Сэда Вермишева 20.09.18 19:21
Эмме Меньшиковой удалось показать несовместимость обыденного и поэтического в критических ситуациях. Обыденное убивает поэтическое.

С. Вермишева
Кнарик 16.09.18 18:58
Уважаемая Эмма Петровна! Ваш материал о Марине Цветаевой может только потрясти и встревожить... И мои слова признательности за труд

Екатерина Пионт 16.09.18 14:10

Дорогая Эмма, спасибо Вам за Ваш ценный Труд, благодаря которому невозможно было не обратиться как к самому "Вольному проезду", так и к другим страницам жизни Марины Цветаевой, мученицы, большого поэта, всё превозмогшего, оставившего яркий след в русской литературе.

А как мать... Она и из жизни ушла, чтобы спасти сына, вот её одни из последних слов на бумаге, письмо к Асееву: "Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю..."
Письмо к эвакуированным: "Дорогие товарищи! не оставьте Мура.Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н.Н. Асееву..."
Ей было важно, чтобы он ЖИЛ и учился. Она боялась за него с самого рождения, словно предвидя его судьбу, записала в черновой тетради, когда ему не было и 2 месяцев: "Мальчиков нужно баловать, - им может быть на войну придётся..."
Образованный, талантливый юноша оставил свои несравнимые ни с какими другими по откровению дневники.

"Есть у меня важный свидетель - сын", "умный и суровый Мур" -
писала она.

Спасибо Вам, Эмма.
Валерий Хатюшин 16.09.18 14:01
Эмма, прекрасно! Очень хорошо, что ты написала об этом. Бандиты и "интернациональные" вожди бандитов, захватившие власть в 1917-м, чуть было ни уничтожили Россию, довели ее до голода и полной разрухи. По всей стране поднялись бунты и восстания крестьян и рабочих. Началась Гражданская война, в которой погибли миллионы. В стране властвовал и упивался кровью дьявол. Страна пережила десятилетие этой кровавой вакханалии, пока власть у сатанистов не перехватили русские люди во главе со Сталиным - и начался термидор, уничтожение сатанистов и их прислужников. Но как было выжить в этой мясорубке поэту? Гумилев, Блок, Есенин, Клюев, П.Вапсильев, Цветаева...
"Вольный проезд" во многом перекликается с "Окаянными днями". Я читал эту повесть еще в 80-е годы в ксерокопии с парижского издания. Помню, как мы с Таней Глушковой поражались точными цветаевскими характеристиками людей, ее жутким, убийственным "юмором" и страшной самоиронией. Для меня это стало новым открытием Цветаевой, которой я тогда еще не знал, хотя как поэта открыл ее для себя в начале 70-х, когда только-только ее начали издавать. Тогда же, в 1973-м, я побывал на ее могиле в Елабуге, после чего написал стихи, посвященные ей. В этом году я вновь там оказался. Теперь там стоит памятник ей и открыт ее музей.
Спасибо, Эмма, за этот материал. Я его скачал, и если нет возражений, - дам в журнале.
Татьяна Жилинская 15.09.18 18:39
Вот уже который день нахожусь под впечатлением от прочитанного! Это очень глубокое и сильное исследование как в плане изучения дневниковых записей Марины Ивановны Цветаевой на атмосферном фоне того времени, так и в плане эмоционального воздействия на читателя. Спасибо автору!
Григорий Блехман 13.09.18 20:47
Мне очень понравилось, как Эмма Меньшикова написала этот очерк.
Написать так чрезвычайно трудно.
Дело в том, что о любой яркой личности в искусстве Серебряного века написано очень много, в том числе и людьми, близко знавшими ту или иную личность.
И, конечно же, Марину Цветаеву, интерес к трагической судьбе которой изначально был (и остаётся) очень высок.
Кроме того, мне довелось быть знакомым с его дочерью Ариадной Эфрон и сестрой Анастасией Ивановной, которые много рассказывали о Марине Ивановне, давали почитать её письма....
И мне кажется, что им обеим был бы интересен этот очерк Эммы, потому что он написан нетривиально, а, значит, свежо, но фактологически точно.
Что всегда имеет высокую литературную ценность.
А три стихотворения, посвящённые "Марине" написаны именно в той интонации, какую в поэзии Цветаевой своим тонким поэтическим слухом почувствовала и передала Эмма Меньшикова.
Ведь, на мой взгляд, в природной духовной вольнице Марины Цветаевой, так сильно идущей вразрез с послереволюционными обстоятельствами её жизни всё время прорывалось:
"За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет..."
А также:
"Что мне делать
............................
С этой безмерностю
В мире мер?!"

Спасибо, Эииа. На мой взгляд, Вам удался прекрасный очерк.
Валентина Беляева 13.09.18 12:08
Несмотря ни на какие воспоминания современников Марины Цветаевой о её очень неоднозначной личности, в первую очередь она для нас - великая поэтесса. (В стихах и Марины Цветаевой, и Анны Ахматовой слово "поэт" всегда рифмуется: здесь очень большие возможности в отличие от фонетики французского слова "поэтесса", относящегося к женщине и ничуть не умаляющего её поэзию, - по странно распространившемуся "определению".)
В статье самого высокого литературного уровня - распахнутая картина бесчеловечных времён, кровавый нерв нашей истории, её суровая правда, её мучительная боль. Это очень серьёзная и значительная работа. Большое спасибо, Эмма, за Ваши чувства, трезвый взгляд на те трагические события, как бы ни был он печален, за этот труд, который станет для нас и наших потомков ещё одной страничкой жизни одного из самых значительных имён в русской поэзии.
Анатолий 11.09.18 23:12
...Сын: чичиковское лицо, васильковые свиные прорези глаз. Кожу под волосами чувствуешь ярко-розовой. Смесь голландского сыра и ветчины....

Сколько ненависти и брезгливости к человеку! И называть её после этого "великой"?.. Зло и ненависть даром не проходят...

Ирина 11.09.18 21:52
У Катаева я когда-то читала документальную повесть о зверствах Землячки и её окружения в Крыму.
Здесь не менее трагично, через судьбу Цветаевой, раскрыта еще одна страница нашей истории.
Тогда закончилось тем, что все садисты сами оказались жервами советской государственной машины, взявшей курс на созидание и сбережение народа.
А сегодня к власти впришли потомки антропофобов.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА