Страница: 1 2 3 4 5 Все |
Виктор Кирюшин | 7.12.17 13:17 |
Николаю Дорошенко.
В части защиты Родины от внешнего врага, высказанные мысли бесспорны. А если речь идёт о внутренней смуте? Чтобы не растекаться мыслью по древу, рискну по этому поводу привести собственное стихотворение. *** В краю истерзанном и голом, Где в полдень не видать ни зги, Поэт, не жги сердца глаголом, Во имя Господа, не жги! Не прейди незримой грани, Святой взыскуя правоты; Ты видел сам: на поле брани Лишь ядовитые цветы. Творится адова работа, Кипят незрелые умы, А в это время чёрный кто-то Лишь ухмыляется из тьмы. |
Николай Дорошенко | 7.12.17 12:37 |
Василию Дворцову
Василий Владимирович, отвергаемая вами "боль" - это созданная в нас Творцом сигнальная система, призванная в нас же пробуждать сострадание. Если у кого-то из наших ближних что-то болит, а поэт не "жжет сердца людей" озвучиванием этой боли, то место поэта займет "жгущий сердца людей" извозчик. И читатель станет доверять извозчикам больше, чем поэтам. Опять же, можно уличить и Рублева в пренебрежении любовью и состраданием, поскольку его "Спас в силах" - это скорее воин и защитник, чем сестра милосердия. Но ведь и евангельский Христос - это не только любовь, а и меч. У Честертона есть суждение о том, что мы всего лишь в чем-то подобны Творцу, но не полная его копия. Поэтому для одних из нас сподручнее подставлять щеку, для других - держать в руке меч. А все мы вместе оказываемся более подобны Богу, чем каждый в своей личностной "правоте". Мне иногда кажется, что наша страна победила во второй мировой войне только потому, что самой запоминающейся песней, рожденной в этой войне, оказалась вот эта: Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, - Идет война народная, Священная война! Как два различных полюса, Во всем враждебны мы: За свет и мир мы боремся, Они - за царство тьмы. Усомнился бы наш народ в том, что "ярость" может быть "благородной", и - кто вместо него победил бы врага рода человеческого? Может быть, лишь на войне ничего не бывает понарошку и каждая красиво причесанная правота испытывается вот эти простым вопросом: "А если бы ты вез патроны?" |
Андрей Бениаминов | 7.12.17 11:55 |
На Псковском Литературном портале одним из авторов было размещено стихотворение, а точнее -текст песни, переполненный гражданским пафосом, высокими фразами... Были там и такие слова:
"Снова Русь в опасности! Сегодня — наш черёд доказать любовь свою к Отечеству! …Делом доказать любовь к Отечеству! …Кровью доказать любовь к Отечеству! …Жизнью доказать любовь к Отечеству!" Что это? Та самая "лозунгово-митинговая" любовь поэта к Родине, о которой говорит Диана Кан, или, всё-таки, его внутреннее убеждение? Ответ на этот вопрос я узнал буквально на следующий день после публикации стихотворения на сайте: Автор - Вадим Негатуров разместил "Марш Куликова поля" на Псковском литературном портале 28 апреля 2014 года. На сайте премодерация. Конец апреля у меня выдался очеь плотным, поэтому публикация была одобрена только в ночь с 1 на 2 мая... А вечером 2 мая поэт Вадим Негатуров скончался в одесской больнице от ожогов и отравления неизвестным газом, полученными в Доме профсоюзов. "…Делом доказать любовь к Отечеству! …Кровью доказать любовь к Отечеству! …Жизнью доказать любовь к Отечеству!" http://pskovpisatel.ru/погиб-поэт-вадим-негатуров/ |
Дворцов | 7.12.17 10:27 |
Николай Иванович, утро вечера мудренее: вхождение поэзии в гражданственность происходит через отказ автора от личного страдания для сострадания. Только так: ИЗ СТРАДАНИЯ В СОСТРАДАНИЕ. Сострадание - это же Вторая заповедь "Возлюби ближнего своего как самого себя", исполнение которой самое сильное испытание современности. Эгоизм, эготизм, эгоцентризм всюду и во всех. И потому когда поэт кричит о том. как ему больно - это модно, это сегодня всем так близко. Только взрослым людям стоит уже отличать вдохновенность от экзальтации. |
Мария Якушева | 7.12.17 10:14 |
Да потому что больно смотреть, что эта "дама в тюрбане" сотворила с поэтом, когда-то составлявшим гордость русской литературы. Поэт, слово которого воспламеняло сердца, теперь пишет: "Лиловый дым от папироски /Расскажет больше обо мне" и выставляет в ФБ свои фотки в блестящих пиджаках и клетчатых рубашках. |
Виктор | 7.12.17 09:36 |
Марии Якушевой. Никто не мешает Светлане Анатольевне Сырневой высказаться, если она сама того желает. Я, кстати, обращался ко многим поэтам и критикам, но далеко не все они согласились поделиться своими размышлениями на эту тему, что тоже повод задуматься. И по поводу "мещанки Кан"... Грустно, что даже в профессиональные наши разговоры обязательно вносится нота нетерпимости, желание задеть или оскорбить оппонента. А тема весьма непростая и поговорить есть о чём... |
Мария Якушева | 7.12.17 09:06 |
Людмиле Владимировой Вы пишете: "Не поняла, что хотел сказать Сергей Абрамов, приведя строки Николая Языкова". И эти ваши слова, и приведенное стихотворение говорит больше, чем любой развернутый комментарий. На самом деле появилось целое племя святош, использующих риторику верующих с целью заткнуть рот протесту. А ведь искусство в России никогда не отворачивалось от общественных явлений. И это происходило только от неравнодушия к чужой беде. Как сказала Светлана Сырнева: Это наш, это русский секрет И цена его не называется. Вообще-то удивительно,что в дискуссии по такому важному вопросу попросили высказаться мещанку Кан и не предоставили слово Светлане Сырневой - талантливому и - что редкость - умному поэту. Кстати предыдущий комментрий - мой. |
Дворцову | 7.12.17 08:40 |
Лучше уж писать плохие гражданские стихи, чем плохие иконы.
Первое - поправимо, второе - наказуемо |
Людмила Владимирова | 7.12.17 02:17 |
Не поняла, что хотел сказать Сергей Абрамов, приведя строки Николая Языкова. А у поэта – немало военных, гражданских стихов, чего стоят, к примеру, строки стихов Услад, Моя Родина, Из послания Д.В. Давыдову («Жизни баловень счастливый...»), «Элегия («О, деньги, деньги...») Близкий к славянофилам, друг А.С. Пушкина, он не мог игнорировать гражданские мотивы и очень неплохо их соединял с другими – любви, пейзажной лирики. К примеру хотя бы возьмите стихи Тригорское, или – из Услада (песен Бояна): Но кто, певец, любви не воспевал? Какой баян, плененный красотою, Мечты бойца с прекрасною мечтою О родине и милой не сливал? Двойной огонь в душе певца младого, Когда поет он деву и войну, – Так две струи Дуная голубого Блестят живей, сливаяся в одну. А каковы строки стихов К не нашим, а?!. Право, сегодня нелишне их знать! К НЕ НАШИМ О вы, которые хотите Преобразить, испортить нас И онемечить Русь, внемлите Простосердечный мой возглас! Кто б ни был ты, одноплеменник И брат мой: жалкий ли старик, Её торжественный изменник, Её надменный клеветник; Иль ты, сладкоречивый книжник, Оракул юношей-невежд, Ты, легкомысленный сподвижник Беспутных мыслей и надежд; И ты, невинный и любезный, Поклонник тёмных книг и слов, Восприниматель достослезный Чужих суждений и грехов; Вы, люд заносчивый и дерзкой, Вы, опрометчивый оплот Ученья школы богомерзкой, Вы все – не русский вы народ! Не любо вам святое дело И слава нашей старины; В вас не живёт, в вас помертвело Родное чувство. Вы полны Не той высокой и прекрасной Любовью к родине, не тот Огонь чистейший, пламень ясный Вас поднимает; в вас живёт Любовь не к истине, не к благу! Народный глас – он Божий глас, – Не он рождает в вас отвагу: Он чужд, он странен, дик для вас. Вам наши лучшие преданья Смешно, бессмысленно звучат; Могучих прадедов деянья Вам ничего не говорят; Их презирает гордость ваша. Святыня древнего Кремля, Надежда, сила, крепость наша – Ничто вам! Русская земля От вас не примет просвещенья, Вы страшны ей: вы влюблены В свои предательские мненья И святотатственные сны! Хулой и лестию своею Не вам её преобразить, Вы, не умеющие с нею Ни жить, ни петь, ни говорить! Умолкнет ваша злость пустая, Замрёт неверный ваш язык: Крепка, надёжна Русь святая, И русский Бог ещё велик! 6 декабря 1844 С уважением, Л. Владимирова (Одесса). |
Дворцов | 7.12.17 00:26 |
Николай Иванович, всё так, но не так. Это тема-боль времени принимает "лайки" и "просмотры". Поэзия, настоящая поэзия .... "Пророк" Пушкина - это не "гражданское"? Я к тому, что невозможна ли поэзия без любви, вообще, что за сила творит стихи? Как и что можно писать без любви - к человеку, к родине и Родине? Творчество гнева? Но в указанных вами подборках не гнев даже, а ненависть. К сожалению, боль не та сила, страдание энергия не той природы, чтобы кипящие яростью стихи преодолели время.
Думаю, поэзия сострадания матерям и детям Новороссии впереди. |
Николай Дорошенко | 6.12.17 23:26 |
Гражданская поэзия сегодня - самая востребованная читателем. Например, опубликованное нами в "Живом слове" стихотворение Андрея Лукина из села Шушенское Красноярского края "Я ватник, я потомственный совок" мы выставили в Яндекс-Дзен, где у "Российского писателя" есть своя страница. (https://clck.ru/CG4VQ) За короткий период стихотворение набрало 4, 5 тыс. лайков и 41 тыс. просмотров. Это во много раз больше, чем у самых острых статей на актуальнейшие темы. К слову сказать пару лет назад у нас были опубликованы стихи поэта из Донецка Елены Лаврентьевой (http://www.rospisatel.ru/lavrentjeva.htm). И до сих пор ее страница на нашем сайте - практически ежедневно входит в десятку самых читаемых. |
Алик Зандер | 6.12.17 22:40 |
Гражданин поэт сегодня находится в очень тяжёлой ситуации. Потому что он должен быть честным. А это трудно и опасно. Ведь нужно говорить правду. Она весьма тяжёлая, некрасивая. Даже позорная. Если он начнёт поэтически интерпретировать правду о современной России, то станет изгоем. Его возненавидят патриоты и начальство.
Современная патриотическая поэзия демагогична, патетична, слезлива и глупа - изобилует общими местами и пустой болтовнёй. Нужно сначала обрести человеческое достоинство и перестать врать. |
Сергей Абрамов | 6.12.17 21:03 |
У Николая Языкова есть замечательные строчки:
Так ты, поэт, в годину страха и колебания земли Носись душой превыше праха, и ликам ангельским внемли; И приноси дрожащим людям молитвы с горней вышины. Да в сердце примем их и будем мы нашей верой спасены. |
ИГОРЬ | 6.12.17 19:03 |
Спасибо Людмиле Борисовне Владимировой и Марине Шамсутдиновой за умно, душевно, художественно, поэтично высказанную позицию на заданную тему.
С уважением, Игорь Пряхин |
Сергей Боровский | 6.12.17 18:18 |
Андрею Смолину
Под солнцем собственного слова Кругом мерещится застой. Век двадцать первый - век Гульнёва, И, безусловно, Золотой! |
Андрей Смолин | 6.12.17 16:48 |
Два важных момента. Гражданская поэзия равноправна с любой лирикой. Полная чушь, если кто-то собирается её низводить до передовицы. Другое дело, что мало теперь публикуется такой поэзии (наверное, и пишется). И тут ситуация очень простая: критиковать можно до бесконечности, а вот предложить новый взгляд на ситуацию и современную проекцию развития страны и общества может только сильный поэт с хорошей философской подготовкой. Вот таковых не вижу. |
Николай Алешков | 6.12.17 16:33 |
"Я помню чудное мгновенье" и "Клеветникам России" написал один и тот же поэт. Не грех оглядываться на него, если ты живёшь в России. И спорить тут больше не о чем. |
Наталья Рахматуллаева | 6.12.17 15:03 |
"... И остаётся (даже при полном тематическом соответствии) вопрос к содержанию: гражданственно ли произведение? Поскольку – в рамках использования поэтической формы для непоэтического содержания – оно может быть банально, глумливо, провокационно… Спасибо автору Н.А.Ягодинцевой. Я перечитала статью и поняла, что остаётся лишь пожалеть талантливых творческих людей, у которых нет чётко выраженной той самой ВАТЕРЛИНИИ, которая указывает на какой глубине находится или должен находиться КОРАБЛЬ с название " современная ЛИТЕРАТУРА"!!!Вот так. Точка. |
Владимир Подлузский | 6.12.17 14:03 |
Лет двадцать назад "Литературная газета" напечатала целую полосу, посвящённую Некрасову. В ней автор пытался доказать, что Николай Алексеевич никакой не поэт. Причина - слишком ...гражданственный. Написал, видимо, чтобы насолить довольно многочисленному племени ещё живых просоветских поэтов. По-моему, с тех пор многие гражданскую поэзию стараются выдать за второсортную, как Золушку современной литературы. Вроде как и за лирику перестают её считать. При том, что такая поэзия становится всё более яркой и образной, душевной и волнующей. Религиозной. Есть блестящие находки, шедевры, даже эпохальные полотна. Всё это ждёт своих исследователей. Беда же в том, что сейчас поэзия в силу слабости и малотиражности литературных газет и журналов напоминает лоскутное одеяло. Как и критика, ласково поглаживающая в своём журнальчике каждый близкий ей лоскуток. Часто того не заслуживающий. Даже в среднерусской полосе, что ни область, свой колер и материал. Свои стандарты. Я уж не говорю о Севере и Урале. Москва и Питер особый разговор. Там по прежнему разные школы. Ничего плохого тут, конечно, нет. Нужна лишь "швея", которая соединит лоскуты в сказочный державный ковёр русского современного духа. Пытаются это сделать
некоторые журналы и газеты. Часто неудачно и достаточно предвзято. Изображение получается как в запотевшем зеркале. Что и портит общую картину. Отсюда и губернские дежурные размышления в данной публикации. И немногочисленные отклики по той же причине. Нужна организованная группа честных, смелых, а гланое талантливых критиков, которая объяснит истинный уровень сегодняшней русской поэзии. Действительно, очень гражданской и в то же время весьма лиричной. Как раз в эти годы происходит смена поэтических поколений. Самое время на разломе увидеть все частицы "радиоактивных" процессов, кристаллизующих новые тяжёлые элементы отечественной словесности. |
Дворцов | 6.12.17 13:53 |
Оскудение гражданской лирики - производное затянувшегося застоя мужской поэзии. В отношениях мужчин и женщин равно-правие победило разно-ответственность. Эй, герои-богатыри? Первопроходцы, защитники и созидатели... Спим? |