К 60-летию Вологодской писательской организации

ВОЛОГОДСКАЯ ПИСАТЕЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:
творчество последних лет

25 июля 2021 года Вологодская писательская организация Союза писателей России отметила шестидесятилетний юбилей. Мы живем не только славной историей, которая всегда с нами, но и днем сегодняшним. За два десятилетия нового века опубликованы сотни произведений в международных, центральных и областных литературных журналах, получены многочисленные награды и почетные звания, писатели-вологжане участвовали во всероссийских и международных пленумах, секретариатах, конференциях и чтениях, проведены бессчётные литературные вечера и встречи с читателями и творческой молодежью. Взять хотя бы последние годы…

Постоянно проходили встречи вологодских писателей в районах: в Белозерске, Кадуе, Никольске, Великом Устюге, Тарногском Городке. Прозаик Роберт Балакшин стал номинантом Патриаршей литературной премии, рассказ вологодского писателя и священника Николая Толстикова вошел в лонг-лист конкурса «Русский Гофман». Прозаик Олег Ларионов стал лауреатом национальной литературной премии “Писатель года 2017” (версия Российского Союза писателей) и номинантом премии “Наследие 2017”. Его рассказ “Мокша” опубликован в Москве в сборнике произведений соискателей премии “Писатель года 2017”, издана отдельная его книга. Писатель Геннадий Сазонов стал лауреатом «Российского писателя» (Москва) за 2017 год в разделе «Публицистика», он же объявлен лауреатом журнала “Берега” (Калининград) в разделе “Публицистика” вместе с критиком Людмилой Яцкевич, которая была принята в члены нашей организации в 2019 году. Критик Виктор Бараков стал дважды лауреатом «Российского писателя» в разделе «Публицистика» — за 2017 и 2018 годы. Гран-при литературного конкурса “Во славу Бориса и Глеба” за 2019 год и денежной премией за цикл рассказов удостоен Александр Цыганов. Премией «Слово-2019» были награждены Геннадий Сазонов и Анатолий Ехалов, его произведения опубликованы в «Роман-газете». Лауреатом “Российского писателя” в 2019 году в номинации “Проза” стал Николай Устюжанин за повесть “Перестроечная” юность”, лауреаты 2020 года – Сергей Багров (в номинации «Проза), а также Геннадий Сазонов и Людмила Яцкевич (в номинации «Публицистика»). Премия имени Нины Груздевой «Твоё имя» была вручена в 2016 году Николаю Дегтерёву (п. Шексна), Антониде Смолиной (г. Великий Устюг), а также Владимиру Соколову (г. Харовск), в 2018 году в номинации «Поэзия» победила Евгения Травина из Верховажского района, в номинации «Малая проза» – Виталий Ламов из Тарноги, в номинации «Популяризация творчества Н.В. Груздевой» – композитор Надежда Берестова и певица Анна Малиновская из Вологды. Памятными медалями имени М.Ю. Лермонтова, В.М. Шукшина и Н.М. Рубцова награждены многие вологодские писатели, памятную медаль имени дважды Героя Советского Союза летчика А.Ф. Клубова получили Анатолий Ехалов и Геннадий Сазонов, памятной медалью «Михаил Шолохов» удостоена Ольга Фокина. И это только часть наград, если упоминать каждую — придётся весь обзор посвятить перечислению.

Издаётся у нас, — правда, всё реже и реже, — журнал «Вологодский лад», выходила в печатном виде с 2014-го по 2018-й год газета «Вологодский литератор», – «издание с характером», как его окрестили в «Российском писателе»; с 26 августа 2016 года открыт сайт с таким же названием (https://literator35.ru/).

Так, в номере “Вологодского лада” за 2018 год подведены итоги конкурса на лучшую книгу года, опубликованы архивные материалы о В. Белове и П. Рожновой, очерки литературной жизни. Представлена заключительная часть книги Л. Даниловой “Река прозрачного времени” (в разделе “Книга в журнале”), рассказ Н. Толстикова “Маэстро”, проза С. Мишнева и Н. Устюжанина. В поэзии выделяются подборки О. Фокиной, Ю. Максина, А. Пошехонова.

В «Вологодском ладе» за 2019 год  можно отметить  стихотворения О. Фокиной, Н. Дегтерёва,  А. Пошехонова, А. Лушникова, прозаические произведения А. Ехалова (Тринадцатый квартал. Главы из новой книги «Детство золотое»), рассказ С. Мишнева «Мост», фрагмент повести Н. Устюжанина «Перестроечная» юность»; фрагмент романа О. Ларионова «Остров во мгле». В разделе «Вологодская школа» — статья критика  Л. Яцкевич «Не потерять надежду. О книге А. Цыганова «Помяни моё слово».

В номере за 2020 год появились новые стихи О. Фокиной, Ю. Максина, А. Лушникова, Г. Сазонова, прозаические произведения С. Багрова, А. Цыганова, А. Ехалова, Н. Устюжанина, Н. Дегтерёва; в память о писателе С. Мишневе опубликована его избранная проза и статья критика Людмилы Яцкевич о его творчестве.

Публикации вологодских авторов в журнале «Наш современник» только за пять последних лет впечатляют: в первом и одиннадцатом номерах за 2016 год – статьи А. Ехалова «Поэты Божьего призыва» и «Есть ли будущее у деревни?», во втором и одиннадцатом номерах за 2016 год —  стихи А. Пошехонова. В четвёртом номере журнала за 2017 год опубликован рассказ С. Мишнева «Камень», стихи А. Пошехонова появлялись в шестых номерах за 2017 и 2018 годы, в пятом номере за 2018 г. – статья Р. Балакшина «Знамя народа», в восьмом номере – статья В. Баракова «Жить без любви – невозможно, немыслимо» (О лирической прозе Юрия Лунина), стихи А. Пошехонова — в четвёртом номере 2019 г., в декабрьском номере журнала за 2019 год опубликована повесть Р. Балакшина «Гребцы Мраморного моря», во втором номере за 2020 год вышли две статьи вологодских авторов: С. Созина: «Прививка Сталинградом» и В. Баракова: «Как поссорились Фёдор Александрович с Виктором Васильевичем (Фёдор Абрамов и Виктор Гура)», в четвёртом номере 2020 года – поэтическая подборка А. Пошехонова. А ведь были ещё и материалы в журнале «Москва», в «Роман-газете», в «Литературной газете», в газете и журнале «День литературы», в «Российском писателе», других московских изданиях…

В столичных обзорах сообщают даже о наших публикациях в региональных журналах: «Декабрьский выпуск журнала «Подъём» за 2017 год открывается рассказами А. Цыганова (Вологда). В небольших историях четкость сюжета оказывается на втором плане, главное внимание уделяется персонажам. Особенно запоминается «Таланиха», где селяне объединяются для отпора заезжим мошенникам, грабительски собирающим по захолустным сельским местам старинные иконы…» (Журнал “Подъём” – в декабре и январе // Российский писатель (http://www.rospisatel.ru/sobytija2017/26.htt)); “Так же пронзительно-откровенны и проникновенны рассказы других прозаиков «Родной Кубани» – циклы «В теплых лучах» А. Тимофеева (Москва), «Жульё у моря» Н. Устюжанина (Вологда), «Благодарная» И. Шейко (Краснодарский край). Это целомудренные страницы любви, написанные сердцем. С разнообразной палитрой красок, с ароматом моря и тёплыми лучами солнца, пусть даже с неизбежными мазками житейских невзгод, — но идеально хорошо и счастливо в жизни никогда не бывает. И авторы не сказочники, а реалисты, они следуют в русле лучших традиций русской литературы”. (Александр Трапезников. “Родная Кубань”: Перезагрузка // День литературы).

Особенно часто публикуются вологодские авторы в калининградском журнале «Берега». В 2017 году в нём появилась публицистическая статья Ю. Максина «Если ты по-русски скроен», рассказ А. Цыганова «Ночью месяц пёк», критическая статья Л. Яцкевич «Терпение — дом души. О трех рассказах А.А. Цыганова» (Берега. – 2017, № 2). В декабрьский, «череповецкий» номер журнала «Берега» (№6 (24), 2017) вошли статья С. Созина «Череповец литературный». Известный литературовед, профессор филологии Л. Яцкевич, постоянный автор журнала, выступила с рассказом «Поэт и блаженный» в разделе «Берега памяти». Рассказ посвящён великому русскому поэту Константину Батюшкову и вологодскому святому юродивому Николаю. К 85-летию классика русской литературы Василия Ивановича Белова журнал поместил очерк «Храм у чистого озера» писателя Г. Сазонова. В первом номере журнала “Берега” за 2018 год опубликованы статья Г. Сазонова “Притяжение Небесных тетрадей». В августовском номере журнала «Берега» (№4 (28) за 2018 год опубликована беседа Г. Сазонова с Ольгой Беловой, вдовой выдающегося русского писателя Василия Ивановича Белова, помещённая в разделе «Берега наследия». Литературная критика номера представлена заметками Л. Яцкевич, посвящённым образам и символам соборности в творчестве вологодских писателей. Июньский номер (№3, 2019)  открывается пронзительной повестью «А я всё живу…», написанной Г.К. Лаврегой. Произведение литературно обработала профессор, член Союза писателей России Л. Яцкевич. Судьба героя выражена фразой: «Перебежки от одной линии огня к другой»,  он сполна испытал чашу страданий, которые принесла нашему народу Великая Отечественная война. Повесть вызвала широкий отклик читателей. В этом же разделе опубликована  повесть Г. Сазонова «Миронежье». Современная провинциальная хроника  воссоздаёт картину жизни русской глубинки и процесс распада русской деревни. Декабрьский номер журнала «Берега» – №6 (36) за 2019 год представил отзыв главного редактора журнала Л. Довыденко «Вечные слова» — о замечательной книге Л. Яцкевич «Православное слово в творчестве вологодских писателей». Филологические изыскания Л. Яцкевич на протяжении нескольких десятилетий посвящены поэтическому слову русских литераторов, вологодских по происхождению: К. Батюшкова, Н. Клюева, Н. Рубцова, В. Белова, Н. Сидоровой, А. Шадринова, М. Карачёва, А. Цыганова и других. Исследовательница рассматривает их творчество с лингвистической, литературоведческой, философской и богословской точек зрения, опираясь при этом на труды классиков философской мысли: Исаака Сирина, Макария Великого, И. Брянчанинова, С. Трубецкого, С. Булгакова, П. Флоренского, И.А. Ильина, о. Никона Рождественского, а также ученых-историков 19-20 вв.: В. О. Ключевского, Б. А. Рыбакова, литературоведов: В. Кожинова, В. Оботурова, М. Дунаева, И. Есаулова, А. Любомудрова и др.  «Светлые думы, воплощённые  в благодатном слове писателей Вологодского края, привлекают читателя», — отмечает Л. Довыденко. В том же номере опубликована статья Яцкевич «Не потерять надежду» (о творчестве Александра Цыганова).

    Краснодарский литературно-исторический журнал «Родная Кубань» тоже с удовольствием публикует вологодских писателей. Так, во втором номере за 2017 год он представил литературоведческую статью Л. Яцкевич «Образы православных царей в русском фольклоре и поэзии» и воспоминания В. Баракова о Валентине Распутине «Нежность души». Выпуск «Родной Кубани» (№ 4, 2017) посвящен двум юбилеям: 85-летию В.И. Белова и тридцатилетию творческой деятельности поэта Н. Зиновьева. Опубликованы рассказ Василия Белова «Бобришный Угор», речь классика на писательском пленуме в Вологде в декабре 1999 года (впервые; публикация и примечания В. Баракова), статья Ю. Павлова «Василий Белов: стеснительный и дерзкий». В номере – статья о творчестве Н. Зиновьева  критика В. Баракова «Ключ от русской души». В «Родной Кубани» (2018. – № 2) опубликованы статьи В. Баракова “Жить без любви – невозможно, немыслимо…” (О лирической прозе Юрия Лунина), а в номере № 4 за 2019 год — повесть Н. Устюжанина “Моё советское детство” (журнальный вариант, первая часть), в №1 за 2020 год – окончание повести и беседа с её автором: «Одинокий певец долгой-долгой песни любви и печали». В № 4 за 2020 год в разделе «На стыке жанров» — материал Д. Ермакова «От земли. Василий Белов». В первом номере «Родной Кубани» за 2021 год появилась статья Виктора Баракова «Юрий Кузнецов: сияние духа».

Во втором номере журнала “Бийский Вестник” (Бийск) за 2018 год увидели свет два рассказа Н. Устюжанина: “Вечная девушка” и “Крестик”. Статья В. Баракова “Восточный вопрос, Достоевский и биржевики”  опубликована в третьем номере за 2018 год.

Популярный литературно-художественный журнал «Волга – ХХI  век» издаётся в Саратове при участии Министерства информации и печати Саратовской области и Саратовского отделения Союза писателей России. Но уже давно журнал стал общероссийским, предоставляющим  страницы  многим известным и начинающим  литераторам из других регионов России. В номере № 6-7 за 2018 год представлено творчество вологодских авторов. В разделе «Отражения» опубликована подборка прозы  писателя А. Цыганова  «Из вологодских рассказов», включающая рассказы «Ночью месяц пёк», «Помяни моё слово» и « Свой срок».

Но, конечно, особое значение для нас всегда имели местные публикации, особенно сборные, фундаментальные. Так,  в альманахе «Литературная Вологда» за 2015 год были представлены наши авторы: А. Романов, М. Карачёв, О. Фокина, А. Цыганов, Н. Сидорова, Т. Бычкова, В. Плотников, С. Багров, А. Ехалов, Г. Сазонов, И. Чурбанова, Н. Дегтерёв, О. Ларионов, В. Кокорин, А. Алексеев, А. Ломковский, Н. Толстиков, Н. Груздева, Р. Балакшин, А. Смолин, С. Алексеев, Л. Яцкевич, С. Тихомиров, В. Бараков и др.

Вологда богата на литературные имена национального значения. Многие писатели связали творческую судьбу с нашим краем. Вологодский прозаик Александр Цыганов собрал лирические признания Вологде, созданные известными писателями, в поэтический альманах «Город нашей души» (2019).

В 2020 году при поддержке Департамента культуры и туризма Вологодской области вышел из печати альманах «Вологодский Собор – 2020» – литературно-художественное издание, где дается наиболее полное представление о современном литературном процессе Вологодского края, нашей Северной Фиваиды. В «Вологодский Собор – 2020» были включены лучшие произведения известных вологодских писателей, созданные преимущественно в последние годы и получившие читательское признание. В числе авторов – и члены нашей писательской организации: О. Фокина, Р. Балакшин, М. Карачёв, А. Цыганов, В. Кокорин, Н. Толстиков, Н. Сидорова, Н. Алешинцев, А. Пошехонов, В. Плотников, В. Ситников, Ю. Максин, А, Ломковский, О. Ларионов, Г. Сазонов, С. Багров, А. Лушников, А. Ехалов, И. Чурбанова, С. Мишнев, В. Мишенёв, С. Алексеев, Т. Бычкова, Л. Яцкевич, Е. Белякова, Н. Дегтерёв, А. Смолин, С. Тихомиров, С. Созин, Н. Устюжанин и др.

Настоящим подарком к юбилею организации станет выпуск сборника «Северное ожерелье» (2021 год).

Вологодская писательская организация входит в число организаторов Всероссийских Беловских чтений, в них постоянно участвуют наши писатели. В Вологодской области проводятся три Всероссийских конкурса прозы. Главный из них — конкурс имени Василия Ивановича Белова «Все впереди». Проводятся также Всероссийский конкурс короткого рассказа имени Василия Макаровича Шукшина «Светлые души» и конкурс начинающих авторов «В начале было слово».

Вологодская организация Союза писателей России – на сегодняшний день единственная в стране, ставшая учредителем православного прихода церкви священномученика Власия Севастийского в центре Вологды, — так называемого «писательского» храма; и, наверное, тоже единственной писательской организацией, имеющей свою крохотную базу отдыха в Сочи, около Хосты.

Нет, совсем не случайно и сейчас Вологодская писательская организация считается одной из самых сильных в России, хотя областная писательская организация и вологодская литературная школа – совсем не равнозначные понятия. К вологодской литературной школе относятся только те авторы, которые оставили заметный след в русской литературе и которые действительно принадлежат к школе, т.е. к сообществу писателей,  объединенных не только по региональному признаку, но и по схожести принципов творчества.

Основным  литературно-художественным методом этой школы стал реализм; конечно же, не социалистический, а скорее критический, оппозиционный как к коммунистической, так и к нынешней, демократической власти. Вологодская школа была и остается генетически связанной с известными направлениями ХХ века: «деревенской» прозой и «тихой» лирикой, причем эта школа внесла чуть ли не самый значительный вклад в эти великие явления русской литературы. Известно, что не все писатели принимают данные термины. Против понятия «деревенская» лирика выступал Николай Рубцов; Василий Белов не признавал термины «деревенская проза» и «вологодская литературная школа». Но, независимо от наших желаний и предпочтений, эти определения «устоялись» и в критике и в литературоведении. Это еще и привычка, штамп; нас так воспринимают, а со стороны виднее. «Вологодская литературная школа» – это такая же марка, как, например, «вологодское масло».

К нам на конкурсы поступают тысячи рукописей не только из России, но и из-за рубежа: Казахстана, Украины, Белоруссии, из Соединенных Штатов, Канады. Они разные по качеству, но сюжеты, в большинстве случаев, связаны с одной темой: попыткой выжить в предлагаемых обстоятельствах. Люди бьются головой о стену, пытаясь достучаться до власти, — точь-в-точь, как в давнем очерке Александра Яшина «Вологодская свадьба»: «Знают ли там верхние, что здесь творится?» Но тогда колхозники и Яшин, спустя два года после публикации очерка, были услышаны, нынешние же «верхние» нас и слушать не хотят. Ведь ни одного значимого для народа референдума не провели за эти тридцать с лишним лет! К писателям подходят в районах, говорят: «Вы там, в Москве, скажите, куда это власть-то смотрит?..» А кому мы скажем?..

Мы говорим о частностях, но давайте посмотрим, сумели ли сами литераторы изменить собственную судьбу? Закона о творческих организациях нет, встреча в 2015 году с президентом не дала результатов, писатель как был бесправным и нищим, таким и остался. Кому-нибудь удалось приспособиться к рыночной экономике, кроме деятелей литературного шоу-бизнеса, вроде Марининой и гранто­едов? — Никому. Говорят, писатели сами виноваты? Но тогда «сами виноваты» и учителя, врачи, преподаватели вузов, ученые, — правы только олигархи. Понятно, что идеология у нас разная, но есть еще одно обстоятельство, наводящее на грустные размышления — это кадровая политика.

В цене сегодня, к сожалению, не профессионализм, а какие-то другие качества.

В народе говорят: «Родину мы любим, а вот государство…» Государство, которое пока не определилось само, что ему нужно, власть, сторонящаяся насущных народных проблем, закосневшая в своем представлении о жизни, далеком от реальности, вряд ли будет популярной. Рано или поздно придется эту политику менять («Власть надо менять!» — говорил Василий Белов).

В прошедших десятилетиях Вологодская писательская организация трудилась, как и прежде, по мере своих сил. Да, мы иногда спорим о дальнейшем её пути, у нас есть свои беды, но что они по сравнению с нашей общей бедой?

Главное, что мы — единомышленники.

Критик Вячеслав Белков написал незадолго до смерти: «Мы считаем, что мы делаем важное дело. Мы за сильную, великую Россию! За то, чтобы в нашей стране люди продолжали творить и читать. За то, чтобы Правительство и Президент служили народу, а не кучке ожиревших наглецов. Чтобы убрать из политики и бизнеса всех предателей России…»

Прозаик Станислав Мишнев в своих книгах воспроизводил голос народа: «Реформы все идут и идут. И когда они кончатся, и начнется нормальная жизнь?» «Наш народ попал в какой-то унизительный вакуум, мне кажется, мы не верим ни нашим правителям, ни в Русь, мы возвращаемся в чащу, в разноголосое чтение…» «Чувствуется, что зреет нарыв…»

Поэтесса Инга Чурбанова делится своими предчувствиями:

Я живу, как больная страна
Накануне второго рождения.

Лирик Александр Пошехонов задает вопрос: «Где бы отыскать силу надежную, чтобы повыбить гадов ползучих с тела твоего раз и навсегда?!.. Где же то время и те герои, способные сотворить такие подвиги?… И сам же на него отвечает:

Бунтарский дух покоя не дает,
Бунтарский дух тревожит сердца раны,
Он песни революции поет
И жаждет правды в мире окаянном.

Когда же наступит предел?  Покойный Иван Полуянов разъяснял: «Только когда подойдем к самому краю».

Задачи, которые стоят перед нами, ясны:

Вернуть власть народу, точнее, его законным представителям.

Вернуть украденную у народа государственную собственность, которой он опосредованно владел несколько десятилетий (хотя олигархи и чиновничья мафия просто так, без крови, ни деньги, ни власть не отдадут).

Вернуть единство советской и русской истории.

Понятно, что это цели легальной и нелегальной оппозиции. Писатели, за редким исключением, — слабые политики и никудышные предприниматели. Наши задачи иные: во-первых, разоблачать ложь; во-вторых, взращивать идеологию; в третьих, сочинять произведения, достойные нового времени, воссоздавать художественные типы, уже действующие в народе, писать стихи, которые будут его вдохновлять.

О второй, идеологической, задаче надо сказать отдельно.

Власть не желает и не может сформулировать национальную идеологию. Философия, социология и политология просто не могут ее решить. Церковь, за исключением отдельных иерархов, священников и мирян, не смеет пока открыто говорить, а главное, требовать что-либо от наших якобы православных лидеров.

В этих условиях в войне мировоззрений (Василий Белов называл ее Третьей Отечественной) передовые позиции пришлось занимать русским писателям, так как русскоязычные литераторы в своем большинстве поддерживают либерализм, ведущий нацию в тупик.

Мы все еще боимся признаться открыто в том, что отказавшись от идеи справедливости, совершили ошибку. В народе об этом говорят уже лет тридцать, интеллигенция же никак не может разглядеть очевидное: капитализм так же, как и сто лет назад, практически во всех сферах, за исключением торговли, показал свою неэффективность и неспособность к творчеству. В соревновании с советским прошлым он безнадежно и окончательно проиграл.

Новую идеологию можно назвать православным социализмом (кстати, Федор Достоевский в последней главе «Дневника писателя» сделал вывод: «Нам больше подходит христианский социализм»), можно окрестить государственным капитализмом, можно хоть груздем, лишь бы в кузов влезал!

Вроде бы видится и мнится: за горизонтом поднимается и вырастает самостоятельное, сильное и национально ориентированное государство, сберегающее народ под духовным водительством церкви. А пока можно сказать лишь сакраментальное: судьба стучится в наши двери.

Статья подготовлена редакцией газеты «Вологодский литератор» по материалам российской и местной прессы

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную