Страница: 1 2  Все

Ольга 13.04.19 14:30
Подкреплю сказанное примерами из словарей.
Из "Этимологического словаря русского языка" под ред. Г.А. Крылова.
Куб - это название сосуда цилиндрической формы имеет,по-видимому и-е природу. В древнеиндийском находим kumbhas - "сосуд для питья".
Кубок - образовано от "куб" - "большой чан".
Капуста- общеславянское,заимствовано из латинского.Capitium - кочан капусты (от caput- "голова").
Копить - общеслав.,образовано от"копа" ( др. мера в 60 единиц),родственное чешскому kopiti - "складывать кучей, сгребать".
Копна - образовано от той же основы,что и "копить" в значении "сгребать".Древнее "копа" имело и значение "куча сена,ржи".
Из словаря "Terminologia medika poliglota" под ред. д-ра мед. Георги Д. Арнаудова.
Caput ( по греч. kephale) - 1.голова; 2. головка - закругленный конец или край органа,кости,мышцы и др.Англ. - head, фр. - tete, нем. - Kopf.
- Мы видим одну и ту же и-е основу, наиболее фонетически измененную во французском, наименее - в немецком.-
Capitatus - закругленный на конце, головчатый,с головкой.
Capistrum - повязка, охватывающая голову и поддерживающая нижнюю челюсть.
Capillitium - капиллиций, волосистый покров головы.
Сupula ( cupa - бочка, кадка) - купол (свод).Англ. - cupola. фр. - сoupole.нем. - Cuppel.
Латинско-русский словарь под ред. И.Х. Дворецкого (М."Русский язык"1986 г.)
дает большое количество статей, с корнем cup-cap-cop. Их объединяют понятия
"чаша для питья, ёмкость, голова, округлое окончание,скопление".
Приведу лишь несколько примеров.
Capedo - жертвенная чаша с ушком.
Capis - жертвенный сосуд с ушком, чаша для жертвоприношений.
Capula - маленькая чаша с ушком.
Capulo - переливать, разливать по сосудам.
Capulator - разливщик, переливающий из одного сосуда в другой.
Capital - головная повязка, покрывало, надеваемое жрицами на голову во время жертвоприношения.
Сapitellum - 1.Утолщенный конец,головка. 2. Арх. - капитель.
Сapiti-lavium - мытье головы.
Сapito - 1. Голован, большеголовый. 2. Кефаль(т. е. большеголовка).
Capitulum - 1.Головка.2.Дружок (ласк.) 3.Головной убор 4.Арх. - капитель.5.Глава, отделение,раздел.6. Набор новобранцев.
Capillamentum - 1. Волосы. 2. Парик 3. Волокнистый покров или пушок.
Caput - 1. Голова. 2.Верхняя (главная, исходная) часть или головка,вершина,верхушка,край,конец,исток,устье. 3.Разум,рассудок. 4. Человек,лицо.5. Голова, жизнь. 6. Гражданские права,правоспособность. 7.Голова,единица,штука. 8 Глава,начальник,руководитель,вожак,предводитель. 9.Суть,главное,основа,сущность.10. Главное место,центральный пункт,столица,главный город.11.Глава,раздел,отдел,пункт.12.Основная сумма,главный фонд,капитал. 13. Грам. - исходная форма слова.
Cupa - бочка,кадка.
Cupella - ,бочонок или чан.
- Т. е связь между головой- черепом и древнейшими емкостями для питья, жертвоприношений несомненна.-
Но вот что еще интересно :
Сupide - жадно,горячо,пламенно, страстно.
Cupiditas - 1.Сильное желание,страсть,влечение,томление.2.Жадность,алчность. 3.Усердие. 4. Пристрастие,пристрастность.5.Преданность,привязанность.
Cupido - Купидон, бог любви, сын Венеры.
Снова мы возвращаемся к понятиям "кипение, сияние, пылание,гнев" санскрита, русского и греческого языков.
Это все ассоциации, вызванные рассказом Людмилы Владимировой о жертвенных чашах из черепов побежденных соперников.





Ольга 13.04.19 00:57
Cup , Сupaya на санскрите означает "гневный, кипящий гневом" в соответствии со словарем Кочергиной. А Г.С. Белякова в "Славянской мифологии" называет Купалу - бога летнего жгучего солнца, солнца "купола, макушки лета" - "Блистающим", восходящим с тому же корню.
Ранние изображения Аполлона , солнечного лучника, показывают его в ожерелье из черепов поверженных соперников . Его описывают как гневного беспощадного бога, пришедшего в Элладу по одним источникам с севера, по другим - из Малой Азии.
Несомненно родство гневного Аполлона и блистающего Купалы : в греческом начальные согласные индоевр. слов часто исчезают.
Интересна и параллель между богиней света и тепла Табити скифов и другим прозвищем солнечного бога - Феб ( настоящее греческое звучание- Теб).
Исторически оправдано родство множества слов и-е языков ,описывающих сосуды ( Сup - "чашка и кубок" англичан, "кубок" русских), голову и черепоподобные конфигурации ( "купол,копна,скопление","кефаль" (головастая рыба"),"кафолический,католический", т.е. "главный,головной") и различные головные уборы (кепи, капюшон,капор).
К древнейшей и-е основе Cup относятся и русские "кипеть"." купавый"- белый.
Посмотрите статью "Купать" из словаря Даля. Слово описывает не мытье, а именно окунание, часто первое ритуальное окунание в воду в жаркое купальское время под блеск обрядовых костров.
Применение корня Сup в и- е языках столь обширно, а в русском так занимательно, что Вам доставит огромное удовольствие разобраться с ним самостоятельно.
В итоге "Купала", "купание"описывают стихии света,огня,воды в их соединении, а "кубок" восходит к древнейшему из сосудов человечества - пеннокипящей чаше из черепа.
О чем Шаламову напомнил сам язык, когда он кипел праведным гневом, вполне славянским, вовсе не иудейским, думая о мести иудам-стукачам.
Илья Ануфриев 29.03.19 15:30
Суки - все те, кто не битьём, так катаньем (с секирок), антиреформами и травлей талантливых уничтожал и продолжает уничтожать русский народ.
И неважно, в 20-е, 30-е, 60-е, 90-е годы, или в нынешнее время.
Антисистема в действии.
Но, как сказал монах Авель:
"Христоубийцы получат своё.."
Вот и Шаламов то же изрёк...
Людмила Яцкевич 21.03.19 10:13
Уважаемой Людмиле Владимировой. Спасибо за Ваши размышления над статьёй. Согласна, что очень важны факты и изучение рукописей. У меня в архиве 400 стихотворений Нины Михайловны Ивановой-Романовой, которая состояла в переписке с В. Шаламовым и посылала ему в 1973 году неопубликованную рукопись "Книга жизни" (потом она была опубликована в 1989 году в журнале "Нева"с большими сокращениями). В целом он положительно оценил роман, понял, что в нём достоверные события. Однако меня удивила его отрицательная оценка своего товарища по несчастью - Александра Афанасьева, главного героя романа Ивановой-Романовой. Как это понять? Я поняла так, что ему тяжело и неприятно вспоминать то время и те события, он их ненавидел и никому не простил.
"Баллада средины века" Ивановой-Романовой начинается таким стихотворением:
СОВРЕМЕННИКУ
... Я открываю иногда
Отдельные страницы, -
И те нещадные года
Выходят вереницей.

Коснувшийся следов твоих
Студёный вихрь с востока
Мне перелистывает их
Неумную жестокость.

Попавшийся (не за грехи?),
Как воробей в гуменник,
Сидит и слушает стихи
Мой бедный современник.

Но не лежит его душа
К моим глухим веригам:
Мол, драма так ещё свежа,
Что не годится в книгу ...

И на попытку рассказать
Мой слушатель несчастный
Отводит в сторону глаза
С привычною опаской.

Весь из расчётов и хлопот,
Щадя своё здоровье,
Вопросов он не задаёт,
Не поведёт и бровью.

С усмешкой глядя на меня,
Обстрелянный, бывалый,
Свои досады – злобой дня
Считает славный малый.

И вдруг – наотмашь бьёт кулак:
- Оторвано от жизни!
-Да.
С мясом.
Подойди на шаг –
И тёплой кровью брызнет ...

Людмила Владимирова 21.03.19 05:54

Спасибо, уважаемый ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ!

Совершенно согласна с Вашей позицией. Думаю, что В. ШАЛАМОВ назвал их истинным именем! Тех самых и тем самым (и даже круче!) ВЫНУЖДЕНЫ именовать сегодня и мы...

Несомненно и то, что: «Текстология, т.е. изучение рукописей любого писателя, что уже не раз доказано, является лучшим средством против любого рода дилетантских измышлений или извивов прихотливой фантазии».
Добавлю, что это ещё и крайне увлекает и кому хоть раз, м.б., и случайно, была подарена судьбою такая возможность, остается счастливым пленником Поиска Истины.

А.С. Пушкин: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».

Но какой же горечью оборачивается порою «открытие»: твои мысли, даже обороты, слова бесстыдно используются другими – без ссылок на твои работы!
Простите, но сейчас как раз меня «Случай, бог изобретатель» «одарил» таким «открытием». Готовлю статью, надеюсь, что она будет опубликована.

НИКИТЕ СЕВЕРЦЕВУ:

Не думаю, чтобы автор – В. ШАЛАМОВ – не знал истории. Традиция изготовления чаш из черепов врагов, использование их на пирах были широко распространены. См.: http://www.balto-slavica.org/forum/index.php?showtopic=20946

«Археология рисует значительный ареал распространения чаш из черепов. Если говорить о Европе, то он накладывается на всю ее территорию, от Британии до Урала. Интересно, что наиболее многочисленные находки происходят с территории Украины, охватывая временной промежуток от энеолита до железного века».

Князь Святослав Игоревич – единственный сын княгини Ольги и князя Игоря, князь Новгородский (детство) и Киевский ( 945 - 972 гг.)

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Николай Думцев 20.03.19 20:24
«Славянин по крови, сын и внук православных священников, крещеный христианин, Варлам Шаламов к концу жизни становится “иудеем по духу”: духу мести и ненависти, который воспитал и вскормил в нем социализм».

Необходимо знать что у древних славян и русов была заповедь:
Смерть за смерть, жизнь за жизнь ?
Никита Северцев 20.03.19 20:16
Плохо знает историю автор. После поражения войск славянского князя
Святослава, остановившегося на зимовку на порогах, печенежский полководец сделал кубок из черепа , огранив его серебром и золотом..
Людмила Яцкевич 17.03.19 18:24
Почему-то Пётр Бойченко, вслед за автором статьи, переводит стрелки на безымянных диссидентов, которых Шаламов якобы проклинал. А ведь он проклинал своих прямых врагом - тех, кто стал причиной его ареста и последующих мучений. Могу напомнить их имена: Троцкий и Сарра Гезензвей, по поручению которой он работал в подпольной типографии. В троцкистскую организацию, готовившую убрать Сталина и захватить власть, Сарра соблазнила
не только Шаламова, но и других русских провинциальных студентов, например, Александра Афанасьева. Повзрослевший Шаламов всё это понимал.
Вот где хазары. Их современное оружие - лукавство.
Обидно, когда людей водят за нос.
Геннадий САЗОНОВ 16.03.19 11:50
Интересная полемика получается!
Господа-мужчины!
Вы хоть научитесь слушать и слышать,
что вам говорит умная женщина -
Людмила Григорьевна Яцкевич.
А то получается разговор "глухого"
с "немым"
Петр Бойченко 16.03.19 10:39
Людмила, отвечу Вам Вашими словами: для Вас это удовольствие, а для меня - горе и грех. Только советую быть осторожнее с ярлыками, которые Вы навешиваете на Шаламова. "Не судите, да несудимы будете".
Что касается Вашей фамилии, которая Вас спровоцировала на мнительное предположение в мой адрес, то, поверьте, смутила меня не Ваша фамилия, а Ваша позициии. А свою позицию я высказал Вам в вопросе, на который Вы отвечать не захотели: почему Шаламов, на самый страшный - иудин - грех не решившийся, более вам неприятен, чем Ширяев?
На этом я с Вами прощаюсь. Простите меня, если я что-то не так сказал.
felix 16.03.19 10:37
Людмила Яцкевич только что продемонстрировала образчик т.н. "женской логики", о которой еще в советский времена ходил такой анекдот:
Муж жене: "Дорогая, ты не права".
Жена в ответ: "Если я не права, так значит я обманываю. А если я обманываю - то значит, я лгу. Если я лгу - значит, я вру. Если я вру - значит, я брешу. Если я брешу - значит, я лаю. Если я лаю, значит, я собака. Если я собака - значит, я сука!!!! Мам, он меня сукой обозвал!!!"
Марина Редина 16.03.19 10:24
Тема Ширяева - очень интересная. Вот даю ссылочку - не пожалеете.
https://omiliya.org/article/boris-shiryaev-nesostoyavshiysya-prorok-dmitriy-surzhik
Людмила Яцкевич 16.03.19 10:14
Петру Бойченко. Извините меня, но я спорить с Вами не буду. Для Вас это удовольствие, а для меня - горе и грех. Только советую быть осторожнее с ярлыками, которые Вы навешиваете на достойных людей. "Не судите, да несудимы будете".
Что касается моей фамилии, которая Вас спровоцировала на мнительное предположение, что я в стане хазар, троцкистов и их нынешних последователей, то поясняю. Яцкевич - фамилия моего мужа-белоруса.
На этом я с Вами прощаюсь. Простите меня, если я что-то не так сказала.
Петр Бойченко 16.03.19 10:02
Людмиле Яцкевич

Людмила, это вы написали: "проблема статьи В.В. Есипова - кого Шаламов проклинал в этом стихотворении - кажется надуманной".
А вот строки из стихотворения Шаламова:

Клянусь до самой смерти
мстить этим подлым сукам,
Чью гнусную науку я до конца постиг.
Я вражескою кровью свои омою руки,
Когда наступит этот благословенный миг.

Публично, по-славянски,
из черепа напьюсь я,
Из вражеского черепа,
как делал Святослав.
Устроить эту тризну
в былом славянском вкусе
Дороже всех загробных,
любых посмертных слав.

Как видите, в них нет загадок и тайн: Шаламов "публично, по-славянкски" пьет из "вражеского черепа", "как это делал Святослав" - победитель хазарского каганата.
Что дает вам основание думать, что под хазарами Шаламов подразумевает не пятую колонну, которой Солженицын пошел в услужение?
Я понимал бы вас, если б вы были максималисткой. Но Ширяеву вы прощаете самый страшный грех: службу фашистам, русских людей считающих вторым сортом, и смену православный веры на католическую. Почему Шаламов, на самый страшный - иудин - грех не решившийся, более вам неприятен, чем Ширяев?
Поймите, Шаламов и Ширяев - это не мои герои. Но я отдаю себе отчет, что на их жизни выпали испытания страшние. И разве дано нам знать, хватило ли нам бы мужества сквозь эти испытания пройти достойно. Но Шаламов, на предательство не решившийся, в историческом выборе принявший сторону Святослава, освободившего моих предков от каганата, моему сердцу ближе, чем Ширяев, сначала проявивший мужество, а затем трусливо предавший и свою Родину, и свой православный крест.
Людмила Яцкевич 16.03.19 09:23
Пётр, не приписывайте мне слов, которые я не писала. Вы же мужчина и писатель, а не сотрудник НКВД.
Людмила Яцкевич 16.03.19 09:17
Геннадий, согласна, что Прилепин многое взял из книги Бориса Ширяева "Неугасимая лампада", кроме самого главного - христианского духа. Я уже писала об этом на сайте "Вологодский литератор" ("Ложный образ мира" Захара Прилепина). Обратите внимание на две линии в литературе XX века при освещении лагерной темы: с одной стороны, Солженицын, Рыбаков и др., а с другой стороны, Олег Волков, Б. Ширяев, А. Арцыбушев и др. Трагический Шаламов не примыкал ни к тем, ни к другим. И наконец, есть ещё одна - могучая линия: митрополит Трифон (Туркестанов) десятилетия провёл в лагерях, и там же написал акафист "Слава Богу за всё", произведение высокого подвига и высокого искусства. Его знали многие узники. Привожу ниже из него маленький отрывок:
"Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина и свет. Там Христос! И сердце поет: Аллилуя!"
Простите, но не нам их судить, кто как выдержал ужас заточения. Но подвиг Христа - высшая мера для подражания.
Петр Бойченко 16.03.19 08:53
Людмиле Яцкевич
Мне не показалась проблема статьи надуманной. Шаламов мог в чем-то проявить упрямство, а в чем-то прозреть.
Причиной вашей попытки представить Шаламова одномерным, истероидным мстителем, не способным думать, является, на мой взгляд, ваша месть Шаламову за Солженицына.
Одно дело, уличать Солженицына во лжи будут люди, лагеря не знавшие, другое дело - свое слово об этом авантюристе говорит Шаламов, который хлебнул не только лагерной жизни, а и, став частью диссидентского мирка, стал прозречать механизмы вербовки и мягкого насилия над личностью (на изнасилованного таким способом Сахарова, например, без слез взглянуть было невозможно!).
Геннадий Старостенко 16.03.19 08:39
Интересно мыслите, Людмила. У Ширяева была гораздо большая проблема - ведь ему пришлось бежать вместе с немцами. Кстати, это обстоятельство, предавшее его у нас забвению, позволило Женечке Прилепину хорошо наворовать у него для своей "Обители".
Людмила Яцкевич 15.03.19 23:35
Трагедия Шаламова в том, что он не смог никому простить. Даже отцу в "Четвёртой Вологде". Поэтому проблема статьи В.В. Есипова - кого Шаламов проклинал в этом стихотворении - кажется надуманной.
Олегу Волкову, Ширяеву, Алексею Арбибушеву было легче, так как они смогли духовно преодолеть страшный опыт лагерей и простить.
Борис Ширяев через 20 лет после Соловецкого лагеря писал: «Бесконечные мучительные отблески пережитого теснили, давили, душили меня, заслоняя всё остальное». Годы шли, и уже после Отечественной войны, принёсшей новые потоки крови и жестокости, писатель «снова всмотрелся в ушедшее и теми же глазами увидел иное. Дивная, несказанная прелесть преображенного Китежа засияла из-за рассеянной пелены кровавого, смрадного тумана. Обновленными золотыми ризами оделись обгорелые купола соловецкого Преображенского собора, вознеслись в безмерную высь и запели повергнутые на землю колокола. Неземным светом вечного духа засияла поруганная, испепеленная, кровью и слезами омытая пустынь русских святителей, обитель веры и любви. Стоны родили звоны. Страдание – подвиг. Временное сменилось вечным».
Геннадий 15.03.19 22:29
Просто удивительно - как в стихах, где Шаламов клянет лагерных,нквд-шников, вертухаев и прочую внутренюю сволочь, можно разглядеть происки проклятого Запада. В духевремени, впрочем...
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА