О государственной поддержке творческой деятельности и объединениях творческих деятелей

Недавно (март 2010) комитетом по культуре Государственной Думы РФ, возглавляемым Г. П. Ивлиевым, был подготовлен к широкому обсуждению и разослан по различным творческим организациям рабочий проект закона «О государственной поддержке творческой деятельности и объединениях творческих деятелей». Напомним, что Государственная Дума второго созыва 1996-1999гг. уже пыталась поддержать законом «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах» забытые нашим постперестроечным государством творческие союзы. Столь жизненно необходимый творческий продукт депутатов второго созыва ГД РФ, пройдя три чтения в декабре 1999 года и получив одобрение Совета Федерации, был отклонен президентом Ельциным.

Обсуждение нового рабочего законопроекта мы ведем с председателем комитета ГД РФ по культуре Ивлиевым Григорием Петровичем, председателем союза писателей России Ганичевым Валерием Николаевичем, председателем союза художников России Ковальчуком Андреем Николаевичем.

- Григорий Петрович, в то время, когда многомиллионное российское общество заговорило о модернизации и путях её претворения в жизнь, у Вас в комитете по культуре, практически, готовится почва для проведения заявленной идеи преобразования в жизнь…

- Основой развития и совершенствования любого государства, бесспорно, является творческий человек и его положение в обществе. Поиск и развитие талантов для инновационного развития страны – первейшая задача. И если о модернизации наш президент говорит не так давно, то о государственной поддержке талантов он не раз высказывался во многих своих выступлениях и ежегодных посланиях к Федеральному собранию..

Общемировая практика подтверждает, что средства, вкладываемые в область культуры, искусства и литературы окупаются самым результативным образом. Никакие другие государственные вложения не являются столь эффективными для создания нового образа и стиля жизни. Известно, например, что инвестиции в культуру уменьшают вклад в исправительно-трудовые органы. Это аксиома, которая до сих пор не реализуется. До сих пор непонимание, что именно создание культурных ценностей – это залог прогресса, инновации и модернизации, тормозит наше общество очень существенно.

- Известно, что новое гармонично приживается и устойчиво только тогда, когда оно базируется на проверенном временем и жизнью старом, что, кстати, является коренным принципом модернизации. На чем основывается новый законопроект и в чем его новизна?

Законопроект создается на базе отклоненного президентом закона 1999 года и учитывает проект, разработанный союзом кинематографистов 2004г. Мы глубоко убеждены, что настоящий закон не может существовать отдельно от всей современной юридической системы. Поэтому модернизационной частью нового законопроекта предлагается определить создание отвечающей запросам времени дотируемой государством системы страхования творческих людей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации по налогообложению. Понятно, что предстоит большая работа в этом направлении.

Обеспечение социального страхования творческим деятелям связано с уплатой страховых тарифов, что, соответственно, ведет к определенным издержкам. Давайте попробуем их переложить на государство. Как это сделать? Вопрос очень тонкий, трудный, болезненный и для творческих работников и для законодателей. Он требуют тщательной разработки и конкретики с позиции всех заинтересованных сторон. Поэтому, прежде чем внести проект на рассмотрение в Думу, мы представляли его на пленуме союза кинематографистов, на съездах союза писателей и союза театральных деятелей, на театральном форуме, в союзе музеев и, конечно же, разослали по всем творческим союзам. В государственной думе законопроект прошел обсуждение почти во всех фракциях. Для нас важно, чтобы намеченные механизмы поддержки творческих деятелей были проработаны и приняты всем творческим содружеством. Готовы мы рассматривать и конкретные предложения, расширяющие спектр всевозможных механизмов проявления поддержки наших творцов.

Приглашаем в наш творческий коллектив всех, у кого есть конкретные предложения по столь важному для будущего нашей страны законопроекту.

- Сотворение закона – это, как правило, государственное созидание определенных механизмов, системы взаимодействий, предпосылок, понуждений или запретов для развития и совершенствования общества, в конечном итоге, нашего будущего. В своем рабочем законопроекте вы обрисовываете систему взаимодействия государства, в лице министерства культуры и муниципальных образований, творческих союзов и творческих деятелей. Какова общая картина того, что Вы создаете?

Итогом всей нашей деятельности должен быть продуктивный механизм взаимодействия государства и как можно большего количества общественных институтов для создания высокого творческого потенциала, атмосферы повсеместного творческого содружества.

Нам всем хочется, чтобы мы и наши дети жили счастливо, чтобы каждый из них мог, говоря юридическим языком, реализовать свое конституционное право на свободу творчества и участие в культурной жизни или, говоря современным языком, максимально самореализовать, вложенный Богом талант. Мы хотим, чтобы в общество вернулся приоритет творческого труда и творческого человека, чтобы произведения культуры были общедоступны, чтобы у творческих людей не существовало проблем с помещениями для общения и работы, были основательные социальные гарантии и не было страха перед завтрашним днем.

А пока мы только декларируем создание специализированного фонда зданий, помещений и земельных участков при муниципалитетах, рассматриваем вопросы пользования помещениями-мастерскими для творческой деятельности признанных творческих работников, доступа к информации и культурным ценностям.

В части социальной поддержки предусмотрены меры содействия занятости творческих деятелей при участии органов местного самоуправления и творческих союзов. Предлагается участие в осуществлении культурной жизни – во всевозможных программах, проектах, мероприятиях, предусмотренных федеральными целевыми программами, в системе художественного образования. Рассматриваются вопросы пенсионного обеспечения.

Отдельным разделом в нашем законопроекте стоят вопросы творческих объединений и творческих союзов, их создания, ликвидации и реорганизации.

 

- Постановка таких вопросов – знамение оздоровления нашего общества, осознание того, что одно лишь материальное потребительство в ущерб духовному есть тупик. Ведь творчество – духовный инстинкт созидания - это то, что, буквально, «выходит» из человека. В творчестве встречается прошлое, настоящее и будущее, современность и вечность, познание и преобразование мира, духовность и материальность, естественные и юридические законы жизни, наука и религия, культура и цивилизация, государство и общество… В творчестве человек уподобляется Богу Творцу. Общепринято, что высшей формой труда есть творческий труд, высшей формой любой организации является творческая организация, высшей пробой для человека есть звание творца.

Ваш законопроект регулирует всякую творческую деятельность или определенный творческий труд?

- Законопроект ФЗ о государственной поддержке творческой деятельности и объединении творческих деятелей ограничивается только сферой культуры - литературы и искусства. Дай Бог нам в этой области разобраться, найти механизмы правового регулирования.

Создание творческой атмосферы во всем обществе скажется благотворно и на развитии науки, образовании, и не ограничивается только обсуждаемым законопроектом. В настоящее время ведется работа по обсуждению концепции проекта нового базового федерального закона по культуре, предстоит внесение изменений и дополнений, как говорилось выше, по налогообложению.

- Каковы основные проблемы, которые Вы выносите на открытое обсуждение?

- Все носит пока общий характер. Необходимо конкретизировать понятие творческой деятельности, творческого деятеля, творческого объединения и их статус в обществе. Предстоит определить предмет трудового урегулирования: общественные отношения, возникающие в процессе взаимоотношений государства и творческой личности, среди самих творцов и их объединений, формы и порядок осуществления государственной поддержки творческой деятельности. В идеале, мы должны организовать поддержку творческого труда каждого работника, защиты его индивидуальности, найти правовые механизмы, регулирующие индивидуальный труд не только члена творческого союза, но и так называемых «свободных художников», не принимающих объединения и юридические формы работы.

Например, выдающийся русский писатель и мыслитель наших дней Валентин Распутин ни с кем не состоит в трудовых отношениях. Какую ему платить пенсию? Имеющие мировую известность художники Ткачевы создают свои полотна. Кто им сегодня платит пособие? Будет им общество обеспечивать соц. страхование?

- В народе говорят, как лошадь назовешь, так она и поедет. Поэтому было бы хорошо, чтобы опорные понятия несли в себе определенную заданность и направленность, по которой можно было бы распознавать где «зерно», а где «плевелы». В качестве предложения:

творческая деятельность – созидательная деятельность (авторская, соавторская, заказная, свободная) по созданию культурных и цивилизационных ценностей, воплощенная в творческих продуктах, обогащающая, развивающая и совершенствующая жизнь человека, общества, государства в полноте традиции культуры, науки, социума, политики, мировоззрения, идеологии, экономики и т.д.

При таком определении требуется внести понятие творческого продукта – плода творческой деятельности, рассматриваемого вне денежного эквивалента.

Творческий продукт – духовно-материальное воплощение идеи автора/коллектива соавторов (книги, картины, проекты, идеологии, законы…) или творческое копирование продукта деятельности автора/соавторов, углубляющие и преумножающие традицию, раздвигающие границы познания, мировоззрения, несущие «приращение бытия», новизну восприятия жизни.

Творческий продукт – это всегда единичный, в чем-то опытный образец . Само определение «творческий» является «высшей пробой» деятеля культуры, науки, инженера-изобретателя.

Как камертон для творческой деятельности звучит сегодня вторая заповедь Закона Божьего: «Не сотвори себе кумира», ограничивающая свободу творчества всякого человека и определяющая его как сугубо позитивный процесс. Деятельность, несущая негатив и разрушение, творческой не является.

Наверное, пришло время вступить в разговор руководителям наших опорных творческих союзов.

Надо сказать, что все разговоры о чрезмерной слабости нашего российского общества становятся беспочвенными, как только мы начинаем говорить о легендарных творческих союзах писателей, художников, архитекторов, композиторов, учрежденных в коммунистические времена. Однако если быть честными, образовывались они подавляющей частью из представителей великой русской культуры серебряного века и организационно и, как не звучит парадоксально, мировоззренчески, потому что в основу их деятельности явно или неявно положен принцип продолжения и углубления русской традиции от имперских времен. Союзы эти вот уже 20 лет плодотворно работают, не имея соответствующих своему высокому общественному статусу юридических основ для существования, без привычной по ушедшим в небытие временам стабильной государственной финансовой поддержки, отбиваясь от рейдеров, от всевозможных нападок (вспомним летнюю компанию с союзом кинематографистов, союзом писателей и пр.). Значит, есть у нашего российского общества ядро, реальная устойчивая структура - образец для всевозможных некоммерческих общественных образований.

Андрей Николаевич, Ваш союз насчитывает более 10 000 членов…

- … … в более 100 отделениях России, практически, мы присутствуем в каждом областном центре. Высшим исполнительным органом СХ является съезд, проходящий 1 раз в 5 лет. Избирается председатель, секретариат, включающий секретарей по видам искусств - декоративно-прикладному, народному, кино и театрально-декорационному, храмовому, монументальному, живописи, скульптуры, графики, плаката, искусствоведения и критики, в том числе по 7 крупным регионам России … Работают разнообразные комиссии по видам искусств, занимающиеся молодежью, ветеранами, культурой и спортом… Наша организация близка к структуре федеральных округов.

- Этот монолит сегодня наглядно демонстрирует свою надежность и устойчивость. То же можно сказать и о подобных постсоветских союзах.

Не умоляя достоинства творческих союзов, образованных в постперестроечные времена, можно констатировать, что в лице традиционных объединений государство сегодня имеет мощную поддержку в деле проведения будущего закона о государственной поддержке творческой деятельности в жизнь.

В. Н. Ганичев

Творческие союзы – объединение творческих людей, спаянных стремлением к служению народу, Отечеству, высшим целям искусства, нравственности и духовности, к созиданию. Основой наших организаций является неистребимая внутренняя тяга человека к творчеству и творческому содружеству, знакомство друг с другом, желание поверять свое сокровенное независимо ни от каких идеологий и политических климатов.

Раз вы упомянули про «летнюю компанию», то хочу заметить, что творческая среда по своей природе предполагает некое соперничество, творческое подражание… И не надо говорить, что в среде творческих деятелей постоянно существует атмосфера взаимоуничтожения. Попытка так вызвать и представить, как это было в союзе кинематографистов, у нас, у художников есть желание нас ослабить, рассорить и погреть руки некоторых чиновных кругов, властных групп.

А. Н. Ковальчук

- К вышесказанному можно добавить, что вступление в наш союз молодых художников не прекращается, хотя материальную помощь это сегодня не сулит в отличии от советских времен. Каждый год мы принимаем несколько сот молодых дарований, которые выдерживают достаточно жесткую, трехступенчатую систему вступления, по результат конкурсов и выставок, интересных произведений. Членство в нашем союзе предполагает творческую признанность и состоятельность художника.

- И все-таки именитые союзы утратили свою былую мощь, но только потому, что государство оставило их…

А. Н. Ковальчук .

- Я бы не был так категоричен. Мы работаем с государством в лице министерства культуры по отдельным проектам и заказам, получаем определенное количество стипендий для подающих большие надежды молодых художников… Мы рады, что нынешний состав комитета по культуре ГД взялся за тему, которая волнует всех творческих людей. Однако касательно обсуждаемого законопроекта, мы ратуем за то, чтобы право на социальные гарантии и мастерские распространялось на творческих деятелей, которые признаются не только государством через звания и награды, но и нашими союзами. Потому, что, еще раз подчеркиваю, член союза художников, в данном случае я говорю только про свой союз, есть признанный творческий деятель, хотя звания и награды у нас имеют только 10% членов.

Г. П. Ивлиев .

- Государственная поддержка выдающихся творческих деятелей сегодня ведется, но, может быть, не в том объеме, как хотелось бы. Осуществляется она и как средство выражения положительной оценки, и в качестве поощрения, побуждения к еще большему совершенствованию мастерства. Народным артистам СССР и народным артистам России, лауреатам государственных премий государство выплачивает в настоящее время значительные пособия. Например, в середине прошлого года учреждены 5 писательских премий . В этом году государство увеличило сумму бюджета, направляемую на поддержку творческих союзов до 270 млн. рублей. Это мало. Но пока даже эту суммы мы должны расписать на что и как она тратятся, показать её эффективность, чтобы государственная поддержка была еще больше. Но кто об этом написал, оценил?

- Получается, что пока обсуждаемый законопроект в социальном плане предлагает узаконить только то, что уже осуществляется, но по другим законам и нормам. Согласно ему государственная поддержка гарантируется только творческим работникам, имеющим звания и награды - это удостоенные государственных премий Российской Федерации и её субъектов, государственных премий СССР или РСФСР; почетного звания РФ, СССР или РСФСР; иностранных, международных или общественных премий или призов фестивалей (конкурсов).

Но, может быть, в государстве в связи с кризисом нет средств?

В. Н. Ганичев.

- В нашем государстве есть две области, на которые никогда нет денег - это сельское хозяйство, литература и искусство. На другие нужды худо-бедно находятся и средства и возможности. Но есть опыт наших областей, республик, которые вместе с союзом писателей России, который я возглавляю, учредили целый сонм премий, поддерживающих писателей. Началось все с Орла, где в 1994 году были основаны премии Бунина, Фета, Карамзина. И пошло: премия Алексея Толстого на Самарщине, «Прохоровское поле» в Белгороде, Тютчева в Брянске...

Есть и пример автономных республик. В прошлом году праздновали 103-летие Мусы Джалиля, на котором первый секретарь союза писателей России Геннадий Иванов сказал: «Башкирская культура живет как при социализме». Там деятелям культуры уже давно выплачиваются премии, стипендии, ведется издательская деятельность. Почему же у нас в сердце России никто не хочет этим заниматься?

Сегодня творческие люди чувствуют себя изгоями в своем родном государстве. Этого не должно быть . Писатели, художники, музыканты – существенная часть государства и общества, концентрирующая в себе национальную идею, призванная оберегать, развивать, украшать, совершенствовать общество, Отечество, страну.

Наталья ВАЙМУГИНА

Вернуться на главную