Страница: 1 2 Все |
Екатерина Козырева | 24.02.20 20:55 |
Наталье Радостевой
Дорогая Наталья, спасибо вам за понимание и такое простое и искреннее суждение. Любому поэту доставило бы огромную радость, что читатель сразу после чтения о нем, захотел погрузиться в его поэзию. А уж критику тем более. А в наше время пустующих библиотек, Ваше благородное желание окрыляет и позволяет думать, что все не зря. Ангела-Хранителя вам и счастья творчества! |
Екатерина Козырева | 24.02.20 20:22 |
НИНЕ КОРИНОЙ
Спасибо, Нина, за твоё чисто журналистское умение выделить главное в каждом человеке, а тем более в поэте. Но я никогда не смогу достичь той " высоты сфер", с которых смотрел на жизнь в ее поэтический реальности Ю.П. Кузнецов. Никакой "нашей" с ним манеры письма не было и не будет. У каждого поэта свой стиль стихосложения, вот и у тебя он свой, коринский, который я люблю. Искренне и сердечно, ЕК |
Наталья Радостева | 23.02.20 13:55 |
Не умею рассуждать о подобных работах, потому скажу просто:
Прочитала Вашу статью с любопытством и интересом, Екатерина Николаевна! С чувством, с толком, расстановкой) После чего сразу реализовала желание переключиться на чтение творений Юрия Кузнецова, в том числе - Вашими глазами. К чему статья наверно и должна была сподвигнуть, а значит - сработала! Новых Вам, и нам - с Вами, питающих души тем! С уважением, ... |
Нина Корина | 22.02.20 14:50 |
Обычно, по моим наблюдениям, читателя умиляет сходство реальной жизни и её отражения в стихах: "Надо же, всё так и бывает!" Ю. П. Кузнецов - один из немногих, а точнее, из очень немногих, кому дано было взглянуть на дела земные словно с высоты небесных сфер. И ты, Катя, это заметила. Возможно, первая. По крайней мере, мне не приходилось читать что-либо подобное раньше. Ни о его творчестве, ни о творчестве кого-либо другого. "Учитель, воспитай ученика",- мечта многих, пришедшая к нам из глубины веков. Твой наставник был бы доволен: ему это удалось. Удалось и тебе прикоснуться к творчеству человека "горячего" таланта! Искорка от него, конечно же, передалась и тебе, "семинаристке" Юрия Поликарповича. Но проявилась в таком нестандартном ракурсе лишь недавно. Уже в предыдущей подборке твоих стихов была заметна эта "кузнецовская особинка": взгляд на земные дела как бы с "небесных горизонтов". В статье это оформилось и приобрело завершённость; можно сказать, стало "жанром", вашей с Ю.П. КУзнецовым манерой письма. Дело за малым: продолжать в том же духе . От души рада твоему успеху! Н.К. |
Екатерина Козырева | 20.02.20 13:53 |
Сердечно благодарю Григория Блехмана, Ивана Васильцова, Марию Иванову, Наталью Добровольскую, Виталия Евграфова, Наталью Егорову, Анну Ретеюм, Валентину Беляеву за высокую и объективную оценку моей статьи " Похищенный у стихий", посвященной незабвенной памяти моего Учителя на ВЛК Юрия Поликарповича Кузнецова.
Большое спасибо сайту "Российский писатель" и Николаю и Елене Дорошенко за ваши труды и за такую чудесную фотографию, которую не чаяла и увидеть. Ангела-Хранителя вам, здоровья и творческого счастья. Прошу прощения у всех за поздний ответ. |
Анна Ретеюм | 17.02.20 20:47 |
Дорогая Наталья, моя реплика с ссылками была именно для вас – в связи с вашими словами о том, что «критики чаще всего обходят непознаваемое и неназываемое в стихах», дескать, я, наоборот, посвятила много месяцев этой проблематике, потому что было интересно (см. «Трагическое отрицание и поэтика Неизвестного»). К эссе досточтимой Екатерины Николаевны мои рассуждения не относятся – можно только поклониться ей за такой обширный и вдохновенный труд.
Поэзия апеллирует к жизни человеческого духа – тонко, как, допустим, у В. Соколова, или относительно прямо, как у позднего А. Пушкина, вот и во многих произведениях Ю. Кузнецова тоже мы оказываемся перед чем-то непостижимым. Однако, загвоздка как раз в том, что духовная жизнь человека может простираться от глубин и до высот, от холодящего ужаса до ликующей благости, эта сфера вообще настолько сложна и опасна, что в одиночку туда лучше не соваться, а следовать духовной традиции. Очевидно, что Юрий Поликарпович жил в других, как вы говорите, «расширенных», объёмах восприятия, что-то духовидческое в нём было – потому и речь ведём, но он, насколько я могу знать и понимать, был один на один с этим своим особым видением. Думаю, феномен поэзии Юрия Кузнецова ещё долго будет волновать критиков и литературоведов, там есть над чем подумать, но мне, к примеру, уже трудно возвращаться к изучению, наверно, потому, что с возрастом совсем не хочется в бездны да глубины смотреть, а хочется взывать «Царю Небесный Утешителю...» Прошу простить, дорогая Екатерина Николаевна, замолкаю со своими рассуждениями. |
Наталья Егорова | 17.02.20 18:16 |
Анне Ретеюм.
Спасибо, Анна! Это очень интересно. Одну статью по первой сноске прочитала с большим удовольствием. Обязательно постараюсь прочитать и другие. Вы правы, это тот сверхважный круг проблем, о которых необходимо говорить, ибо без этого поэзии быть не может. Но я в комментарии говорила не об апофатике - скорее, о поэте, дерзание которого не знает границ - что ярко выразилось в хождении живым в ад и попытке живым посетить рай. Скорее уж это визионерство - но и этим словом не стала бы называть: это несколько вразрез с природой поэзии и поэтического слова, которым свято следовал Ю.К. Для Кузнецова это не художественные образы - поступок, живая жизнь. - он встал и пошел и в ад, и в рай, и в другие неведомые области, а потом уже - написал. И Христос ему нужен был - ЖИВОЙ. Но поскольку эти постоянные для его стихов "хождения" начинались в атеистическую эпоху, даже Кузнецов в достаточной мере об опасностях предупрежден не был - и то, что называется соблазном, искушением - постигало и его - С.Ю.Куняев в своей работе об этом написал очень точно. Я с Кузнецовым общалась мало, но что меня поразило - это какой-то совсем другой способ получения информации. Из других глубин? Высот? Как ангелы над человеком пели - он смотрел и знал. Такой дар прямого получения знания. Причем смотрел при этом - о своем, точнее - "о другом". Его не интересовало бытовое. Но и тем, что в церкви называется "прозорливость" это не было. Людей видел - насквозь, но опять же - не бытовое что-то, не судьбу, не характер, а главное - скорее, Божий замысел о человеческой душе. Говорил пару слов - не задумаешься, и не поймешь. У Екатерины Козыревой об этом в статье есть. Это не мистика, не интуиция и, к сожалению, не то, что дается Святым Духом.Какая-то особая способность к другому - расширенному - постижению реальности. Как раз как в том стихотворении, которое Вы в статье цитируете: Но попадаются глубины, В которых сразу тонет взгляд, Не достигая половины Той бездны, где слова молчат. |
Валентина Беляева | 17.02.20 09:54 |
"Было так, если верить молве,
Или не было вовсе. Лейтенанты всегда в голове, Маркитанты в обозе" Одного четверостишия нашего выдающегося носителя высокой поэтической мысли довольно, чтоб увидеть вихреобразную воронку в мир "неудобных" образов и тем нашего идеологически уродливого времени, о чём так талантливо написала прекрасная поэтесса и литературный критик Екатерина Козырева. Эту замечательную статью нужно читать, осмысливать, изучать. Она должна остаться в анналах истории литературы как серьёзный научный труд, как один из ключей к разгадке выдающегося феномена современной поэтической мысли, глубины её философического звучания и высокой трагедийности... |
Екатерина Козырева | 17.02.20 09:16 |
Анне Ретеюм
Аня, я перешлю ссылки Наташе. Сейчас догоняю постепенно тех, кому хотела написать. До встречи на твоей странице. |
Анна Ретеюм | 17.02.20 01:03 |
Спасибо, дорогая Екатерина Николаевна, за память о Юрии Кузнецове. В своё время я много изучала его творчество, всё хотелось разгадать его загадку, понять его феномен. Писала я о трагическом отрицании, о поэтике Неизвестного, о готических чертах, и, главное, об апофатике.
Наталья Егорова, посмотрите, пожалуйста, ссылки, в этих статьях я как раз целенаправленно анализировала, как вы называете, непознаваемое и неназываемое, делала доклады на Кузнецовских конференциях: http://ruszhizn.ruspole.info/node/3283 http://www.hrono.ru/proekty/parus/ret0411.php http://nash-sovremennik.ru/archive/2010/n2/1002-19.pdf |
Наталья Егорова | 16.02.20 15:46 |
Наверное, самая дерзкая дерзость в творчестве Кузнецова, самое высокое его дерзание в том, что Юрий Поликарпович постоянно выходил за область того, что словами Ницше принято называть "человеческое, слишком человеческое". Он писал не только о еще не познанном земном, но и о принципиально не познаваемом для человека неземном, а зачастую словами и образами говорил о неназываемом. Это - свойство любого большого поэта. Но у Кузнецова этот дар выражен сильнее и ярче, чем у других. В статьях о поэзии критики чаще всего обходят непознаваемое и неназываемое в стихах, предпочитая говорить пусть о сложном, философском, но земном, человеческом. Для меня статья Екатерины Козыревой ценна прежде всего попыткой заговорить об этом главном свойстве Кузнецова - она вслед за поэтом дерзает выйти за пределы земного и человеческого и заговорить об огромном пласте непознаваемого, неназываемого, ИНОГО, который стоит за каждым стихотворением Юрия Кузнецова.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО НИКОЛАЮ ИВАНОВИЧУ И ЕЛЕНЕ ИГОРЕВНЕ ДОРОШЕНКО за публикацию подборки моих стихотворений в "Живом слове" - рада принять участие в разговоре о Юрии Кузнецове посвященным ему стихотворением. |
Виталий Евграфов | 16.02.20 00:43 |
Перечитывая стихи Юрия Кузнецова глазами Екатерины Козыревой, заглядываешь в новые глубины кузнецовской поэзи, внимаешь новым смыслам, сокрытой гармонии. И понимаешь: насколько глубоко смотрел поэт в нашу жизнь, насколько глубоко понимал её истоки, её духовные основы, насколько чувствовал духовный обман (фальш - нерусское слово, пришедшее к нам в 15 веке), что поражаешься, как он мог подобрать такие ёмкие образы для передачи словом, как мог похитить их у стихий. А так как Бог повелевает стихиями, то Он и даровал Кузнецову укрощать их словом. |
Наталья Добровольская | 15.02.20 13:45 |
"Бывает у русского в жизни минута, когда раздумье его об Отчизне сияет в душе, как звезда". С этих слов начинается глубокий философский анализ произведений новой звезды российской поэзии Юрия Кузнецова, который мастерски провела в своем эссе "Похищенный у стихий" Екатерина Козырева. Очень точно подмечая в его произведениях строчки, посвященные словам об Отчизне, о России, о Руси Воскрешающей. Лично мое внимание затронуло то, что Ю.Кузнецов "воскрешает основы русского мышления, что особенно важно сейчас, когда язык и мышление русского человека изуродованы газетными штампами, блатным жаргоном и сленгом разного рода, замусорены иностранными словами" Как я, инженер-металлург (технарь) согласна с поэтом!
В год 75-летия ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ так нужны произведения, посвященные реальным людям, настоящим героям того времени. И они есть в его произведениях. Да и сам поэт прошел войну и знает это лихо - "кому война, а кому мать родна." Хочется сказать огромное спасибо Екатерине Николаевне за то, что она своим скрупулезным исследование помогла мне лично прикоснуться к творчеству замечательного русского поэта Юрия Козырева. Жаль только, что он ушел так рано от нас! Спасибо, КАТЯ! |
Мария Иванова | 15.02.20 11:05 |
Процитированное стихотворение про генерала - переложение старого анекдота. Переложением известного анекдота является и стихотворение о Сталине, Рузвельте и Черчилле (где Сталин их "не утвердил"), |
Иван Васильцов | 14.02.20 18:52 |
Замечательная статья, в которой автор не заслоняет собой Кузнецова, а наоборот - открывает его, представляет широко и щедро. Кузнецова представлять лишний раз не надо? Не знаю, кажется сегодня - надо. Поэзию забывают и забивают, ну да мы не раз уж толковали здесь об этом. Так вот, читая прекрасный очерк Екатерины Николаевны, я вспомнил почему-то кузнецовские стихи про рыбалку. Может, потому что сам рыбак, а может - и по-другому чему. Стихи такие, тоже, конечно, известные хрестоматийно, но как они сегодня звучно звучат, как своевременно!
Поехал на рыбалку генерал И место целым штабом выбирал. -- Годится? -- гарнул он на божьи мели. -- Так точно! -- офицеры возгремели. -- Где удочка? -- готова честь по чести, Крючок на месте, и червяк на месте. -- А где же стопка? -- стопку опрокинул За воротник. И удочку закинул. Одну минуту свита не мигала. Но на виду удача генерала, И слово генерала на слуху: -- Эге! Да это окунь! На уху! Швырнул в котел, и снова честь по чести Крючок на месте, и червяк на месте. -- А где же стопка? -- стопку опрокинул За воротник. И удочку закинул. И две минуты свита не мигала. Но на виду удача генерала, И слово генерала на слуху: -- Сазан? Зело годится. На уху! Швырнул в котел, и снова честь по чести Крючок на месте, и червяк на месте. И снова стопку водки опрокинул За воротник. И удочку закинул. И три минуты свита не мигала. Но на виду удача генерала, И слово генерала на слуху: -- А, золотая рыбка! На уху! Но, красотой и разумом блистая, Возговорила рыбка золотая: -- Пусти меня, служивый, а за дружбу Я сослужу тебе большую службу, Достаточно желанья твоего... -- Но генерал не слушал ничего: -- Чего желать, когда я все имею: И армию, и волю, и идею, Звезду Героя, голос депутата, Том мемуаров, ореол и злато, И то сказать, жена и дочь в меху, Сын -- дипломат... Немедля на уху! Подобной речи с трепетом внимая, Раздумалась и молвит золотая: -- Герой! Моя судьба не в той воде, Но что ты скажешь о второй Звезде? И он махнул: -- Согласен на вторую! -- И бросил в воду рыбку золотую. И грянул гром! Ни свиты, ни машин. В широком поле он стоит один, В солдатской гимнастерке, -- и зажата В его руке последняя граната. А на него идут со всех сторон Четыре танка из иных времен. Спасибо, дорогая Екатерина Николаевна, за возможность почитать Юрия Кузнецова - так вот, вдруг, нечаянно. Это очень ценно само по себе. А когда поэт пишет о поэте - то получается особенно интересно. Много в Вашем очерке и сердца, и боли, и силы. Спасибо! |
Григорий Блехман | 12.02.20 19:56 |
Так, как о Юрии Кузнецове написала Екатерина Козырева, может написать один поэт о другом, если тот-другой стал неотъемлемой частью его души.
У меня такое ощущение, что Юрий Кузнецов из своего другого измеренья может испытывать лишь огромную благодарность к собрату (сосестре) по перу за такую - высшую - степень созвучия своей душе, максимально доверявшей самые разные свои состояния собственному перу. Мне многое доводилось читать об этом, без малейшего преувеличения, выдающемся русском поэте. Но в такой сконцентрированной ёмкости жизни его строк в нашем духовном пространстве, какую ощутила и передала нам этим очерком Екатерина Козырева, не читал ни у кого. Огромное тебе спасибо, Екатерина, Катенька, за такую поэму твоей души о нашем выдающемся русском поэте. |
Екатерина Козырева | 12.02.20 13:50 |
Надежде Мирошниченко
Надежда, спасибо тебе за все комментарии, которые так интересно читать, потому что они искренни и высоки. Да никому не удастся втоптать Россию в грязь! Пусть не замечает нас телевидение и другие СМИ. Мы Есть, были и будем, потому что верим в Бога истинного, ищем Бога Живого в нашей жизни и творчестве Ангела-Хранителя и сил сознавать: " Я нигде не умру после смерти!" АВТОРУ от автора Вы правы, похоже я послала не исправленный вариант. ВАЛЕРИЮ Кузнецова не замолчишь - он есмь и в небесах, и на земли. Владимиру Подлузскому Ваши размышления созвучны мне. А богоборческие эпохи пошумят, пошумят, да и стухнут. |
Екатерина Козырева | 12.02.20 13:27 |
Людмиле Яцкевич
Дорогая Людмила Григорьевна, ваше драгоценное слово так весомо для меня. Спасибо вам за "Молчание Пифагора", мы с вами как-то говорили об этом стихотворении. Созерцательное молчание самого Кузнецова на ВЛК мы с однокурсниками имели счастье наблюдать. От Тютчева и Лапшина до Кузнецова восходит свет истины: И где-то там, из мировых пустот Очами духа светит щит молчанья. |
Екатерина Козырева | 12.02.20 12:55 |
Андрею Смолину
Спасибо вам за поддержку. На ВЛК я перешла к нему от Гусева. Мы занимались в аудитории довольно большого зала. Юрий Поликарпович сидел за высокой кафедрой - он был Один - и с нами и без нас. "Издёрганный и точный человек", он был спокоен, не произносил учёных слов, основывая свою учёбу на классической и современной поэзии. Я очень люблю его стихотворение "Завижу ли облако в небе высоком...." В тени от облака он мощный, сильный, классический Поэт! |
Владимир Подлузский | 12.02.20 10:05 |
Когда я пытаюсь понять Юрия Кузнецова, то всегда его сравниваю с Николаем Рубцовым, как с другим гением одной и той же русской эпохи. Прошедшей от Бога к дьяволу и возвращающейся опять к Всевышнему. Даже фамилии двух поэтов-современников рифмуются. Возможно, по воле Провидения. Хотя пути познания Истины разные. Рубцов к ней идёт через исследование человеческой, русской, части Души, а Кузнецов пытается ухватить обжигающую суть Божественной искры, в ней пылающей и обозначающей Слово. Отсюда и абсолютно разные образные системы и даже словари. Как и должно быть у гениев. Уверен, для цельного восприятия и понимания русскости оба имени должны всегда стоять рядом и дополнять друг друга, соединяя разные по социальному статусу и отношению к национальному духу аудитории. Как рядом стояли Есенин и Блок, их предшественники. Поэтому более близкий к простому народу Рубцов и легче для восприятия, и тиражи у него даже сейчас в общей сложности миллионные. А до элитарного Кузнецова русскому человеку, отягощённому постепенно растворяющейся богоборческой эпохой, ещё нужно дорасти. Как доросли уважаемая Поэтесса Екатерина Козырева и мудрый филолог профессор Людмила Яцкевич. |
валерий | 12.02.20 06:00 |
Думалось,в конце концов,
будет классик Кузнецов, ну, хотя бы после смерти, в это,граждане,поверьте! Но пришли космополиты. злобою глаза налиты, "замолчали" все его, что обиднее всего! |
Автору | 12.02.20 03:43 |
Правильная цитата из А.С.Пушкина: "Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв". |
Надежда | 12.02.20 00:46 |
Дорогая Екатерина, какое счастье - чистое мышление. Читала твои талантливые думы о творчестве Юрия Кузнецова и в душе поселялась гармония и свет, словно выметающие всё мелочное и склочное, заносимое в нас больным ветром раскола и развала сегодняшнего дня. Это хорошо, что мы знали нашего Глашатая Времени, Юрия Поликарповича Кузнецова живым. Тем точнее кажутся твои размышления. Как ярко и образно он предчувствовал всё, что сегодня с нами произошло. Насколько нам легче сейчас разглядеть все правды и неправды, подтачивающие корневые системы России. Как всё вдруг стало явно.Русский Поэт Юрий Кузнецов явился как Предтеча грядущего прозрения Русского народа. Как жалко, что он ушёл так рано. Спасибо тебе за главный акцент, сфокусированный тобой на Явлении: Юрий Кузнецов как Талант-- основоположник поэзии Большого стиля, справившийся с космическими энергиями творчества. Спасибо за замечательное исследование творчества Ю.П.Кузнецова. Бог в помощь! Надежда Мирошниченко |
Людмила Яцкевич | 11.02.20 19:06 |
Уважаемая Екатерина Николаевна, Ваша глубокая статья о поэзии Юрия Кузнецова пробуждает размышления о Божественном даре наших поэтов. Вы не случайно увидели внутреннюю связь поэзии Кузнецова и Блока. Сильное поэтическое чувство вознесло их очень высоко. Так высоко, что они оба заговорили о бессилии человеческого слова, по сравнению с словом Бога.
А.А. Блок, как никто другой, воспел таинство поэтического созерцания, которое сродни религиозному. Юрий Поликарпович Кузнецов также считал, что даже поэтическим словом нельзя передать слово Божие. Символом этой мысли он избрал древнего мудреца Пифагора, который «первым из людей замкнул уста / И сей завет назвал щитом молчанья». Стихотворение «Молчание Пифагора» Ю.П. Кузнецов написал в 1991 году, в эпоху всеобщей болтовни и митингов, под шум которых тогда и обманули русский народ. Поэт считал, что истина и красота познаются созерцательно и в молчании: И в прошлый раз на берегу пустынном, Когда он треугольник начертил: — Вот красота! Тут множество в едином. Безмолвствует такая красота, Она не для обычного сознанья. Юрий Кузнецов выражает парадоксальное суждение: истинная поэзия ведёт автора «к безмолвью просветлённых и святых», то есть к молчаливому созерцанию Истины: Вперёд, вперёд! Веди, угрюмый стих! Веди меня по всем камням-дорогам К безмолвью просветлённых и святых, Обет молчанья давших перед Богом. Веди в подвалы вздыбленных держав, Где жертвы зла под пытками молчали; Ни истины, ни правды не предав, Они самозабвенно умирали. Замри, мой стих!.. Безмолвствует народ В глухой долине смуты и страданья. И где-то там, из мировых пустот Очами духа светит щит молчанья. Это просветление поэта-пророка требует созерцательного молчания. Тогда многое в нашей жизни и творчестве тоже приобретёт порядок. А то в наше время многие из нас думают скороговоркой. |
Андрей Смолин | 11.02.20 17:08 |
В очередной раз убеждаешься, как трудно входить в поэзию и поэтику Юрия Поликарповича. Когда мы на ВЛК выходили в общую курилку, было видно, что Ю.П. смотрит на нас, как на юнцов, хотя кому-то и под 40 было. Он был строг, и добр - одновременно. Но он знал себе цену. Жалеть теперь только об одном, что были остолопы, спрашивали не то, слышали не так. Статья замечательная, нужная сейчас. |