Эдуард АНАШКИН, член Союза писателей России, Самарская область
«НЕ ТВОРЯ СЕБЕ В ЖИЗНИ КУМИРА…»


Анастасия Устинова - август 2013 года
Последнее лето детства… У каждого из нас оно было своим. Но каждый может сказать, что это лето было не похоже ни на какие другие «лета» - ни детства, ни юности, ни зрелости! Последнее лето детства – рубежное для любого человека. Сдача выпускных экзаменов в школе. Вступительные экзамены в новые учебные заведения. Новые сокашники, новые коллеги, новые друзья, новые взрослые проблемы. У молодой поэтессы и прозаика Анастасии Устиновой, которую знаю с младых ее лет, последнее лето детства ко всему прочему ознаменовалось еще и выходом первой авторской книги. И пусть до выхода этой книги произведения Анастасии «тестировались» на художественную прочность публикациями в разных изданиях. Печатались в тольяттинской детской газете «Ставроша», в московском журнале «Детская роман-газета», самарском журнале «Молодежная волна», в журналах «Гостиный двор» (Оренбург), «Новый Енисейский Литератор» (Красноярск), «Арина» (Нижний Новгород)… Но книга – это рубеж! Её название «Я иду по солнечному лугу» заставляет вспомнить одно из самых солнечных стихов Насти:

«Я иду по солнечному лугу,
И на сердце у меня легко.
Я нарву букет ромашек другу,
Он сейчас от луга далеко.
Будет мой букет ему подарком.
И на сердце станет веселей.
От цветов моих душистых жарких,
От искристых солнечных лучей…»

А вот в рассказе, который также вошел в книгу, автор предстает уже в возрасте подростковом. Я давно знаком с юными стихами Анастасии, светлыми и искренними. Потому удивился, когда узнал, что она от поэзии перешла к прозе. Подумайте сами: ведь проза жизни от человека никуда не денется, а вот если она, даже как жанр, вытесняет поэзию, немного грустно. Но грусть моя прошла, когда мы встретились с Анастасией публикациями на страницах альманаха «Отчий дом». Там я прочитал ее эссе о поездке в лермонтовский музей Тарханы. А потом - ее рассказ о кошке, поэтичное повествование в прозе не столько о «братьях наших меньших», сколько о нас самих. Помнится, не удержался и спросил Настю: «А как же стихи? Ты к ним не вернешься?». И вот к радости своей после выхода книги и накануне осени 2013 года прочел новые стихи Насти.

«Глоток последний детской жизни.
Хочу я время обмануть.
Смотреть на жизнь сквозь блики призмы
Ушедших лет в далёкий путь.
Что детство в прошлом оставляет?
Любовь, опеку, благодать.
А будущее предрекает
Мечты, что может и отнять.
Вопрос насущный – кем же быть! –
Откладываю раз за разом.
Все краски детства позабыть
Не может неокрепший разум…
Пока ещё пугливо прячусь
В заботы суетного дня…
Ну где же ты, моя удача?
Смотри, не прогляди меня!»

Моя внучка Татьяна – ровесница Насти. Тоже в 2013 году закончила школу. И то, о чем пишет Настя в своих выстраданных стихах, близко не ей одной! Близко не только ее ровесникам, которые должны определиться по жизни. Но близко и всем тем взрослым, у которых душа болит за наших внуков и детей, находящихся на жизненном перепутье… Душа-то болит у многих, а вот Анастасия нашла нужные слова, как сказать об этой непростой поре жизни человека. Это слова ее поколения, под которыми могут подписаться многие тысячи ее сверстников. И потому эти вроде бы сугубо лирические стихи отмечены широтой дыхания.

Но вернусь к первой книге. Кто-то скажет, что собранные под одной «книжной крышей» стихи, проза, эссеистика делают книгу эклектичной. Но я думаю, что хорошо, когда первая книга такая разножанровая. Потому что она дает возможность увидеть разные пути творческого развития автора. Столбовой путь, конечно, хорош тем, что он – единственный. Но далеко не всегда этот столбовой единственный путь – путь к настоящей литературе! Из книги «Я иду по солнечному лугу» явствует, что у Насти Устиновой есть как минимум три потенциального пути творческого развития. Путь поэта. Путь прозаика. Путь эссеиста. Написалось и подумал: прямо как на заветном указательном камне, что стоял перед русским богатырем в сказке. Выбирай – да и только! Да: выбирать свой путь в жизни, в литературе – непростая пора.

Как-то по-новому в книге я прочитал рассказ Анастасии Устиновой, где «персонажами» являются кошки, проживающие у нее дома. Первый раз этот рассказ я прочел в красноярском журнале «Новый Енисейский литератор», где рассказ фигурировал под эпатажным названием «Стерва». Такое название, наверное, не ласкает слух, будучи произнесено и написано юным автором, да еще девушкой. Но при выборе между приятными девичьими манерами и художественной правдой второе все-таки предпочтительней.


Анастасия Устинова и Эдуард Анашкин
в зале Самарской областной филармонии
перед юбилейным концертом писательской организации
Время от времени бывая в доме у Анастасии на правах давнего друга ее родителей, я имел возможность видеть этих самых «персонажей» из рассказа «Стерва» (Прощание с Люськой)». Хотя, признаться, особо не запомнил их, по сельскому своему обыкновению не считаю котов живностью, достойной особого внимания человека. Когда рыжий кот, любимец Анастасии, попытался по-хозяйски улечься мне на колени, я машинально смахнул его на пол и так же машинально сказал: «Что кошек-дармоедов поразвели? Покидать их в окно!». Однако краем глаза отметил, как изменилась в лице Анастасия: «Они члены семьи…». Но убедился я в таком «членстве» много позже, прочитав рассказ «Прощание с Люськой». Анастасия уже не как хозяйка котов, но как талантливый прозаик помогла мне обнаружить даже в «никчемных», с моей точки зрения, котах такие «человеческие» качества, которые не всегда и у людей-то встретишь!

Однако вернусь к новым стихам Анастасии Устиновой. Стихам, которые посвящены уже взрослым реалиям мира. В эти стихи ворвались и обосновались между строк новые интонации суровой и неоднозначной современности.

«Вдыхая нервно дым твоей сигары,
Я думала – ты гадко поступил,
Когда в своём прокуренном рок-баре
Ты на другую взгляд свой обратил.
А мне казалось, я почти влюбилась,
Пробившись через дружеский барьер.
Но почему и ты, скажи на милость,
Как все - банальный пошлый лицемер?
Пускай несётся в адрес новой дуры
Твоих словес любвеобильных дым…
Неужто безразличен вид мой хмурый
Тебе, кто был так нежно мной любим?
Моя любовь в душе перекипела.
Я пальцем покрутила у виска,
И новую дурёху пожалела,
Достойную такого дурака!»

Порой нет-нет да и задумаюсь: хорошо или плохо, что Господь Бог догадал литературно талантливую Анастасию Устинову родиться в семье известных на всю Россию поэтов? Ситуация неоднозначная. С одной стороны – крупно повезло! С малых, как говорится, ногтей, живешь в литературной среде, изнутри постигаешь эту среду, купаешься в великолепной поэзии, буднично творимой выдающимися родителями, воспитываешься на лучших образцах отечественной литературы… Живущий в такой атмосфере, ты просто обречен на занятие литературным творчеством! Но с другой стороны – это чисто внешняя «обреченность», вызванная внешними обстоятельствами. А главная «обреченность» человека на творчество, главная «приговоренность» к творчеству все-таки находится внутри автора. И в этом смысле Анастасия Устинова – достаточно сложный сплав внешних и внутренних обстоятельств. С одной стороны она – результат литературной среды обитания двух выдающихся словотворцев.

С другой стороны: заданная этой средой высокая творческая планка – опасная планка. Не всякий молодой автор изыщет в себе внутренние резервы, чтобы соответствовать этой планке. Ведь тебе постоянно тычут едва ли не в глаза, кто твои родители. Те молодые авторы, у которых нет знаменитых родителей-писателей, начинают творческую карьеру с нуля, с чистого листа. Анастасии в чем-то придется потруднее, потому что первое время ей придется доказывать, что она не просто дочь знаменитых родителей, но – самостоятельная и не зависящая от них творческая единица. Выйти из тени таких родителей-коллег очень непросто. И тут Анастасии потребуется немалое и недевичье мужество, о чем я считаю своим долгом ее предупредить. А предупреждаю потому, что вижу: Устинова не из тех авторов, которым было бы комфортно существовать в литпроцессе в качестве чьей-то «дочки», задействуя резерв родительского авторитета. Вспомните, что даже Пушкину попервоначальности тыкали творчеством его знаменитого дяди-поэта!.. Предполагаю, что именно все эти размышления о своей такой неоднозначной судьбе стали причиной появления совершенно новых интонаций в стихах Анастасии Устиновой:

«Азарт закипает в жилах.
Отблеск стали в растерзанной мгле.
И я уже больше не в силах
Противиться дальше судьбе.
Конечно же, я сильна.
Но нужна мне победа, не милость!..
И, если б не наша война -
Пред тобой бы покорно склонилась.
Любовь свою прячу отчаянно
Под маской спасительной лжи.
А вдруг ты прознаешь нечаянно
Желаний моих миражи!
Один из нас должен погибнуть.
И я забываю, кто враг,
Тебе позволяя вырвать
Победу, нырнув во мрак.
Ты вряд ли меня забудешь.
Себя победивший, живи!
Но вряд ли ты счастлив будешь,
Попавший в прицел любви».

Или еще вот такое стихотворение, поразившее меня и открывшее мне улыбчивую и тактичную Анастасию совсем другой натурой - сильной, волевой, харизматичной!

«Ты уже не заложница страха,
Ты проснулась, и ты ожила.
Ты восстала, как феникс из праха,
И не будешь такой, как была.
Рассчитаешься щедро с врагами.
Месть черна и взлелеяна сердцем.
Эта месть в тебе зрела веками…
Так однажды закончится детство!
А пока наблюдай безучастно
За агонией взрослого мира…
И да будет твой взгляд беспристрастен,
Не творя себе в жизни кумира!».

Жить без оглядки на кумиры… К этому способна стремиться только истинная дочь своих родителей-поэтов, являющихся кумирами многих тысяч читателей в разных уголках России. Я намеренно не называю имена родителей Анастасии. Мое эссе посвящено именно ей и только ей, как самостоятельной творческой единице. Я от всей души желаю молодому писателю Анастасии Устиновой жить без оглядки на кумиры, даже живя бок о бок с этими кумирами, Жить, прокладывая собственный непростой творческий путь.  

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную