Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

18.05.2018 г.
ЗАТУХАЮЩАЯ ЛАМПАДА

… Им чистая лампада вожжена!
               А. Пушкин – о преподавателе А. Куницыне

Перо лицеистов – пристрастно,
Тавро  лицеистов прекрасно –
Не только прославленный Пушкин,
Но друг его сосланный – Пущин
Остались в сознанье народа
Как люди особого рода,
Как слуги идей, а не денег –
Щедрин, Кюхельбекер и Дельвиг!
И звание лицеиста
Звучит по-куницынски чисто.
А нынешние лицеи -
Порой ни о чём, мимо цели.
Особенно премиум сей
С высоким названьем «Лицей»…

Особое отношение питал Пушкин  к своим товарищам-лицеистам. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли прежде всего выпускники 1817 года — А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Вспомним, что пять лет в лицее учился потом М. Е. Салтыков-Щедрин. А какие учителя были у лицеистов!  Первый из них – уроженец старинного Кашина А.П. Куницын. Вот что он сказал в памятной речи, прочитанной 19 октября 1811 года при открытии Царскосельского Лицея: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями! Но при сих высоких добродетелях сохраните сию невинность, которая блистает на лицах ваших, сие простосердечие, которое побеждает хитрость и коварство, сию откровенность, которая предполагает беспорочную совесть…». Запредельно высокие слова, почти неисполнимое сегодня наставление – сохранить невинность, простосердечие, откровенность. Но краеугольный камень – был поставлен. Лампада русской поэзии - никогда с тех пор не гасла, что бы ни выпадало на долю Отечества и его поэтов. Ни ледяные, ни огненные ветра истории не погасили её. И сегодня горит, едва колеблясь, сокровенный огонёк. По идее, любое деяние творческого сообщества, каждая содержательная встреча и награда – живительное масло для поддержания огня лампады. Тем более, премия для молодых, особенно с высоким названием «Лицей». В прошлом году весьма нужная премия была учреждена с помощью южно-корейской (?!) кондитерской фирмы-спонсора, но  организована поспешно, с привлечением узкого круга вершителей судеб  и членов жюри. «Сроки приема в этом году короткие, — сказал тогда председатель  жюри Павел Басинский, — но молодые должны быть быстрыми». Я бы даже уточнил – шустрыми: знать,  когда, куда, лично к кому и с чем обращаться.  В день рождения Пушкина быстро вручили, издали итоговый сборник, вызвавший больше критических, нежели лестных отзывов. В частности, Юрий Баранов в «Литературке», заключая рецензию, напомнил, что сборник вышел «под надзором Наблюдательного совета, в составе которого самые видные фигуры – Сергей Филатов и Михаил Швыдкой. Это они отвечают за то, что премиями, носящими светлое и весёлое имя Пушкина, отмечены главным образом не светлые и не весёлые сочинения молодых авторов».

Но опыт появился, и  мы стали ждать серьёзного и вдумчивого продолжения. Наконец, в майские дни (опять почти не оставлено время на обсуждение кандидатов, на встречи с читателями) был объявлен шорт-лист: 10 прозаиков и 10 поэтов*. Председатель экспертного совета премии Владимир Березин сообщил журналистам, что премия "Лицей" в этом году получила 3069 заявок - в полтора раза больше, чем в прошлом году. Странный цифровой подход – ну, получили. На сайте Стихи. ру – больше миллиона авторов и что? Каковы творческие плоды отбора и поэтическая палитра? Она – крайне скудна и однообразна! Средний возраст авторов составляет 28 лет, то есть представлено поколение, рождённое вместе с буржуазной Россией. Как же не поинтересоваться, чем оно дышит, о чём  размышляет, какие ценности исповедует? Обратился к творчеству трёх поэтов из отобранной неведомыми экспертами десятки, подошедших к возрасту Христа, живущих в крупнейших литературных центрах – Смоленске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, добившихся каких-то успехов на филологическом и общественном поприще. Гнетущее разочарование! Какая там откровенность и беспорочная совесть (обращаясь к речи Куницына) – полная маскировка, уход в невнятицу, конформизм и мелочность поэтических поводов. Цитирую пока без имён:

1.
Неслышно ковыляет человек.
Вокруг, колыша ветхий борщевик,
клубится снег. Ложатся покрова (?-А.Б.)
на кровли, трубы, бани и хлева
(дрова, сараи, тряпки, конуры
и прочее скупое иудейство).
В прихожей собирается семейство.
Шипят говоруны…

Сижу на лишней табуретке, разделив
сестру и мать – как дикобраз
какой-то – молчаливо: здесь табу
на разговоры. Лезет снег в избу
постылой панорамой, но белей
рассохшаяся краска крестовины
и на трюмо спадающие криво
лавины простыней…

Невообразимая картина похорон («тряпки, конуры и прочее скупое иудейство) в духе самого мрачного Бродского.

2.
Человек боится чёрную лошадь (или – черной лошади?-А.Б.)
оттого не спит ночь
не спит вторую
ничего не записывает
просто делает такие движения
изображает руками тень собеседника
его длинный нос и тонкую шею
выдумывает его манеру сидеть
щёлкать суставами
смотреть одним глазом
(как птица)
наконец решает на месте крутиться
чтоб не клюнуть носом рассвет
(так он чёрную лошадь боится)

ему кажется: скоро две тысячи лет
его ветхому дому, и даже паркет
тут волнист, а лампа струит
какой-то пещерный свет...

Опять ветхозаветно-пещерная атмосфера и полная неясность.
3.
с твоего девятого неба Сормово
что ночной Нью-Йорк
тушу о гнилые перила балкона бычки
то ли от наготы по телу течёт холодок
то ли от предстоящей игры в поддавки
с философией майского коньяка
буду кричать мол аморально стоек
и духовно пуст
а ты представила уже наверняка
искристую темноту
позвоночный хруст
песни Курта в акустике на том конце
тающей комнаты.
подпеваешь самодовольно: ла-ла
вечность не серьёзней нехватки
витамина цэ
у девочки которая так и не поняла
допинги обманут
усталости не снести
ведь мы ни хр**а не умеем
только рок
только джаз…
но слушай
если ты знаешь как без боли уйти
говори сейчас

В последнем примере всплывает Сормово и ясно, что речь идёт  о Павле Финогенове, который сформировал региональное отделение (РО) Русского литературного клуба в  Нижнем Новгороде и стал его председателем. Однако выпускник Нижегородского университета, автор литературного портала и журналов спокойно признаётся: «ведь мы ни хр**а не умеем».

Чёрная лошадь прискакала из стихов Софьи Серебряковой, которая родилась в Ставрополе, училась на философском факультете Орловского госуниверситета, переехала в Питер, учится на факультете свободных искусств и наук СПбГУ. Такая биография и перемена мест – и снова пустая версификация в духе Бродского, даже приём рифмовки с приставкой «и» говорит о стилистике:

говорящего моря твердыня и зыбкий брег
настоящего времени помнят, что был человек
присягнувший младенчеству, зрелости, старости и
низвергавшийся в лепет с самой родной земли


Ну а первый отрывок принадлежит перу Антона Азаренкова – выпускника  филфака Смоленского госуниверситета, который написал диссертацию о «больших стихотворениях» Иосифа Бродского и твёрдо следует в русле кумира. Куратор Березин заявляет: «Подражать стилю, украсть прием у живого или мертвого писателя - можно, но нельзя использовать чужую эмоцию. Это самое ценное, и мы обнаружили это у нынешних финалистов. Именно в  поисках этого самого ценного – самобытной эмоции я и решил погрузиться в творчество молодых поэтов – наследников Кюхельбекера, Дельвига и, господи прости, самого Пушкина. Увы…

Особняком стоит опытный автор из Киева Максим Матковский, который окончил Киевский национальный университет им. Шевченко (кафедра Ближнего Востока), потом окончил Дамасский институт по специальности «арабский язык и литература». Много печатается, награждён премиями. Дебютировал в Москве на страницах журнала «Знамени», где повторил свою коронную эмоцию в духе хуторского сюрреализма:

ты уехала в Москву,       
и сказала: позвоню! 

но так и не позвонила, 
а потом прислала фотографию, 
и на фотографии мужик лежал в кровати. 
ты же стояла подле счастливая. 
и мужик вроде был счастливым. 

я сказал: ах, ты сука, ты мне изменила! 
грязная шлюха, я так и знал... 
ты мне изменила! 

ты ответила: дурак? это же Ленин, 
он лежит в мавзолее! 

я сказал: ну и что? ну и что?! 
тебе понравилось? у него большой?! толстый?! 

ты ответила: Серёженька, успокойся, 
я только тебя одного люблю, 
а с ним ничего серьезного, 
просто старый знакомый, 
навестила - он сейчас сильно болен.


Кто болен? – автор, редактор «Знамени», эксперт, отбиравший киевского провокатора. Нет ответа…  Нижегородец Финогенов продолжает плести болдинские нейлоновые лапти:

когда из костяного купола
сквозь зелёные бойницы
в меня стреляет то же самое что
подыхает от солипсической тесноты
вырывается из моего мясного шкафа

я всё понимаю значит
в принципе не умру…/

Да, решился повторить на новый лад пушкинскую строку: «Нет, весь я не умру…». Самонадеянности нынешним молодым – не занимать! А вот всего остального, тем более - из напутственной лицейской речи Александра Куницына – в принципе явно не хватает. Трое из этой когорты (всех прочитать – не хватило сил и электронных ресурсов) получат премию «Лицей» в День Пушкина и Праздник русского языка 6 июня. Роспечать и структуры, подопечные агентству, демонстративно игнорируют творческие писательские союзы. Могу сказать от имени Союза писателей России, что НИКТО не знает так талантливую молодёжь как наши региональные отделения.  Именно они проводят семинары и конкурсы начинающих, ведут рубрики и обзоры в своих журналах, заботятся о смене. В рамках 15-го Съезда Союза писателей России прошёл Форум молодых, потом состоялся семинар в Челябинске, на днях завершился конкурс в Самарской областной библиотеке.  Широчайшая география, объективный отбор, публичное обсуждение, но всю эту разветвлённую деятельность пытаются подменить работой узконаправленного сайта и междусобойчиком на филологической основе. Отсюда – унылое однообразие и совершенно смазанная картина молодой поэзии.

______________

* Короткий список премии «Лицей»

Проза:

Игорь Белодед (Москва), «Подрывной»
Андрей Верин (Санкт-Петербург), «Химио-терра»
Анаит Григорян (Санкт-Петербург), «Поселок на реке Оредеж»
Сергей Кубрин (Пенза), «Между синим и зелёным»
Константин Куприянов (Сан-Диего), «Желание исчезнуть»
Линь Наоли (Санкт-Петербург), «Праздник тайфуна: Шанхайская проза»
Сергей Носачев (Кубинка) Сборник рассказов
Серафима Орлова (Омск) «Голова-жестянка»
Игорь Савельев (Уфа) «Ложь Гамлета»
Булат Ханов (Казань) «Дистимия»

Поэзия:

Антон Азаренков (Смоленск), сборник стихотворений
Денис Безносов (Москва), сборник стихотворений «Существо»
Елена Жамбалова (Улан-Удэ), сборник стихотворений «Мороженое для внутреннего ребёнка»
Константин Комаров (Екатеринбург), сборник стихотворений
Максим Матковский (Киев), сборник стихотворений
Дарья Морякова (Москва), сборник стихотворений
Софья Серебрякова (Санкт-Петербург), сборник стихотворений «Птицы и жуки»
Тихон Синицын (Севастополь), сборник стихотворений
Андрей Фамицкий (Москва, Минск), сборник стихотворений
Павел Финогенов (Нижний Новгород), сборник стихотворений

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную