🏠


Александр БОБРОВ, секретарь СП России, профессор кафедры журналистики
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

< << предыдущее    следующее>>>

10.11.2022 г.

ОШАРАШЕННАЯ КУЛЬТУРА И ВЛАСТЬ

Положение в стране и в культуре описал, как всегда образно, Александр Проханов: «Произошла частичная военная мобилизация и никакой – моральной, духовной и культурной. Мы живём среди фестивалей, концертов, развлечений, среди юбилеев, юморин, смехачей, забывая, что в эти предзимние дни на могилы павших воинов прилетают красногрудые снегири. Культура, в которой три десятилетия властвовали либералы, маститые актёры, режиссёры, театральные критики, журналисты, министерские чиновники, эта культура напоминает ошарашенную дуру, не замечающую, что вокруг неё уже нет нарядных декораций, а только предзимнее поле, по которому рыскают чёрные взрывы, приближаясь к оркестровым ямам и гримёрным».

Упомянутые министерские чиновники получили возможность отчитаться перед Госдумой и страной, поднять наболевшие проблемы, встряхнуть «ошарашенную дуру» - культуру, получить законотворческую поддержку оперативных начинаний и плодотворных предложений. Поэтому я заинтересованно ждал министра культуры Ольги Любимовой на Охотном ряду с докладом в рамках «Правительственного часа». Скажу сразу: полное разочарование, словно в застойные годы идёт отчёт о клубах, библиотеках и стипендиях молодым: «На сегодня по всей стране построено, реконструировано и капитально отремонтировано уже 1089 домов культуры. Свыше двух миллионов человек получили новые условия. А к 2025 году в стране появится 1652 новых и обновлённых дома культуры». Ну да, пока есть финансирование - идёт рутинная работа, как всегда. А восемь месяцев событий, которые потрясли Россию и мир, не внесли никаких коррективов, не требуют от министерства и законодателей новых решений?

Лишь заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» Елена Драпеко в своем выступлении, отметив хорошую работу Министерства и обновление аппарата ведомства, робко обратилась к развитию законопроектной деятельности в сфере культуры и призвала вернуться к разработке законов о культуре, о ввозе и вывозе культурных ценностей. Хочу добавить, что давно покрылся плесенью отложенный закон о творческих союзах, а проект «Основы ‎государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» был неудачно разработан министерством, атакован сонмом театральных и кинодеятелей и после истерии в СМИ, под напором защиты прав так называемых «свободных художников» (особенно старался Александр Калягин) 14 февраля, накануне объявления СВО – был отложен сдавшимся министерством!

А ведь секретариат Союза писателей направлял министру культуры и разработчикам документа письмо-поддержку. Однако, вцепившись в частности, противники проекта поставили под удар саму суть документа — духовно-нравственное начало. И я публично критиковал проект за то, что в обширном документе не было ни слова о государственной поддержке литературы и чтения, но главное – при упоминании о бесспорно необходимом государственном заказе, не были прописаны механизмы его формирования и контроля со стороны общества, традиционных творческих союзов. Однако, министерство – сдалось в принципе, выплеснув вместе с водой самого ребёнка. И вдруг 9 ноября, в день бюрократического отчёта Любимовой президент Владимир Путин утверждает основы государственной политики «по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Указ об этом был опубликован на портале правовой информации, но никак не отражён на высоком заседании: а что же будет делать Минкульт по его реализации?! Какая-то странная, недопустимая в нынешних условиях разбалансированность и несогласованность действий властных структур.

Самый больной вопрос – недопустимое снижение финансирование культуры, вдвойне резкое, поскольку дорожает всё – от строительных материалов до оборудования. Но даже в физическом объёме расходы сокращаются. Об этом прямо сказал Сергей Шаргунов: «По информации моих коллег, затраты на культуру к 2025 году предложено урезать на 16,5 процента относительно расходов 2022 года».  В реальности выйдет на все 50%! Но этот посыл остался без уточнения – «по информации коллег», а по данным министра?

Не мудрено, что все острые вопросы – сглаживались, оставались без ответа, в всё свелось к цифири и бесспорным частностям: «Мы запишем 80 концертов». Каких концертов и произведений? Мы, конечно, не ждём «Седьмой симфонии» Шестаковича или песни «Тёмная ночь», но идёт, скажем, напор авторских песен о горячих и трагических событиях. Министерство в силах провести песенный конкурс, отобрать лучшее, заказать профессиональные аранжировки, привлечь лучших исполнителей, снять выразительные клипы? Такой поддержки нет! В реальности, наоборот, творится невообразимое. В сети появилось письмо поэтов, чьи сборники стихов о Донбассе не допущены на стенд очередной книжной выставки в Гостином дворе. Я не поверил глазам, написал  в оргкомитет: «Коллеги! Прочитал в сети, что в этом году издательство «Питер» собиралось презентовать на ярмарке сборники современных российских поэтов Анны Ревякиной, Ольги Старушко и Игоря Караулова. Однако экспертный совет non/fictio№24 решил иначе. Им отказали, книги оказались под непонятной цензурой. Кто конкретно против и почему?».

Ответа – нет. Конечно, нет ответов и по гигантским накопившимся проблемам в сфере культуры, потому что обсуждение доклада Ольги Любимовой прошло, честно говоря, просто бездарно, если пользоваться краткими критическими оценками. Всё злободневное, истинно важное – тонуло в обтекаемых ответах. Когда была затронута тема работы агитбригад в прифронтовой зоне, ответ просто убил: «Работа с агитбригадами сформирована в полном объеме. Мы просчитываем вместе с Министерством обороны все возможности участия творческих деятелей: где-то приедут три человека, а где-то – 150, где-то надо помочь в реабилитации бойцов, а где-то деятели культуры выступают практически на новых территориях», – рассказала министр. Только «просчитываем» на девятом месяце и никак не родим? А Союз писателей России уже послал десятки литераторов в госпиталя и центры подготовки, за «ленточку» на передовую и в восстанавливаемые районы, где раздаёт бойцам бесплатно сборники, изданные ещё весной и антологию по президентскому гранту «Позывной – Победа».

Обернёмся на опыт Великой Отечественной. Уже 23 июня был составлен план производства фильмов, а на фронт отправилась первая группа кинодокументалистов, чтобы  8 июля в «Союзкиножурнале» №63 появились военные съемки. 250 кинооператоров побывали на месте сражений, из них почти 50 человек погибли на передовой.  Они запечатлели на пленке кадры, которые без прикрас доносили всю правду о страшной войне. В 1942 году на экраны вышел масштабный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Авторами фильма стали Илья Копалин и Леонид Варламов. Они обработали и смонтировали в единую картину съемки 15-ти фронтовых операторов. На подлинных кадрах – жизнь и борьба,  фронт и тыл, смерть и разгром, победа и поражение. В своих воспоминаниях И. Копалин рассказывал, что работали над фильмом сутками, в суровые декабрьские дни - в нетопленных комнатах монтажа. Этот труд был высоко оценен правительством Советского Союза, авторы получили Сталинскую премию. В США фильм показали в 1943 году под названием «Москва наносит ответный удар». Уникальная документальная история о трагедии и героизме советского народа не оставила равнодушной Американскую киноакадемию: впервые русские документалисты удостоились «Оскара».

Карен Шахназаров отчасти справедливо заметил на ток-шоу, что в фильмах военных лет больше агитации и пропаганды – глубокое художественное осмысление пришло значительно позже, но «это не значит, что мы не должны снимать такие фильмы, как «Два бойца!», - добавил режиссёр. Да, не значит, а ведь не снимаем… К тому же напомню, что первый полнометражный фильм «Секретарь райкома» Ивана Пырьева был снят сверхоперативно в 1942 году, художественно рассказав о героизме партизанского отряда (в английском прокате — «Мы еще вернемся» / «We Will Come Back»). Позже он был отреставрирован и до сих пор появляется на телеэкранах. Где хоть подобие этого?  Уже в первые месяцы войны режиссеры и сценаристы перестроились на короткометражки, выпуская боевые киносборники. Первый БКС вышел 2 августа 1941 года в Москве, последний, тринадцатый сборник выпустили в 1942 году в Алма-Ате, когда начались съемки полнометражных картин. Каждый сборник включал несколько игровых новелл, стиль короткометражных эпизодов был разнообразен: от героических сцен до сатирических зарисовок. В создании новелл участвовали знаменитые кинематографисты того времени: С.Герасимов, Г.Козинцев, Г.Александров, С.Юткевич Л.Трауберг, который преподавал нам в Литинституте и рассказывал, в каких условиях снимали эти новеллы с популярнейшими актёрами, пока студии не были эвакуированы. Но – снимали!

Специально делаю акцент на кино, потому что Ольга Любимова пришла на высокий пост именно из этого департамента. Но мы не видим за восемь месяцев подобных свершений на экранах, зато услышали сплошную цифирь, как от колхозного счетовода на собрании. Главным достижением Минкульта Ольга Любимова, судя по патетическим нотам, посчитала то, что «ни один директор ни одного театра не уехал, ни один директор ни одного музея не уехал. И точно так же они бились, оберегали свои коллективы».
Дожили…

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную