24.05.2022 г.
СКРЕЩЕНЬЕ ДАТ И СМЫСЛОВ Организаторы 17-го МКС, который снова состоялся в шатрах на главной площади Питера, напоминали на сайте, где очень долго не появлялась ни программа, ни списки приглашённых авторов, что основными темами салона в этом году станут 350-летие Петра Первого, Год народного искусства (неправильное название: Год культурного наследия народов РФ – это куда шире и, главное, связано впрямую с литературой – величайшим культурным наследием России) и 140-летие со дня рождения Корнея Чуковского. Но поразило то, что презентация фестиваля «Текст в контексте», посвящённого как раз творчеству Корнея Ивановича, была поставлена в программе на… 11 утра. Строго в это время суровая охрана только начинала запускать посетителей с проверкой на рамках, первые ласточки-книголюбы метались в поисках нужного шатра и лектория между завозимых книг и утренних хлопот, занимали места среди многих пустующих кресел, а через полчаса озябшие девушки начинали показывать на часы, торопить закругляться. По какой-то непонятной задумке многие встречи и презентации, имевшие отношение к Году культурного наследия, серьёзной русской и переводной литературе, молодой смене - были запланированы как раз на это провальное время утренников: «Духовное наследие на службе государства – Воспитательный потенциал детского чтения»; «К 100-летию образования СССР. Новое государство, новая литература» - встреча с редколлегией «Нашего современника»; «Поэтическая встреча с членами Совета молодых литераторов Союза писателей России: связь поколений и продолжение традиций»; самая тематическая акция «Невского альманаха» - «Молодые голоса России в Год культурного наследия» были, как по сговору, поставлены в это самое провальное время. А на последнюю названную встречу, например, пришёл народный артист России Сергей Новожилов и блистательно представил маленькую антологию из стихов фронтовиков - Кайсына Кулиева, Алима Кешокова, Мустая Карима в антологических переводах Елены Николаевской и старшего друга-наставника Михаила Дудина. И по теме значимо, и по исполнению великолепно! – для нескольких авторов альманаха. Зато, конечно, презентации книг Е. Рождественской «Шуры-муры» или изданий одиозной редакции Шубиной – в лучшее время. Ну и презентацию моей новой книги «Под лёгким снегом» поставили на утреннее время, хоть мне предложил лично подать официальную заявку сам вице-губернатор Пиотровский-сын. Конечно, соратники и почитательницы – собрались, встреча прошла тепло и оживлённо, но ведь новых читателей – не прибавилось. Зачем тогда салон? Но на большое количество посетителей устроители, похоже, и не рассчитывали: даже у главной сцены стояло несколько рядочков кресел. К объявленному баттлу (?!) поэтов Москвы и Питера они были заполнены. Однако вышли на состязание с определением победителя (зрители не голосовали – только непонятное назначенное жюри!) не молодые стихотворцы или отвязные рэперы, а солидные дядечки и дамы в шляпах и куртках. Я одного поэта в плаще издалека за знакомого бухгалтера принял, он и читал в духе благостных времён: «Эти руки твои мне звезду зажигают под вечер…». Ну, а царил на сцене в неизменной кепке-восьмиклинке поэт-маньерист Вадим Степанцов, который противным голосом запел, не фальшивя, а просто - мимо нот: «Упившийся в соплю бухгалтер…». И дохнуло перестройкой, перегаром эпохи Ельцина, танцующего под «Моего бухгалтера». Просто - давно слежавшимся нафталином пахнуло, который перебивал даже свежий ветер с Невы: Невская вода, Невское пиво. Я – безупречен, Ты – красива. Тридцать лет назад этот выпендрёж казался кому-то дерзким, а сегодня настолько обветшал, что кривляющегося Степанцова было просто жалко. А он продолжал перемежать ужасными песенками разноголосицу поэтов: …Я люблю только грустных девчонок, Как реальный советский поэт. Уж не присваивал бы весомое звание. Но и ведущий вечера – главный редактор «Литературный газеты» Максим Замшев тоже не скупился на звания и эпитеты: «Поскольку здесь на сцене присутствуют лучшие поэты России…». При этих словах моя знакомая-медик, пишущая прозу, посмотрела на меня округлившимися глазами. Я пожал плечами, а на сцене скинула меховую жилетку и осталась в майке московская поэтесса, чтобы лихо начать читать про «лобзаний плазменные лобзики». Звучно, но неприятно… Алексей Полубота, недавно вернувшийся в Москву с Донбасса, прочитал стихи из цикла «На жгучих полях Новороссии, а Владимир Скворцов - про русскую словесную матрицу, но вечер на серьёзную стезю не поворачивал. Тут же выскочил рыжеватый стихотворец с псевдонимом Франческа, в шляпе и с рюкзаком за плечами (на парадной-то сцене!) и начал читать по книге (!) ритмичную галиматью, среди которой разборчиво прозвучало: «Весна рисует чёрное на чёрном». Да, палитра – подходящая… Видно было, что, переняв неподобающую форму баттла, никто из устроителей не позаботился о содержании. Парадокс: я еду в июне членом жюри на поэтический фестиваль в Керчь, и там прямо выделена номинация: «Стихи в честь 350-летия Петра Великого». А почему тут, на Дворцовой, не озадачить участников? - пусть одно стихотворение будет о деяниях и городе Петра. Ну и другое – само напрашивается: о культурном наследии или перевод стихотворения с языка многонациональной России. Кстати, а почему никогда не приглашают поэтов из республик, даже в таком году, объявленном президентом Путиным? И разве Питер перестал опекать народы Севера, как было в советское время? Значит, новые Юваны Шесталовы и Юрии Рытхэу - не появятся? Алексей Ахматов, который вышел в финал от Питера, прочитал знакомое мне стихотворение про гостей, которое вызвало усмешку и отозвалось ещё летом строчками пародии, вошедшей в новую книгу. Приведу её, чтобы показать и тематический выбор финалиста, и мою угадку типичности выбора: Их призвали всеблагие В собеседники ко мне. Здрасьте, гости дорогие, Все в капусте и вине! Алексей Ахматов Почему-то в речи устной, В завихрении питейном, Нас призвали всеблагие Без друзей поэту пусто, БАТТЛ НА ДВОРЦОВОЙ Они соревновались: Как будто перестройка, Неважно, кто чей житель, | |||
Наш канал на Яндекс-Дзен | |||
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | |||
| |||