Елагин Станислав 13.01.18 13:53
Очень умная и глубокая статья. Так редко сейчас можно встретить тексты,
настолько наполненные мыслью. Каждый кусочек здесь - тема для отдельных размышлений. Спасибо автору.
ТатьянаСергеева 30.12.17 06:29


В череде предновогодних будней ускоряется бег времени. Не успеваю думать и гадать. Каждый телефонный звонок преподносит очередное задание руководства. Наслоение дел и проблем – сложное сочетание, и выпадаешь из реального времени. Путаются дни и отчёты.
- И кто придумал статистику и миллион не нужных проблем?
- Только тот, кому делать нечего.
А на улице то ли весна, то ли осень. Солнце пригревает, травка зеленеет. Иногда воробьи на кустах жасмина, под моим окном, устраивают «концерт». Многоголосие удивительно.
И вспоминается пение молитв, в старообрядческой общине моего города. Без музыкального сопровождения поёт душа, каждого входящего в храм. Обращение к Богу, исходящее из глубины веков и умноженное на наше с вами время, усиливает понимание происходящего. Всё понимающий взгляд Творца жалеет меня. Слышит ли Он меня? Уверенна, да. И тому есть подтверждения в моей жизни.
Сегодня, утром на рассвете, прошу помочь рабу Божьему, человеку из моего окружения.
Немощь страшна в любом возрасте, и всегда приходит неожиданно.
- Принять её или противостоять ей?
- Всё зависит от силы духа человека, от его веры и любви.
Умеет ли его душа любить ближних своих, больше чем себя? Об этом знает только он сам, а я догадываюсь. Человек – удивительное существо. Космос его души – гармония внутреннего и внешнего миров. И если гармония нарушается, нарушается ритм времени, человек перестаёт творить. Слог его строки перестаёт удивлять читателя.
Больно и обидно, но время неумолимо предъявляет счёт нашей жизни, её дням и мгновениям. И у каждого из нас есть возможность остановить сие мгновение Словом своим, строкой своей, делом своим.

Анатолий Борисович, с юбилеем. Ваши "заметки", как написал А. Кердан удивительны. Читаю и перечитываю.Земной поклон Вашей творческой душе.
Владимир Плотников 28.12.17 18:47
Конечно, у каждого человека, тем более творческого, свои взгляды на вещи. Правда, в принципиальном они у всех, кто способен различать зло от добра*, в принципе (тавтологирую), не могут не совпадать.
Тогда как в оценках (как верное читательское замечание насчет неоднозначности трактовки ленинской мысли об управляющих кухарках или других «снисходительных» - НО ОПЯТЬ ЖЕ ЛИЧНЫХ – комментариев автора по поводу и концептуальных вещей) могут быть разночтения. Тут все зависит от индивидуальных опыта и пристрастий человека.

Но опять же в этом-то и преимущество такого авторского свободного подхода - не претендующего на Абсолют – полета мысли. Где «логика» и «научность» не диссертацуионны/манифесиационны, что и выгодно отличает колючее, но живое Творчество от полированных и стерильных теоретических схем. Платон, а за ним и наши братья-славяне (Г. Сковорода, Ф. Ницше, В. Розанов, В. Соловьев, В. Эрн) предпочитали говорить то понятийно простым, то лучащимся от образов языком. И в этом их коренное отличие от немецких классических концептуальных трактатов (Гегель, Кант, Шеллинг). За этот раскидистый до безмерности русский эссе-космос «западники» и не могут простить славянских мыслителей (Платону по умолчанию прощают – свой же, неприкасаемый), отказывая им в «цельности учений», которая якобы присуща исключительно лишь дисциплинированным евро-создателям стройных «планетарных систем». И пускай их, что даже самая стройная планетарная схема, как мы видим, устаревает, ибо Космос в бесконечности своей неисчерпаем и целиком непознаваем. Да и что планетарная система хотя бы перед малым сектором одной нашей Галактики?

Юбиляр и не гонится для подтверждения своей правды за авторитетами, тем более за «укрепляющими таблетками» - ссылками на их авторитетные афоризмы. Он ищет и формулирует сам. Разумеется, называя предтеч (от Заратустры и Сократа), писатель не утверждает, что - во всем первооткрыватель. Да и мы знаем: те же игровые и карнавальные элементы - якобы почти корни для происхождения - культуры в глазах многих интеллектуалов, обосновывались опять-таки, как нашими, так и не нашими философами (Бахтин, Хейзинга).
Но не в том ли и отдельная ценность его работы, что автор отставил зачастую трудночитаемый, терминологически перенасыщенный «логический язык» профессиональных философов, послушно обслуживающий весьма «избранное высоколобие». Шалин разрабатывает свой понятийный аппарат - для всех. Хотя для совсем уж ленивых «умственных иждивенцев» и эта «длиннющая» работа покажется заумной и выморочной. Но в задачу писателя никогда не входил глагол «угождать».

Короче, я во многом согласен и за многое склонен благодарить Анатолия Шалина: он предпринял очень солидный поиск. И можно сколь угодно бухтеть: «Этак бы и я бы мог, да, вишь ли, времени не досуг». Ан нет, не смог - по крайней мере, даже не замахнулся, а кулаками махать мы всегда горазды. Правда, чаще и (что удобнее) без драки: оно так для зубов сохраннее. Еще одно свойство «совершенствующейся» лености ума.
Впрочем, чем-то я не согласен. И даже солидарен с по-библейски отрекомендовавшимся критиком третьей подачи материала.

А времени, действительно, не хватает катастрофически. Давно хотел развернуто что-то добавить. Да - некогда. Однако, узнав про юбилей, решил вкратце «отписаться» (спрямляя мысль – уточнить).

«У каждого художника может быть свое Ватерлоо».
Только это еще вовсе не край беды.
«У каждого может быть Хиросима».
Кто сочтет, сколько людей, в том числе потенциальных гениев, убито до того, как что-то успели?
Да, и Ватерлоо (как финальный пример для творческой судьбы) - это скорее закономерное фиаско для гения зла, в данном случае того же «демона революции» – не нашей, а той, которую французы, несмотря на все помидоры-термидоры» не стесняются звать Великой.

Для русских, пожалуй, показательней и поучительней Бородино. Знаем, что французы настаивают на своей победе. Но мы-то вроде бы и отступили, а армию спасли, после чего куда как аккуратно, без лишней кровушки, шею Буонопартию свернули.
Не всякий творческий человек способен довести свое Бородино до Парижа. Как не доживший до Парижа Кутузов. Большинству оно и есть наполеоновское Бородино, «даровавшее такую Москву», после коей – то ль петля, то ли рюмка, а лучше яд на далекой Св. Елене.
Теперь «о тонкости вопроса о предельной точности важных терминов». Для примера возьмем яркий авторский термин «агрессия» внешнего писательского мира (я) во внешний (читательский) мир (они). Но до конца ли точен он? Я не буду навязываться, выскажу собственное соображение.

Так вот, слово «агрессия» совершенно справедливо в применении к «отрицательному художнику» - злому гению. Вряд ли, кто будет спорить, что у сатаны в департаменте искусств бездарей нету. Ибо как же и чем же тогда ему соблазнять даже светочей разума?!

Еще верней: в этом-то «приступе, штурме, вторжении, завоевании» почти каждый художник душой распадается на разновеликие или почти равные доли – половины души: светлую и теневую. И часто светлая затмевает темную. Не реже – наоборот. А бывает, темную у «неоспоримо Светлого» искусственно замалчивают, хотя «очень много скрытого нехорошего» могли бы подпортить репутацию самых Светлых гениев, в том числе музыки, прикладного искусства и даже русской литературы – и в том числе из плеяды названных В. Шалиным корифеев. Тот же двойной стандарт с особо кислым привкусом.

Но если абстрагироваться от конкретики, то да: в одних однозначно преобладает агрессия завоевателя, покорителя. И он в данной ипостаси однозначно – захватчик, взломщик, разбойник, насильник!
Иисус никогда не прибегал к такому методу – агрессии (наказывал –да; фарисеев и торгашей, но опять же в писаных источника).

Зато те из распявших Его с ближайшими учениками, кто присвоил себе право говорить от Его имени, они-то в вольную насаждали учение удобного им Христа, разнося откорректированные трактовки на железных конях «крестовых походов» и кострах инквизиции.
Вот эти-то персонажи в пудовых крестах и золотых ризах были именно агрессорами. Духовными агрессорами. Еще точнее – сериальными, даже коллективными агрессорами и убийцами внешнего и внутреннего (впрочем, о таких мелких тонкостях они не задумывались) мира «богоугодных и благочестивых мирян», а тем более мятежных еретиков и прочих ведьм…

В художниках и пророках такого толка явно преобладает агрессия. Для русского человека слово «агрессия» генетически однозначно носит оттенок негатива, зла. Как и «полиция», которой столь «мудро» заменили «милицию». Как «бизнес», которому никогда не выиграть у русского дела, а «господину» – у товарища. Как все эти забугорные слова-амебы-прилипалы-саркомы, как «ваучер, франчайзинг, флеш-моб». Ненавистное невозможно навязать и тем паче сделать любимым.
Зато в лучших художниках и пророках, как некнижный Иисус или непридуманный Серафим Саровский, присутствует иное начало – Светлое: Сеятеля, Сострадателя. Большинство же – ровно посередке. Главное: Сеяние/Сияние направлено не на покорение-захват, а на посев, взращивание и Хлеб. Сострадание – не на «причинение добра» насилием, а на воспитательное со-понимание в соработничестве для общего Блага.

Автор прав, говоря, что плод и творение связаны через слово «труд», а также – «желание». Надо желать – тогда обрящешь. Только я бы еще добавил, что в наших «тепличных» для художника условиях, мало просто желать. Иной раз, если не чаще всего, надо Уметь именно агрессивно Уметь (не тавтология) добиваться (читай: пробиваться).
Скромность – кратчайший путь к безвестности. Так со знанием знатока утверждают стопроцентно те, кто и не ведает что такое скромность, не имея ее вообще. Хотя сама формула стопроцентно верна, особенно при монопольной установке книгоиздательской индустрии на формат-стандарт с единственной же целью – извлечение прибыли любой ценой.
Так или иначе, весь массив развёрнутых рассуждений этого большого эссе как раз убеждает, что Светлый художник – Скромный.

Гордому (не горделивому), но настоящему художнику (а не посредственности) свойственны неуверенность, сомнение. Это и есть его пресловутая «скромность», то есть брезгливое нежелание себя выпячивать, отталкивая других не менее достойных (но «скромных»), мегафонно восхваляя любое свое «творение» в ущерб соседу. Средство-то приближает цель, а цель оправдывает средства. Эгоистически - для себя – да. Но именно эта «дорога в ад вымощена благими намерениями».

Качество гения – это сомнение.
Бездарь утешен тем, что безгрешен…

«Нескромный мастер железного локтя» – типичный хам, нарушающий очередь воспитанных и порядочных людей. Но именно он «ЖЕЛАЯ» и, главное, «УМЕЯ» отчего-то оказывается Первым, то есть Победителем в глазах Издателя, особенно, из ньюрусов. И каждый год у такого умелого желателя выходят книги (нередко – просто шикарно свёрстанная макулатура), а у скромного собрата – дай Бог, одна в десятилетку или под юбилей.
Таким вот образом тот, кто не имеет средств и, в довесок, не умеет быть нескромным (хотя в душе еще как ЖЕЛАЕТ), - и оказывается известным в узких кругах автором Произведений (подчас в столе), но - не книг, и уж точно не рекордсменом по тиражам. И остается ему уповать на время. Плюс довольствоваться утешением: «Рукописи не горят. А анонимное «Слово о полку Игореве» пережило многотомия «предприимчивых и энергичных» собратьев, которые рано или поздно заканчивают так же, как ненасытный раджа из мультфильма «Золотая антилопа» - смертью в черепках по имени тщета и забвение».
Шутка :)

Обиднее всего, что такие умельцы поучают скромников, искренне радуясь, что издательства нынче работают строго и категорически «по жанровому формату». Его сиятельство Формат ни в коем случае не велено нарушать (ТАБУ!) всяко-разными безобразиями, сиречь художествами типа: прекрасный пейзаж, сложная мысль, глубокая психология, ненужная лирика, политическая острота, отвлеченная образность, языковое роскошество, авторские отступления. А самое страшное: малый либо избыточный размер.

«Каштанка», «Муму», даже «Рудин» с «Дубровским» и «Тарасом Бульбой» в придачу сегодня не имели бы шансов пройти по параметру «установочный объем» - не менее 200 страниц чтоб!
Не говоря про «скучные» глыбищи Толстого, Гончарова, Достоевского, Горького, Шолохова. Тут уж ни в какие ворота: оно вроде не забойный сериал, но при этом совершенно недопустимые длинноты, без малейшего намека на динамику сюжета. И никаких тебе горы трупов, постельной грязи, моральных уродов, смака скабрезностей или хотя бы циничной ржачки ниже колен.

Настроенные на сериальную конъюнктуру, выдавая на гора по пять-шесть «толстых вёрсток» в год, наши плодовитые коллеги молитвенно превозносят издательства за то, что прививают публике иммунитет на художественный вкус, умное чтение и нелегкий жанр: «Все должно быть серо, примитивно, понятно, обыденно, но «с перчиком». Читатель ленив, консервативен и не терпит экспериментов, как то: тщательный анализ всего, что ярче серого и выше, чем кочка, на которой он сидит после нудного рабочего дня. Детектив, боевик, эротика, дамский роман – короче развлекуха на уровне фабулы, связанной узелками из анекдотов».

И бесполезно апеллировать к классике. Мол, настоящий литератор должен идти на поводу у масс, ни в коем случае не заигрывать с модой, трафя вкусу (то есть отсутствию такового) все более дичающей публики. Дескать, его долг - подтягивать ее к эталонному уровню вековых кумиров. Миссия художника – просвещать народ, а не потакать триумфу невежества, воспитывать стиль, развивать ум. В противном случае: Гомер, Софокл и Вергилий никогда бы не поднялись выше анекдотов. Но и мы не знали бы их имен. И вся литература являла бы одни и те же нескончаемые десять анекдотов в тысяче и одной вариации…

Но, кажется, я увлекся и усторонился. Впрочем, уважаемый юбиляр придерживается той же самой позиции. Мы же, русские, любим шапками помахать. Ибо богаты ими - на любой аршин, вкус и степень мохнатости. Голова при этом на месте бы была. А это, ей-ей, лучше, чем шаблонный кругляк для одно-фасонной шляпы на сто миллионов органчиков, завороженно внимающих базарящей башке из ТиВи.

…Остается поздравить замечательного писателя и человека с юбилеем, пожелав ему еще долго-долго будировать публику авторскими, пусть и агрессивным, «провокациями». Это в наши дни очень полезно - драконить мысль, после как бы застоя склонную к гипносу…


* «Всех, кто способен различать зло от добра» - а таких гадов – творцов со знаком минус – видать за сто верст. Они злы даже в улыбке, пардон, ухмыле. А уж, неистовствуя, одержимо пенятся желчью и клянут во всех бедах тех, кто спас мир (а значит и их) – Россию и русских. Природные гнусы и блохи, они кусают больных или мертвых слонов. А еще их чисто физически уличает кривизна оскаленной пасти и бегающего взгляда. Не зря же лукавых воров по этим признаков отличал мудрейший Ходжа Насреддин.
Валерий Латынин 28.12.17 18:09
Серьёзный разговор о природе и закономерностях творчества, а точнее - сотворчества с Небом! С пожеланием автору многих благих и плодотворных лет, служивший в Новосибирске с 1982 по 1986 год полковник запаса Валерий Латынин.
Юрий Перминов 28.12.17 16:54
Дорогой Анатолий, с юбилеем! Здоровья и благоденствия! Ю.П.
Александр Кердан 28.12.17 14:24
Толя, ещё раз поздравляю с юбилеем! Твои заметки тянут на диссертацию... Это -
без шуток! Всяческих удач тебе, дорогой!
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА