Юрий АСМОЛОВ (Курск)

«Я – сам!»

Стихи о детях

 

ГОВОРЯЩИЙ ШЕНОК
У торговой точки –
Около
Перекрёстка трёх дорог,
Белоснежный,
Словно облако,
Появился вдруг щенок.

Он умеет всех  одаривать
Чувством грусти и любви,
И умеет разговаривать
Он со взрослыми людьми.

И с мальчонками-девчонками
На наречии простом
Говорит  он –
И глазёнками,
И крутящимся хвостом.

Говорит он даже  лапами:
«Люди! С вами жить я рад».
Дети – За!
Но мамы с папами
Даже слушать не хотят.

Дети – в плач:
Мы будем самыми,
Мол, послушными детьми.
Но упёрлись папы с мамами:
Мол, гуляй с ним да корми;

Мол, держать нас,
Как на привязи
Будет он,
К тому же, ведь –
Он растёт и может вырасти
Здоровенным, как медведь…

И глаза щенка осенние
Мне сказали, будто вслух:
- Напишите объявление:
«Очень! Очень нужен друг!»...

Я пишу.
Но снова  кажется,
Что родня мы по судьбе:
Что давно пора отважиться
И забрать щенка к себе.

Повстречав меня,
Поплясывать,
Будет друг мой,
А потом
Будет мне стихи подсказывать –
И глазами, и хвостом.

СЫН ПРИШЁЛ К ОТЦУ...
Сын пришёл к отцу и вновь
Говорит: – Эх, батя!
Всё ты пишешь про любовь,
Дни и ночи тратя.

Но прошу – ты не забудь:
Надо – непременно –
Сочинить хоть что-нибудь
Мне для КВНа.

Отвечал ему отец:
- Песен по заказу
Я, любимый мой птенец,
Не строчил ни разу.

Сын поближе подошёл,
Постоял, поохал:
– Не сумеешь – хорошо,
Сочини хоть плохо…

Сочинил.
Но сын сказал:
– Если откровенно –
Ничего не отобрал
Я для КВНа.

Извини – стихи твои
Я бракую, батя,
Лучше пой ты о любви,
Дни и ночи тратя.

МАЛЕНЬКОЙ ДЕВЧУШКЕ –
БОЛЬШОЙ ХОХОТУШКЕ
Нет никакого ладу с ней.
Я вновь расстроен, словно скрипка.
Но чем стихи мои грустней,
Тем шире чудная улыбка.

Мелодия души моей
Звучит, – и снова слух ей режет.
Я понимаю:  воздух свежий,
Сирень и речка – ей милей.

Но, может быть, настанет день:
Она раскроет этот томик
И вспомнит – детство, сельский домик,
Речушку Тускарь и сирень.

БЕЗОТВЕТНАЯ ЛЮБОВЬ
Ты и в майские годы,
Словно осень, грустна:
Снова мимо проходит
Тот, в кого влюблена.

Снова слёзы ты прячешь,
Но, чем он веселей,
Тем осеннее плачешь
Ты в светёлке своей.

И напрасно,  напрасно
Мне тебя утешать.
Долго плакать опасно,
Только – как помешать?

Что скажу? – Что сейчас ты
Лишь в начале пути?
Что пресветлое счастье
Ждёт тебя впереди?

И что зря ты страдаешь?
Что мила и стройна?
И что любит себя лишь
Тот, в кого влюблена?

Что скажу? – Что и в эти,
Как во все, времена
То нам солнышко светит,
То нам светит луна?

Что в любви без ответа
Не одна только боль:
В ней немало и света,
Ведь любовь есть – любовь?

Что скажу? – Что так ярок
Свет далёкой любви,
Что поют в мире яром
Люди, как соловьи?

И что в майские годы
Не грустят у окна?..
Но – вновь мимо проходит
Тот, в кого влюблена.

Потому и напрасно
Мне тебя утешать…
Долго плакать опасно,
Только – как помешать.

1 СЕНТЯБРЯ
Идут-цветут Светланки с Сашками!
Портфели чуть не до земли, –
И ноги вслед за первоклашками
Меня на праздник понесли.

Любил я улицы окольные,
Менял уроки на кино,
Теперь волнуют песни школьные,
Мной позабытые давно.

Ну, здравствуй, школа!
Непримерного
Ты помнишь ли?.. –
У тополей
Моя учительница первая
 В кругу малюсеньких людей.

Она хорошая!
Завидовал
Частенько нам соседний класс.
Берёзка у окна раскрытого
Ребятам шепчет:
«В добрый час!»

В час добрый, Феты и Тургеневы,
А сбои будут – не беда:
Ведь через пень колоду гении
Учились тоже иногда… 

В РОДНОЙ ШКОЛЕ
Вновь осень на свете.
Цветы угасают.
Зато наши дети
Опять расцветают.

Как празднично в школе! –
И Маши, и Насти,
И Миши, и Коли…–
Все светятся счастьем.

Все вновь расцветают!
Но, правда, порою
Подобны бывают
Пчелиному рою…

Ах, чудо-ребята! –
Я тоже был звонким:
Ведь был я когда-то
Таким же ребёнком.

И в этой вот школе,
И в этом вот классе
Учился я с Полей
И с Петей, и с Васей.

Учиться любили.
Но, правда, порою
Подобны мы были
Пчелиному рою…

Иваны, Надежды,
Арсении, Раи –
Большие надежды
На вас возлагаем.

Подумайте, Толи
И Вити, и Саши –
Как жизнь обустроить?
Как мир сделать краше.

И Юры, и Оли,
И Стёпы, и Гриши,
Трудитесь, как пчёлы…
Но, братцы, – потише.

ШКОЛЬНЫЙ САД
Он пел о себе: что – сдал он
И что от людей устал он…
Когда же в одну из школ
Его пригласили, – не стал он
Отнекиваться: мол, стар он –
Он выкроил время – пришёл.
Пришёл и увидел: у школы
Кружили ребята, как пчёлы;
Увидел он чудо-сад!
Директор, встретив поэта,
Сказал, расцветая: «А это –
Творение наших ребят!
Всё – сами: копают, сажают!
Прореживают, прививают! –
Всё сами – и белят стволы!..»
Сад школьный был очень красивый!
Директор был очень счастливый!
А дети – очень светлы!
Поэт шёл вишнёвой аллеей
В раздумье: он сделать светлее
Хотел Белый Свет, но – нет:
Хотел – да не вышло… А дети,
Свой сад посадив на свете,
Светлее сделали Свет.  

О БЕДНОМ ВОРОБЬЕ
Осень заставляет птиц спешить.
Покидают скворушки домишки.
И в один из домиков пожить
Залетел продрогший воробьишка.

В нём не страшен даже кот усатый
И сова, что носится с темна.
Но однажды дурень толстозадый
Воробья увидел из окна.

И ему зачем-то палкой длинной
Захотелось сбить тот теремок.
Но раздумал. И раскисшей глиной
Засвербило залепить леток...

Воробьишка юркнул от дождя,
Обогрелся тишиной пуховой -
И уснул...
Немного погодя
Лестницу подставил тот – дебёлый.

Был он торопливым и большим,
Но ступеньки поступили подло:
Ни одна не скрипнула под ним.
Спохватился воробей, да поздно.

Свет замазан.
Из темницы этой
Упорхнуть бы,
Да вот только – как?
"Выпусти!" – просил за птицу ветер,
"Выпусти!" – ярился хор собак.

Жизнь рванулась.
Жизнь не хочет сгинуть.
Только с каждым разом всё слабей
Бился в засыхающую глину,
Бился,
Обречённый воробей.  

СЫН РАСКРЫЛ БУКВАРЬ
Хмурый, как ноябрь,
Но без понукания
Сын раскрыл букварь,
Чтоб пополнить знания.

Я подсел и стал
Спрашивать сынишку:
«Как же ты сменял
Улицу на книжку?

Дрался? Ну и что?
Он приёмы знает?
И с тобой никто
Нынче не играет?.

Так бывает, сын:
Двери все закрыты,
И совсем – один,
Потому что – битый»…

Можно ль окружить
Лишь теплом да лаской?
Ведь придётся жить
Далеко – за сказкой.

ПИСЬМА НА СНЕГУ
Пережив метель-пургу,
Птицы ходят не без смысла:
На искрящемся снегу
Пишут горестные письма.

Пишут лапами: «Ах, брат!
Все чащобы, все опушки
Позасыпал снегопад,
И давно пусты кормушки.

Воробьишка приболел,
Расхворался старый ворон –
Оторвись от важных дел
И сыпни хоть горстку зёрен.

Иль хвораешь сам ты, брат?
Извиняемся тогда мы...»
Я пред всеми виноват:
Всех кормлю я лишь стихами.

Но очнулся – и бегу!
К ним, чьи жизни тают, тают:
Я спешу – ведь в жар бросают
Эти письма на снегу.

УГОЛЁК
Наш котёнок Уголёк
Целый вечер – прыг да скок!
Он вертелся и кружился:
За хвостом своим носился,
И шипел он тут и там,
Подлетая к зеркалам.
И домашний наш мурлыка
Так устал – ну, просто дико.
И свернулся он в клубок
И уснул без задних ног.

Почему б не спать ему,
Если нет мышей в дому?
Если с ним, забыв про мячик,
Бегал-прыгал добрый мальчик?
Если он и сам ребёнок –
Черноглазый наш котёнок?
Если любит Уголёк
За диваном уголок?
Если очень любит он
Посмотреть хороший сон?

Почему бы не поспать,
Если в доме тишь да гладь?
Если он не ведал зла
И поделал все дела:
Он вертелся и кружился –
За хвостом своим носился,
И шипел он тут и там,
Подлетая к зеркалам,
Ну и, не жалея сил,
И поел он, и попил.

Почему бы не поспать?
Завтра будет день опять,
Надо будет вновь кружиться -
За хвостом своим носиться
И шипеть и тут и там,
Подлетая к зеркалам...
Спит котёнок крепким сном,
Сладко спит, а за окном,
Как мурлыка наш – точь-в-точь –
Спит, в клубок свернувшись, ночь. 

ВО ДВОРЦЕ
1. Во дворце пионеров
и школьников

Я смотрю на детей во Дворце
И меня их веселие радует.
И хотя моё зрение падает,
Вижу – век изменился в лице.

Я любуюсь такой детворой –
Умной, светлой, в себе уверенной:
Эти  дети никем не потеряны –
Ни родителями, ни страной.

Вижу их – и мне легче дышать:
Дети трудятся и стараются!
Знать, и в будущем не растеряются
И страну не дадут растерять.

2. День борьбы
с наркотиками

Шумит ли вьюга,
Иль цветёт жасмин,
Ночь ли кругом, иль день –
Прекрасен мир!
И жаль мне тех,
Желающих забыться:
Кто ничего не видит,
Кроме шприца.

Жизнь – путь-дорога:
Часто – нелегка,
Обрывиста, туманна, коротка.
И жаль мне тех –
И юных, и не юных –
Кто рвёт пути-дороги,
Будто струны.

Москва! Нью-Йорк!
Чита! Урал! Памир!..
Венера! Млечный Путь!.. –
Огромен мир!
И жаль мне тех,
Похожих на осколки:
Кто сузил мир
До кончика иголки.

3. Поют дети!
Быть может, и есть что-то в мире чудесней,
Но больше всего душу радует мне,
Что дети поют наши дивные песни,
Рождённые в нашей просторной стране.

О старые песни о радужном детстве!
О песни военных неистовых дней!
Они поражают нас в самое сердце,
Чтоб стали мы зорче, мудрей, и сильней.

Они – как большие неспешные птицы:
Взлетают! Летят! Высоко-высоко!
И нет им преграды: любые границы,
Любые широты осилят легко.

О песни! – О дружбе! О солнечном лете!
О том, что на свете и любят, и ждут.
Добрей и красивей становятся дети,
Когда они добрые песни поют.

Поют! Как поют! Мировые ребята!
Поют! Значит, мир скоро станет другим...
И вот – до Луны! До рябины заката! –
Волнуя, растёт-разрастается Гимн!

«Россия – священная наша держава!..»            

О ВАСИЛЬКЕ
1. Новостройка
                Яблоко от яблони…
Возится мальчик в песке.
Стройку затеял. Нетрудно
Мне угадать – в это утро
Мысленно он вдалеке.

В сказке своей он живёт:
Замок волшебный он строит,
Входы и выходы роет,
И что-то тихо поёт.

Слушаю я не дыша:
Пусть и не понял ни слова,
Песенкой той очарован,
Я ведь люблю малыша.

Но – не ослеп от любви,
Вот что меня беспокоит:
Вдруг на песке он построит
После все планы свои.

Мы ведь с мальчонкой родня:
Я и сегодня порою
Замки воздушные строю –
Их уж не счесть у меня.

2. Сказочник
За весенним склоном дня     
Вдруг спросил мой внук меня:
- А куда девалось солнце?
- А откуда тьма берётся?..
Но подумал Василёк
И ответил сам, – как смог.

- Солнце на небо вспорхнуло,
Но в далёком-далеке
Приземлилось и уснуло
На каком-то чердаке.
Спит – закрыло крепко глазки,
И поэтому – темно…          

Так чудесно и смешно
Мне, живущему  давно,
Внук рассказывает сказки,
Чтобы я стареть не смел,
Чтобы я и дальше пел,
Не сгущая грусти краски.

3. Стихи и проза
Среди февральской снежной красоты
Шёл дедушка и внучек –
Мальчик маленький.
И дедушка сказал:
- Смотри, – проталинки!
Проталинки – весны-красны следы.

И о весне читал он четверть часа
Стихи мальчонке,
Но, запнулся лишь,
Ответил прозой дедушке малыш:
- Весны следы?
Нет, это – теплотрасса…

4. Право и лево
Мы мчались на  велосипеде
От дома.
Вдруг мне говорит
Мой внук:
- Давай, давай поедем
Направо, где заря горит!

Свернули.
И по взгоркам, ямам
К заре летели мы – стрелой…
Потом – назад, налево, прямо –
Неспешно ехали домой.

Ну, а заря росла и зрела!
И внук сиял.
Но вдруг спросил:
- Как так:
Что было справа – слева?..
И, будто взрослый,
Загрустил.

5. «Я – сам!»
Малыш! – Он в этом доме главный.
Споткнулся. Волю дал слезам.
Спешу поднять его, но славный
Мальчонка мне пропел: «Я – сам!»

Дворец из кубиков он строит,
Хочу помочь, но по глазам
Читаю, что мешать не стоит,
И вновь малыш пропел: «Я – сам!»

Пишу о нём стихи и вижу –
Неравнодушен он к стихам.
Молчит, но я в молчанье слышу
Его певучее: «Я – сам!»...

Мир держится на нитке тонкой,
Но верю я хорошим снам,
Ведь лучше стал наш мир с мальчонкой,
Который мне поёт: «Я – сам!»

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную