Издано в "Российском писателе"
![]() Виктор Кирюшин «АНГЕЛЫ ТРЕВОГИ И НАДЕЖДЫ». – Москва, Изд. «Российский писатель», 2017. – 256 с. Читаем стихотворение, которым Виктор Кирюшин открывает свою новую книгу: Пишите от руки От первого лица В предутренней тиши, Поэт Виктор Кирюшин известен своим многочисленным читателям как человек умный, образованный, интеллигентный и утончённый. Это сразу становится очевидным при знакомстве с ним и при чтении его стихов. Наверняка, над какими то строками он работает немало, чтобы они звучали гармонично его личности. Но всё это, уверен, происходит уже вторично. А первичными является то, что пришло «от души» и что поэт советует всем, кто пишет. Вот почему я и назвал свои впечатления о его новой книге строчкой её первого стихотворения. Для меня она главная и в поэзии Виктора Кирюшина, и вообще в высокой поэзии, потому что высокая поэзия может рождаться лишь в душе, а дело поэта – наиболее точно передать эти прозрения души листу бумаги и через него читателю. Причём, в такие моменты не требуется и особых условий, потому что эти моменты возникают или созревают как плод душевного труда поэта. Мы знаем, что немало стихов, вошедших в сокровищницу мировой поэзии, написаны, а точнее, записаны на обрывках бумаги, папиросных коробках, бумажных салфетках… А у поэтов-фронтовиков, нередко, ещё и «на коленке». Больше того, если человек рождён поэтом, его созвучие происходящему на земле и в пространстве вселенной не зависит от того, был ли он физически в том месте, которое почувствовал своей «обнажённой кожей» поэта. Виктор Кирюшин не принимал участия в боевых действиях, не был на передовых в «горячих точках», но он настолько точно передал абсурдность войны, её противоестественность природе человека и от этого личностную трагедию в нашем мироздании, что создаётся полное ощущение, будто о ней в стихотворении «ДОНБАСС» пишет поэт-фронтовик: Срезана пулей рябины макушка. Может, вот здесь у разбитой котельной Не упасёт от беды, как бывало Молча уходим леском предрассветным. Через эти мирные детали: нательный крестик, кукушку («кукушечку»), предрассветный лесок… особенно сильно чувствуешь контраст между сутью мирозданья и войнами. Наверное, поэтому на память приходит знаменитое: «…И с грустью тайной и сердечной // Я думал: жалкий человек.// Чего он хочет!.. небо ясно,// Под небом места много всем,// Но беспрестанно и напрасно // Один враждует он – зачем?..» Приходит ещё и потому, что поэты разных поколений и эпох абсолютно по-разному сказали об одном и том же: «Зачем?!». И сказали настолько убедительно, что можно и не приводить деталей военных действий. И как контраст этому абсурду развязывания войн с одной лишь конечной целью – наживы, звучит здесь стихотворение «СТРАННИК»: Всё бродит, взяв суму и посох, Где ливень хлещет, Смешно за выдуманным светом В этом и есть сермяжная правда: счастливей человека, живущего мечтой, которая его никогда не покидает, вряд ли можно быть, если следуешь знаменитому второму принципу клятвы Гиппократа. Но такие мысли приходят с возрастом через серьёзный труд души, основанный на личном опыте и постоянных размышлениях. В частности и о сути искусства: Где точит берег невысокий Смычок невидимый взлетает Но услыхать мотив нездешний Наивно требовать оваций, И он задумается грустно, Мне кажется, две заключительные строчки настолько точны и ёмки, что на семинарах – для молодых литераторов, музыкантов, живописцев… всех, кто мечтает стать Художником, нужно постоянно говорить об этой сути Искусства. Ведь то, что становится классикой, основано именно на сочувствии ко всему живому, в талантливо созданном произведении любого жанра. А поскольку добро и зло в мире постоянны, то тема сострадания тоже неисчерпаема, как и тема ответственности поэта за возможные последствия его строк: В краю истерзанном и голом, Не перейди незримой грани, Творится адова работа, Но «все мы родом из детства». Оно даёт нам путёвку в жизнь – каждому в свою неизвестность, которую можно оценить лишь к концу собственного земного пути, когда всё чаще душа тянется туда, откуда вышел. Будто бы замыкается какой-то круг: У каждого в детстве бывает река. Уедем Доедем, И будто продолжением этой философской мысли звучат строки заключительного стихотворения «КАЛЕНДАРЬ», где уже обозначен для каждого из нас его «лёгкий переход в неизвестность от забот»: Что там нынче на дворе – Две случайных запятых Суматошной жизни бег Конечно, сборник много более ёмкий по мироощущению поэта, его философской мысли, лирике природы, любви, гражданской лирике… И писать о новой книге Виктора Кирюшина можно очень много. Но, во-первых, немало о его поэзии уже написал Вячеслав Лютый и сказал сам автор в беседе с Еленой Серебряковой, а во-вторых, поскольку у каждого читателя своё восприятие, лучше взять этот сборник и остаться наедине с написанными от души доверительными строчками мудрого, тонкого и лаконичного в своих высказываниях поэта, чтобы самому ощутить его «образ мира в слове явленный». Сам же Мастер в завершении беседы с Еленой Серебряковой сказал: «…А вообще-то я оптимист. Жить нужно долго, чтобы успеть исправить собственные ошибки. Будем жить». Уверен, многочисленные благодарные читатели Виктора Кирюшина удовольствием присоединятся к этим словам и пожелают одному из самых элегантных поэтов современной литературы новых и новых строк. |
||||
|
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | ||||
![]() |
||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
| ||||