Композитор Михаил Стариков – песенная визитка Алтайского края

В сентябре Алтайскому краю исполнится 75 лет. Накануне юбилея невольно задумываешься и отмечаешь: да, у каждого времени «свои колокола, свои отметины» (Р. Рождественский). Так, например, если завести речь о песнях, которые «строить и жить помогают» (В. Лебедев-Кумач), то окажется, что творчество известного композитора Михаила Старикова, члена Союза театральных деятелей России и заслуженного работника культуры России, – это песенная визитка Алтайского края: его произведения были очень популярны в 70-80-е годы минувшего века – они украшали репертуары всех хоров и ансамблей Сибири, а не только Алтайского края, они звучали в краевом, региональном и всероссийском радио- и телеэфире, их выпускала миньонами и дисками-гигантами всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия». Его песни и сейчас помнят и поют, и творческие коллективы, и за столом.

Михаил Стариков, более 30 лет работая заведующим музыкальной частью краевого театра драмы – писал музыку к его спектаклям, как композитор-песенник плодотворно сотрудничал со многими поэтами.

Вот из его песни на стихи Владимира Солоухина («Помни только хорошее»):

…Сыплет небо порошею,
Все пути хороня.
Помни только хорошее
Про себя и меня…

На стихи Михаила Борисова («Песня солдата»):

…На два года шинель,
На два года мундир,
На два года отца
Заменил командир…

На стихи Николая Черкасова («Самая-пресамая» и «Село моё»):

Я для мамы самая,
А мама для меня
Самая-пресамая
Близкая родня.
У дедушки спросите,
У бабушки спросите,
И папа вам ответит не тая,
Что я для мамы самая,
Ну самая-пресамая
Близкая родня…

***
…Село моё неброское,
Сибирское село,
С подростками берёзками
Стоит светлым-светло.
И гордые, и добрые
Здесь люди по всему.
Грустит село по городу,
Грустит село по городу,
А город по селу…

Пожалуй, особая судьба у песни Михаила Старикова на стихи Елизаветы Бродской «Сторона моя, Сибирь» – она захватывает слушателей и тематическим содержанием, и художественными достоинствами: простой текст очень лиричен и легко запоминается, в мелодии заложена очень живая музыкальная мысль, объединяющая в себе многое – от динамики до напевности:

…Степь сибирская, безбрежная,
Рек серебряная ширь.
Ты суровая и нежная,
Сторона моя, Сибирь…

Слушая столь величественное произведение, видишь образ могучей – «суровой и нежной» – Сибири, неотъемлемой частью которой является наш благодатный Алтайский край. Кстати, в первоначальном варианте степь была алтайская: «Степь алтайская безбрежная/ Рек серебряная ширь…»…

И всё же отдельного, пусть и тезисного, упоминания заслуживают песни Михаила Старикова на стихи Геннадия Панова (процитирую здесь четыре произведения – «У вечного огня», «Ветка горного кедра», «Поклон Алтаю», «Юность Алтая»):

…Вижу, как с бойцами на врага
Поднялись огромные снега
И, примкнув бесстрашные штыки,
В бой идут сибирские полки…

***
Отдыхают на скалах усталые ветры.
Завтра мы уезжаем и увозим с собой,
Как хорошую песню, ветку горного кедра,
Ветку горного кедра и телецкий прибой…

***
…Берёзы клонятся в зарю,
И я поклон земле творю.
За жизнь, за хлеб, за эту песню
Тебя, Алтай, благодарю!..

***
…В жарком размахе буден
Всюду и навсегда
Юность Алтая будет
В первых стоять рядах!..

Родился М. Ф. Стариков 19 февраля 1939 года в с. Жилине Первомайского района Алтайского края. Окончил Барнаульское музыкальное училище и Алтайский государственный институт культуры. Многие годы работал в известных музыкальных коллективах. Лауреат премии комсомола Алтая. Автор одного миньона и соавтор двух дисков-гигантов – «Сторона моя, Сибирь» и «Поклон Алтаю», выпущенных фирмой «Мелодия». Автор пяти сборников песен. За сборник «Нашей юности недавней подпоём» (Барнаул, ЛФ «Август», 2009 г., 17 песен – ноты и тексты, 1000 экз.) по итогам 2009 года он был удостоен премии Демидовского фонда в номинации «Музыкально-исполнительское искусство» с формулировкой «За вклад в развитие музыкального искусства в Алтайском крае».

И сейчас, будучи на пенсии, он активно проявляет себя и как композитор-песенник, и как член жюри ряда региональных музыкальных и театральных фестивалей и конкурсов («Театральный разъезд», «Песни Иткульского лета» и др.). Живёт в Барнауле.

Недавно повстречавшись и разговорившись, мы с ним «совершили историческое открытие»: прошлое не переиначишь, ничего в нём не переставишь, ничего в него не добавишь. Вот и надо радоваться позитиву – всему хорошему в прошлом и в настоящем. И самое главное – делать всё для того, чтобы этого самого хорошего было как можно больше и в будущем.

Я сказал ему, что песню «Сторона моя, Сибирь» по праву считают его визитной карточкой. Вот что он ответил:

– У этой песни интересная биография. Когда в 70-е годы я с ансамблем «Огоньки», в котором работал музыкальным руководителем, приехал в Москву, то там в то же время выступал Омский народный хор. А наш администратор Михаил Терпугов был знаком с его руководителем Георгием Пантюковым. Принесли мы ноты Пантюкову. Он говорит: «Мне сейчас некогда!.. Ну, ладно, давайте клавир – я потом посмотрю». Я отдал. И забыл про всё это. Вскоре вышел диск-гигант Омского народного хора, а на нём звучит «Сторона моя, Сибирь»! И называется-то пластинка – «Сторона моя, Сибирь»!..

С той поры песня зазвучала на всю страну – по радио и по телевидению. Никто её не «украл» у меня, как это сделал однажды Смоленский народный хор с песней «Село моё» – я однажды включил телевизор, а там поют: «…Село моё смоленское, смоленское село…» Вот ведь, собака-дьявольство (присловье М. Ф. Старикова. – В. Т.),слово «сибирское» заменили на «смоленское»!..

В 70-80-е, когда проходили региональные конкурсы и фестивали художественной самодеятельности, то всегда исполнялись многие мои песни, а «Ветка горного кедра» «Сторона моя, Сибирь» и «Село моё» пели почти все хоровые коллективы Сибири. Причём многие песней «Сторона моя, Сибирь» открывали свои концерты.

– Михаил Филофьевич, когда вы начали заниматься песенным творчеством?

– Давно это было (смеётся. – В. Т.)… Вообще-то я хотел стать журналистом. А потом вдруг… Мой брат, уехав отдыхать на курорт, оставил нам свой баян. Им-то я и занялся. Разобрался с кнопочками, стал подбирать мелодии, а затем и ноты изучил.

В классе девятом или десятом я, как водится, влюбился. А любовь, особенно первая, выливается обычно в стихи или в музыку. Тогда я и написал первую песню «Не обижайся…»: «Не обижайся, что так люблю…». Ну, любовь была безответная…

Когда я приехал поступать в культпросветучилище, то узнал, что мою песню все поют! Мне понравилось такое внимание. После окончания этого заведения меня без экзаменов приняли в музыкальное училище на хоровое и дирижёрское отделения, а дополнительно я ещё и теорию музыки изучал.

– Как вы находите стихи для песен?

– Этому меня научил Геннадий Панов. Мы с ним дружили. Он мне давал не только свои стихи, но и других поэтов. Говорил: «Обрати внимание на такого-то!»

Если стихи стали песней, значит в них за две-три минуты случается, переживается что-то важное, сокровенное. Увы, сейчас на нашей эстраде появились такие песни, где как зарядят одну строчку повторять!.. Песня – переживание человеком радости, печали… Песня – это состояние души.

– Что необходимо композитору, чтобы рождались новые песни?

– У композитора должны быть определённые способности. А потом ему нужны очень хорошие стихи, которые идут из души – не ОТ души, а ИЗ души – тогда песня коснётся души слушателя и её запоют. Когда мы с Геннадием Пановым написали «Девчонка пишет письма на войну», мне было трудно её петь, потому что в зале плакали, а это – всё!..

– У вас с Геннадием Пановым «Ветка горного кедра» сложилась очень сильно. Со стихами более-менее понятно: соединение слов в определённом порядке, а русский язык велик и могуч, но ведь нот всего семь!.. Как музыку писать?

– Мне самого это удивляет! Невероятно и непонятно – откуда что берётся?..

– Михаил Филофьевич, один из ваших сборников песен называется «Помни только хорошее». Что вы вспоминаете с благодарностью?

– То, что мне посчастливилось дружить, я и сейчас дружу, с нашими поэтами и прозаиками. Я себя числю чуть ли не в составе Алтайской краевой организации Союза писателей России. Они всегда охотно берут меня и на свои выступления, и на литературные чтения, посвящённые памяти наших поэтов: Геннадия Панова – в Ребрихинский район, Николая Черкасова – в Калманский район, Леонида Мерзликина – в Новоалтайск...

– У нас всегда очень доброжелательная аудитория – и в городах, и в сёлах, и взрослая, и детская. Так что вы вспоминаете с благодарностью?

– Много помнится хорошего. Я сейчас о хорошем и рассказывал. Надо нам всегда делать всё для того, чтобы сегодняшний и последующие дни были наполнены только хорошим – делами и творчеством, дружбой и любовью, различными открытиями и свершениями, – чтобы через месяц и через год, через десять лет и так далее и мы помнили только хорошее, и нас помнили по-хорошему. А всё плохое, собака-дьявольство, пусть куда-нибудь денется, исчезнет совсем.

Беседовал Валерий ТИХОНОВ 


Комментариев:

Вернуться на главную