Людмила Яцкевич 23.10.19 12:11

Святитель Игнатий Брянчанинов, следуя Евангелию и творениям святых отцов, делает вывод о высоком предназначении человека, о его духовном достоинстве: «Основываясь на этих свидетельствах Святаго Духа, определяем человека так: человек есть Богозданный храм Божества по душе и телу. Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны». Слово о человеке.
Людмила Владимирова 22.10.19 18:07

Радуюсь, что вопросы философии – ЖИЗНЕННЫЕ ВОПРОСЫ! – интересуют и молодежь.

По теме статьи Василия Пушкина, поистине – МОРЕ работ как иностранных, с глубокой древности, так и русских авторов – философов, педагогов, литераторов.

Могу посоветовать, к примеру, статью Н.И. Пирогова «Вопросы жизни». В 1982 году ОМИ им. Пирогова издал мою книжечку о Пирогове (я определила её как учебно- методическую, привлекла в авторы ректора - иначе как издать?!.) В книжку я включила, письма Пирогова из Севастополя, эту статью. Конечно, её существенно «обрезали», удалив «божественное».
Но я все-таки заставляла (NB! – к вопросу о свободе….) студентов ознакомиться со статьей, на всех потоках, в рамках курса истории медицины, проводила конференции-диспуты.

Вам, молодым, сегодня можно позавидовать: см. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000052/st004.shtm

А начинает статью великий хирург, анатом, педагог, попечитель Одесского учебного округа (1856-1858), Киевского («Язык до Киева доведет…» - 1858-1861) так:

« - К чему вы готовите вашего сына? - кто-то спросил меня.
- Быть человеком, - отвечал я.
- Разве вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.
Правда это или нет?»

Не устаю также рекомендовать «Сумерки просвещения» В.В. Розанова, в частности – по теме:

«Как это ни непостижимо, но идея Локка о tabula rasa, как о сущности души человеческой, свила себе гнездо в области, едва помнящей его имя и, быть может, к нему неприязненной, и, овладев практикой этой области, погубила бы ее, как погубила она и философию, если бы имела силу овладеть ею. Это он первый, взглянув на душу, как на БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ в самом себе ВОСПРИЕМНИК ощущений, тем самым молча открыл свободу для вывода, что чем обильнее и лучше будут самые впечатления, тем содержательнее и, следовательно, глубже и совершеннее будет сам дух человеческий. Тот МИР ОТЗВУКОВ, которые каждая душа в МЕРУ ДАРОВ СВОИХ дает в ОТВЕТ на каждое ощущение, - мир, всегда неизмеримо превосходящий бедное в содержании своем ощущение, был забыт при этом и при системе учащенных, через час чередующихся впечатлений (речь – о системе преподавания в школе, что бы он сказал о сегодняшней?! – Л.В.), - стерт, сведен к небытию, погиб даже, не проросши из семени. И между тем именно в этих ВЗДУТИЯХ ДУШИ, только ожидающих ИЗВНЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ, чтобы дать трещину и обнаружить свое СОДЕРЖАНИЕ, и скрываются до времени и невидимо ее крылья, освободить которые из сдерживающей оболочки, укрепить и научить ими управлять - есть вся задача воспитания. Но здесь мы тотчас переходим к необходимости в нем ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: на одно и то же впечатление всякая отдельная душа ответит РАЗНО, и именно В МЕРУ ТОГО СОДЕРЖАНИЯ, КОТОРОЕ С НЕЙ ПОСЛАНО В МИР. И так как именно раскрыть это содержание должен воспитывающий, он никогда не должен обращаться с чем-нибудь значительным по смыслу к толпе, но всегда и только К ЛИЦУ. И когда он почему-либо не может этого сделать, ему лучше довольствоваться лишь незначительным и, инстинктивно чувствуя это, он им и довольствуется» (выделено мною – Л.В.)

А о русской философии тот же В. Розанов писал: «...философия сошла к нам незримою и неслышимою гостьей, и уже давно у нас сидела, когда все её ждали. Это – наша благородная литература. Нисколько не обязательно для философии быть выраженной в томах умозрения, разделённого на отделы, подотделы, главы и параграфы, непременно с "введением" и "заключением". Платон писал драматические диалоги – и философия была там. Но раньше Платона писали только философские стихи, "поэмы", очень коротенькие – и философия тоже в них была уже. Можно составить бессмертное имя в философии, сказав всего один или несколько афоризмов: таков был Эмпедокл и Гераклит. Философия есть просто царство мысли, мышления, и она может не только родиться, но и подняться довольно высоко, вовсе даже без книгопечатания. Том, глава, параграф, "введение" и "заключение" суть просто формы немецкой философии, а не вообще философия. И вот с этой точки зрения русская литература в её целом и в выдающихся её точках, есть одна из самых великих мировых философий, ибо она носит все черты мышления, идущего необыкновенно глубоко, касающегося всех вещей мира (как и надлежит философии), и притом мыслей, по основательности и критичности своей не уступающих во всяком случае Шеллингу, Гегелю или Шопенгауэру» (Вл. Соловьёв и Достоевский, http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_vl_solovyev_i_dostoevskiy.html).

И, на мой, слабо просвещенный взгляд, литератор просто не может не быть философом и… педагогом.

Чего искренне желаю автору и его читателям.

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Михаил 22.10.19 15:52
Тема,конечно филосовская. Мне интересно почему современный мир всё меньше обращает на это внимание и наоборот способствует сеянью подобных идей в массы.
Ирина Кучушева 22.10.19 10:38
На мой взгляд, тема этой статьи именно писательская. Тем, что писателей она не заинтересовала, можно объяснить, почему сегодня статьи интереснее, чем проза, почему в современной прозе нет современных проблем и современных героев.
Получается, что Василий Пушкин смотрит на жизнь более по-писательски, чем сами писатели.
Александр Логинов 19.10.19 23:22
Интересная статья. Только надо убрать безликое - Мы. Не надо эа ним прятаться
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА