Александр БОБРОВ
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

25 января 2013 г.

Служить литературе, а не деньгам

Январь был переполнен не только литературными, но и окололитературными событиями. Наконец-то по всем каналам показали историческое здание бывшего Союза писателей СССР. Почему? Да потому что во флигеле, где была прежде Иностранная комиссия, где оформляли нам зарубежные командировки (бесплатно!), теперь находится штаб мафии Усояна – ресторан «Старый фаэтон». И стреляли в деда Хасана из окна дома, где жил бессменный руководитель писательского сообщества Сергей Михалков. Так что нагляделись мы на бывшее литературное сердце державы…

Фракция ЛДПР готовит к внесению в Госдуму популистский законопроект, который призван запретить использование заимствованных иностранных слов в русской речи. Об этом вещал лидер либерал- демократов Владимир Жириновский: «Замучили этими американизмами. Будем вносить проект закона и давать список слов, которые нельзя употреблять, когда есть нормальные русские слова. Будем биться, чтобы этот закон был принят», - сказал политик. Да, нечто подобное есть во Франции, других странах, где заботятся о национальной культуре. Но разве можно это реализовать в России, где даже запрещённый к показу в «детское» время растленный «Дом-2» был возвращён в эфир решением Верховного суда? Позор!

А как вам такая литературная новость? Закрывают музей Владимира Владимировича. Не вздрагивайте – всего лишь поэта Маяковского - на хорошо знакомой президенту Лубянке. По инициативе главы Департамента культуры правительства Москвы Сергея Капкова, который считается доверенным лицом влиятельного олигарха России Романа Абрамовича, музей Маяковского закрывается как будто бы на ремонт, чтобы потом на его базе создать якобы некий аналог парижского Центра Помпиду — музей современного искусства. Зачем, почему? Я был в Центре Помпиду: там огромная коллекции картин Шагала, Дали, Пикассо, которой в России нет в помине. Истинный замысел многие разгадали. Подруга Романа Абрамовича Дарья Жукова коллекционирует современное уродливое искусство. И у нее есть целая галерея «Гараж», расположенная в Марьиной Роще. Но ведь это далековато от центра столицы, а хочется иметь филиал «Гаража» в лучшем месте под крылом госбезопасности. Музей Маяковского — архитектурный памятник, одно из лучших замкнутых пространств Москвы, построенных при советской власти. Он не так сильно распиарен, но всё ещё остается третьим по посещаемости в Москве: после кремлевских Оружейной палаты и Алмазного фонда. А какие там поэтические вечера проходят! Чтобы осуществить циничную комбинацию, уволили директора музея Светлану Стрежневу, которая возглавляла музей больше 30 лет, и назначили нового руководителя — Надежду Морозову, которая должна осуществить замысел Капкова и Абрамовича по передаче памятника Дарье Жуковой. А депутаты всех фракций – молчат…

 

+ + +

В январе исполнилось 95 лет главстаршине (флотское звание) отечественной литературы - Семену Ивановичу Шуртакову. Мы отметили в Союзе писателей России эту уникальную дату, поскольку наш старший друг по-прежнему подтянут, подвижен, не потерял ни творческой формы, ни живого взгляда на творящееся вокруг. Жил бы он в любой республике – хоть в Башкирии, хоть в Армении – такие бы торжества закатили, а у нас, в путинской России, даже не наградили ничем весомым, не сняли ни одной телепередачи!

Родился Семён в многодетной крестьянской семье 26 января 1918 года (сразу после Октябрьской революции!) в селе Кузьминка Сергачского района Нижегородской губернии. В 4 года лишился отца, в 7 лет ходил в ночное, в 9 лет – научился пахать. После школы-семилетки работал трактористом, комбайнером. Поехал в Москву, где днем на хлебозаводе разгружал мешки с мукой, а вечером садился за парту. Но среднее образование не успел получить: его призвали в армию, когда на Дальнем Востоке зашевелились японцы. Участник Великой Отечественной войны — служил с 1938 по 1946 год на Тихоокеанском флоте дальномерщиком (кстати, как и поэт Николай Рубцов), главстаршина. Доучивался уже после войны, закончил Литературный институт, на их курсе с красным дипломом закончили только двое — Юрий Бондарев и он, Семен Шуртаков, общий тираж книг которого ныне превышает 6 миллионов экземпляров.

Лауреат литературных премий имени К. Симонова, А. Платонова, В. Пикуля, Н. Карамзина, а также Государственной премии РСФСР за роман «Одолень-трава» (1987). Всего им издано более 30 книг. Награжден Золотой медалью Даля как хранитель и ревнитель русского языка. Советская держава высоко ценила ратные и трудовые свершения Семена Ивановича, наградив его орденами Отечественной войны, Дружба народов, «Знак Почета», дважды орденом Трудового Красного Знамени. На родине не забывают ветерана. Ещё в сентябре 1979 Семену Шуртакову было присвоено звание «Почетный гражданин города Сергача». Государственную премию он целиком передал на возведение мемориала погибшим на войне односельчанам в родной Кузьминке. Сергачской районной библиотеке, которая носит его имя, передал тысячу книг с полок своего кабинета. Творить добро — его жизненное кредо. Наверное, в этом и кроется секрет такого долголетия — духовного и физического. Ни одна современная сволочь от политики или бизнеса, купаясь в роскоши и проводя время на курортах, – до такого возраста не дотянет!

Семен Шуртаков стоял у истоков современной традиции празднования Дней славянской письменности и культуры в России, был одним из основателей Международного фонда славянской письменности и культуры. За что и получил из рук Патриарха орден Русской православной церкви имени преподобного Сергия Радонежского. Вот что написал о нем Валентин Распутин: «Есть за что поклониться товарищу и учителю нашему (я тоже ходил в его учениках, как многие и многие из необъятных российских глубинок, кому, первым выходя навстречу, он помогал с какой-то даже радостью и редким дружелюбием), поклониться замечательному русскому человеку, талантливому пером и сердцем, который не знал и не знает иной службы, кроме служения литературе и Отечеству».

 

+ + +

Более младшему собрату Шуртакова по перу исполнилось 75 лет. Юрий Васильевич Красавин родился 7 января 1938 года в селе Мелковичи Солецкого района Новгородской области. В годы Великой Отечественной войны, с августа 1941 по август 1944 гг. он – малолетний узник немецко-фашистских лагерей. После освобождения – деревенское детство на родине родителей, в д. Ремнево Калязинского района Калининской (Тверской) области. Закончил Калязинский машиностроительный техникум (1959) и Литературный институт им. Горького (1969). Работал монтажником на стройке в Красноярске, инженером-технологом на Красноярском комбайновом заводе, конструктором на фаянсовом заводе в Конакове, учителем черчения в вечерней школе, журналистом в областной газете “Калининская правда”, в 1975-1982 гг. возглавлял Новгородскую писательскую организацию. Он автор полутора десятков книг (романы, повести, рассказы), выходивших до 1990 года массовыми тиражами в лучших издательствах страны. С тех пор – почти четверть века! – наши столичные издательства «не замечают» писателя. И это при том, что каждый год он выходит к читателям с журнальных страниц то с романом, то с повестью. Но вот случай, прямо скажем, уникальный: власти районного городка Конаково Тверской области, где живёт писатель, в 2010 году издали полное собрание художественных произведений Ю.В. Красавина в 14 томах для библиотек города и района. Это ли не пример бережного отношения к писателю-земляку! Близится, к слову, и мой юбилей – коренного москвича, певца Замоскворечья, как пишут обо мне в статьях. Но разве управа «Замоскворечье» или, свят-свят, правительство Москвы издаст не то что собрание сочинений, но хотя бы избранное?

Юрий Красавин говорит от имени большинства русских, советских литераторов: «Нынешние времена отмечены самой жестокой цензурой, такой не было и в советскую пору. Сегодня, чтобы издаваться в Москве, надо суетиться подобно «звёздам» шоу-бизнеса, мечущимся по сценам тут и там при шумовых и световых эффектах. Сегодня, чтобы угодить издателям, надо писать на мёртвом канцелярите (куратор проекта, техническая и финансовая документация, вице-премьер, генеральный директор, бюджет рекламной компании…) по строго продиктованной тематике: о коррупции и проституции, о сталинских репрессиях, об убийствах и изнасилованиях, о преступлениях советского режима… при этом Россию надо именовать «Рашкой», народ её – «совками» и «пиплом»… Иначе издавать не будут, зачислят в негласный «чёрный список», в принципиально провинциальные. Но что делать: в моём роду не было ни тех, кто «сидел», ни тех, кто их сажал за колючую проволоку; мои предки были пахарями, сельскими кузнецами, мастерами валяния русских валенок… А коли я, бывший малолетний узник немецко-фашистских лагерей с августа 41-го по август 44-го, напишу о том времени – и это издавать не будут: видите ли, надо писать не о горе и страданиях русского мальчика, а о холокосте… Однако не соблазнимся лёгким хлебом! И не будем отчаиваться».

Ладно, попробуем, Юрий Васильевич, служить литературе, а не деньгам!


Комментариев:

Вернуться на главную