Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

19.05.2020 г.

ЗАВЕТЫ И НАКАЗЫ ШОЛОХОВА
К 115-й годовщине гения ХХ века

«Тихий Дон» - это художественное полотно большого мастера.
В Европе это признают даже враги Советской власти
Лион Фейхтвангер

В Европе-то, может, давно признали, а у нас в пандемической России, оказывается, ещё не все «враги Советской власти» поняли... День рождения великого мастера приходится на Праздник славянской письменности и культуры 24 мая, а ещё – на день рождения другого Нобелевского лауреата – Иосифа Бродского. Итак, о первых двух событиях по двум главным каналам – ни словечка, для них главное отметить ураз-байрам, а вот Эрнст не может не поставить огромный телефильм «Бродский не поэт», но о юбиляре-славянине Шолохове – ни слова, ни кадра!

 

СИМОНЬЯН ИЩЕТ АВТОРА

Главный редактор «Раша тудей» Маргарита Симоньян – по-прежнему сомневается, вслед за Солженицыным, в авторстве сына Тихого Дона. Кто-то усмехнётся: да кто она такая!? Она, отвечаю, как и Олег Добродеев, несменяемо руководящий «Россией-1» – один из столпов нынешней информационной политики России. Любимица администрации президента завуалированно завела старую песню, вдруг написала в своей ленте: «Чтение сегодняшних новостей все приближает мое прошение об отставке и вообще уход во внутреннюю эмиграцию. Сегодня я узнала, что миллионы людей зачем-то следили за каждым словом милой девушки, очень милой девушки - Тигран как-то знакомил меня с ней и ее мужем - потом она их разочаровала жестоким высказыванием о домашнем насилии, потом ее за это так же жестоко затравили, лишили контрактов; но главный ужас этой ситуации заключается в том, что я, как медиаменеджер, обязана обо всем этом знать, потому что не имею права игнорировать интересы многомиллионной аудитории. А я не хочу об этом знать. Я хочу знать, почему повесился 16-летний сын Мариенгофа, кто в реальности написал «Тихий Дон» и что было в том самом письме жены Паулюсу».

Не знаю, что особенного могла написать несчастная румынская аристократка-домохозяйка Паулюсу. Меня волнует, что благодаря нынешним СМИ в современной России существует культ фельдмаршала Паулюса, в социальных сетях - сообщества его имени, на форумах - активное обсуждение "подвигов" нацистского генерала. И либеральные СМИ и новые медиа этому способствуют, а государственной стержневой идеологии – нет. Лучше бы сняли телефильм о разработчике плана Барбаросса, который сделал главный вывод жизни: «Никогда больше война не должна исходить с немецкой земли. Пусть это будет моим покаянием перед советским народом за совершенное зло… Я прибыл в Россию ее врагом, а покинул – ее другом». Но это к слову… Многих возмутило второе желание Симоньян: узнать, кто написал «Тихий Дон». Понятно, что судьба неведомой Тодоренко волнует рупор  Раши и её поклонников больше «какого-то Шолохова», но не надо всуе брякать что попало и показывать полную журналистскую необразованность, склонность к пустым, обывательским загадкам, давно разрешенным профессионалами... Рукопись «Тихого Доона» была найдена, накануне 100-летнего юбилея, выкуплена с помощью тогдашнего премьер-министра Владимира Путина и факсимильно издана в «Московском писателе». Подарочный шедевр вручался на торжественном заседании в Большом театре – наверное, последнем литературном собрании там…

Симоньян как идеологический боец просто обязана знать тот факт, о котором поведал русский эмигрант и в прошлом сотрудник ЦРУ Григорий Климов, весьма осведомлённый в тонкостях психологической войны:  «В США, в году этак в 1969 среди кандидатов на докторскую степень в области русской литературы ходило заманчивое предложение: стипендия в 5000 долларов. Но при этом маленький „соцзаказ“ – требуется доказать, что Шолохов НЕ автор „Тихого Дона“. Кто-то соблазнился, сидел и копался в этой области. Потом эту диссертацию пустили под маркой анонимного „советского литературоведа Д.“, который сразу же сыграл в ящик. А для пущей важности расписаться под этим дали Солженицыну. Типичная фальшивка психологической войны».

Я не стану посвящать Симоньян во все филологические тонкости, просто скажу, как один из причастных к изданию рукописи: даже условно беловой, факсимильно изданный вариант, показывает, как продолжалась работа гения над отдаваемыми для перепечатки главами романа. Тут никаким другим автором и пахнуть не может – ни по почерку, ни по стилю! Это классическая правка русского литератора – уже в конце, когда, казалось бы, всё написано. Сплошные вставки, переносы, перекидываемые куски. Берешь, например, страницу 41 четвертой части романа. Боже мой, неужели это разбирала машинистка? Памятник надо ставить. Какие-то вставки с полей, стрелки и зачеркивания. А какие улучшения! Вот две правки навскидку: «…щеки его, усеянные черной порослью давно небритой бороды…». Но в сцене наступления действие разворачивается среди зимних полей и Шолохов одним словом как бы приближает портрет персонажа к месту действия: «…щеки его, усеянные черным жнивьём…». А вот как передается волнение перед схваткой: «Он говорил Чубатому, глядя на седой, припорошенный снегом гребень окопов…», но Шолохов усиливает нервное состояние ожидающего: «Он говорил Чубатому, щуря неверный взгляд на седой,  припорошенный снегом гребень окопов…». Не просто «глядя», а «щуря неверный взгляд». Как это точно передает напряжение! И таких правок стремительно взрослеющего гения – бездна…

Поскольку все произведения Крюкова стали известны при жизни ненавистника и завистника Шолохова, а действие «Тихого Дона» переваливает за 1920 год, когда умер Крюков, Солженицын вынужден был поддержать анекдотическую версию С.П. Старикова, что «Тихий Дон» «дописал» тесть Шолохова Петр Громославский. Понимая, однако, что и Крюков – довольно слабая кандидатура на роль «первого автора» «Тихого Дона», Солженицын выдвинул еще одну, бредовую: «Не могу абсолютно уверенно исключить, что – был, жил, никогда публично не проявленный, оставшийся всем не известен, в Гражданскую войну расцветший и вослед за ней погибший еще один донской литературный гений…». Что тут добавишь: маразм и злопыхательство – не излечиваются. 

 

УГОЛЬЩИК ПОСТАВИЛ ТОЧКУ

Сынок клеветника - Степан Солженицын возглавил крупнейшую угольную компанию России — СУЭК. Ее прежний гендиректор и совладелец Владимир Рашевский, более 15 лет занимавший этот пост, останется в совете директоров компании, а бразды правления передаст символу всего, за что и бодался телёнок с дубом! До конца стало понятно, за что телёнок, сосавший всех маток,  ненавидел Ленина, Сталина, Советскую власть, всех солдат, которые сражались за неё - за равенство и свободный труд. Вот она - настоящая классовая ненависть, скрытная натура мироеда и кровопийцы. Сын поставил точку в писаниях папаши, в его яростном споре с Шолоховым – истинно народным, а не навязанным писателем! Здесь надо вспомнить о писательских амбициях Солженицына, который, по словам Е.С. Булгаковой, считал себя ни много ни мало «младшим братом» самого Михаила Булгакова (Палиевский Петр. Что проявило время // Лит. газета, 2008, № 50).

Но утвердиться в качестве первого русского писателя своей эпохи Солженицыну, как бы его ни возносили Ельцин и Путин, и тогда явно мешал Шолохов, и сегодня никакие памятники не затмят понимания: кто есть кто? Кто певец, а кто враг русского народа. Увы, даже узнав о существовании шолоховской рукописи, Солженицын не захотел или не нашел в себе моральных сил отказаться от своей ошибочной точки зрения на авторство «Тихого Дона». Не власть определила место Шолохова: когда был его прижизненный юбилей, он сидел в президиуме вместе с членами ЦК и правительства, ему воздавали почести, но в своём ответном слове Шолохов сказал: «Я благодарен своему народу», а власть даже не упомянул. А что есть Солженицын без властной и зарубежной поддержки, без навязывания сверху? А Шолохов снискал уважение мировых светил. Так, в  1964 году от Нобелевской премии отказался Жан-Поль Сартр, объяснив это, кроме прочего, личным сожалением, что премии не был удостоен Шолохов: «Вызывает сожаление тот факт, что Нобелевская премия была присуждена Пастернаку, а не Шолохову, и что единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещенная в родной стране», - писал Сартр, демонстрируя полное понимание политиканского духа премии, которая была полностью изничтожена вручением её Светлане Алексиевич. Во многом этот жест Сартра предопределил выбор лауреата в 1965 году. Шолохов получил премию с внятной формулировкой: «за художественную силу и правдивость, с которой он в своей донской эпопее срисовал историческую эпоху из жизни российского народа». За художественную силу и правдивость – высшая оценка для русского писателя. А вот вялая формулировочка другого литератора, рождённого 24 мая:  «за всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». То есть за многожанровость и многословие (порой без ясности, добавил бы я как автор книги о Бродском). Разница!

В своей речи во время церемонии награждения в Стокгольме Шолохов сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев». Эту нацию – ненавидел Солженицын и Ко. И назначение сына Степана угольным магнатом нищающей России – последняя точка в этом сравнении.

 

СУДЬБА СУЧИХ СЫНОВ

В рассказе Шолохова «Судьба человека» выведен отталкивающий образ пленника Крыжнева. Иуда готов предать человека, зная, что его ждет неминуемая смерть. Он даже публично делает свой выбор: на утренней перекличке обещает выдать своего взводного командира-коммуниста: «Я за тебя отвечать не намерен», - находит он оправдание подлости, хотя даже враги  "отвечать" его не заставляют. Можно ведь и просто промолчать, но вот эта подлая суть, даже нота власти над своим бывшим командиром, даёт Крыжневу некий кураж. В принципе – это уже готовый полицай или власовец. А рядом с ним сидит в одной исподней рубашке, колени обнял. Худенький такой, курносенький парнишка и очень собою бледный. «Нет, - думаю, - не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!». Соколов сам приговаривает предателя Крыжнева - в храме, по внутреннему высшему убеждению: предатель жизни не достоин! 

Именно в победном мае гнусно обнажилась вся разница официозной риторики с дистанционкой и реальным патриотическим воспитанием. Ещё раз назову фамилии этих русских (не бандеровцев каких) моральных уродов: 

Денис Воронцов из города-Героя Волгограда.
Даниил Симонов из рабочей когда-то Перми.
Андрей Шабанов из Самары-Куйбышева.
Вячеслав Круглов из ленинского Ульяновска.

Это те самые существа, которые отправляли на сайт Бессмертного Полка фото Гитлера, Геббельса, Гиммлера. Хором оправдываются: «Шутили». Купались в безнаказанности или выполняли чей-то заказ? Неважно – это символы нынешнего морального состояния общества в «самоизоляции». Явись они с этими портретами живьём на Бессмертный полк – их просто сильно побили бы… Пока, а дальше – кто знает с такой культурно-информационной политикой!.

Но выводы-то по сынам Навального надо делать не только Следственному комитету. И администрации президента, который опять твердил о патриотизме, «но не квасном», а его же АП ведёт отвратительную внутреннюю политику (куратор Киреенко) и телевизионно-информационную политику (куратор Громов), и минкульту, и минпросу, сбросившего со школы воспитательные функции, и особенно минкомсвязи, который должен взять пример с Франции, принявшей в условиях пандемии  жесткий закон об интернет-пространстве. Вот что надо на трёп-шоу обсуждать, а не графики, сколько заболело и умерло. Чокнулись просто – анализируют то, что ещё профессионалам непонятно. Усиленно нагнетают, словно враги, а не журналисты -  Шейнин, Попов, Скобеева. Кстати, последняя из Волгоградской области, откуда и этот подонок – Денис Воронцов, оправдывающийся за Гитлера.  Преступно промолчала Росмолодёжь, которая только и умеет, что тусовки вроде «Тавриды» проводить да какие-то интернет-конкурсы в духе времени затевать. Позор и мрак!

 

КРОВАВЫЕ ОТСТВЕТЫ

В своём неприятии Ленина наши русофилы подозрительно сливаются во мнении с самыми рьяными антисоветчиками и русофобами. Так, обливая грязью  150—летний юбилея Ленина, ведущий «Вестей» на  телеканале «Россия-1» Дмитрий Киселёв предложил установить - «для объективности» - памятники таким вождям гражданской, как Краснов и Колчак. Причем, что особенно дико, Киселёв предложил установить памятники данным деятелям вместо памятников Ленину. То есть повторить вандализм Украины, в эфире которой он долго зарабатывал деньги. Конечно, Киселёв понимал, что подобные высказывания плеснут керосина в непрекращающийся спор, да ещё в условиях карантина. Для сведения самодовольного журналиста: памятник адмиралу Александру Колчаку, установленный 16 мая местным предпринимателем Тагиром Ибрагимовым около одного из городских торговых центров в Стерлитамаке (Башкирия), снесли ночью 17 мая. На 18-е было запланировано торжественное открытие бюста по заветам Киселёва. Надпись на постаменте работы воронежского скульптора Алексея Дикунова гласила, что Александр Колчак – всего лишь русский учёный-океанограф, крупнейший полярный исследователь, российский военный и политический деятель, адмирал флота. Но никак не палач Сибири. Не поверили – снесли.

Но что ещё страшнее: в канун 9 мая главный пропагандист канала «Россия-1» призвал почтить память (пусть в противовес кому угодно!) повешенного предателя, который 22 июня 1941 года написал воззвание к казакам и призвал их служить немцам: «Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов, жидов и их приспешников, торгующих Русской кровью. Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру». Это – не гражданская война, а прямое пособничество фашистскому зверю, Киселёв! Сам Краснов ни о каком «примирении» не заикался, а  вопрошал так: «Можем мы без немцев принести это избавление, спасти Россию? Россия возродится…со свободным русским народом, работающим рука об руку с немцами над созданием новой Европы, — Европы без жидов». Неужели Киселев и шеф канала Добродеев выступают тоже за такую Европу? А проеврейские СМИ – промолчали…

Но самое позорное, что руководитель холдинга «Россия сегодня», оказывается, не знает, что памятник Краснову  - да, поставили в шолоховских местах, в станице Еланской. И чем это кончилось? Еланская находится в 24 километрах от знаменитой станицы Вешенской. Я поднимался по пыльной дороге от Дона к огромному белому храму, красный отсвет заката падал на старинные казачьи хаты, советские кирпичные дома, современные дома из итальянского кирпича и дома-декорации из досок к фильму Сергея Урсуляка, который снимал в Еланской очередную, неудачную версию «Тихого Дона». Школа, где когда-то учились 700 советских детей, давно закрылась. Газа нет. В станице почти не осталось молодежи, у которой из развлечений – только магазинчик с водкой. На улицах пустынно. Рядом с храмом — советский памятник. Здесь похоронены бойцы, погибшие в годы Великой Отечественной войне. Немцы не смогли захватить станицу Еланскую — части 197 стрелковой дивизии насмерть держали Еланский плацдарм четыре месяца, с июля 1942 года. Несли огромные потери от «спасителей Европы», по Краснову. И 19 ноября 1942 года плацдарм был использован советским командованием для начала наступательной операции «Уран», которая закончилась окружением шестой немецкой армии генерала Паулюса в Сталинграде. Ни одного упоминания о Еланском плацдарме на памятнике нет. И в станице — тоже. Зато в нескольких десятках метров от советского памятника в 2007 году был возведен памятник нацистскому преступнику Петру Краснову. Он стоит на высоком бугре за каменным забором в Музее казачества. Смотритель был осужден за распространение экстремистских материалов. Хозяин  - предприниматель Владимир Мелихов (одна буква разнится с фамилией героя Шолохова) живет в Подольске, тоже был осужден условно сроком на один год по части 1 статьи 222 УК (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов). Скандал вокруг памятника разгорелся нешуточный – прокуратура вынесла предписание снести, но он стоит на частной территории. Просто убрали табличку, но памятник с булавой и в очках – не спутаешь с другой персоной. «Этот памятник поставлен всем казачьим атаманам», — вяло ответил смотритель на жаре… Киселев хочет перенести низовой пожар гражданской с Тихого Дона в другие города и веси?

 *   *   *

Да, надо читать книги да помнить наказы и заветы Шолохова. В Союзе писателей России председатель Николай Иванов подписал приказ о награждении 115 писателей, культурных и общественных деятелей медалью Михаила Шолохова. Наград удостоены многие руководители региональных писательских организаций, коллективы редакций газет «Литературная газета» и «Слово», издательства «Вече», журналов «Роман-газета» и «Подъём».  Жаль, что пока среди награждённых не названа «Советская Россия», боровшейся все последние годы  с клеветниками, с хулителями творчества гения, воспевавшей писательский и гражданский подвиг Шолохова. Славить Родину, созидать и бороться с её врагами – главный завет Михаила Шолохова. Хотя приходится и мелкими, на первый взгляд, делами заниматься. Так, представитель Союза писателей Валерий Латынин по решению секретариата вышел из оргкомитета по позорной Шолоховской премии в 20 000 рублей, я написал об этом оперативно в "Советской России" – так сказать, публично ославил. Так всё-таки тут же в Ростове провели заседание оргкомитета, пересмотрели награду: тоже не ахти – 115 000 рублей, по числу лет гения, но – значит, действует, давит даже на губернатора Голубева... Правдивое слово в России ещё что-то значит. Вмешательство писателя в жизнь через газету  – это тоже наказ Шолохова. Сам он весной 1978 года написал письмо генеральному секретарю ЦК КПСС: «Одним из главных объектов идеологического наступления врагов социализма является в настоящее время русская культура, которая представляет историческую основу, главное богатство социалистической культуры нашей страны». И дальше – всю правду... Многозначное славянское слово – наказ: это и завет, и совет, и наказание, если пренебрежёшь. Эх, нынешнему президенту Владимиру Путину перечитать бы главный наказ гения, задуматься!

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную