Хельга | 21.01.24 11:45 |
Столь разных людей с абсолютно разными взглядами объединило лишь разыгравшееся не в меру воображение Бузиновских. Роберто Орос ди Бартини "Красный Барон" - персонаж вымышленный. Вместо него жил да был авиаконструктор Роберт Фридеш Орошди из семьи потомка крещеных евреев Лайоша Орошди, занимавшего важный пост при администрации города Фиуме (Риеки), бывшего судебного следователя Королевства Венгрии. Эхнатона первым розенкрейцером считает только недавно возникшее (в начале 20 века) в США Древнее Мистическое Общество Розенкрейцеров. Исторически анонимные розенкрейцеры начала 17 века ничего подобного не писали. Читайте исторические труды, а не сборники ненаучной фантастики. |
Владимир Плотников | 3.12.17 00:49 |
Спасибо Александру Громову за привлечение внимания к столь незаурядной книге Николая Переяслова об уникальной и незаслуженно забытой фигуре писателя В.И. Нарбута.
Судьба Владимира Ивановича, тшательно изученная и верно осмысленная, действительно, может вывести на новые грани понимания и переосмысления давно сложившейся "прогрессорской линии" объяснения феномена великих мастеров советской литературы, сводимого к преобладающему влиянию "красного барона" Роберта Бартини - гениального авиатора и энциклопедиста. Бартини, безусловно, был одним из непОнятых ученых и мистификаторов ХХ века, авантюрным революционером, конструктором стальных самолетов и неповторимого «экраноплана», самобытным мыслителем и футурологом. Скажем, по версии таких своеобразных магических авторов, как Ольга и Сергей Бузиновские ("Тайна Воланда. Опыт дешифровки", Барнаул, 2003), в 1920-е «Красный Барон» явился идеологом плеяды лучших отечественных писателей. Мол, после революции в среде столичной интеллигенции популярная оккультная «школа Бартини» (группа "Атон") включала - на правах учеников «мастера Роберто Орос Ди Бартини» - деятелей культуры, именовавших себя «дисковцами» (Атон - диск Солнца у др. египтян)*. Вот "скромный" их список: Михаил Булгаков, Максимилиан Волошин, Александр Грин, Юрий Долгушин, Иван Ефремов, Илья Ильф (Файнзильберг) и Евгений Петров (Катаев), Валентин Катаев, Лазарь Лагин (автор "Хоттабыча"), Леонид Леонов, Владимир Маяковский, Николай Носов (автор Незнайки), Юрий Олеша, Андрей Платонов, Алексей Толстой, Евгений Шварц и даже Владимир Набоков. То есть самые яркие, необычные, преисполненные талантов и света, открывающие новые темы и жанры кумиры литературы ХХ века... Как вам? Бартини, конечно, великий был человек, "но зачем же стулья ломать": наделяя его качествами суперменов, получивших дальнейшее претворение в творчестве современных фантастов, пиком которых стала повесть Стругацких «Волны гасят ветер»?! Таких кличут еще: Прогрессоры, Избранники, Странники, Людены, Мегатомы. Едва ли не в каждом слове текста Булгакова, Ильфа-Петрова и прочих «атоновцев» Бузиновские обнаруживают связи с кодом великих посвященных, перво-наперво философа и политика начала 17 века Френсиса Бэкона – якобы подлинного автора произведений Вильяма Шекспира. Дескать, Бэкон, а за ним Бартини задали на века гипертекст, транслируемый с той поры частными рупорами в виде Булгакова, Носова, Ефремова, Лагина, Грина… С другой стороны, влияние Бартини трудно отрицать. По крайней мере, в книгах многих из последователей "Прогрессора Бартини" весьма распространенным элементом был КЛЮЧ. А надо сказать, о ту пору с символикой, в том числе масонской, легче всего было упражняться в департаменте детской и фантастической литературы. Возьмем, так сказать, масонский образец в детской литературе – сказку Тамары Габбе «Город мастеров», где гербом служит птица Феникс – подтверждение неуничтожимости масонства. Там не то что ключи. Там и попугаи ключевые... Как и у Булгакова. Кот Бегемот, помните, бормочет о попугаях... А в «Королевстве кривых зеркал» Владимира Губарева даже король Йагупоп – Попугай наоборот. И главный пароль – Ключ! Анидаг-Гадина (змея – венец эзотерической символики в самых разных ипостасях), Абаж-Жаба (черная жаба – один из главных этапов алхимического процесса), Асырк-крыса…. И, само собой, Нушрок-Коршун. Орлан олицетворяет высшие ступени масонства и самую сильную страну Запада (США) - центр масонства. «Золотой ключик» Алексея Толстого с зашифрованной пародией на Мейерхольда (Карабаса) и Со. Незнайка и человечки Солнечного города, борющиеся с демонятами Луны у Николая Носова. Александр Волков, звездочет, математик и маг, с его шестикнижием о Волшебной стране. Вот уж где невспаханная целина голимой эзотерики. Куда там вдоль и поперек перекроенным гоблинам, с которыми носятся дряхлеющие, но неугомонные толкиенисты?! Серебряные туфельки, найденные и потерянные Элли, и башмаки великанши Арахны (имя-то, имя-то!), тоже потерянные. Правда, один из них переоборудован под корабль. 4 волшебницы: светлые (Стелла и Виллина) и темные (Гингема и Бастинда) – 4 карточных дамы. Серебряный обруч-невидимка лисьего короля Тонконюха 14-го. Железный дровосек, Смелый Лев. Фея и королева мышей Ра-мина с волшебным свисточком. Маковое поле. Битва гигантов и Арахна (Паук-иня), сбрасываемая в бездну исполинским Орлом Карфаксом и железным великаном Вицли-пуцли, ой, Кецалькоатлем, то есть Тилли-Вилли, которого фиолетовые мастера сделали по макету возвратившегося после первого пришествия одноногого Чернокнижника Карла – Чарли Блека, всемогущего, во всё посвященного, везде побывавшего, освоившего премудрости всех народов. Перевоплотившийся, обросший жирком добропорядочности Джон Сильвер? Или Синклер, открывший Америку за двести лет до Колумба в начале 14-го века? Кому ж еще в Америке быть реформатором? И чем не идеальный розенкрейцер, постигший тайны всех обществ? Ну, и, разумеется, ключи от ворот и от зеленых очков для каждого жителя и гостя города – у стража ворот Фараманта. Страна подземных рудокопов с ее 7-ю королями, хранители времени Ружеро и Беллино. Фиолетовые мигуны – Мастера во главе со старейшиной Лестаром. А другие народы Волшебной страны: розовые болтуны, голубые жевуны. Прыгучие марраны, столетиями не видевшие людей, завоеванные огненным богом Джюсом и завоевавшие с ним весь волшебный мир. Наконец, гномы – вездесущие, но никем не замечаемые гоблины с их великой, но тайной летописью. Желтая дорога в Изумрудный город. Изумруд – излюбленный камень магов. Изумрудная скрижаль Гермеса. Зеленые очки, одурманивающие население, прибор массовой дезориентации и ловкой манипуляции залетного шулера - Гудвина Великого и Ужасного - на уровне чувств... Вот до каких аллюзий и выводов можно дойти, какие вот возможны ключи, цепочки и связки, к слову, на мой взгляд, совершенно унизительные для той самой плеяды не "атоновцев-дисковцев", а именно - выдающихся и гениальных писателей, якобы "взращенных и благословленных" русо-итальянцем Бартини. И в этом плане такие единичные, но скрупулезные исследования "демонически-эзотерических личностей", как тот же Нарбут, предпринятые Николаем Переясловым и его последователями, могут сыграть большую роль в переосмыслении многих концепций, возникших на суетливо-хаосной волне оккультно-мистического беспредела, разбойничающего в нашей литературе вот уже лет 30-ть. Зерна от плевел! Знания от выдумок. Правду от вымысла. Каждому по заслугам... Давно пора. * В студенческие годы над письменным столом М.А. Булгакова висел самодельный плакатик: «Igne Natura Renovatur Integra» («Огнем природа обновляется вся»). Девиз «Рыцарей Достохвального Ордена Креста и Розы». Аббревиатура начальных букв – опять же: INRI – «Иисус Назареянин, Царь Иудейский», легендарный девиз над распятием. Для информации, розенкрейцеры называли себя “Невидимыми Философами”, выводя происхождение ордена от Аменхотепа IV. Приняв имя Эхнатон – «Угодный Атону», этот фараон-революционер первым в мире попытался декретировать единобожие. Свергнутый с трона, Эхнатон передал открывшееся ему знание ученикам, и эту тайну они пронесли через века. Такова легенда. Среди хранителей назывались популярные имена, есть там Моисей и Соломон. Согласно другой легенде, орден был воссоздан в XV веке немцем Христианом Розенкрейцем («розовый крест»), - он будто бы получил посвящение в секреты Великих Адептов Востока. |