Кнарик Хартавакян 12.12.16 23:57
Спасибо Вам, уважаемый Николай. Ваша повесть не может не нравиться. Скачала, почитаю позже весь текст. Верю авторитетным мнениям и Вам, словам Вашим:"Повесть написана именно как ответ хулителям советского прошлого. Мы можем вернуть все лучшее, что было в нем"

И нельзя не верить сказанному А. Цыгановым:
"Повесть Николая Устюжанина «Мое советское детство» без идеологического нажима рисует далеко не благостную, но чрезвычайно интересную, счастливую картину того времени, времени человеческого тепла и уюта, которого нам так сейчас не хватает."

Согласна, не хватает того тепла и Света, солнца советского детства!..

с признательностью
От автора 12.12.16 18:55
Маргарита, мы говорим об одном и том же, только разными словами. Повесть написана именно как ответ хулителям советского прошлого. Мы можем вернуть все лучшее, что было в нем (как - это отдельный разговор). Справедливость и правда и есть проявление любви, а то, что власть поклоняется деньгам, презирая народ, мы это и так знаем.
Маргарита Каранова 12.12.16 17:26
Ответ Николаю Устюжанину.
Николай! В советское время любви было больше, чем сейчас,потому что справедливости было больше. Когда нас Церковь и апостолы изо всех сил призывают любить, кого они имеют ввиду в качестве объекта этой любви? Тех, кто в месяц получает миллион? А нужна ли им наша безответная любовь? А своих родных, друзей и просто хороших людей мы и без вероучения любили и любим. Что же касается преподавания основ православной культуры в школе, то это уже имеет место и в московских школах, см. ссылку http://www.pravmir.ru/roditeli-pozhalovalis-v-prokuraturu-na-propagandu-religii-v-shkole/ . Для того, чтобы у нас в стране было все хорошо, не любовь нужна (не все способны на нее даже на генном уровне), а адекватное руководство. А любовь важна не только к ближнему, но еще и к Родине, о которой Церковь не особо-то упоминает в своих проповедях, рассчитанных на обывателя.
От автора 11.12.16 22:36
Спасибо, Маргарита, Вы затронули больную тему. Эпиграфом к повести я поставил строки Глеба Горбовского: "Ведь ностальгия по любви - не ностальгия по безбожью". Эта повесть не о религии, а о любви. В советском времени было больше любви, чем сейчас, но и Бог, и "неизвестные нам апостолы" объяснили: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше". Заметьте: любовь больше веры! А тем более, идеологии... Как, на каком пути мы потеряли эту любовь? Николай Зиновьев прав: "Твердим, что верим в Бога, а Он не верит нам". Видно, форму, обряд мы принимаем за веру, а она в любви. Мы нарушили пятую заповедь: "Чти отца твоего и матерь твою..", оплевали советское прошлое, дело наших отцов и матерей (вспомните перестройку - самое позорное наше время) и получили то, что имеем сейчас. Но постепенно возвращается понимание потери. Есть надежда, что вера и любовь соединятся в нас, и строить новую Россию мы будем не только на песке идеологии, но и на камне веры. Если в нас будет любовь...
Пророчества противоречивы. Одни предсказывают гибель России, когда купола будут ломиться от золота, а веры почти не останется, другие видят Русь в зените, в духовном мировом первенстве, но все зависит от нас. Если мы были способны любить в советском детстве, то что нам мешает любить сейчас, когда мы так повзрослели в испытаниях и ошибках? За битого двух небитых дают... Только надо понимать, что, изгнав из дома дух коммунизма, мы не заполнили его подлинной верой, а только на пути к этому, вот в пустой дом и вернулся злой дух и привел с собой еще семь: наркоманию, разврат, извращения, воровство, жадность, обман, коррупцию - все то, о чем Вы говорите. Но надо не только говорить, но и действовать. Вера мертва не только без любви, но и без дел. Интуитивно чувствую, что этот рубеж приближается, он "при дверехъ".
Что касается уроков Закона Божьего в школах, то у Вас неверная информация. Изучать могут основы православной культуры, но и то по желанию родителей и факультативно, а не в обязательном порядке. С Вами я согласен не по существу, а по форме: насильственное внедрение чего бы то ни было - к добру не приведет. Хватит нам опыта государственной религии перед революцией 1917 года. Тогда тоже не хватило понимания, что Бог есть любовь.
Маргарита 11.12.16 20:31
Всё, что связано с тем временем, для нас теперь драгоценно, а здесь такой богатый материал! Замечательно, интересно, много удивительных деталей сообщает, и язык радует. Только одно "но" хотелось бы добавить. В советское время очень немногие были увлечены религиозными постулатами, мало кто читал Евангелие (впрочем, и сейчас), действующих храмов было намного меньше, однако преступность, воровство, наркомания, распущенность, извращения и другие пороки были в неизмеримо меньшем количестве. Поэтому непонятны усилия множества авторов напоминать и напоминать высказывания о любви неизвестных нам апостолов. Религия, как особое лекарство: в малой дозе может быть полезна, а в большой может стать ядом. Сейчас внедряют Закон Божий в школы, полагая в 1-11 классы. Возможна (а так оно и будет!) аллергическая реакция. Тем не менее литераторы соревнуются друг с другом в верности основам Православия, как раньше - в верности идеалам коммунизма. Так возникает отторжение...
Александр Киров 11.12.16 12:30
Очень мощное начало повести «Мое советское детство» задаёт тон следующим страницам. Образы ее убедительные, разноплановые. Сюжет, помимо автобиографичности, интересен сам по себе: необъятное пространство глазами ребёнка, а затем подростка и юноши. В тексте идёт одновременное взаимодействующее движение планов истории, страны, земли, детства с укрупнением, "наездом" камеры и общим планом. Повесть вообще кинематографична.
Хороший язык. Православная основа без "проповедничества" очень убедительна. Трогательно написано о вхождении ребёнка в мир, о своеобразном приятии этого мира ребёнком и ребёнка миром, а ведь это - самое сложное.
Освоение пространства в повести - до пределов космического, то есть до отсутствия всяких пределов. Чему доказательство - голос, который герой слышит во сне.
Примерять к тексту какие-то философские доктрины - дело неблагодарное и не очень правильное, но живой интерес к космизму, рискну предположить, продолжает "космическую" нить, надорванную в первые послевоенные годы. Герой повести - человек, родившийся в эпоху, о которой мечтали, и которую во многом творили Фёдоров и Флоренский, Вернадский и Циолковский. Эпоху обретённого рая человеческой солидарности, которая сильнее любой идеологии. Коммунизм, которым пугают
нынче детей, выглядит в этом контексте не более чем комическим "параллаксом".
Лейтмотив повести - прорыв в космос, прорыв в запредельное.
Убедителен движущийся (подвижный) образ советской культуры, его пересечение (но не расхождение) с культурой мировой и вечной. Хорош образ моря. Концовка повести сильная. Вообще в плане стиля видится соединение северной и южной школы литературного письма. Это очень интересно и живо. Витальное и философское начало не так часто соединяются. Вкупе с героем донкихотского склада.
Геннадий Иванов 9.12.16 11:43
Очень хорошая повесть. Очень точная и очень ко времени.Как раз в эти дни говорят о гибели СССР, спорят до хрипоты.И в этих спорах нет истины. Она в этой повести. И её нельзя оголять, чем занимаются спорщики. Она. оголённая бьёт током. А в такой повести она живёт и меня оживляет. И я не хочу вставать в ряды спорщиков, а хочу читать и читать эту повесть жизни...Вот открыл для себя хорошего писателя, теперь буду следить за его успехами. Как радостно встретить подлинный талант!
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА