🏠


Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>
30.05.2021 г.

НЕТ – ЛЮБИМЫХ, ЕСТЬ - НАЗНАЧЕННЫЕ
Субъективные заметки о 16-м Книжном салоне в Питере

Как стало известно в дни работы 16-го МКС, книжный фестиваль на Красной площади в Москве - отменили, а здесь губернатор Александр Беглов, несмотря на всплеск количества заболевших, провёл книжный салон на Дворцовой площади, что звучит несколько парадоксально -салон на площади. Впрочем, в духе Фёдора Достоевского, чей 200-летний юбилей отмечается в этом году.

Дворцовая площадь – это Эрмитаж прежде всего, поэтому, конечно, фамилия Пиотровского царила все дождливые дни проведения. Но не только академика и директора Эрмитажа, но и его сына - Бориса Пиотровского, который стал в сентябре вице-губернатором правительства Питера. Вот что пишет корреспондентка «Комсомолки»: «Как человек, который любит книги, для которого они очень важны, конечно, ждал открытие Книжного салона. Пока прогуливаюсь, смотрю, что здесь есть, - признался вице-губернатор города Борис Пиотровский, которого мы встретили на Дворцовой (сын директора Эрмитажа). - Любимых литераторов у меня нет. Но когда мы говорим о петербургских писателях, то на ум сразу приходят Водолазкин и Аствацатуров».

Да, вот такие теперь приходят на ум. А у меня на улице Рубинштейна напротив гостиницы, в которой я одиноко обитал, не попав ни в делегацию, ни в список приглашённых, на доме №7 - доска Ольге Берггольц, которая жила здесь до 1943 года. Ну, а шикарный жёлтый дом №23 отмечен и доской, и памятником «гонимого» писателя Сергея Довлатова. Недалеко обитал драматург Александр Володин. На малом пятачке… А теперь - выйдешь на Невский и сразу у магазина «Буквоед» встречает… портрет Дмитрия Быкова, который проводит встречи. И вспыхивает мысль: да, в нынешнем литературном мире, как у младшего Пиотровского, сделавшего стремительную карьеру, любимых писателей нет, но есть – назначенные словно сверху. Сам Быков в своей огромной книге про Пастернака вспоминал слова поэта о том, что Маяковского погубило стремление партии навязывать его, как картошку при Екатерине. Но картошка-то потом Россию спасала в любое лихолетье, а вот самого Быкова навяливают как табак при Петре. Вернувшись из Европы, Пётр I стал насаждать курение табака «в отсталой России» как модный элемент европейской культуры. Он курил табак, он его нюхал и заставлял делать это всех вокруг, щедро раздаривая индейское зелье на ассамблеях. Теперь нас одаривают до тошноты зельем редакции Е. Шубиной.

Раньше, при нормальном книгоиздательском процессе, тиражи книжной продукции определялись на основе заказов книготорговых организаций, интересы которых представляла "Союзкнига". При этом материальная ответственность за нереализованные в книготорговой сети остатки распределялись между издательствами и книготорговыми организациями поровну. То есть они несли рыночную ответственность, следили за целесообразностью тиражей! – ведь и тогда были пробивные выскочки или любимчики власти. Потом нам пообещали отсутствие цензуры и вольный рынок. Ну, экономическая и пропагандистская цензура царит такая, что при советской власти не снилась. Но где рынок?! Всё – произвольно, по законам либеральной тусовки, для своих и нужных кому-то авторов. Просто интересно: кто их назначает, пестует, раскручивает по неведомой разнарядке? Ну, уж только не рука рынка! В СМИ упоминаются, превозносятся одни и те же имена (на 16-м МКС почему-то царила Т. Устинова во всех анонсах-репортажах и даже на фото с собачкой), но самый поразительный пример – Д. Быков. На салоне в шатре – завалы его книг, уходящие к горизонту прилавки, на Невском – реклама, бесплатную газету берёшь в метро – снова Быков. А книг – не покупают! Ведь это даже какой-то позор для автора, редакции Е. Шубиной – нет, клепают тоннами…

Зашёл в Книжную лавку писателя, подзабыл с весенней ещё пандемии, какую книгу оставлял на реализацию. Товаровед стала смотреть – все книги Боброва (Вече, Эксмо, Алгоритм) – проданы. Определили, что я лично оставлял про журналистику. Получил деньги. Но было приятно – продали ВСЕ и разные, включая «Звезду над озёрами» - о брате (Родные просторы)… Но организаторы, конечно,  не пригласили меня - автора книг о Герое-защитнике Ленинграда, города В. Путина В. Матвиенко, С. Степашина – бомбардировщике Николае Боброве. Не предоставили зальчика писателю, приехавшему за свой счёт, не ответили ни на одно письмо в оргкомитет!  Книжный союз, спасибо, помог... Зато кругом – «Истребитель» Быкова. Как он пишет в предисловии: «Желание написать «Истребитель» впервые появилось у меня при чтении дневников журналиста-правдиста Лазаря Бронтмана (1905–1953), заботливо собранных, оцифрованных и прокомментированных его сыном Ростиславом…». А у меня появилось такое неотвратимое желание, когда не дождавшаяся любимая брата передала мне 88 пронзительных писем молодого лётчика. Но Бортману с Быковым – взлётная полоса, а Ирине с Бобровыми – продолжение огненного пике. Почему?!

Помню, зашёл в Дом книги на Новом Арбате купить свою же книгу (кончились авторские) продавщица стоит среди пачек книг Д. Быкова, сваленных на пол около её конторки с компьютером. Неудобно было фотографировать женщину «в Быкове по колено», будто это она виновата. А кто? Порой это навязывание напоминает бред. В той же «Комсомолке» назвали знаменитым писателем Александра Пелевина, я думал молодая журналистка перепутала с Виктором. Нет! – уже новый смазливый любимчик появился, и на Книжном салоне Александр Пелевин объявил в интервью бесплатной газете «Петербургский дневник», которая кипами лежит в метро, что в ближайшее время в издательстве «Городец» выйдет его книга стихов. Только выйдет! А уже раскручивают автора книги фантастики, только выдвинутой на премию Нацбест: «Я начинал в литературе именно как поэт, а не прозаик. Да и сейчас до сих пор пишу стихи...». Да и пиши на здоровье – книги-то нет! Ещё признание раскручиваемого незнамо за что автора: «Я очень люблю премии, но до сих ни одной не получил». А уже в репортаже» Комсомолки»!

На официальном сайте 16-го МКС топовыми спикерами были названы лишь два писателя - самые скандальные авторы последних месяцев: откровенный русофоб и тотальщик Д. Глуховский и погрязшая в неприятном стуке своего «Эшелона на Самарканд» Г. Яхина. Наше издание публиковало критические статьи про них и повторяться – не имеет смысла.  Подчеркну главное противоречие современности: с высоких трибун произносится одно – в бюрократической реальности творится иное. Вот этот перекос и призвана, по идее, обозначить внятная культурно-информационная политика и книгоиздательская федеральная программа, которой пока нет.

Ещё в октябре президент Владимир Путин поручил разработать предложения о господдержке, которая поможет книжной отрасли в целом и позволит писателям не уходить в смежные профессии. Только в апреле (!) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций выпустило приказ № 365 «Об объявлении приема заявок и организации работы по предоставлению из федерального бюджета субсидий организациям, осуществляющим выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации, выпуск изданий для инвалидов и инвалидов по зрению в 2021 году». Прием заявок осуществляется до 10 июня 2021 года. Но первое заседание конкурсной комиссии по предоставлению субсидий в области печатных СМИ уже прошло 19 мая под председательством замглавы Минцифры России Бэллы Черкесовой, почему-то не выступающей публично, как велит должность и внешность.

Первые итоги: я сделал нехитрые расчёты из отчёта и осознал «грандиозные масштабы» поддержки: 273 СМИ и издательских проекта, хотя в России 62 000 СМИ, из них около 40 000 – печатных. Песчинка в пустыне информационного и книжного пространства! Впечатляет и мизерная сумма поддержки: 278 млн рублей. Чтобы было понятно – это треть годового дохода одного министра торговли Мантурова, который указал в декларации 796 млн за трудный пандемический 2020 год. Да что там министр! Почти такую же сумму в 2020 году заработала глава федерального канала «Матч-ТВ» Тина Канделаки - 258,55 миллионов рублей. Ее доход вырос сразу на 100 миллионов по сравнению с 2019 годом, в два раза больше, чем выделили ВСЕМ инвалидам по зрению в России. Вот потому и не хватает денег на любые насущные программы! В результате такой хилой поддержки число газет и журналов за десятилетие бравурных отчётов о бурном развитии, объявленных тематических годов, разгорающейся информационной войны - сократилось на 40%. Как же и через кого вести патриотическую работу, о которой не устаёт повторять Владимир Путин?

Вот и на МКС мы с коллегами говорили о том, как медленно и топорно разворачивается эта работа: ну, прошлый год был объявлен президентом Годом памяти и славы – где книгоиздательская программа, выпуск патриотических библиотечек, финансирование поездок писателей по местам боёв и встреч с молодёжью? Ладно, пандемия сорвала не намеченные планы, но вот сейчас идёт Год науки и технологий – почему ж Минцифры не учло этого, не обозначило в приказе по конкурсу проектов целевое финансирование серий научно-популярной литературы, научно-просветительских журналов? Только инвалидов по зрению конкретно обозначило, но скоро мы все станем слепыми на информационно-издательском поле с такой политикой.

А если подвести итог 16-го МКС на Дворцовой площади под дождём и ветром, то были, конечно, и тёплые встречи, и достойные книги, и горячие обсуждения: ведь отрасль выживает, хоть и пребывает на распутье, она чревата расколом и деградацией… Упомянутый Михаил Пиотровский в «Санкт-Петербургских ведомостях» видит политическое и культурологическое разделение как-то странно. В статье «Откуда противостояние» он пишет: «Разделение россиян по ту и другую стороны границ выливается в политическое противостояние. Отсюда рождаются идеи иностранных агентов влияния из-за рубежа. Это трагично, потому что главный недостаток советской власти в том, что мы были отделены от мира, преодолеть границу было трудно. Соответственно русская культура была разделена на две части с 1917 года». Это говорит человек из музейной семьи и среды, где эпохи в том же Эрмитаже совершенно не были разделены: советская власть пестовала и расширяла царскую коллекцию, а уж литература - вообще не знала такого деления, если не считать некоторого ограничения антисоветских изданий.  Странно звучит насчёт «идеи иностранных агентов» - так это идея-бзик или финансируемая из-за рубежа реальность? И разве нет политического противостояния внутри наших же границ, так называемой пятой колонны? Если и у сына вице-губернатора, который с сентября 2020 года занимает должность первого заместителя председателя комитета по культуре, такая же путаница в голове, то я этой сфере – не завидую.

В день открытия Международного книжного салона председатель Книжного союза Сергей Степашин, который родился в Порт-Артуре,  добился взлёта карьеры в Москве, но считает себя питерцем, вспомнил слова юбиляра Фёдора Достоевского: «Это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге...». Отчасти организаторы попытались это доказать, начиная с места самого проведения праздника – залитая дождём Дворцовая площадь вместо привычного и приспособленного к таким выставкам Манежа и кончая странной акцией: «Как сегодня танцевал бы Достоевский?». Кураторы уверены: «Так же, как и вы! Федор Михайлович точно не стоял бы у стенки и не делал вид, что случайно сюда зашел, он бы отрывался по полной - так подумали Dance Flashmob SPb и пригласили всех желающих на Дворцовую площадь станцевать, как Достоевский. Приходите на площадь 29 мая в 14:00, надевайте маску Федора Михайловича и танцуйте, как он бы мог. То есть от души». Лучше бы что-то к 200-летию гения издали – ведь не было громко анонсировано и представлено новых книг ни о нём, ни о Петербурге Достоевского…

Мне до этих плясок пришлось уехать на Карельский перешеек в школу имени Николая Боброва, но всё-таки не мог не высказаться от души о том, что наболело. 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную