56
Петербургский профессор Лев Зайцев однозначно трактовал образ князя Мышкина как образ Христа, вновь пришедшего на Землю. Известно, как Идиота встретили в тогдашнем русском обществе. Впрочем, в сегодняшнем встретили бы не лучше. Боюсь, значительно хуже. Достоевский явно провидел иную Россию, ещё более искажённую новым приступом капитализма, который, впрочем, тоже готов лихо бросить в печь не только пачку денег, но и толпу людей.
Юрий Серб 12.11.16 14:41
Современные глобалисты - это новое поколение троцкистов. Их задача - "оптимизировать" население земли и упразднить человечество, существующее в нежелательном для них виде.
ИГОРЬ 12.11.16 12:17
Лицемерие- фундамент современной жизни РФ. Статья - замечательная! Кодовое слово данной страницы отражает деятельность сайта СПР "свет".
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА