Арсений РЕБРОВ

Выборы во Франции: столкновение мультикультурализма и традиционализма

Проблема чрезмерной иммиграции угрожает национальной самоидентификации французов. Проигрыш на выборах президента Франции представителя правых сил Николя Саркози и победа социалиста Франсуа Оланда, вновь поставила под сомнение решение этой наболевшей проблемы. В том, почему выборы привели именно к таким результатам, и к чему это может привести нам помог разобраться наш корреспондент Арсений Ребров.

Из аэропорта в центр Парижа я добирался на пригородном поезде. Это был самый час пик, и вагоны штурмовали люди, ехавшие с работы, домой, большинство, из которых были чернокожими. Выйдя на нужной станции, я отправился к выходу на улицу и внезапно меня охватил ужас: в самом начале платформы, там, где люди поднимаются и спускаются в подземку посреди вестибюля сидела молодая мусульманка, одетая в хиджаб. Она сидела точно в той же позе, в которой сидела смертница на станции Парк культуры в Москве, перед тем как взорвать себя и сотни ни в чем не повинных людей. Девушка покачивалась взад и вперед как в бреду, перебирая четки и бормоча молитву. Под ее ногами была раскинута мелочь, а сбоку от нее кто-то положил большую упаковку шоколадных конфет. В отличие от меня французы, привыкшие к таким рода зрелищам, не обращали на нее никакого внимания. Я успокоился и понял, что девушка просто собирает подаяние. Но французы привыкли и к более пугающим вещам. Бедные районы Парижа, населенные иммигрантами из Северной Африки, восточной Европы, Испании, Италии и т.д., сделали обычных французов персонами нон града в своих районах. По той простой причине, что их опасно посещать даже днем. Совершенно очевидно, что вопрос эмиграционной политики стоит во Франции довольно остро, и у человека, впервые посетившего город на Сене, вызывает разочарование то, что коренных французов не больше чем арабов и афроамериканцев. «Вот оно настоящее воплощение мультикультурализма»: сказали бы вы. И действительно - открывающаяся перед глазами картина не оставляет никаких сомнений в том, что во Франции сосуществуют различные культуры. Проблема только в том, что такое понятие, как мультикультурализм абсолютно чуждо большинству тех эмигрантов, для защиты прав которых оно существует. Некоторые эмигранты, в особенности это касается представителей мусульманской религии, селятся на территории Франции и других европейских стран, обособленно и отказываются асемилироваться, становиться частью общества, частью того государства, которое их приютило. Переселенцы несут в Европу свои жизненные ценности, свои, зачастую непримиримые правовые нормы, религии и этические представления, идущие в разрез с нормами и представлениями Европейской цивилизации. Эта проблема существует уже не одно десятилетие. Примерно 40 лет назад западноевропейские государства открыли въезд в свои страны для эмигрантов. Изначально, это было сделано в погоне за дешевой рабочей силой. Затем возникла необходимость генерировать под это такие высокие гуманистические идеи как свобода передвижения, права человека, равенства, братство, веротерпимость. Из-за всего этого проблема чрезмерной эмиграции в Европе и в частности во Франции на сегодняшний день остается довольно серьезной.

Сейчас во Франции при проведении переписи населения не проводится изучение национального происхождения: поэтому можно отследить только иностранцев — лиц, не являющихся гражданами Франции, и иммигрантов — лиц, родившихся за пределами Франции и проживающих на её территории. По данным переписи 1999 г ., во Франции (на территории метрополии) находится 3 млн. 226 тыс. иностранцев, что составляет 5,6% населения. Всего же иммигрантов насчитывается 4 млн. 310 тыс. человек, что соответствует естественному приросту населения Франции за период с 1990 по 1999 г . В то же время число иностранцев сократилось на 9%, в основном из-за натурализации, которую за этот период прошли 550 тыс. человек. В общей сложности за всю историю Франции последнего времени стали гражданами Франции 36% иммигрантов. Иностранные граждане Франции в зависимости от страны своего происхождения распределяются следующим образом: выходцы из Алжира — 500 тыс., Марокко — 450 тыс., бывшей Югославии — 460 тыс., Сенегала— 390 тыс., Польши — 370 тыс., Мали –360 тыс., ДР Конго — 250 тыс. Наличие столь значительного количества иммигрантов серьёзно влияет на французское общество. На 2012 год в отсутствие официальной статистики (Национальный Институт Статистики INSEE ни разу не включал вопросы о вероисповедании в свои опросы), можно лишь привести цифры Wall Street Journal, по данным которого ислам исповедуют пять миллионов французских граждан, или 8 % населения страны. Столь значительное количество исповедующих мусульманскую религию возникло во Франции, именно благодаря иммиграции: ислам вышел на позиции второй религии по числу приверженцев. Положение осложняется тем, что ислам не является исторически сложившимся религиозным меньшинством Франции: его заметное представительство появилось только с послевоенной иммиграцией из стран Магриба. Возникновение столь значительной мусульманской диаспоры стало некоторой неожиданностью для французского общества. многие отмечают, что происходит поглощение и подмена европейских ценностей исламскими. Связано это в первую очередь с тем, что исламские ценности в основном остаются, незыблемо связаны, с повседневной жизнью, что почти не свойственно уже современному христианскому миру, где церковь постепенно теряет влияние на сознание людей и становится все больше красивым атрибутом, чем гидом по жизни. К тому же, в отличие от традиционных французских религий и, прежде всего, католичества, находящихся сейчас в глубоком кризисе, ислам во Франции в настоящее время переживает момент подъёма и служит для иммигрантов мощным фактором коллективной идентификации. С другой стороны, в отличие от остальных религий, ислам во Франции сейчас не институционализирован: он не обладает какой-либо централизованной организацией, охватывающей всю страну, подобно католичеству или иудаизму. (1) Приверженность большинства эмигрантов к исламской религии еще больше усиливает отторжение сто стороны коренных французов и делает из эмигрантов чужаков.

Вследствие этого, сегодня, по всей Европе наблюдается рост правых настроений. Особенно показателен пример Андерса Беринга Брейвика – норвежского террориста, организатора и исполнителя взрыва в центре Осло и нападения на молодежный лагерь, посвященный правящей Норвежской рабочей партией. Жертвами двойного теракта стали 77 человек. Теракт Брейвика был нацелен против «леволиберального эстеблишмента», который по мнению брейвика виновен в исламизации Европы, пагубном потокании мультикультурализму и т.д. Накануне теракта Андерс выложил 12-минутный видеоролик «2083-Декларация независимости Европы». Ролику соответствует 1518-страничный манифест под названием «2083: A European Declaration of Independence». Осудив Брейвика за насильственные действия, националисты по всей Европе ознакомились с манифестом Брейвика и поняли, что разделяют его идеи относительно существования мусульманских диаспор. Многие политики выносят на повестку дня этот острый вопрос и делают его частью своей избирательной программы. В этом плане во Франции самым ярким показателем роста правых настроений является популярность Национального фронта – первой националистической французской партией Партия, которая была основана Ж.-М. Ле Пеном в октябре 1972 года. Фактически ее появление было связано с поиском альтернативного пути власти социалистов. На сегодняшний день партию возглавляет Марин Ле Пен. Национальный фронт по результатам парламентских и муниципальных выборов являлся третьей по значимости партией страны. Главные программные пункты НФ заключаются в следующем:

•  -Прекращение дальнейшей иммиграции из неевропейских стран и ужесточение требований при получение французского гражданства.

•  -Возврат к традиционным ценностям: ограничение абортов, поощрение многодетных семей, сохранение французской культуры.

•  -Проведение протекционистской политики, поддержка французских производителей, мелкого бизнеса.

•  Противодействие процессам евроинтеграции, большая степень независимости страны от Евросоюза и международных организаций.

Стоит отметить, что в первом туре президентских выборов Марин Ле Пен набрала 17,9% . Она не прошла во второй тур, но заняла третье место.

Национальный вопрос поднимался и на самом высшем государственном уровне. Николя Саркози, теперь уже бывший президент Франции, не раз касался темы мультикультурализма: «Конечно, все мы должны уважать различия, но мы не желаем создавать общество в котором существуют различные общины. Если вы прибыли во Францию вы должны согласиться с тем, что вы вливаетесь в единое общество, а если нет, то вам не место во Франции». Теперь, вопрос эмиграционной политики являлся одним из ключевых в гонке двух главных претендентов на пост президента Франции Николя Саркози и Франсуа Оланда. Во втором туре гонки за президентский пост, совсем немного уступая социалисту Франсуа Оланду, Саркози попытался найти поддержку у сторонников Национального фронта. В связи с этим во французской прессе резко поднялся беспрецедентный рост «саркофобии», которая напрямую была связана с его правой риторикой. Его противники сравнивали его с Анри Филиппом Петеном, главой режима Виши сотрудничавшего с фашисткой Германией. Жан-Люк Меленшон, глава левого крыла, обвинил Саркози в том, что его высказывания после перового тура голосования перекликались с речами главы режима Виши. Все дело в том, что свою речь в Ле-Ранси Саркози он почти полностью посвятил беспокойствам по поводу проблем, связанных с чрезмерной иммиграцией, проповедованию исламской религии, национальной самоидентификации, важности христианских корней французов и безопасности границ. Такие высказывания со стороны Саркози были расценены французами как возможный вариант прихода к власти близкого фашисткой идеологии режима. Очевидно, что французы боятся, что проявление таких настроений это эскалация проблемы связанной с иммигрантами, что это повторение истории нацистских режимов, что это неправильное решение проблемы чрезмерной иммиграции, существующей во Франции. Стоит отметить, что первоначальная предвыборная программа Саркози делала упор на экономическую программу, цель которой было достижение сбалансированного бюджета и предотвращение нового финансового кризиса. Не смотря на то, что предложения бывшего президента, касавшиеся экономических проблем были разумны и позволили бы французам выйти из кризиса с наименьшими потерями и не повторить судьбу Испании, Италии или даже Греции, оказались не популярны.

На этом фоне Франсуа Оланд со своими популистскими предложениями выглядел довольно привлекательно. Он не предлагает «затянуть пояса», а наоборот предлагает пересмотреть пенсионную реформу и вернуться к 60 летнему сроку выхода на пенсию. Так же в программу кандидата от социалистов входит такой пункт как исключение самого слова «раса» из конституции, введение прогрессивного налога, поднятие минимальной заработной платы. Очевидно, что эти меры популярны, они призваны улучшить жизнь граждан, и основаны на гуманистических идеях. Но отвечают ли они сегодняшним реалиям и вызовам, перед которыми стоит французское общество? Учитывая нежелание мусульманских общин интегрироваться в общество и серьезные экономические проблемы требующие введения мер жесткой экономии, так или иначе Франции нужно будет рано или поздно отказаться от этих соблазнительных идей, чтобы не повторить судьбу которая постигла экономики некоторых других европейских стран.

Совершенно очевидно, что предложение полностью уравнять в правах, с французами эмигрантов проживающих во Франции, вызвало со стороны последних симпатию и так же сыграло свою роль на результатах выборов. Не смотря на то, что у жителей Франции исповедующих ислам нет единых избирательных предпочтений, активисты и исследователи утверждают, что в последнее время исламские общины имеют тенденцию склоняться в пользу левого политического крыла в поддержку иммиграции.«Я предпочитаю левых политиков, я думаю. Что когда ты рожден Ламимом Месауи, у тебя не может быть никакого другого выбора»- говорит Ламиа Месауи, французский бизнесмен алжирского происхождения. В апреле 2007 года опросы общественного мнения обнаружили, что французские мусульмане в основном голосовали за кандидата в президенты от социалистов Руаяль Сеголен. Сеголен взяла 64% их голосов, в то время как Саркози только 1 в первом туре и 2% во втором. На президентских выборах 2012 французские мусульмане, как и большинство их соотечественников, предпочли Франсуа Оланда.

«Оланд говорит, что он снизит коммунальные платежи. Это то что всех заботит потому, что твоей зарплаты не хватает, чтобы свести концы с концами» говорит Шакер Алан рожденный во Франции родителями североафриканского происхождения. « Кроме того, еогда ты слушаешь речи политиков правого крыла то, как они называют эмигрантов и их религию, ты автоматически склоняешься в пользу левых».

Не оставляет сомнений тот факт, что социалисты пользовались и пользуются безоговорочной поддержкой иммигрантов, но говорить о том, что Оланд победил на выборах благодаря их поддержке нельзя. Во многом популистские предложения Оланда одержали верх над нужными, но не привлекательными мерами, которые предлагал Саркози. Справедливости ради нужно сказать, что многие французы голосовали против бывшего президента заслужившего репутацию весьма правого и беспринципного политика в большей мере беспокоящегося о крупном капитале чем, о благосостоянии граждан. Саркози правил страной в непростое время, что оставило для его оппонентов широкое поле для критики. Но очевидно, что отказ это жесткой экономии, который теперь уже нынешний президент Франции Франсуа Оланд будет осуществлять, скорее всего, усугубит экономическую ситуацию во Франции. И, казалось бы, слишком жесткие меры, которые предлагал Саркози, возможно окажутся не такими жесткими, когда придется решать экономические проблемы и проблемы чрезмерной иммиграции, если они зайдут слишком далеко. Что может ожидать Французское общество, если политики и дальше будут закрывать глаза на не решенный национальный вопрос? Взрыв правых настроений в условиях серьезных экономических проблем может оказаться реальным сценарием развития событий.

(1) http://www.archipelag.ru/geoculture/new_ident/geocultwold/resume1/


Комментариев:

Вернуться на главную