Валентина Ефимовская 23.09.17 10:28
Это не только интересная статья, это, можно сказать, археологические открытия, которые автор скомпоновал и представил как музей “Русской песни”. Очень полезное чтение, очень важные справочные сведения, одухотворенные любовью писателя-историка к России и к русскому народу. Это исследование – рука помощи человеку в его движении от прошлого к будущему, от музыкального такта к вечной симфонии.
Николай Ольков 22.09.17 17:00
Не научный трактат, а человеческое, русское восприятие песни. Наш народ действительно песней спасался, и в горе, и в радости. Помню начало пятидесятых, глубокой ночью едут люди с покоса, тяжкий жаркий день, тонны поднятого сена. И вдруг на одном фургоне зарождается песня, робко, уставшим голосом, ан смотришь -- окрепла, по всему обозу взметнулась. Я спрашивал, почему поют? Мне сказали: "Народ от войны отходит". Спасибо В.Н.Ганичеву за очень своевременное исследование.
Владимир Плотников 22.09.17 10:38
Как же хорошо (не промысел ли?), что именно сейчас прочёл этот изумительный очерк. Ведь ночью, «махнув серебряным крылом», улетаю на чужбину (там не будет компа и наших песен). Хотел даже сперва, увидев объем, распечатать в дорогу («Пора в путь-дорогу…»). Ан, нет утра прямо на работе, не отрываясь почти, проглотил залпом/запоем и на едином дыхании. Да и с песней-то по-иному никак: «Так без песни Россия не обходилась во все века, и представить её только можно с таковой песней народа, человека, любви», – справедливо говорит Валерий Ганичев.

Поэтому и написано очень искренне, без погони за вымученными красивостями. Это же, скорее, небольшая авторская исповедь об очень важном в жизни, и в душе. Песня, по Тургеневу», это и есть «русская правдивая, горячая душа». И Валерий Николаевич сумел вложить в эту напевную исповедальность всю свою нерастраченную влюблённость в русскую народную (и советскую) песню, передать силу своей веры и верности песне не только личной молодости, но и всей долгой жизни – своей и целого поколения.

Наверное, поэтому здесь мягко и в чём-то примиряюще звучит вселенская нота сплочения; исключены гневные и желчные – фальшивые – аккорды приятия лЮбых и неприятия нелЮбых. Причем, автор даже не думает оправдываться за «всеобщность» подхода. Просто пару раз повторяет, что «то, о чём пишу, не страницы диссертации, не глубокая аналитика, что происходит с песней и её исполнителями – это скорее мои воспоминания о моих встречах с песней и её исполнителями в разное время, в разных условиях, в разных обстоятельствах, может и не соответствующих восприятию других людей».

И в этом нет никакого комформизма. Напротив - есть ценность того редкого качества, которое назовем стремлением к объективности. Без разделения на «наших и чужих», «западников и почвенников», «консерваторов и либералов», «красных и белых», «верующих и безбожников», «русь и нерусь» - их и нас… Планета-то одна. А на ней ровно одна Россия. Другой не будет. Потому что все герои этого песенного повествования давно принадлежат Истории, и пребудут в её власти навечно. Не нам дано, превознося одних, вымарывать других из идейных, конфессиональных, национальных (и проч.) настроений. История сама распорядится, «кому бессмертие, а кому забвение». В этом мудрость человека, честность художника и правда историка. А писатель Ганичев – еще и профессиональный историк. Для настоящего же ученого-историка не может быть «неудобных» тем, событий, фактов, судеб, лиц, имен.

А еще, не забудем, Ганичев – Председатель, то есть соборный соединитель не только в деле, но и в Слове «всего мира», «всей общины» со всеми ее праведниками и грешниками, бирюками и дураками, пьяницами и отступниками… А это особая ответственность! Недаром, видимо, и взялся он за тему песни, которая способна объединять самых непримиримых… Ведь для «Русского поля» нет бывших и теперешних – плачут и те, и эти… Есть разница, в каком «поле» кто упокоится».

И в этой связи, нельзя не отметить, что эта работа не только о песне, а обо всей той жизни-песне, жизни-гимне, которая все больше вырождается в вой, стон и похоронный плач. Понимающих ТАКОЕ не может не пронять, тем более при обилии прозвучавших строк, встреч имен и дел. Причем, от большинства – все-таки «теплые и добрые» мурашки ностальгического трепета по Руси уходящей. Той, которой все равно уже не будет. Да, отношения были другие – сердечней, честней, человечней. Даже «небожители» (подлинные, не самолепные) не болели теперешней спесью, завистью и сумасбродством, потому что сами вышли из народа и помнили на чьих плечах стоят – нормальных людей, честных тружеников и искренних почитателей. Совсем недавно это было. А как будто на другой планете.
Впрочем, и планета другая была, и народы - ближе, родней, дружней, благородней, соучастней – в общем, СПЕТЕЙ!

«Запершило в горле».
Всё…

С уважением и благодарностью,
Кнарик Хартавакян 21.09.17 17:38
В нынешнее сложное и полное тревожных вестей время важно читать и такие замечательные, наполняющие положительной энергией материалы из истории советской и народной песни! Спасибо большое председателю Союза писателей России В. Н. Ганичеву за взволновавшие всех нас воспоминания о "встречах с песней, её отзвуками в стране".

Нельзя не согласиться со всеми уважаемым Валерием Николаевичем: "Если язык – это скрепа, соединяющая страну, то песня – это атмосфера, дающая ей воздух жизни и пространства. Как бы целая сфера закрывает нашу страну, делает её жизнестойкой, оптимистической и утверждающей." Действительно, это так во все времена!..

с почтением и признательностью


Александр Бобров 21.09.17 07:22
Замечательные личностные страницы В. Н. Ганичева из истории родной, советской и народной песни! Это, конечно, одно из главных направлений деятельности Союза писателей России. Должно быть! Когда-то я (формально-неформально) возглавлял в нём песенную комиссию. Ну, и комитет Фатьяновского праздника воглавлял. Теперь принято постановление Правительства РФ "О праздновании 100-летия А.И. Фатьянова". Надо представителям СП войти в Общероссийский оргкомитет и снова утвердить на секретариате какую-то должность, чтобы официально разговаривать в бесконечных чиновничьих, далеко не песенных коридорах
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА