Татьяна 27.04.18 15:48
О горьковской «революции» в литературе.
О разрушительной силе поточной подготовки писателей.

Поэт должен быть властителем дум, глашатаем истины, добрым и могучим другом своих соотечественников. Поэт тогда поэт, когда его книги ищут, стихи заучивают наизусть. Поэзия питает музыку, живопись, философию и педагогику, она должна властвовать в умах и душах. Но если этого нет, то нет и поэта, а есть стихотворец, умеющий более или менее складно составлять слова, подыскивать рифмы, метафоры. Иногда такой любитель найдет хлесткое сравнение, и даже образ, но ведь из стихов должна вырасти поэзия, должен подняться над своим поколением поэт и открыть современникам новые горизонты художественного осмысления своего времени, явить новый уровень величия, благородства, красоты человека.

Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» создает образ неудавшегося поэта Ивана Бездомного.

«Да, стихи… Ему тридцать два года! В самом деле, что же дальше? — И дальше он будет сочинять по несколько стихотворений в год. — До старости? — Что же принесут ему эти стихотворения? Славу? Какой вздор! Какой вздор! Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи».

Мудрый писатель, тонкий психолог, ставит своего героя в экстремальные обстоятельства, где ум человека и свойства характера проявляются отчетливо и резко. Бездомный ведет себя как сумасшедший, и по всем законам логики попадает в психиатрическую больницу. А между тем, он пользуется славой известного поэта, он на виду у всех столичных литераторов.

Бездомный — тип сатирический, и даже анекдотический: с одной стороны — поэт, да еще известный, с другой… не поймут люди, в своем ли он уме?

До уровня сарказма доводит писатель вполне реалистическую мысль о несоответствии многих ловких людей, добившихся в наше время и чинов, и славы, их действительным достоинствам. Этот «театр абсурда» был, конечно, и раньше, и в самые отдаленные времена, но в наши годы он принял форму всевластия и всемогущества. Бездну иронии может услышать наш современник в словах песни: «Кто был ничем, тот станет всем».

Идея величия, всеправия, вседозволенности стала в советскую эпоху доминирующей и увлекла массы народа. Буквально толпы людей устремились и в литературу — самую престижную профессию. И каждый вознамерился воздвигнуть себе «памятник нерукотворный». Максим Горький, изрядно запутавший всю жизнь русских литераторов, нагромоздивший в литературе уйму больших и малых контор, легионы начальников, выдвинул идею поточной подготовки писателей — предложил учредить Литературный институт, названный впоследствии его именем. Умные люди говорили: писатель — это талант, писателем надо родиться. Но Горький считал, что писателей и поэтов можно и выучить, как учат плотников, сапожников, поваров. И начали учить…

Я и сам кончил этот, едва ли не самый престижный, институт, и могу сказать: знания он, конечно, дает серьезные, но таланта не прибавляет. О тех же, кто попадал в институт в обход конкурса и при помощи «волосатой руки», — а таких со временем становилось все больше, — после окончания института можно было сказать словами известной песни: «Каким ты был, таким ты и остался». Студентов на первом курсе уже называли молодыми писателями, они потом всю жизнь гордились этим званием, но… книг не писали.

Много интеллектуальных сил отняла у нашего народа горьковская «революция» в литературе, собравшая русских, да и не только русских писателей под знамя социалистического реализма. Казарменные порядки внедряла его же идея жесткой организации литературного процесса и оброненная им невзначай мысль о поточной «выпечке» поэтов и писателей в единственном в мире Литературном институте.

Когда я работал в издательстве, ко мне приходили бывшие однокашники. Одежонка ветхая, вид затравленный, в глазах тревога и смятение.
— Иван, помнишь, как мы учились, жили в Переделкино?
— Как не помнить! Студенческие годы — их не забыть.
— Да, вот… не печатают. Весь пообносился, залез в долги, — дал бы мне аванс.
— Да под что же? Клади на стол рукопись. Если стоящая, держать не станем.
— Ах, рукопись! Есть у меня задумка, и кое-что начато, да вот… не могу закончить. Суета заедает.

Посидит, посидит такой бедолага, выплачет душу и… пойдет дальше задумывать, начинать и не заканчивать. Знал бы отец социалистического реализма, сколько подобных мытарей наплодил он и пустил по белу свету. Я как-то подсчитывал: из трехсот человек, учившихся в моем потоке, лишь с десяток мог бы назвать серьезных литераторов. И все они стали бы таковыми и без института.

Иван Бездомный — первая ласточка из несостоявшихся «корифеев». Впрочем, уже тогда, на заре советской власти, они стали плодиться сотнями, тысячами. Кто-то из героев Булгакова заметил: «…нас в Моссолите три тысячи… сто одиннадцать человек».
И это только в Москве!

Иван Дроздов
Луарвик 15.04.18 03:24
>А у Достоевского? Совершенно несъедобно: ангельЧИК!.. И это безконца.

Это, надеюсь.. сейчас щютка сказаль?
страстная седмица 2.04.18 09:05
Иеромонах Василий (Росляков)
(из цикла "Стихи на псалмы")
"... Спаси, Господи; ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими..."
ПСАЛОМ 11

Спаси меня, Господи, ныне,
Ибо верный и тот оскудел,
Ибо истинный путь ко святыне
Умалился от важности дел.

Каждый лжёт в суете по привычке
Даже ближним своим и родным.
И хвалу воздают для приличья,
Когда сердце наполнено злым.

Истребит все лукавые речи
И источники лести Господь,
С корнем вырвет язык человечий,
Что красиво в погибель ведёт.

Истребит утверждающих ныне:
"Мы велики, уста ведь при нас,
Мы весь мир языком пересилим!
Кто же Бог нам в сегодняшний час!"

"Ради бед, нищеты, воздыханий
Я восстану, - Господь говорит, -
И поставлю вдали от страданий
Сохранивших смиренье и стыд".
Мещанин 31.03.18 12:18
Горький... Гребаные эстеты сейчас морщатся от этого имени. Пишут про бл..ских бабочек, которые между прочим, рождаются из гусениц. А в потрепанной книжечке - строки:
"А вы на земле проживете,
Как черви слепые живут:
Ни сказок про вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют!"
Екатерина Пионт 30.03.18 16:45

У Максима Горького любой может найти что-то о себе, потому
он некоторым и не по нутру.
Меня тоже возмутила и расстроила передача Швыдкова, его вкрадчивая, мерзкая речь, возомнивший что-то о себе Воденников с оценкой "как поэт он слаб", так и просится: "А судьи кто?" И почему они? Он совершенно им чужд.

Из Вашей статьи, как всегда, узнала много нового о нашем любимом с детства писателе Алексее Максимовиче Горьком.
Тогда стыдно было не знать его произведений.

Дорогой Владимир Сергеевич, сколько интересных людей довелось Вам повстречать...Вы счастливый человек!
И ещё потому, что, несмотря на нелёгкий жизненный путь,
остались молодым душой, ироничным и современным.
Спасибо Вам.
С уважением, Екатерина Пионт
Светлана Курач 30.03.18 07:36
Замечательная статья, прочла с большим интересом и удовлетворением от того, что можно ещё слышать нормальных людей, впитывать их опыт, мысли и знания. Спасибо! Доброго Вам здравия, Владимир Сергеевич.
С почтением,
С.К.
Жавдет Ильязов 29.03.18 20:56
Спасибо, Владимир Сергеевич! Давайте доживем, когда наша Россия вновь станет адекватной. Спасибо еще раз, что Вы своими трудами приближаете этот день. Горький, Бушин, Солоухин и много других русских писателей будут заслуженно почитаемы. Швыдкие и прочие, сегодня пристроившиеся у конъюктурного корыта, будут преданы забвению.
Алексей Яковлев 29.03.18 15:55
Спасибо Вам Владимир Сергеевич за Вашу борьбу! За правду! Доброго Вам здоровья!
Нина Черепенникова 29.03.18 15:14
Маргарите Карановой.
"...а наши всё проглатывают.." - пишете Вы. Нет, наши лучшие писатели уже не проглатывают,а выплёвывают. И плевок летит прямиком по адресу!.
И в этом плевке пусть чувствуют антихристы "силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе.."!
Да и статья В.Бушина О М.Горьком ( как, впрочем, и все работы нашего замечательного публициста) являет собой достойный ответ, от которого кто-то ухмыльнётся в бессильной злобе, ведь "Рожденный ползать - летать не может!"
С уважением Нина Черепенникова
Владимир Плотников 29.03.18 09:06
Горько о…Горьком.

Впрочем, гений и не такое переживал. На то и Буревестник! На то и нетленка!
Однако и о хорошем стоило б сказать.

В Самаре, буквально, только что открыта выставочная площадка Горький-центр.
Областной литературный музей носит его имя, как и Академический театр драмы и одна из самых длинных улиц вдоль Волги, не говоря про крупнейший Загородный парк – ЦПКО.

Украшают город и скульптурные композиции: стела и бюст писателя. А вот большой старинный памятник в ЦПКО, где классик с холма любуется Волгой, увы, разрушен уличными вандалами.

Любовь Самары к Горькому закономерна. У нее давние корни.

***
Именно в «Самарской газете» под псевдонимом «Иегудиил Хламида» началось творчество великого пролетарского писателя Горького. Спустя годы он станет любимым автором и символом городского театра, носящего его имя. Самарские антрепренеры чуть ли не первыми в стране поставят пьесы «буревестника революции». А драма «На дне» так полюбится публике, что на пресловутом самарском «дне» возле жигулевского пивзавода еще долго будет работать пивная, трансформировавшаяся ныне в популярный трактир «На дне».

По легенде, именно здесь, «на дне», вкусил свою первую кружку пива будущий актер и режиссер Олег Ефремов. Но это все уже потом, потому как «самарский этап» (с 23 февраля 1895 по 13 мая 1896 года) и для Горького, и для Самары был этакой «корридой»: «тореадор» шпынял и жалил, разъяренная «корова» бодала и драла рогами. Чувствительно и остро для обеих сторон.

Годы спустя местные обыватели отказывались признать в гиганте мировой литературы чудного дылду, что стряпал едкие фельетоны, потешал народ перепоясанной хламидой и отмахивался суковатым посошком от местных "горчишников".

Приехав сюда за рубликом по рекомендации Владимира Короленко, будущий «буревестник» с вокзала попал «в объятия» к салонному интеллектуалу Карлу Карловичу Позерну, а уже тот свел босяка с лучшими людьми города и редакцией «Самарской газеты».

«Босяк» оказался социально зол и запредельно плодовит, лихо перенасытив газетное пространство очерками и фельетонами за подписями: Иегудиил Хламида, Паскарелло, Пьеро и… Дон Кихот. Именно так – нескладный жердяй наехал на Самару в образе мужицкого Дон Кихота. «Сермяжный» романтик, восставший против «томительно бедной жизни», в своих ранних опытах Горький отталкивался от идеальной абстракции и дубасил «мировое зло» клюкой сарказма. У зла же была маска бедности.

Не сразу, но скоро «заплывы» на самарское «дно» научили «Дон Кихота» искать и анализировать живые жемчуга фактов! В течение 15 самарских месяцев с ядовитым журналистом, оголтело заточенным на профессиональное литераторство, случилась метаморфоза. Первоначально узкий прищур обозленного одиночки сменился широчайшим фокусом социального исследователя, который вдруг обнаружил вокруг себя массу милых лиц и добрых сердец.

В «Самарской газете» зреющий классик впервые узнал, что такое сознательный трудовой коллектив. Речь не о балагуристых коллегах по перу, а о просвещенных и сплочённых пролетариях – типографских печатниках. Связь с ними он пронесет через всю жизнь.

Недавний идеалист и певец собственных грёз все чаще просыпается реалистом, которому и суждено было вскорости решительным образом перевернуть привычную литературу, напитав ее горьковскими типами.
Здесь же он встретил реальную и идеальную любовь – корректора «Самарской газеты» Екатерину Волжину, которая во многом сделала из Алеши Пешкова Максима Горького.

Так что при всем своем «публицистическом неприятии» Самары великий художник честно признавал: «телом я родился в Нижнем Новгороде, духовно – в Казани, а как писатель – в Самаре». И это горькая правда: читателям «Самарской газеты» выпал шанс первыми в мире оценить «Песнь о Соколе», «Старуху Изергиль» и «Однажды осенью». Правда и то, что мало кто опознал в «птичке и старушке» будущие «вершины словесности», а в возвышенном текстовике того самого желчного Иегудиила.

Наконец, в Самаре начался беспроигрышный роман Горького с театром. В самых первых «сердитых» рецензиях Хламиды было и рациональное зерно. «Точечно бия» по актёрским неудачам, «босой зоил» тем самым делал радикальные шаги к реалистическому «театру Горького», где знаменитое «не верю» Станиславского крушило, перво-наперво, фальшивую игру в актерство.

Но если уж на сцене самарского театра искрилось что-то настоящее, тональность критики мягчела: «играют много, артистов мало, тщательная работа над ролями невозможна – это приходится принять к сведению».

Журналистский опыт, накопленный за 15 самарских месяцев, требовал литературного переосмысления и выплеска, что и претворилось 2 года спустя в двухтомнике, который открыл миру полновесно – во весь «версилов рост» – Максима Горького, великого реалиста и знатока жизни всей, а не только «дна».

70 лет спустя самарский опыт Горького лег в основу художественного полотна Николая Лебедева «Невероятный Иегудиил Хламида» (1969). 30-летнего горького в нем играет потрясающий советский (и самарский!) актер Афанасий Кочетков. Фильм, судя по всему, утрачен вандалами от… кино-фонда.

Вообще, тема «Горький и кино» неисчерпаема. Экранизированы (и не по разу) все пьесы, романы и многие рассказы классика. Вот лишь на вскидку: «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Фома Гордеев», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Дед Архип и Ленька», «Мальва», «Челкаш», «Трое» (похоже, тоже утрачен), «Васса», «Мать» (поставлена не раз!), сериал «Жизнь Клима Самгина»…

Всё так! Но творческий метод великий писатель обрел-таки в Самаре…
Владимир Подлузский 29.03.18 08:20
В юности я мечтал учиться в Литинституте имени Максима Горького. Странным образом мечта исполнилась. Ровно в 18 лет я надел погоны в Мулинской сержантской школе, расположенной в тогдашней Горьковской области. Именно полная особой военной поэзии артиллерийская учебка при всей сумасшедшей занятости курсантов подталкивала некоторых из них, в том числе и меня, к первым литературным опытам. Через годы многое из мулинских впечатлений вошло в мой роман в стихах. Что значит витавший даже над знаменитыми во всей армии Гороховецкими лагерями дух великогоАлексея Максимовича.
Маргарита Каранова 28.03.18 22:18
Андрею Смолину. Дожили до того, что Швыдкой определяет место Горького в литературе. Но дожили и до того, что некогда безвестная новодворская определяла во всеуслышание место русских: "Русскому народу место в тюрьме, причем не где-нибудь, а именно у тюремной параши!". Когда она ушла в мир иной, президент, также во всеуслышание, выразил свою скорбь по этому поводу.
До много дожили... Попробуй унизить достоинство кавказца или еврея публично? Будет сразу адекватный ответ. А наши всё проглатывают и лишь каются и каются, как учит батюшка.
Кнарик Хартавакян 28.03.18 22:03
Как же не высказать Вам слова восхищения и признательности, наш дорогой Владимир Сергеевич?! В вашей статье связано столько тем актуальнейших, важных аспектов их, столько честных высказываний известных современников о М. Горьком и стихотворных посвящений приведено, столько штрихов и деталей к жизнеописанию всемирно известного писателя наведено-вставлено, и... стольким клеветникам, ненавистникам А.М. Горького Вами дан хлёсткий отпор словом чётким Вашим, что статье и этой цены нет.

Спасибо Вам и за блестящий талант, и за эрудицию, широчайший кругозор, охватывающий лит. события целого столетия, и в целом за интереснейший материал к 150-летнему юбилею выдающегося писателя.

с почтением и признательностью дончанка КнарИк Хартавакян, член СПР
Сергей Сметанин 28.03.18 21:45
"...русские литераторы и даже те из них, кто русские по принадлежности к нашей культуре, должны бы только гордиться тем, что и они из этого народа и работают в той же литературе, в которой работал и столь знаменитый Горький. Он – ярчайшее свидетельство глубинной талантливости русского народа, как и вся славная плеяда от Ломоносова да Есенина. Разумеется, как в прошлом, так и ныне, многие и гордятся, и радуются. Но все мещане и не только литературные, все антисоветчики и не только покойные, все мизантропы ненавидят Горького люто."

Очень верно и точно.
Поддерживаю статью.

С уважением
Большаков 28.03.18 21:33
Бог вам дал, Владимир Сергеевич, и годы долгие - и дар великий. Вас бы клонировать - еще б так экземплярах в десяти... Кремлегархов бы и творческую их обслугу уже через полгода бы всех в корчах перекосило под вашим праведным убийственным огнем...
Юрий Серб 28.03.18 21:24
Как бы ни относиться к Горькому или к Швыдкому, но последний - доверенный любимец Путина, и этим все сказано.
Андрей Смолин 28.03.18 19:20
С младых лет лет знать имя, прочитать почти всё, и дожить до того, чтобы в год 150-летия великана какой-то крупнопакостный Швыдкой определял значение великого Горького. Россия, Русь, как же тебе себя сохранить...
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА