Валентина БЕЛЯЕВА (Воронеж)
«Ще нэ вмэрлы Украйины и слава, и воля…»

«Ще нам, браття молодийи, усмихнэться доля. Згынуть наши вороженькы, як роса на сонци. Запануем и мы, браття, у свойий сторонци. Душу й тило мы положым за нашу свободу и покажем, що мы, браття, козацького роду». Эти стихи поэта-фольклориста Павла Чубинского, написанные под влиянием и по аналогии только что услышанной хоровой сербской песни на вечеринке Киевской громады в 1862 году, окрашенные наивным и открытым незамысловатым доморощенным патриотизмом, в течение полутора веков, по всей вероятности, так и остались неоценёнными ни профессиональным литературным критиком, ни обычной хорошо образованной интеллигенцией, ни простым обывателем, который составляет более 90% населения. Впрочем, последнему вряд ли есть дело до такого никчемного занятия как принуждение мозговых извилин к осмыслению текста какой-то там, пусть и официальной, песенки, пусть и имеющей прямое отношению к престижу родной страны.

Увы, эти жалкие ученические стишки и в самом деле являются Государственным гимном самой большой европейской страны. Задумываются ли сегодняшние руководители Украины о том, что именно он и является её лицом? Понимают ли, что именно текст гимна представляет собой экстракт пищи для размышлений о том, что же являет собой народ, представленный главным вокально-инструментальным произведением современного геополитического образования?

Музыка религиозного деятеля и композитора 19-века Михаила Вербицкого на стихи П. Чубинского в качестве Государственного гимна была почти единогласно утверждена Верховной Радой Украины сразу после распада СССР, а в 2003 году и текст – первое четверостишие с припевом.

Когда я впервые услышала его в исполнении государственного хора и оркестра, изумлению, равно как и потрясению моему, не было пределов. По-видимому, поэты в Украине свой ресурс исчерпали, и государственным деятелям не оставалось ничего другого, как обратиться к выверенной и такой привычной с детства «классике», тем более что она хорошо знакома народу как национальный гимн. Но что же это за классика? «Ще нэ вмэрлы Украйины и слава, и воля, ще нам, браття молодийи, усмихнэться доля». Разве не дышат эти строки мученической тоской, разве «слава и воля» не извивается в них в предсмертных судорогах агонии, отчаянно сопротивляясь и всё же вырываясь на простор, умоляя о помощи? Разве не утверждают эти печальные строки то, что доля-то до сих пор стране так и не улыбнулась, и это священное действо ей только предстоит в неопределённом будущем? Разве таким должен быть гимн государства? Разве не напоминает он заупокойную песнь?..

А что такое «згынуть наши вороженькы, як роса на сонци»? Т.е., вероятно, имеется в виду, что природные силы, возданные свыше, и победят «вороженькив», а после уж «браття» «запанують у свойий сторонци». Как же без «вороженькив»? Украине без них нельзя, иначе кто будет виноват в её страданиях и бедах? Тем не менее, далее в стихах следуют призывы вставать на борьбу «на святэе дило» и вспомнить славную смерть «лыцарства-козацтва, щоб нэ втратыть марно нам свойого юнацтва». То, что враг есть, не обсуждается, это очевидно, по определению, и где он находится тоже всем понятно – там, на востоке, в дремучей Азии с её голодными племенами с горящими кровожадными глазами, устремлёнными на такой лакомый кусок, да ещё и в непосредственной близости, как «нэзалэжна» Украина.

Вроде бы гимн-плач, вроде бы призыв обрести долгожданную свободу в честном благородном бою. Но не всё так просто.

Кем же был тогдашний президент страны Леонид Кучма, когда и стали эти беспомощные псевдо-патетические, равно как и псевдопассионарные, стишки Государственным гимном? Может, опытным политиком, разбирающимся в высокой поэзии? Или простым патриотом, который любит Родину как мать?

Хорошо помнится русский язык всех постсоветских украинских президентов, включая абсолютную циничную бездарность – Януковича, тех самых, для которых «шановни спиввитчизныкы» (уважаемые соотечественники) – не более как низкопородное раздражающее стадо, которые не стесняясь, с поражающим рвением создали в стране мощнейшую коррупционную систему-пирамиду, не понимая, что де-факто под личиной народных радетелей являлись не более чем ворами-уголовниками, в результате чего и случился «Майдан». Это не был русский язык. Это было настоящее деревенское просторечие без затей, которое слушать было просто стыдно. А как же хотелось, так и витало в воздухе, владеть им по-настоящему – его безупречно совершенной музыкой от честнейшего бога! Не оттого ли, не оттуда ли начала своё победное шествие оголтелая русофобия, захлестнувшая ныне практически всю Украину?

Впрочем, она была и раньше. Но такой её разгул мы наблюдаем впервые. А место его рождения – та самая площадь Независимости, т.е. Майдан нэзалэжности, собравший в зиму 2014 года как цвет нации, так и обычные доведённые до предельного отчаяния народные массы, а также, что самое страшное, приезжее отребье человеческого рода. И то, что поводом для этого послужила отсрочка подписания соглашения с ЕС президентом Януковичем, оказавшимся никаким не президентом, а всего лишь грязным подонком, подло сбежавшим из страны «к другу в Ростов-на-Дону», не могло иметь никакого значения для того, что происходило на Майдане. Абсолютно справедливое требование смены власти быстро и неотвратимо обретало зловещий лик будущей трагедии украинского государства. Всё это происходило на наших глазах.

Возвращаясь к гимну, надо признать, что здесь всё значительно как печальнее, так и серьёзнее. Первоначальный текст Чубинского гласит: «Ой, Богданэ, Богданэ, славный наш гэтьманэ, нащо виддав Украйину москалям поганым?!»

Вот и ключ. Воспитание народа в духе ненависти к соседнему восточному, который является вовсе и не соседним, а им же самим, началось с первых же дней распада Советского Союза. Какое лицо ни имела бы его законодательная база, а Украина ликовала: наконец-то за всю историю обрела независимость, и не от чего-то там, а от «поганых москалей», корни которых как раз и обретаются, как бы этого ни хотелось, с древнейших времён и навеки веков в самом сердце окраинных земель великой российской империи, на высоких живописных холмах роскошного Днепра. В славном городе, который по легенде основали братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, а покороче, по имени старшего брата, Киеве.

Признавать этого украинцы, щедро обработанные своими президентами, политиками, журналистами, поэтами-писателями, спортсменами-чемпионами в течение почти четверти века, не желают. Да и как желать? Учебники по истории быстренько «скорректировали», не поскупившись на слёзы сочувствия к своему многострадальному и угнетённому народу, которому предстоит строить новое и счастливое будущее под руководством СВОИХ мудрых вождей. Именно они, несомненно, и выведут Родину на новые и невиданные дотоле рубежи к вожделенному воссоединению с великой, прекрасной, и такой заманчиво-загадочной, а главное – свободной, Европой.

Уж вывели. Что так беззастенчиво, а точнее, с распахнутой отвратительной откровенностью доказали всему миру.

Мне бесконечно жаль мою Родину. Мне беспредельно стыдно за нёе. Мне до ужаса больно за неё.

После всего, что произошло в Украине, можно смело утверждать, что «вмэрлы и слава, и воля» её в их изначально благородном смысле, и, если ей когда-нибудь и «усмихнэться доля», то это будет, увы, уродливый оскал, от которого огромная страна и сама, однажды прозрев, содрогнётся в жутком чувстве своей непоправимой вины перед собой же, вершимой как минимум первым полугодием 2014 года, осознав, наконец, возданную высшими силами человеческую сущность.

Всё это происходило на наших глазах. Майдан бурлил со средневековой яростью и вершил Революцию под знаменем вражды к России. И как только Крым заявил свой решительный и неотвратный протест киевской хунте, пришедшей к власти в результате бойни со стороны разъярённой фашиствующей молодёжи, она обрела невиданные до того масштабы. Народу внушалось, что Россия – агрессор, вероломно захватившая исконно украинскую территорию.

Но вернёмся к гимну. Стихи, как известно, живут самостоятельной жизнью и, переложенные на хорошую музыку, порой имеют магическую силу. И, хотя официально поют в Украине только первые шесть строк, стихи П. Чубинского явно и зримо, увы, прочно внедрены в сознание народных масс. Мысль в них стремительно развивается и доходит до весьма откровенных возлияний: «Ой, Богданэ, Богданэ, славный наш гэтьманэ, нащо виддав Украйину москалям поганым? Щоб вэрнуты йийи честь, ляжем головамы, наречемось Украйины вирнымы сынамы. Душу й тило мы положым за свою свободу и покажем, що мы, браття, козацького роду. Гэй-гэй, браття мыле, нумо братыся за дило, пора волю добуваты». Абсурд . И это – поэзия?!

Вот и добыли. Позором и кровью. Богдан Хмельницкий отныне – враг, и прощение ему не светит, коль в москалях увидел силу, способную противостоять разорению западных земель, коими и является территория современной Украины, от рук окружающих «соседей» – турок и прочих.

Это они, МОСКАЛИ, жгли безоружных людей на Майдане. Это их снайперы стреляли в обе стороны, чтоб спровоцировать невиданную бойню и полюбоваться такой сладкой для сердца картиной льющейся крови. Это они, пусть и жители «нэзалэжной», жгли дом профсоюзов в Одессе, это они, те, которых «надо убивать из атомного оружия» или «вешать», устроили войну на востоке против «законной власти», это они хотят «аннексировать» весь юг. Это они «захватили Крым», который отчаянно сопротивлялся, но не сумел одержать победу под натиском превалирующих сил злого и беспощадного врага.

Наша дорогая русская интеллигенция… Это она придумала фразу: «Когда у соседа загорелся дом, бесчестно и безнравственно захватывать его огород». Ведь люди в Крыму – огородные растения, что с них взять? И невдомёк, что Крым, не стань он русским, был бы залит кровью настолько, что весь мир содрогнулся бы от ужаса. Это она ходила по Москве «Маршем мира» за бандеровским флагом и с транспарантами: «Украинцы, простите нас!» Боже, да отчего столько людей разом сошло с ума? Или дело совсем в другом? Может, в сладеньком и одновременно низеньком и подленьком чувстве осознания своей принадлежности к мизерному, а оттого такому волнующе желанному меньшинству, а значит, к чистопородной элите, которая далека как Венера?..

«Ще нэ вмэрлы Украйины и слава, и воля…» Нет, не умерла украинская слава, а заодно и воля. Убивать людей за то, что не согласны жить под властью, которая в первый же день своего воцарения, самым первым своим постановлением объявила о незаконности русского языка на территории страны. Языка, на котором говорит как минимум половина страны! Я это знаю! Языка, на котором говорит вся столица. Языка Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Бунина и Куприна, Некрасова и Островского, Распутина, Белова, Симонова, Рождественского и многих-многих других.

Может ли Украина представить хотя бы скромное подобие этих имён? Способен ли украинский язык, а на самом деле, посмотрим правде в глаза, южно-деревенский диалект русского, создать хоть более-менее значительное литературное произведение с его космической философией мысли? Может ли народ, говорящий на этом языке, отвергнув свою подлинную общую историю с Россией, создать самостоятельную и самодостаточную государственность? Посмотрим правде в глаза…

«Ще нэ вмэрлы Украйины и слава, и воля…» Нет, не умерла украинская слава, а заодно и воля. Убивать людей за то, что не желают жить в стране, в столице которой, на главной её площади, возможно развешивать портреты и флаги кровавого злодея, «верного сына своего народа» Степана Бандеры, которому к тому же сооружён памятник во Львове. Где, ополоумев от сознания собственного величия, подросшие, не обременённые трудом о чём-либо размышлять, «патриоты» орут дурными голосами: «Слава Украине!!!» с непременным, окрашенным чувством «жертвенного благородства» откликом: «Героям слава!!!» Не напоминает ли нам этот «клич» воинственные гики первобытных варварских племён, коим и уподобляются молодые последователи «национальных героев», «одухотворённые идеями высокого современного свободолюбия?..»

«Ще нэ вмэрла Украйины и слава, и воля…» Нет, не умерла украинская слава, а заодно и воля. Убивать людей за то, что не желают жить В СТРАНЕ, где столичный житель с презрением произносит «ДАУНбасс», имея в виду восставший восток страны. Где обезумевшие, со звериными обличьями патриоты в масках с камнями, вилами и автоматами оказались хотя бы и на время законными её хозяевами. Где забрасывали бутылками с зажигательной смесью безоружных и беззащитных сограждан. Где на главной площади с чувством долга выполняемой миссии со сверкающими от бешеной злобы глазами животные на века запечатлели своё пребывание.

Где ЖЕНЩИНА производила пытки над пленённым противником. Где поджигали автобус с медикаментами, похищали и убивали врачей, выкалывали глаза раненому… Где рвущийся в чёрном дыму огонь от зажжённых автомобильных шин казался концом света. Где гибель людей, включая детей, на востоке является безусловно необходимой для престижа и целостности УЖЕ безнадёжно расколотой страны. Где с наступлением весны на месте клумбы раскопали землю для огорода. О боже, этот огород! Это страшно, когда на главной площади страны зеленеют лук и петрушка! Понимает ли это кто-нибудь из украинцев?! Об этом огороде ещё будут слагать стихи, стихи безысходности и отчаяния, полные чувства бессмысленности жизни, которую дал Всевышний…

Посмотрим правде в глаза. Может ли быть достойное будущее у страны, на главной площади которой высажен огород, а сама она, заставленная армейскими палатками, напоминающими первобытные пещеры дикарей, являет даже к лету зрелише ужасающе безнадёжное? Может ли быть нормальное будущее у страны, в областном центре которой сооружена виселица, по всей вероятности, для того, чтоб потрясённый народ, сомкнув рот и прикрыв глаза, в ужасе спешил укрыться в своих кельях?! Может ли быть приличное будущее у страны, граждане которой, упиваясь неожиданно свалившейся властью, не дрогнувшей рукой и не утруждая себя никакими сомнениями, зверски убивают соотечественников, в прямом смысле вырывая сердце? Может ли быть будущее у страны, армия которой, пополненная выпущенными верноподданными уголовниками-отморозками и чернокожими гориллообразными!!!, расстреливает группу военных, отказавшихся стрелять в сограждан? Как ей жить дальше, Украине, на востоке которой весной 2014 года, как неопровержимое доказательство этого фашистского акта, обнаружена яма с совершенно голыми трупами молодых мужчин, где оказалось двое живых раненых? Может ли быть светлое будущее у страны, где живёт маленькая девочка с оторванной ручкой от снаряда, выпущенным родной властью? Киевский Майдан беззастенчиво, с ледяным хладнокровием жестокого средневековья формировал сегодняшний образ Украины.

То, что происходило там зиму, весну, и вот уже лето, осмыслить невозможно… Первобытный гул Майдана, который разносится по миру, так долго не верившему в его подлинность, не даст.

А что же новоизбранный президент господин Порошенко? Разве не яркий представитель того самого олигархата, который и довёл страну до всех этих не поддающихся человеческому разуму событий? Разве не с руками, обагрёнными кровью своих соотечественников, «возвращает он народ Украины на его исконную родину – в Европу?» Увы, ЭТО ВОЕННЫЙ ПРЕСТУПНИК, И МЕСТО ЕГО – НА СКАМЬЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРИБУНАЛА.

Мне бесконечно жаль мою Родину. Мне беспредельно стыдно за нёе. Мне до ужаса больно за неё.

Мне хочется кричать от этой невыносимой боли. От того, что произошло в Одессе, когда озверевшее ЧЕЛОВЕКООБРАЗНОЕ битой лупило выпрыгнувшего человека из окна объятого беснующимся пламенем дома и забило его до смерти. И это не чудовищная картина уголовщины!! Это от имени государственной власти вершилось БУДУЩЕЕ самого большого ЕВРОПЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

С этого момента прежняя Украина перестала существовать. Её больше нет. Та средневековая картина варварской инквизиции, которую на глазах у всего мира с хладнокровным наслаждением вида мучительной агонии обгоревшего человека, распластанного на асфальте, создавали «граждане-патриоты» своей страны, этот несмываемый её позор на всё время бытия, отпущенное человечеству свыше, и делают Украину страной призраков. Рождённая на Майдане, Одесса сделала своё дело. Отныне нормальный «человеческий» народ Украины будет жить в её тени. Одесса – СИМВОЛ. Одесса – ФЛАГ на небесах. И оттуда его никому не достать, не украсть, чтобы сжечь без следа… Это – ФЛАГ нынешней УКРАИНЫ. Страшен и вечен…

10 июня 2014 года

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную