Страница: 1 2  Все

Евгений Петров 26.10.19 11:35
Я думаю, что задача одного из главных в России писательских сообществ (объединений), ее руководящего органа – Союза писателей России, состоит в необходимости составления и публикации на своих Ресурсах ( на Сайтах, в журналах, газетах) - «СПИСКОВ ЛУЧШЕГО» – Лучших книг, произведений, Лучших прозаиков, поэтов, публицистов, литературоведов и т.д.
Это будет ОРИЕНТИРОМ для читателей, да и для пишущих тоже, пусть даже эти «Списки Лучшего» будут лишь только «по версии СПР», т.е. субъективными!
Это могут быть «Списки Лучшего» :
-по векам (…18, 19, 20, начало 21-го вв.),
-по историческим периодам,
-по жанрам (Лучшие романы, повести, рассказы…),
-по тематике (военная проза, «деревенская» проза»…),
-по политическим и прочим позициям,
-по российским регионам…
и т.д., и т.п.
Давайте не стесняться определять не только писателей дальнего, но и недавнего прошлого, а то и настоящего, по их Литературному СТАТУСУ: Классики, Литераторы Первого, Второго и Третьего ряда различной известности и значения ( мирового, международного, российского, межрегионального, регионального, национально-регионального, субрегионального)…
Давайте не забывать, что Любой литератор оценивается «не вообще», не потому, что «он хороший парень», а прежде всего по совокупному качеству своего «литературного продукта» - подчас единственному (главному) произведению или нескольким ведущим произведениям, по тому или иному новаторству в творчестве, по лидерству в той или иной теме, направлении литературы…
Давайте «Списками Лучшего» подводить Литературные Итоги года по России и по регионам, а также и Итоги Литературного десятилетия (тех же уходящих ныне «Десятых годов» -2010-2019) - по России и регионам!
Давайте просить все Регионы представить Свои «Региональные Списки Лучшего» - имена литераторов, произведений! Пусть регионы представят на общее, всероссийское обозрение и «Списки классиков региональной литераторы», «Списки региональных литераторов Первого ряда», «Списки лучших произведений региона» (книг, романов…) и т.д., и т.п.
Давайте измерять ушедших и ныне живущих литераторов и по количественному фактору, статистически: числу опубликованных книг, написанных произведений, тиражам… Плодотворность - это тоже бывает немалым показателем для литератора!


Владимир Плотников 7.10.19 23:42
Тема острая. ЕЕ редко трогают (наши и, к слову, не наши), боясь... Чего?

А я Булгакову не отказываю в том, кем он Является. Поэтому просто лит-версия....

«Второй разговор Сталина с Булгаковым»

- До свидания, Михаил Афанасьевич. Успешного конца.
Писатель поник у телефона, пикающая трубка долго не уходила от уха, а ухо явственно ощущало щекотливое эхо баритональной хрипотцы.

Только ведь разговора не было. Или был?

Вождь задержал ладонь на придавленной трубке телефона:
- Я дал ему еще 10 лет. Или мы, или нас сомнут…

+++

- Вы же много лет ходите на мои пьесы… «Дни Турбинных», «Бег»… - и снова в висках по девять граммов свинцового вопроса: был ли этот разговор, вот эти слова, эти дольки диалога?

- На «Турбиных» не один раз. Здесь в Москве, не то что в Батуме. Батум – это дыра, знаю, что дыра…

- Да Батум дыра, но «Бег» же это хорошо. Почему же мне так тяжело? Нет воздуха. Я хочу вздохнуть.

- Бег за глотком воздуха? Бегом. А разве Хлудов или Голубков здорово надышались там? В «Беге»…

- А здесь? Воздух есть, но есть и его продавцы. Я что? Хуже я Погодина? Я лучше Погодина, хоть критики это и не скажут, а мне втройне тяжело. Ни воздуха, ни уверенности, ни поддержки. А по-вашему, я хуже Погодина? Я же лучше…

- И лучше Тренева. Из тех, кто есть, вы лучше. Но «Бег» не лучше, и даже «Дни Трубиных» - не лучше. Не лучше вас. А мы ждем лучше-е…

- Да! И я… я пишу… лучшее, лучше. Ей-ей Богу.

- Вот и пишите, товарищ писатель. Здесь, у нас. У себя. Один. Там бы вы не писали «Бег», там бы вы писали, чтобы глотать… не воздух, - жратву! «Батум-2», «Батум-3»… А «Турбиных» по контракту не напишешь. Для этого нужен голод на глоток воздуха. Каждое слово – как последний глоток. Надышаться бы, вздохнуть бы и замереть, напружив все силы до следующего глотка. Воздуху вам, простору, размаху? Не путайте простор с пустотой.
Пустоты и после вас хватит! Будут при дворе новые бедняки и прочие чёрте-швили-швайны-штейны. Или вы полагаете, воздуху много там? Вы, думаете, вот вырветесь из советской идеологической духоты туда, и вас встретит опьяняющий зефир курортного Лурда? Вы так думаете? Зря так думаете.

Там, товарищ сочинитель, нет курортной атмосферы, а есть атмосфера клиническая, с карантинным строгим режимом. Вы даже не заметите, как из мистика Булгакова сделают нечто газообразное. Вас будут надувать в разные резиновые формы, придавать требуемый вид, использовать против своего же народа, против традиций русской литературы и нашей культуры. А не согласитесь, упретесь, как Бунин, так и будете прозябать, задыхаться, но безо всякой Нобелевской уже премии. Этим снобам и педантам хватит для галочки одного русского на БУ.

- Но если сказанное мною слово будет авторитетным, то я скажу Правду!

- Когда это там русскому давали сказать, что он хочет, когда ему там присваивали «авторитет»? Тому же Бунину разве? Но разве можно сравнить то, за что ему дали «Нобель», с тем, за что не дали Льву Толстому и Чехову? Что эпохального сказал Бунин, или будет правильно вот так: что эпохального дозволили сказать Бунину? Русский рупор там нужен как молот для них же – буржуев Запада там – против русских тут, а в конечном счете и там. Вас разразит отчаяние, ваша совесть не позволит вам жить после того, что вас заставят сказать, после того, что вам не дадут сделать и после того, что выведут из Вашего оккультного романа… - («Откуда???!!!» - но стальная гусеница сталинской речи не оставила времени задуматься над истоками всеведения). – Так что свобода пустоты – она же пустота свободы там – раздавит вас раньше, чем 10 лет спустя. И не забывайте еще пример эмигрантов, начиная с князя Курбского: русскому писателю в трудную минуту вредно отрываться от народа, не о том пишет он, не тем живет…

- Но меня же здесь давят, едва не физически.

- Кто давит?

- Все те, кто упорно скидывает с корабля современности Пушкина. Авер… Да мало ли?

- Да-а? Товарищ мистик, вы даже не представляете себе, во сколько крат страшнее их пресс там. Мне приводилось общаться со свободными художниками Запада. Вы не можете вообразить, сколько в них придавленности разума и совести, сколь мало в них глубины. Русская литература - она сродни глубокой пахоте. О Байроне, Гете, Шекспире принято говорить как о пиках, вершинах. Гюго строит блистательные, многословные литературные «Нотрдамы». Это все Запад. А вот для России, безусловно, важнее путь к истокам, корешкам. У Запада - достичь. Выси, верха, совершенства. У нас - проникнуть. Вглубь. Вширь. И в суть. Беседуя с их властителем умов, я не раз ловил себя на том, что мы даже как будто говорим на цивилизованном языке одних и тех же понятий, однако это иные организмы. Они там холеные, гладкие, сладкие, но с лягушачьими глазами и мышиными лапками. Мы для них с другой планеты, из других миров. За прессом их «свобод» всё, и даже Голливуд, делается чудовищной машиной уничтожения гордого «я». Голливуд становится фабрикацией миллиардов крохотных «чарликов». Там Авербахи сминают Бахов с ледоколов современности. Там месят всех, даже Форда. Форд вам не чета, товарищ драматург. У Генри Форда были миллионы экземпляров своей газеты, а задавили, приперли ледоколом, заставили сдаться. Поэтому всем нам нужно самое много за 10 лет придумать против их ледокола такой линкор, чтоб не смяли. И Вам – свой, духовный - против библейского. Иначе всех раздавит Запад, бессмысленный и беспощадный к человеку с независимым, русским умом.

- Но вас же они не раздавили. Одного.

- Во-первых, я был не совсем один. Но и один такой. Потому я и говорю с вами сейчас, потому они и обращаются ко мне - Сталин. Да, я должен был многое подложить, чтобы не просто уцелеть вопреки интригам и козням более нацистски спаянных и болтливых демагогов и щеголей. Я должен был их еще и – переиграть, будучи не эффектным, слегка косноязычным, а также этнически и морально одиноким на фоне единоплеменной, то есть космополитической, то есть интернациональной «элиты», захватившей власть в 17-м и не до конца отдавшей ее даже сегодня. Задача наша и партии большевиков сейчас - соединить, повести, победить, построить, преумножить, отвоевать и все дальше побеждать и побеждать, обводя вокруг носа всех корифеев мировой дипломатии и троцкизма. Для этого главное - ни при каких условиях и обстоятельствах не поддаваться на самую утонченную лесть, обаяние и посулы признанного авторитета. Мы не имеем права потакать условностям общественного мнения, светского этикета. Я готов быть жестким до резкости и неумолимым в отказе, будь мой визави предельно ласков либо, наоборот, беспредельно крут. Кто-то, с легкой руки Ленина, поругал товарища Сталина за «грубость Сталина». Но по сию пору эта грубость – тот плюс, который лучше самодурства Троцкого, «проституции» Каменева и Зиновьева, флюгерного соглашательства Ворошилова, бесхребетно-конфузливой податливости Бухарина - из боязни обидеть... Я никогда не стушуюсь ни перед кем и никогда, будь то Черчилль или Муссолини. Я не побоюсь сказаться «диким, невменяемым и некультурным» в глазах заправил «вкуса и политеса». Но зато никому не удастся подольститься, подладиться под товарища Сталина ради того лишь, чтоб урвать тем самым хоть йоту из обще-советского пирога. Для Сталина имперские интересы Советского Союза всегда выше соблазнов, репутации, послабления личному культу – всего того, чего, по сути, не избежал в истории никто! Все, так или иначе, считались с «общественными вкусами и мнениями», боялись испортить личные отношения или уже готовую репутацию в глазах «высшего общества». А в итоге страдали государственные интересы, они приносились в жертву за улыбки, комплименты, премии и похвалу из уст стратегических и политических соперников. Но чтобы следующий наш руководитель был бы столь же неподкупен и предан державе, нам всем нужен не какой-то особенный преемник, Сталин номер 2. Нам нужна новая революция – революция в умах, революция совести, нравственный переворот. А такой переворот дороже, дольше и труднее самой победоносной социальной революции. Люди сами должны перейти на новые нравственные принципы и критерии подхода к себе и к своим вождям – управляющему звену общества. Управленцы должны иметь умение и мужество следовать не своей выгоде и амбициям, а предугадывать и пресекать зачатки «культа», застилающего разум, зрение и совесть самому умному и проницательному. А рассадчиков культа сыщется до черта. Но самое опасное на самом правильном пути – это не одолеть рефлекс собственной исключительности тому, кто стал родоначальником, первопроходцем, идеологом.

- Но где, где найти ту грань, которая без уязвления вождей и без боли для всего общества позволит вождям принимать правду молодых, уступать первенство? Всему ведь свой срок! – вырвалось у Мастера, а потом слева под соском все расхрустилось в льдистую стекловату. Но контактер на удивление понимающе откликнулся:

- Вы верно поняли суть вопроса, товарищ мистик. Это верно: такое понимание своего места, значения, роли и времени не даст ни одна партийная программа, ни одна революция, ни одна конституция. Такое понимание своего места и времени может быть достигнуто только путем глубочайшего и всестороннего совершенствования общества. А для этого нужна смена всех идеологических координат, всей концепции мировоззрения, миропонимания, мировидения, мировЕдения и мироведЕния. Но это в далеком будущем. А сегодня для нас намного актуальнее примитивная война с крысами и клещами. Этих зараженных, смертельно ядовитых паразитов мы вынуждены будем уничтожать, обезвреживать, изолировать. И нас заставит пойти на это не только тревожная международная обстановка, товарищ романист, и не только окружение внутренними и внешними врагами, вредителями и диверсантами.

Нет, просто товарищ Сталин, в отличие от ряда «кабинетных трибунов» с западной пропиской, никогда не был «лабораторным гением и университетским теоретиком» революции. Товарищ Сталин прошел путь в революции с низов. Он наизусть изучил натуру троцкистско-бухаринских окруженцев, он наблюдал все их виляния, кульбиты и перелеты за годы подпольной борьбы. Он отлично помнит, по мере сил предугадывает и в меру возможностей предупреждает низости и подлости каждого. Поэтому, после 30 лет варения в таком бульоне для товарища Сталина не составит труда вычислить примерный коэффициент перерождения в среднем и верхнем эшелонах партийных начальников.
Поэтому, для того чтоб контрреволюционная слизь не захлестнула нас, мы будем проводить партийные чистки. И можете поверить на слово: в процентной пропорции относительно численности всего общества, диктатура пролетариата регулярно и преимущественно отсевает именно представителей среднего и высшего звена. Среднее и высшее звенья - самый честолюбивый, жадный, не выдерживающий искуса властью, элемент. Этот контрреволюционный элемент склонен к перерождению, роскоши и, в конечном счете, предательству идей социализма.

Запомните мои слова, товарищ фантаст: по мере построения социализма классовая борьба будет усиливаться, а сопротивление врагов народа принимать все более изощренные формы.

И не ищите свободы там. Самый страшный тоталитаризм – диктатура общественного мнения лавочников и ковбоев, снобов и фарисеев, то есть эгоистов. Воинствующий эгоизм – вот диктатура диктатур. Поэтому никогда не увлекайтесь реверансами перед нашими Авербахами и вашими Швайндерами, как и недоучками Полиграфами или Индустриями… - («Откуда, ну опять откуда?!»). – Денег-то, глядишь, и раздобудете, известности - тоже, жилплощадью разживетесь, а вот свободу, честь и имя потеряете навсегда. Вот и все.

Кстати… Ваш Фаланд, товарищ утопист, или как его там, он – как бы положительная сила в сатанинском треугольнике. Неправильно! Это может вызвать разночтения. Добро, товарищ прозаик, не может даже косвенно соотноситься с дьяволом, а Фаланда могут назвать дьяволом и, чего доброго, добрым дьяволом. За отсутствием Бога. Но отсутствие бога – это уже злой бог. Злого бога зовут дьявол… Подумайте, товарищ литератор. До свидания, товарищ мистик. Успешного финала…

***

Мастер поник у телефона, опустив пикающую трубку между коленей. Но ухо еще долго явственно ощущало щекотливое эхо басовой хрипотцы.
Только ведь разговора не было. Или был?
Мессир задержал ладонь на неснятой трубке телефона:
- Он дал мне еще 10 лет. Или мы! Или нас согнут»…


************
Александр Иванов 6.10.19 22:29
Издание «The Guardian» в рамках проекта про лучшие культурные явления XXI века опубликовало ТОП-100 лучших книг, выпущенных с 2000 года.
На третьей строчке разместилась лауреат Нобелевской премии по литературе белорусская писательница Светлана Алексиевич с книгой «Время секонд хэнд».
Так что соревнуются не писатели, а информационные фабрики.
Владимир Плотников 30.09.19 19:36
Егурошка, уймись: Булгаков и Шолохов перед грязью под их ногтями - Джомолунгма!

Николай Иванович задал текст, который надо анализировать по-русски, не реагируя (так активно) на автора, являющегося «реинкарнацией Тимурыча», который не имел ни малейшего родственного отношения к Аркадию Павловичу.
Его отношение к «Поднятой целине» (один Щукарь - это алмаз) и, тем паче, «Тихому Дону», свидетельствует, что это «чистый» провокатор без малейшего нюха на художество. Убрал слово «вкус». При чем тут война красных и белых? Шолохов воссоздал панораму лиц и характеров, которые ожили и продолжают жить в мозгах миллионов.
Тот же Гришка Мелехов, по определению одного остроумного товарища, пережил серию психологически-мировоззренческих оппозиций (рост-расцвет-разочарование-переход…), которые и выбивают этот мега-роман из западно-эгоистической растиражированной литера-туры (самого высокого - Их - ряда).
Оппозиции. Сперва - простой неискушенный казак из станицы. Потом - вкусивший понюшку воин в нашем стану противу германца, наивно ужасающийся мягкого тела Человека на своей пике в (не иноземца). Далее - путающийся и переживающий собственник в своем уже раздербаненном доме, но с чужой женой и единственной Любимой. Затем - отдающиийся искренно то Красным, то Белым, поелику не может увидеть Правды (а кто ее понял тогда, да и сейчас?). В итоге - оказавшийся в капкане собственных заблуждений и грехов. Наконец, испоторошённый, но пытающийся спастись (и спасти) любовью - просто любящий Её. А ее - Раз -и убили , а перед ним вспыхнуло «черное солнце».
Это я упрощаю навскидку.
Если Егорушка ничего этого не видит, сравнивая все узко-этнографически с войнушечкой в крохотной Ирландии (пусть даже Англии или Аргентине), родившись в такой стране как СССР (пусть Россиия), - то стоит ли о ластик карандаши ломать?!
Далее. Про Солжа не буду. Уровень ясен уже и для многих молодых (днями на 7 Фестивале им. Анщенко видел: умные ребята давно начали разбираться в качестве текста и подлости «бренда»).
За Булгакова отдельно - гранату!
Вот лишь несколько тезисов из сотни за Булгакова.
«Здесь нужно руководствоваться величайшей предусмотрительностью. Ибо из всех зол обожествление заблуждения есть самое худшее: можно считать ум зараженным, если к безумию присоединится еще благоговение. Такому суетному безумию многие из новых предались с величайшим легкомыслием: например, в первой главе книги Бытия, в книге Иова и в других местах Священного Писания они вздумали обнаружить основание науки о природе, ища таким образом мертвых между живыми. Подобные ложные устремления должны сдерживаться тем более, что из неразумного смешения божественного и человеческого проистекает не только фантастическая философия, но и ложная религия. Вот почему мы хорошо сделаем, если с трезвым умом отдадим вере то, что ей принадлежит» - Френсис Бэкон.
Меня сильно удивило, когда по прочтении «Маятника Фуко» очень мною чтимого У. Эко (где тема сатанизма и тамплиерства на острие) и почти 600-страничного глоссария к этому роману, я ни разу не встретил имени Булгакова. А ведь это - квинтэссенция Их отношения к нашим гениям!
Ни Гессе, ни Кортасар, ни Кафка, ни Борхес, ни Маркес, ни Майринк, ни все великие американские фантасты и мистики … близко не добрались до Булгакова (при том, что его путь закончился в 1940-м, а роман озвучили почти 30 лет спустя; один Маркес бы честен, признав воздействие «МиМ»).
Михаил Александрович ненавязчиво (даже приемом мениппеи - как бы не угадываемого автора повествования) приглашает нас поразмышлять о двойниках и параллелях. Давно же замечено, что «МиМ» заполнен массой двойников, дубль-ситуаций, параллельных:антуража, природных явлений и пейзажей, сквозящих через толщу эпох символов.
Скажем, прекрасная и феерически быстрая Низа заманивает Иуду на тот свет, как и менее скорая Маргарита – мастера. Низа и Маргарита – обе замужние дамы, и обе предают, как мужей своих, так и любовников. Только Марго делает все настолько тонко, что мало у кого хватит духа признать этот факт. Как там у героини Шекспира: «Что с вами? – Помогите! Умер он… Мы грустно расстаемся в этом мире, чтоб встретиться в Иерусалиме горнем».
В точку! У персонажей романа очень много мифологических и литературных ассоциаций. Вспомните, у той же ведьмы Геллы зеленеет кожа. Так ведь Геллой звали античную героиню, утонувшую в проливе. Та Гелла упала в море с высоты, то есть во время полета («Золотое руно»). Утопленницы, как известно, зеленеют. Или еще одна шекспировская реминисценция: «Кто б ни был ты, зовусь я Маргарита, и мой отец Неаполя король».
Фантасмагории-галлюцинации у Булгакова сложные, подчас мы видим элементы взаимной вложенности снов, фантазий, наваждений и полетов сразу нескольких… персонажей. Но всё преподнесено настолько аккуратно, что в рамках одного и того же наваждения логически доказуем авторский приоритет опять же нескольких персонажей. То есть в роли хрониста той или иной ситуации мы можем представить нескольких героев. В общем, «Мастер и Маргарита» Булгакова – это удивительный бал-маскарад галлюцинаций, реминисценций, аллюзий, артефактов. Это высший пилотаж ума и дара.
А Берлиоз?!
В программном произведении – симфонической поэме «Гарольд из Италии» - Гектор Берлиоз ввел новацию. Музыковеды присвоили ей имя «лейттембр». Это когда единству персонажа соответствует единство тембра. Проще говоря, какую бы мелодию не играл инструмент (у Берлиоза - альт), передающий характер главного героя, всегда можно безошибочно угадать появление Гарольда по тембровой характеристике. От композитора к персонажу.
Критик Михаил Берлиоз, если помните, усиленно программировал Ивана Бездомного на создание ложного сценария жизни и смерти Христа. Дескать, Христос не существовал вообще. Возможно, за это Булгаков и уготовил ему смерть, так напоминающую казнь Иоанна Крестителя. Известный как Предтеча, этот Иоанн пребывал в постоянных миссиях, крестя новообращенных в купелях, колесил по Палестине, то есть не имел постоянного дома. Бездомный. Но для нас важнее, что Иоанн Креститель и был тот человек, который четко, авторитетно и громогласно программировал библейского Христа на роль жертвенного агнца. Чем закончилось, известно. Отрубленную голову Михаила Берлиоза, принесенную на Воландов пир ста королей, можно вполне отождествить с усекновенной головой Иоанна Крестителя на пиру Ирода. Помните, по приказу царя Ирода, который выполнял пожелание жены своей Иродиады, эту голову на блюде принесли дочке Иродиады Саломее. И опять же в момент царского торжества. Председатель МАССОЛИТа Берлиоз, не говоря про его мелкотравчатые «дубликаты» - Майзеля и Бенгальского - мог запросто, в том числе с точки зрения Воланда-Мефистофеля, поплатиться за «грехи»: во-первых, гениального композитора Гектора Берлиоза, «изобретателя» программной музыки. За что? За «Фантастическую симфонию», где предугаданы многие жанры, где редчайший бурлеск мистики. За «Осуждение Фауста». Во-вторых, за грех Первосвященника Каифы, обрекшего Иешуа на казнь.
…Римский император Тиберий был жесток, но в данной ситуации он не причем: ну, не принимал он никакого участия в событиях близ Голгофы, выпавших на конец его правления. В этом не его беда и, уж точно не грех, а особенность властелина великой империи, лишенной к тому же современных методов коммуникации. Это примерно то же, как если задним числом пенять президенту Никсону, не заметившему первых опытов Билла Гейтса: «Ричард, как же мог ты не оценить Интернет?». Однако именем Тиберия заочно освятили и санкционировали процедуру черной социальной магии в Иудее...

Что характерно, именно тогда кесарь впал в мнительность, подозрительность, укрылся, а, по сути, бежал на Капри, где предался извращениям, быстро состарился и загадочно умер, по некоторым показаниям даже удушен преемником Калигулой? Теперь сравните эту номинальную роль римского императора - верховного, но не участвующего освятителя казни - с ролью Римского в ходе сеанса черной магии.
Какой-то Римский без Корсакова. Еще одна, кстати, перекличка. Булгаков использовал первую часть фамилии великого русского композитора. Или никому ни разу не приходила на ум такая ассоциация, хотя бы ощущение, что фамилии Римский чего-то не хватает? Через черточку? Значит, через черточку выходит что? Правильно, Римский-Корсаков. Какие теперь слова приходят на память? Шехерезада, Заморский гость, Садко и, само собой, «Золотой петушок». Символические фигуры. Спроста ли в книге целая глава, напрямую связана с Римским, а называется «Слава петуху»? Золотой петушок был защитником одного звездочета из пушкинской сказки. У Булгакова опять же петух своим криком спас Римского, явно не самого негативного героя. И тут еще одна наводка: уже Корсаков без Римского. Слышали, кто такой Корсаков? Корсаков Сергей Сергеевич был великий русский психиатр. Основал знаменитую клинику алкогольного психоза. Она так и называется - клиника Корсакова. Теперь от музыканта Римского-Корсакова перебрасываем мостик к композитору Стравинскому, а от великого психиатра Корсакова – к великому Стравинскому-психиатру, в замечательную клинику которого и поступил Иванушка Бездомный на почве, если не ошибаюсь, алкогольного психоза. Психиатр Стравинский – это на самом деле Каифа, по невежеству принятый Иваном Бездомным за тутошнего Пилата, причем потому лишь, что Пилат был единственный знаменитый типаж из знакомых ему героев заданной Берлиозом эпохи. В действительности Пилат нисколько не походил на Стравинского. Претор (исторически - не прокуратор) был умен, но не прямолинеен в отношениях с нижестоящими, если это не касалось тайной полиции.
Первосвященник Синедриона и Профессор психиатрии – это два знатока психотропных методов воздействия, применяющие иезуитскую методику внушения и подчинения. Мягкие в манерах, но непреклонные в помыслах, оба являют сходный образчик злых жрецов догматической веры, то есть слепого преклонения перед каноническим идолом. Их действия - две разновидности социальной психиатрии. Подобные «пастыри» фанатически верующих, а, по сути, психически больных, способны любого бунтаря казнить, ну и варианты: назначить сумасшедшим, заключить в психушку, упечь в тюрьму. Но при любом раскладе их приговоры и диагнозы вызывают трепет и благоговение окружающих.
Профессор Стравинский – лощеный инквизитор новой эпохи. Его метода не в том, чтобы пациент что-то доказал, а - хотя бы сказал, после чего его прозомбируют по полной программе. Без костоломства, без внешнего принуждения. В этом характере Булгаков интуитивно угадывает глобальную программу по манипуляции сознанием: «Изменение образа человека», позднее разработанную ведущими специалистами Тавистока и РЭНД-Корпорейшн (они скрупулезно расписаны Джоном Колеманом в «Комитете 300», а Полом Диксоном в «Фабриках мысли»). Итог Стравинской манипуляции ужасен – безволие и страх человека, мечтающего спрятаться в бронированной камере. Сталкиваясь с массовой галлюцинацией, ее жертвы орут, как Бенгальский: «Доктора!» - и попадают в психушку.
«Все, занимавшиеся гипнозом и программированием сознания, ясно осознавали, что именно в эпоху потрясений и перестроек общества, резко возрастает внушаемость людей, особенно в период так называемого идеологического вакуума. В 1989-91 гг. уровень внушаемости граждан СССР достигал 70-80%! Этим уровнем внушаемости пользовались не только те, кто хотел подзаработать на моде на экстрасенсов и йогов, но и куда в более широком масштабе - в масштабе мировой политики. Народ в своем большинстве голосовал за авантюристов и болтунов, умеющих искусно говорить, актерствовать и выкрикивать шокирующие лозунги. В итоге управленческий аппарат государства оказался переполнен шарлатанами, ворами и политическими проститутками. Результаты не заставили себя долго ждать: крушение СССР, межнациональные войны, развал экономики и массовое обнищание населения. Интересно отметить, что при изощренном цинизме «перестройщиков» и «реформаторов», в своем подавляющем большинстве вчерашних коммунистов-атеистов и лиц «демократической национальности», осуществлялась активная поддержка всех религиозных конфессий. Чего только стоит освобождение от налогообложения, строительство храма Христа Спасителя, новой синагоги и мечети в Москве. Может «реформаторы» грехи замаливали? Или их помыслы были более земными?! У любого явления есть своя история. История воздействия на человеческое сознание измеряется тысячелетиями: от древних жрецов и шаманов до создателей психотронного оружия. Это самая драматическая история, пестрящая гибелью народов и цивилизаций. Каждая ее страница кричит о незащищенности человеческой души, о ее детской уязвимости. И было бы наивно полагать, что тот, кто понял механизмы манипуляции человеческим сознанием, удержался бы от искушения». - Р.Л. Перин. «Гипноз и мировоззрение».
Чуток о дубль-ситуациях.
Вот ассоциативный тандем: Иуда и мастер (у Булгакова он со строчной). Оба преданы любовницами, оба, всяк по-своему, убиты ради выполнения, уже, правда, посмертно, роли в чуждом сценарии. Оба получили аванс-предоплату. Мастер – 100 тысяч «ре» за роман. И эта предоплата - ой, как не проста. Самая примитивная плоскость: деньги получены по воле случая, выиграны в лотерею, то есть все сделано лично от себя и лично для себя. Второй пласт посложнее – премия вручена в большей степени для обустройства его возлюбленной, которая, как это нетрудно доказать, воплощает «интеллигенцию» (именно в кавычках) – бессмертных фарисеев и филистеров.
Третий пласт инфернальный: аванс спонсирован Воландом с целью отложенной отдачи. Теперь проанализируем призы Иуды.
У Булгакова, а, если быть точным, у Пилата и Афрания Иуда – некий помощник менялы, получающий 30 тетрадрахм, греческую валюту, притом что в библейском варианте это были еврейские шекели – пресловутые сребреники. У иудиного аванса разные смысловые качества. Но при любом обороте для Иуды последующий сценарий погибелен. Иуда входит в историю как человек, который подкуплен за предательство или, а это далеко не одно и то же, за роль предателя. Первый сценарий - религиозно-политический, его очевидный автор – Каифа. Второй сценарий - духовно-нравственный. Его цель - в спасении праведника Иешуа лично для Пилата. Третий сценарий – глобальный, разработанный с дальним прицелом так называемой мировой закулисой, силами тени, закрытой системой, Мировым Злом – руками и усилиями Афрания, Воланда и, по умолчанию, Каифы, при данном раскладе, скорее всего, не осознающего последствий происходящего. Вот только навскидку…
Конечно, возможны кино-интерпретации. Например, в хорошем, но реалистическом сериале Бортко.
«- Всякая власть является насилием над людьми… Настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть…
- На свете не было и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия»…
Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой».
(((Подчеркиваю - ПРЕТОР, а не прокуратор))).
Так пишет Булгаков.
Перед нами бунт, крамола высшего чиновника, кричащего верноподданнические слова, которые проигрывают куда более красноречивой ненависти его взгляда. В фильме этой ненависти не заметно. Прокуратор, а точнее претор, всего лишь громогласно апеллирует к потенциальному наушнику, ради этого и распинаясь в лояльности великому императору. Ведь кругом «доносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебя самого», - сетует Понтий Пилат. И в фильме усиленно акцентуируется именно это «перестраховочное» побуждение, в сущности, мудрого правителя, нивелируя тем самым эту мудрость:
«- И настанет царство истины?
- Настанет, игемон. – убежденно ответил Иешуа.
- Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся… - Преступник! Преступник! Преступник!»
Итак, официальный наместник Рима в Иудее 2000 лет назад ведет себя так, как это кажется, вернее должно казаться, правдоподобным нам. Нам же это, в свою очередь, может показаться правдоподобным при сопоставлении с рассказами жертв Лубянки и Гулага. Но вот, например, репрессированный в конце 1930-х сын знаменитого Парвуса Евгений Гнедин-Гельфанд вспоминает о своем следователе Гарбузове. И что? Младший лейтенант Гарбузов, оказавшись весьма душевным человеком, не бил арестанта даже под нажимом старших офицеров. Но один раз и он «был со мной неожиданно груб, по поводу какой-то моей реплики поднял крик, явно рассчитывая, что в соседних помещениях его коллеги услышат, как грозно он со мной разговаривает» (Вадим Кожинов «Россия. Век ХХ (1901-1939)»).
Для разрядки - мнение людей не глупее Егорушки:
«Государственная идея еще не умерла. Россию ждет небывалый расцвет, но что-то неуловимо уже изменилось в лицах («Исчезло ее временное ведьмино косоглазие и жестокость, и буйность черт». Михаил Булгаков). Русские больше не хотят защищаться. Мир ошеломлен: мы безропотно терпим хамство прибалтийских националистов, молча сносим одну провокацию за другой. Русские стали изгоями, а это уже из репертуара вечных народов. Навеки прощается русский народ со столь, казалось бы, близким и родным антисемитизмом, и это, кстати, чувствуется: исходят евреи, они уже сделали свое дело и могут удалиться, русских уже нечему учить, скоро им самим идти по миру, учить и лечить других. Интенсивно перетряхивает народ сундуки с историческим прошлым, ведь вечному народу положено иметь целый список вековечных святынь. Через века и страны пронесли евреи свои священные реликвии. Пал Рим, прошли Крестовые походы, рождались и исчезали народы, а главным делом евреев было все сохранить так, как было несколько тысяч лет назад. Давно уже сражаются за неизменность ритуалов англичане, снискавшие за это репутацию консерваторов. Пришел и наш черед вспомнить про казаков, про забытый обычай летом всем миром жить на селе, а зимой в городе... Да мало ли что захочется с собой в вечность протащить! Мы перестанем развиваться, станем намного музыкальнее и поэтичнее, править станут женщины, а командовать дети. Убегут от Москвы не только иноязычные братья, но и русские сибиряки и уральцы. Но все это к концу XXI века. А пока нам предстоит последняя вспышка государственного величия (света хватит на полмира), после которой — только вечность. «Он не заслужил света, он заслужил покой» — так говорил Левий Матвей, так писал Михаил Булгаков. Может быть, это о вечном народе, никогда не «видевшем светлой жизни, но заслужившем покой». - Григорий Кваша «Принципы истории».
Умнее? Да. И - лукавей… А уж роль интеллигенции «этого народа» тут просто неоспорима! Российская «интеллигенция», в очередной раз, подтвердила свою приверженность западным ценностям, недоверие и даже страх перед русским человеком труда.
Русская интеллигенция-XIX пыталась ей доказать обратное, но, видимо, не убедила. Дадим возможность, закрывая эту тему, привести последний аргумент. Он должен принадлежать самой непредвзятой стороне:
«Западный рабочий обладает высокой квалификацией, но он требователен, и, если подходить с расовой точки зрения, пресыщен. Он уже ничего не хочет от жизни... У него сравнительно высокие заработки. Он рассматривает свою работу на предприятии как неизбежное зло, как средство вести свободную жизнь после работы... Русский рабочий не таков. Для него труд на производстве сравнительно нов. Он полон сил и энтузиазма, у него хорошие руки, он еще не испорчен удовольствиями внешнего мира, потому что жизнь за пределами фабрики не может предложить ему ничего стоящего. Его труд, как и у японского рабочего, исключительно дешев, и высокоразвитая промышленность может только мечтать о таком труженике. Советское правительство добилось исключительных успехов, заставив русских рабочих ценить труд на производстве... И придет день, когда Сталин, если мы не остановим его, переключит промышленность с производства вооружений на потребительские товары. Учитывая полную национализацию производства, он волен выбирать любую линию поведения. И тогда Россия получит возможность затопить мировые рынки предельно дешевыми товарами. У мира не найдется ответа на такую экспансию, особенно если за ней будет стоять огромная военная мощь. Следствием станет экономическая катастрофа для западной Европы и Америки» - Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер…
При желании могу дать еще сотни ассоциаций и удивительных парадоксов по трактовке поведения и личности каждого из персонажей (его прототипов) , ситуаций и поворотов сюжета «Мастера и Маргариты»)……
Это лишь мизерные сантиметры верхушки айсберга по имени «МиМ» Булгакова над «грязью под ногтями» - тех, кто тут чего-то тут щёлкает, пытаясь опорочить двух гениев по имени Михаил, сравнивая их с «сотней» тех Гиммлеров/Геббельсов, что бесструктурно устанавливают новый ранжир в истории, литературе - культуре-XXI.
Но мы-то своё знаем и не позволим оное укопать! А грязь ногтевую уроем туда, где ей место.
Спасибо Н.И Дорошенко за четкую наводку!
Анатолий Бай 27.09.19 16:47
Непредсказуемости нет, всё в нашей жизни предсказуемо, но на страже предсказуемого стоит система, она заинтересована в дикости народа, а кто как не народ является (являлся) основным потребителем художественной литературы. Хороший писатель является носителем не только грамотно, талантливо преподнесённого повествования событий, но и является критическим оком на происходящие события сегодня, или же на исторические события по отношению к событиям сегодняшнего дня. Если писатель не слуга своего народа, если он не из народа, то он враг этого народа. Читатель на самом деле одичал, читатель пошёл по пути наименьшего сопротивления, ищет где запрятано его счастье и часто клюёт на мякину, интернет его разбаловал, предлагает ему цветное тряпьё, барскую жизнь, лёгкую наживу. Мой дед сошёл бы с ума от такого обилия лжи и обещаний от системы. Все кинулись добывать богатства, деньги, крутые машины, дома, дворцы любой ценой. Человека разлагают сверху! Мы все, и писатели (многие) и читатели попали под "радиационный" дождь сегодняшний идеологии правящего класса, заинтересованного нейтрализовать потенциально опасный элемент, это вдумчивого, мудрого, тонкого психолога, которым чаще всего может быть писатель. Я в запретные, советские времена мог читать такие философские и литературные новинки, которых сейчас и в помине нет! А ведь хорошая мысль, правильный вывод может родится только в сравнениях. Я не был поклонником советского "коммунистического" общества, но то что нам предлагают сегодня, далеко переплюнуло совковую ложь и идеологию. Уничтожается сама связь между интеллектом передового мышления писателя и главного потребителя литературной мысли - народа! Мир захватил Бог жадности, лжи, распутства, лени, и наживы. Я боюсь что именно Россия станет впереди планеты всей по нищете не только материальной своего народа, но и по нищете общероссийского духа, если мы не сумеем отстоять сами себя, нас "съедят" нувориши капиталистической системы, наши управляющие современной Русской культурой.
Николай Дорошенко 22.09.19 10:11
Ольге:
1. Речь идет о списке 100 книг XX века, составленного газетой Le Monde в 1999 году.
2. Я нахожусь под сильным впечатлением от чтения романа "На кресах всходних" Михаила Попова московского. Но и архангельского Михаила Попова вы вспомнили неслучайно. Как художник он тоже более убедителен, чем писатели, произведенные фабриками.

Сазонову:
"информационные фабрики"... не настолько сильны и мощны, как кажется на первый взгляд".
Информационные фабрики смогли устроить культурную и сексуальную революции, в результате которых коренное население России и Европы престало себе воспроизводить.
Такую же роль в будущей судьбе человечества, как информационные фабрики, могут сыграть только деньги, но – вложенные опять-таки в информационные фабрики, сохраняющие традиционную культурную среду.
И недостаточно выключить телевизор, чтобы не быть продуктом информационных фабрик. Для этого надо, как Лыковы, сбежать в тайгу и жить от всех людей абсолютно изолированно.
Ольга 21.09.19 22:51
Два вопроса(уточнения) к Николаю Ивановичу:

1) Самые читаемые писатели, видимо, 21 века, а не 20?
2) Какого именно Михаила Попова Вы имели в виду? Московского или архангельского?
Геннадий САЗОНОВ 21.09.19 21:06
Замечательные заметки Николая Дорошенко. Но "бренд" - это, конечно, не наше,это лукавое, это больше подходит вождям. Думаю, всё же "информационные фабрики", при всём их мракобесии и русофобии, не настолько сильны и мощны, как кажется на первый взгляд. Что касается "оптимиста Асмолова", то, если не ошибаюсь, именно он был одним из тех, что "глубоко опустил", до уровня маразма образование в нашей стране. Поэтому он радуется "своим плодам" и некоей "непредсказуемости".
Вообще же, чем чаще публично будут звучать и публиковаться такие выступления, как это выступление Николая Дорошенко, тем лучше будет для русской культуры и всех писателей.
Павел 21.09.19 18:28
Европарламент накануне принял резолюцию, в которой равная ответственность за развязывание Второй мировой войны возлагается на фашистскую Германию и на Советский Союз.
Но сначала информационные фабрики, в том числе и российские (Сванидзе любит Гитлера и Сталина на одну доску ставить), произвели достаточное количество соответствующей информации.
Егор 21.09.19 16:45
Тихий Дон - это энциклопедия дикого бессмысленного насилия:

"Степан, узнав об измене жены, избивает её"
"Наталья тем временем в отчаянии перерезала себе горло косой, но осталась жива"
"Бунчук в Ростове занимается массовыми расстрелами"
"плененного Петра Мелехова убивает перешедший на сторону большевиков Мишка Кошевой"
"перешедший на сторону большевиков Мишка Кошевой сжигает курени богачей, убивает деда Гришака"
"Дмитрий Коршунов (брат жены Григория Мелехова) во главе карательного отряда казаков расправляется с семьей Мишки Кошевого, мстя за смерть своих родичей"

И так далее, и тому подобное
Гость 21.09.19 15:58
"Мне кажется, что, наоборот, "Тихий дон" останется надолго, потому что там описаны общечеловеческие ситуации, характеры, исторические события. "Золотой теленок" и "Двенадцать стульев" популярны в узком кругу читателей. В народе их не читают: там специфический юмор.
Егор 21.09.19 13:48
фон Блюменталь

Я говорю не о месте жительства, а о культурном контексте. Россия - это, все же Европа, и вся культура Российской империи - европейская.
Виктор Брагин 21.09.19 13:11
Всё-таки надо различать. "Мастер и Маргарита" - русский роман, а не советский.
Если он и советский, то только по времени написания. Роман написан в советское время. Советскими романами можно смело назвать "Поднятую целину", "Цемент", "Битву в пути", "Как закалялась сталь", "Бруски", "Барсуки",..Их уже никто никогда читать не будет.
"Тихий Дон" можно, пожалуй, назвать романом этнографическим.
"Мастер и Маргарита", "Золотой телёнок", "Двенадцать стульев" будут жить ещё очень долго. Потому что это гениальные произведения.
Самым суровым судьей является время.
Международная пропагандистская "табель о рангах" предназначена для манипуляции массовым сознанием. Массовое сознание это сон разума сотен миллионов идиотов.
А умные люди учатся жить своим умом, ищут ещё более умных людей, развиваются, находят и читают талантливые книжки.
михаил гоголев 20.09.19 23:37
либерализм-глобализм клепает космополитов и потребителей-идиотов. нашему народу от этого дерьма надо защищаться...на государственном масштабе.
фон Блюменталь 20.09.19 23:16
Егор, вот Вы пишете: "Толстой, как и все российское дворянство, жили не в России, а в Европе".
Вы это о ком?
Алексей Николаевич Толстой, действительно, одно время жил в эмиграции, то есть за границей.
Лев Николаевич Толстой жил и работал в России.
Из Дзержинска 20.09.19 21:26
Вот так и у нас в Литклубе - "классики" так ополчатся, на новенького что ни "Егор", и никто другой не ходит, пожалуй, так и послушать некого будет.
Григорий Блехман 20.09.19 20:33
Я думаю Николай Иванович сказал здесь о том, о чём с печалью думают, смею надеяться, ещё очень многие из нас:"... что можно предпринять прежде, чем мы окончательно одичаем?"
На мой взгляд, такое одичание выгодно власть имущим современной России, потому что одичавшими удобно управлять.
И пока в нашей стране будет существовать, установленная в постперестроечные времена система, думаю, нам остаётся лишь одно - всё большая сплочённость между пока ещё существующими островками совести, верными лучшим традициям классической русской литературы.
Т.е., не прерывать труда во имя того, чтобы современная Россия не рухнула духовно, а сохранила фундамент для её будущего возрождения.
Ну не может же эта современная разрушительная вакханалия длиться вечно.
И то, что мы в наших патриотических СМИ постоянно и предметно об этом говорим, тоже является весомым противодействием такому одичанию, потому что такие предметные разговоры идут во имя просвещения, которое было, есть и будет основой любого духовного возрождения общества.
Михаил 20.09.19 20:23
Браво, Юрий!
Эти егоры, состоящие на окладах у швыдких швондеров, тут как тут, готовые объегорить и объ...ть, уводя разговор в сторону. В русло темы, товарищи!
Юрий Серб 20.09.19 18:44
Прошу прощения, зато - разумеется, слитно. А в цитату из доклада Т.Черниговской вкралась лукавая буковка: нейтронные сети вместо нейронных.
Текст Н.И.Дорошенко написан блистательно и неотразимо, "егорам" остается только локти кусать. Однако с брендом согласиться никак не могу: есть же у нас слова - марка, знак качества, предмет гордости русской и т.д.
Это больше Мейвееву, Силуанову, Орешкину брендить к лицу.
Юрий Серб 20.09.19 18:30
Чур меня, чур! - но под кличкой "Егора" вещает, не побоюсь этого слова, сам Швыдкой или его двойник, спецпредставитель по культуре от Путина с двойником (-ами). Но ручаться за путинских двойников не могу, хрен редьки не слаще. За то Швыдкому точно мерещился "фашизм поближе", от которого ныне тащится "Егор". И ну перевирать чужие комментарии. Не государству все отдать, ученый вы наш, а гоцудайство вернуть к состоянию законного государства, и тогда информационные фабрики будут заниматься не вбросами и не дурно пахнущей стряпнёй , а распространением культуры, пропагандой народных национальных талантов - и эстетическим, равно как и патриотическим воспитанием. Ваши вещания, неизвестный, но угадываемый Егор, раздевают вас перед всеми как захлебнувшегося русофобией леволиберала, которому жуть как одиноко в нашей стране, во всех смыслах исторически правой.
Егор 20.09.19 15:54
"точно так же и советский "Тихий Дон" Шолохова занимал в ХХ веке во всем мире первые строчки популярности до тех пор, пока не развалился СССР"

А откуда такая информация про популярность "Тихого Дона" за пределами СССР? Нобелевская премия присуждалась не только за "художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве", но и "за глубокое проникновение в жизнь финских крестьян", например, или за "интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки".

Я, конечно, прочитал Тихий Дон, но никогда не испытывал желания к нему возвращаться. "Григорий Мелехов получает известность благодаря незаконной связи с замужней Аксиньей Астаховой, которая подвергалась сексуальному насилию со стороны родного отца, убитого за это собственным сыном и женой" - вы уверены, что мне надо возиться в этом, и что это актуально в современном мире, если не считать узких специалистов?
Павел 20.09.19 14:54
не только информационные фабрики, а и слаженно дествующие сетевые кусты (хотя, инвестиры у ни те же, что и у фабрик) могут вербовать не только самых массовых читателей к ничего незначащим книгам.
Вот вам пример из Интернета.
В марте 2019 года несколько террористов ворвались в две новозеландские мечети и расстреляли прихожан: 51 человек погиб, а еще 49 были ранены. Один из стрелков снял все происходящее на видео, где объяснил свои мотивы. Ролик он залил на 8chan, откуда он разошелся по остальным социальным сетям.
Уже в следующем месяце в Калифорнии произошла стрельба в синагоге. Нападавший убил одну женщину и ранил еще троих человек. Незадолго до атаки 19-летний террорист опубликовал на 8chan антисемитский манифест, в котором рассказал о ненависти к евреям. И на преступление его подтолкнули события в новозеландской мечети.
Третий и решающий для 8chan инцидент произошел в Техасе. 21-летний американец устроил массовый расстрел возле торгового центра, убив 19 человек. Еще 40 получили ранения. Манифест стрелка также был опубликован на скандальном имиджборде.
А уж прочитать впаренную книжку проще, чем людей растрелять.
Егор 20.09.19 13:56
Ирина, жаль, что вы не услышали мою просьбу и продолжили противопоставлять ваши мысли и ваши же мысли, но озвученными от моего имени. Ничего вам не могу помочь, к сожалению.
Ирина Кучушева 20.09.19 13:50
Егор, если бы ваше поколение было приучено к чтению, то оно бы знало, что войны в "Тихом Доне" не больше, чем в "Войне и мире". Главная сюжетная линия в романе Шолохова состоит из истории взаимоотношений Григория и Аксиньи, и все главные герои - это люди, в эту историю любви вовлеченные. Из восьми частей романа в трех война вообще не присутствует, а почти полностью войне посвящена только одна часть. Да и сама война у Шрлохова не только исторична, в ней сталкиваются не только немцы и русские, не столько красные и белые, а разные характеры героев, проявляется то, что называется психологией.
Кроме того, прочитав в комментарии по поводу Салмана Рушди ваши нравоучения в адрес автора, я поняла, что, читая текст статьи, видите вы не то, что в статье написано, а то, что вам увидеть хочется.
Автор не дает оценок приговору Рушди и тому, что писатель Леонов создавал свой последний роман сорок лет. Он просто обращает внимание на то, что оба эти события одинаково сенсационны, независимо от того, что первая сенсация имела отношение к политике и к правам человека, а вторая к культуре и литературе. И на то, что сенсацию культурного значения информационные фабрики проигнорировали. А объяснять нам, что даже гораздо мелкие сенцации культурного характера они обычно не игнорируют, он не стал, потому что это и без него все знают.
Как мне кажется, даже если бы автор просто написал, что два плюс два будет равно четырем, вы бы нашли повод для упрека, указали бы, что в эпоху калькуляторов преступно пользоваться устным счетом.
Короче говоря, я поняла, что ваша неприязнь к автору имеет какую-то глубоко личную причину, возможно, он не стал публиковать ваши произведения на общеписательском сайте, вот вы ему и мстите. А это, как вы понимаете, мне уже не интересно.
Егор 20.09.19 11:23
Ирина, спасибо за внимание к моему комментарию, но я очень прошу - не додумывайте за меня мои мысли, ограничивайтесь теми, которые я самостоятельно изложил. Ваши мысли, даже высказанные от моего имени - это ваши мысли, не мои. И "Эхо" я не слушаю, так как это кремлевское СМИ, его владелец - Газпром. "Эхо Москвы", возможно, слушаете вы, но не я. Роман "Война и мир" - совсем не про войну, война там занимает очень малый объем по содержанию. Ну и так далее - остальные ваши выводы, сделанные за меня, уже совсем ко мне отношения не имеют. Пожалуйста, пишите от своего имени, если есть что.
Ирина Кучушева 20.09.19 11:15
Спасибо вам, Николай Иванович, за четкое видение ситуации.
Но, как свидетельствует комментарий Егора, уже выросли поколения, которые не понимают, что "Войну и мир" Толстого читают не потому, что война с Наполеоном продолжается, а потому что это великий роман великого писателя, что точно так же и советский "Тихий Дон" Шолохова занимал в ХХ веке во всем мире первые строчки популярности до тех пор, пока не развалился СССР и пока не было оставлено в информационном пространстве только то из советской литературы, что было антисоветским.
Будучи зобированными "Эхом Москвы", молодые поколения не понимают, что информационные фабрики России, США и Евросоюза выпускают продукцию по единым лекалам, и что гражданская война на Украине выгодна как российской власти, так и украинской вместе с США и Евросоюзом. Эта война, вину за которую скоро уже все зомбированное население будет возлагать только на Россию, обеспечит мягкую агрессию НАТО против "реваншистской" России и мягкую эвакуацию российских элит к своим счетам и к своей недвижимости в странах НАТО. Не сомневаюсь, что все наши Егоры будут радоваться победе прогрессивных стран над отсталой Россией и не понимать, что более всех будут рады этой победе нынешние российские власти, которые себе личные состояния уже сколотили.
Егор 20.09.19 10:34
И посткриптум. Негодование общественности по поводу дикаря и убийцы Хомейни - это нормально для нормальных людей. Чего там писал Рушди - знают, в основном, только те, кто интересуется индийской культурой. Но сам пример отличный: о пропасти между миром зла и миром добра. У Рушди есть более известное произведение - "Дети полуночи", и когда Индина Ганди сочла, что какой-то фрагмент в этой книге ее оскорбляет, она обратилась в суд, и Рушди выполнил решение суда.
Егор 20.09.19 10:20
Сколько лет прошло, а никакого развития мысли. Отдайте все государству, оно разберется. Нет, добавилось еще: не факт, что разберется, но и фиг с ним. И комментарии доставляют: ах, вот приедет барин (михалков), барин нас рассудит.

Толстой, как и все российское дворянство, жили не в России, а в Европе. "Ах, я тут единственный европеец!" - вздыхал очередной царь и продолжал пестовать рабовладельческий строй с паразитирующей на народе дворянской "элитой". Когда эта зыбкая конструкция закономерно развалилась, она похоронила собой и мощный культурный слой российских предпринимателей, и все культурные слои вообще. Вот почему для среднего европейца Россия на Толстом и заканчивается. Про Булгакова и Солженицына, а тем более Шолохова, уже мало кто знает. Проблематика менее универсальная: метания Мелехова от красных к белым и обратно - это интересно неширокому кругу читателей. Ровно как страдания каких-нибудь ирландцев в борьбе с англичанами - драмы много, но слишком уж влезать в тему с обилием крови и кишок никому неохота.

Но заметка не об этом - а о том, что некие "фабрики" (видимо, масонские) тиражируют не ту информацию, которую НАДО. Вот ведь как: НАДО писать про героическое сопротивление шахтеров Донбасса укрофашистам, а они...

Ребята, я открою секрет вашей информационной изоляции: вы сами существуете в виртуальной реальности кремлевского зомбоящика, и ваше мировоззрение никому за его пределами неинтересно. Мир видит собственными глазами как кремлевский псевдоправославный олигарх поджигает войну на востоке Украины, направляя туда диверсионные группы и получая поддержку от регулярных войск, а вы видите "распятых мальчиков". Кому интересны слепые и тупые?

Вы бы, вглядываясь каждый день в "как там у хохлов", не проворонили бы поднимающий голову фашизм где-то поближе. В запале верноподданического сервильного инстинкта, так сказать.



Дворцов 20.09.19 08:59
Николай Иванович, вы просто восторгающе точны в виденьи ситуации. Есть такое русское слово - браво (в ряду "бренд", "ментальность", "гуманитарность" и пр.))!
Позволю забавно-печальное добавление: в начале прошлого века в Германии некая газета провела опрос своих читателей о самых влиятельных людях Европы. Первое место занял писатель Лев Толстой, а Вильгельм - то ли четвёртое, то ли шестое. Это было победой пиара своего времени.
Из Дзержинска 20.09.19 08:45
Цитата из текста: .."возникает вопрос о том, что можно предпринять прежде, чем мы окончательно не одичаем?"

Но вспомните, пожалуйста, систему - в школе изучали ИСТОРИЮ!!! и не только своей страны, в техническом ВУЗе - историю КПСС, философию, экономику. На первых курсах работали на токарных станках, делали опоки для литья, получался инженер с хорошим образованием и пониманием задач. На производстве направляли в Университет Марксизма - Ленинизма, ежегодно учились на курсах повышения квалификации, проводили учебу с персоналом. Техническая библиотека была большой кладезью. и не забыли от рода - "Век живи, век учись" .
Наталья Радостева 20.09.19 00:38
Согласна. За объективную цензуру. Куратора подобрать сложно, но СПР мог бы Кремлю кого рекомендовать. Сама бы на сегодня могла понадеяться на Никиту Михалкова или кого ему сродни.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА