Страница: 1 2 3 4 5  Все

Виктор Кирюшин 7.12.17 13:17
Николаю Дорошенко.
В части защиты Родины от внешнего врага, высказанные мысли бесспорны. А если речь идёт о внутренней смуте? Чтобы не растекаться мыслью по древу, рискну по этому поводу привести собственное стихотворение.
***
В краю истерзанном и голом,
Где в полдень не видать ни зги,
Поэт, не жги сердца глаголом,
Во имя Господа, не жги!

Не прейди незримой грани,
Святой взыскуя правоты;
Ты видел сам: на поле брани
Лишь ядовитые цветы.

Творится адова работа,
Кипят незрелые умы,
А в это время чёрный кто-то
Лишь ухмыляется из тьмы.
Николай Дорошенко 7.12.17 12:37
Василию Дворцову

Василий Владимирович, отвергаемая вами "боль" - это созданная в нас Творцом сигнальная система, призванная в нас же пробуждать сострадание. Если у кого-то из наших ближних что-то болит, а поэт не "жжет сердца людей" озвучиванием этой боли, то место поэта займет "жгущий сердца людей" извозчик. И читатель станет доверять извозчикам больше, чем поэтам.
Опять же, можно уличить и Рублева в пренебрежении любовью и состраданием, поскольку его "Спас в силах" - это скорее воин и защитник, чем сестра милосердия. Но ведь и евангельский Христос - это не только любовь, а и меч.
У Честертона есть суждение о том, что мы всего лишь в чем-то подобны Творцу, но не полная его копия. Поэтому для одних из нас сподручнее подставлять щеку, для других - держать в руке меч. А все мы вместе оказываемся более подобны Богу, чем каждый в своей личностной "правоте".
Мне иногда кажется, что наша страна победила во второй мировой войне только потому, что самой запоминающейся песней, рожденной в этой войне, оказалась вот эта:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Усомнился бы наш народ в том, что "ярость" может быть "благородной", и - кто вместо него победил бы врага рода человеческого?
Может быть, лишь на войне ничего не бывает понарошку и каждая красиво причесанная правота испытывается вот эти простым вопросом: "А если бы ты вез патроны?"
Андрей Бениаминов 7.12.17 11:55
На Псковском Литературном портале одним из авторов было размещено стихотворение, а точнее -текст песни, переполненный гражданским пафосом, высокими фразами... Были там и такие слова:

"Снова Русь в опасности! Сегодня — наш черёд
доказать любовь свою к Отечеству!
…Делом доказать любовь к Отечеству!
…Кровью доказать любовь к Отечеству!
…Жизнью доказать любовь к Отечеству!"

Что это? Та самая "лозунгово-митинговая" любовь поэта к Родине, о которой говорит Диана Кан, или, всё-таки, его внутреннее убеждение?
Ответ на этот вопрос я узнал буквально на следующий день после публикации стихотворения на сайте:
Автор - Вадим Негатуров разместил "Марш Куликова поля" на Псковском литературном портале 28 апреля 2014 года.
На сайте премодерация. Конец апреля у меня выдался очеь плотным, поэтому публикация была одобрена только в ночь с 1 на 2 мая...
А вечером 2 мая поэт Вадим Негатуров скончался в одесской больнице от ожогов и отравления неизвестным газом, полученными в Доме профсоюзов.

"…Делом доказать любовь к Отечеству!
…Кровью доказать любовь к Отечеству!
…Жизнью доказать любовь к Отечеству!"

http://pskovpisatel.ru/погиб-поэт-вадим-негатуров/


Дворцов 7.12.17 10:27
Николай Иванович, утро вечера мудренее: вхождение поэзии в гражданственность происходит через отказ автора от личного страдания для сострадания. Только так: ИЗ СТРАДАНИЯ В СОСТРАДАНИЕ. Сострадание - это же Вторая заповедь "Возлюби ближнего своего как самого себя", исполнение которой самое сильное испытание современности. Эгоизм, эготизм, эгоцентризм всюду и во всех. И потому когда поэт кричит о том. как ему больно - это модно, это сегодня всем так близко. Только взрослым людям стоит уже отличать вдохновенность от экзальтации.
Мария Якушева 7.12.17 10:14
Да потому что больно смотреть, что эта "дама в тюрбане" сотворила с поэтом, когда-то составлявшим гордость русской литературы. Поэт, слово которого воспламеняло сердца, теперь пишет: "Лиловый дым от папироски /Расскажет больше обо мне" и выставляет в ФБ свои фотки в блестящих пиджаках и клетчатых рубашках.
Виктор 7.12.17 09:36
Марии Якушевой. Никто не мешает Светлане Анатольевне Сырневой высказаться, если она сама того желает. Я, кстати, обращался ко многим поэтам и критикам, но далеко не все они согласились поделиться своими размышлениями на эту тему, что тоже повод задуматься. И по поводу "мещанки Кан"... Грустно, что даже в профессиональные наши разговоры обязательно вносится нота нетерпимости, желание задеть или оскорбить оппонента. А тема весьма непростая и поговорить есть о чём...
Мария Якушева 7.12.17 09:06
Людмиле Владимировой
Вы пишете: "Не поняла, что хотел сказать Сергей Абрамов, приведя строки Николая Языкова".
И эти ваши слова, и приведенное стихотворение говорит больше, чем любой развернутый комментарий.
На самом деле появилось целое племя святош, использующих риторику верующих с целью заткнуть рот протесту.
А ведь искусство в России никогда не отворачивалось от общественных явлений. И это происходило только от неравнодушия к чужой беде.

Как сказала Светлана Сырнева:
Это наш, это русский секрет
И цена его не называется.

Вообще-то удивительно,что в дискуссии по такому важному вопросу попросили высказаться мещанку Кан и не предоставили слово Светлане Сырневой - талантливому и - что редкость - умному поэту.

Кстати предыдущий комментрий - мой.
Дворцову 7.12.17 08:40
Лучше уж писать плохие гражданские стихи, чем плохие иконы.
Первое - поправимо, второе - наказуемо
Людмила Владимирова 7.12.17 02:17

Не поняла, что хотел сказать Сергей Абрамов, приведя строки Николая Языкова.
А у поэта – немало военных, гражданских стихов, чего стоят, к примеру, строки стихов Услад, Моя Родина, Из послания Д.В. Давыдову («Жизни баловень счастливый...»), «Элегия («О, деньги, деньги...») Близкий к славянофилам, друг А.С. Пушкина, он не мог игнорировать гражданские мотивы и очень неплохо их соединял с другими – любви, пейзажной лирики. К примеру хотя бы возьмите стихи Тригорское, или – из Услада (песен Бояна):

Но кто, певец, любви не воспевал?
Какой баян, плененный красотою,
Мечты бойца с прекрасною мечтою
О родине и милой не сливал?

Двойной огонь в душе певца младого,
Когда поет он деву и войну, –
Так две струи Дуная голубого
Блестят живей, сливаяся в одну.

А каковы строки стихов К не нашим, а?!. Право, сегодня нелишне их знать!

К НЕ НАШИМ

О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Её торжественный изменник,
Её надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник тёмных книг и слов,
Восприниматель достослезный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все – не русский вы народ!

Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живёт, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живёт
Любовь не к истине, не к благу!
Народный глас – он Божий глас, –
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша –
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своею
Не вам её преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надёжна Русь святая,
И русский Бог ещё велик!

6 декабря 1844

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Дворцов 7.12.17 00:26
Николай Иванович, всё так, но не так. Это тема-боль времени принимает "лайки" и "просмотры". Поэзия, настоящая поэзия .... "Пророк" Пушкина - это не "гражданское"? Я к тому, что невозможна ли поэзия без любви, вообще, что за сила творит стихи? Как и что можно писать без любви - к человеку, к родине и Родине? Творчество гнева? Но в указанных вами подборках не гнев даже, а ненависть. К сожалению, боль не та сила, страдание энергия не той природы, чтобы кипящие яростью стихи преодолели время.
Думаю, поэзия сострадания матерям и детям Новороссии впереди.
Николай Дорошенко 6.12.17 23:26
Гражданская поэзия сегодня - самая востребованная читателем.
Например, опубликованное нами в "Живом слове" стихотворение Андрея Лукина из села Шушенское Красноярского края "Я ватник, я потомственный совок" мы выставили в Яндекс-Дзен, где у "Российского писателя" есть своя страница. (https://clck.ru/CG4VQ) За короткий период стихотворение набрало 4, 5 тыс. лайков и 41 тыс. просмотров.
Это во много раз больше, чем у самых острых статей на актуальнейшие темы.
К слову сказать пару лет назад у нас были опубликованы стихи поэта из Донецка Елены Лаврентьевой (http://www.rospisatel.ru/lavrentjeva.htm). И до сих пор ее страница на нашем сайте - практически ежедневно входит в десятку самых читаемых.
Алик Зандер 6.12.17 22:40
Гражданин поэт сегодня находится в очень тяжёлой ситуации. Потому что он должен быть честным. А это трудно и опасно. Ведь нужно говорить правду. Она весьма тяжёлая, некрасивая. Даже позорная. Если он начнёт поэтически интерпретировать правду о современной России, то станет изгоем. Его возненавидят патриоты и начальство.
Современная патриотическая поэзия демагогична, патетична, слезлива и глупа - изобилует общими местами и пустой болтовнёй.
Нужно сначала обрести человеческое достоинство и перестать врать.
Сергей Абрамов 6.12.17 21:03
У Николая Языкова есть замечательные строчки:

Так ты, поэт, в годину страха и колебания земли
Носись душой превыше праха, и ликам ангельским внемли;
И приноси дрожащим людям молитвы с горней вышины.
Да в сердце примем их и будем мы нашей верой спасены.

ИГОРЬ 6.12.17 19:03
Спасибо Людмиле Борисовне Владимировой и Марине Шамсутдиновой за умно, душевно, художественно, поэтично высказанную позицию на заданную тему.
С уважением, Игорь Пряхин
Сергей Боровский 6.12.17 18:18
Андрею Смолину

Под солнцем собственного слова
Кругом мерещится застой.
Век двадцать первый - век Гульнёва,
И, безусловно, Золотой!
Андрей Смолин 6.12.17 16:48
Два важных момента. Гражданская поэзия равноправна с любой лирикой. Полная чушь, если кто-то собирается её низводить до передовицы. Другое дело, что мало теперь публикуется такой поэзии (наверное, и пишется). И тут ситуация очень простая: критиковать можно до бесконечности, а вот предложить новый взгляд на ситуацию и современную проекцию развития страны и общества может только сильный поэт с хорошей философской подготовкой. Вот таковых не вижу.
Николай Алешков 6.12.17 16:33
"Я помню чудное мгновенье" и "Клеветникам России" написал один и тот же поэт. Не грех оглядываться на него, если ты живёшь в России. И спорить тут больше не о чем.
Наталья Рахматуллаева 6.12.17 15:03
"... И остаётся (даже при полном тематическом соответствии) вопрос к содержанию: гражданственно ли произведение? Поскольку – в рамках использования поэтической формы для непоэтического содержания – оно может быть банально, глумливо, провокационно… Спасибо автору Н.А.Ягодинцевой. Я перечитала статью и поняла, что остаётся лишь пожалеть талантливых творческих людей, у которых нет чётко выраженной той самой ВАТЕРЛИНИИ, которая указывает на какой глубине находится или должен находиться КОРАБЛЬ с название " современная ЛИТЕРАТУРА"!!!Вот так. Точка.
Владимир Подлузский 6.12.17 14:03
Лет двадцать назад "Литературная газета" напечатала целую полосу, посвящённую Некрасову. В ней автор пытался доказать, что Николай Алексеевич никакой не поэт. Причина - слишком ...гражданственный. Написал, видимо, чтобы насолить довольно многочисленному племени ещё живых просоветских поэтов. По-моему, с тех пор многие гражданскую поэзию стараются выдать за второсортную, как Золушку современной литературы. Вроде как и за лирику перестают её считать. При том, что такая поэзия становится всё более яркой и образной, душевной и волнующей. Религиозной. Есть блестящие находки, шедевры, даже эпохальные полотна. Всё это ждёт своих исследователей. Беда же в том, что сейчас поэзия в силу слабости и малотиражности литературных газет и журналов напоминает лоскутное одеяло. Как и критика, ласково поглаживающая в своём журнальчике каждый близкий ей лоскуток. Часто того не заслуживающий. Даже в среднерусской полосе, что ни область, свой колер и материал. Свои стандарты. Я уж не говорю о Севере и Урале. Москва и Питер особый разговор. Там по прежнему разные школы. Ничего плохого тут, конечно, нет. Нужна лишь "швея", которая соединит лоскуты в сказочный державный ковёр русского современного духа. Пытаются это сделать
некоторые журналы и газеты. Часто неудачно и достаточно предвзято. Изображение получается как в запотевшем зеркале. Что и портит общую картину. Отсюда и губернские дежурные размышления в данной публикации. И немногочисленные отклики по той же причине.
Нужна организованная группа честных, смелых, а гланое талантливых критиков, которая объяснит истинный уровень сегодняшней русской поэзии. Действительно, очень гражданской и в то же время весьма лиричной. Как раз в эти годы происходит смена поэтических поколений. Самое время на разломе увидеть все частицы "радиоактивных" процессов, кристаллизующих новые тяжёлые элементы отечественной словесности.
Дворцов 6.12.17 13:53
Оскудение гражданской лирики - производное затянувшегося застоя мужской поэзии. В отношениях мужчин и женщин равно-правие победило разно-ответственность. Эй, герои-богатыри? Первопроходцы, защитники и созидатели... Спим?
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА