Кажется, недавно я восхищался повестью Павла Кренёва "Поздней осенью, на Казанскую". И вот новое творение талантливого северного прозаика. Впрочем, зря я подчёркиваю - северного. Ныне, по доброй традиции, заложенной Василием Беловым и Валентином Рвспутиным, почти вся современная русская проза, кроме батальной, северная. Уж простите за такие нордические нотки. Есть, конечно, большие таланты и на юге. Скажем, блестящий донской прозаик Василий Воронов. Однако в высоких широтах сегодня целое созвездие новых русских мастеров - Владимир Личутин, Николай Ольков, Михаил Попов,. Я бы мог продлить этот ряд, двигаясь по Северу Европейской части страны и по просторам Сибири. Однако сегодня ограничусь Павлом Кренёвым. Вернусь к рассказу "Художник.". Он также, как и отмеченная мною повесть, якобы о смерти. В обоих произведениях, и бабушка Парасья, и старик Нестор Кириллович, видят гонцов приближающейся старухи с косой. Поморке является Николай Угодник, а простой колхозник, вчерашний военный миномётчик и рыбак, видит морозным днём невиданной красоты бабочку. В то время, когда её просто быть не может. Но ведь герой своеобразный волшебник из народа. Он из своего последнего похода в лес возвращается с полукорзиной белых грибов. Как символом накопленного за нелёгкую жизнь скарба. В образах есть и православная подоплёка, и мифическая. Соединение двух ипостасей и даёт русскую картину мира.
Если разобраться, повесть и рассказ Павла Кренёва вовсе не о смерти,а о грядущей вечной жизни. Поэтому и нет отчаяния у героев, принимающих всё, что даёт Господь, с грустной покорностью и ясным умом. Такие люди и олицетворяют северную русскую Россию.
Нельзя не отметить прекрасную словесную палитру. Художник слова Кренёв как бы соревнуется в мастерстве с доморощенным художником Нестором Квасниковым. Нельзя не сказать, что живописная манера автора замечательно напоминает стихотворение в прозе. В общем, русский рассказ для настоящего русского читателя. |