01.11.2023 г.
НЕ УБИВАЙТЕ ДУШУ СЛОВ!
Как уже сообщал «Российский писатель», в рамках Музыкально-поэтического Фестиваля «Великие соавторы XX столетия», поддержанного Президентским Фондом культурных инициатив, Союз писателей России, Фонд творческого наследия имени Виктора Бокова, Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л. Г. Зыкиной в рамках Года русского языка как языка межнационального общения в странах СНГ провели Международную культурологическую научно-практическую конференцию «Русских слов душа» - в Шолоховском зале на Комсомольском, 13.
Тёплое приветствие Союза писателей России огласил - ИВАНОВ Геннадий Викторович – поэт, первый секретарь Правления Союза писателей России, который вручил подарочный двухтомник антологии русской поэзии НОВИКОВОЙ Татьяне Викторовне - председателю правления Фонда творческого наследия имени Виктора Бокова.
Имя и творчество выдающего поэта, автора всенародно любимых песен осеняло разговор о сбережении Русского слова. Многочисленные выступления от Белоруссии до Приднестровья, от Казахстана до Москвы, конечно – невозможно перечислить.
Отрадно, что в Шолоховском зале присутствовала и молодёжь – студенты Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, а
студенты кафедры актёрского мастерства Московского гуманитарного университета Егор ФАДЕЕВ и Дмитрий СТРОКИН, а также студент кафедры журналистики Пётр ВАСИЛЬЕВ, который сделал и фоторепортаж с этого важной конференции, прочитали яркие строки Виктора Бокова.
Выступают студенты МосГУ
Преподаватель Московского государственного института им. А. Г. Шнитке Эльвира ЛУГАНСКАЯ неожиданно подняла злободневную и немыслимую прежде тему: можно ли изменять слова, а то и строки в песенных стихах поэтов, если композитор или исполнитель чувствует, что они устарели, стали непонятными по содержанию или лексике. Ей, конечно, сразу возразили, что, во-первых, есть элементарное авторское право, а, во-вторых, субъективная воля очередного интерпретатора не может определять достоинства и степень архаичности оригинальных стихов.
Как иллюстрацию привели вопиющий пример из творчества того же Виктора Бокова, который написал хрестоматийное стихотворение «Откуда начинается Россия»:
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?..
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней —
Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
Один молодой композитор решил «улучшить» замечательного поэта, нагородил чего-то в заключительной строфе и теперь она звучит так:
… Россия начинается… в тебе (?)
Все присутствующие, конечно, возмутились корявым искажением не просто антологических стихов, а - самого смысла, авторского подхода. Оборот - просто отвратительный, не поэтический, не духовный, а - глупый: ведь «Россия начинается с тебя» - значит, что ты осознаёшь свою причастность к великому, бесконечному и заслужил такое! А «в тебе» - значит, просто начинается, как в организме (ещё и не в каждом!), а потом может в тебе же и закончиться. Так?
Осудили и забыли. И вдруг в «Литературной газете» 26 октября эта ужасная отсебятина вынесена в заголовок! «Россия начинается в тебе» - так названа заметка Лидии Ордынской о новом проекте, который превозносится до небес. Центральной частью проекта, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, станет показ русского историко-героического действа «Рожденные Россией». Там вообще выстраивается странный ряд имён: «В канве сюжета сплелись музыка (без имён – А.Б) Глинки, Бородина, Рахманинова, Прокофьева, Свиридова, Щедрина… (и - с именами – А.Б) Сергея Екимова, Лоры Квинт, Петра Корягина с текстами (без имён) Гоголя, Есенина, Булгакова, а также авторов конца XX – XXI столетий – (с именами) Виктора Бокова, Карины Филипповой, Дмитрия Гольдберга, Николая Денисова, который признался на пресс-конференции: «Никогда не думал, что сыграю князя Дмитрия Пожарского».
Конечно, неведомый мне Николай Денисов или Дмитрий Гольдберг из Хайфы могут быть причислены к авторам «конца XX-XXI столетий», но Боков, который родился в 1914 году начала первой мировой войны, а самые знаменитые свои песни написал в разгар ХХ века (например, в 1957 году - «На побывку едет…» и в 1959 - «Оренбургский пуховый платок») – к таковым невозможно отнести. Кстати, изуродованное стихотворение «Откуда начинается Россия» Виктор Фёдорович написал в 1962 году – это был период оттепели, лирической дерзости, когда можно стало делать именно такие признания: Россия начинается не с партии, не с фанфар, а с тебя, если ты этого достоин.
 В. Боков и Л.Зыкина

Боков с Алевтиной Ивановной - ответственный секретарь Комиссии
В заметке особо подчёркивается: «В проекте примет участие и представитель Академии хорового искусства: один из самых ярких ее воспитанников, юный певец Виктор Скоробродов будет солировать в песне «Россия начинается в тебе» Петра Корягина – композиции, давшей название и смыслообразующий вектор всему проекту».
Не смейте корёжить классические стихи, Пётр Корягин. Не убивайте душу русских слов! Иначе мы, официальные хранители наследства Виктора Бокова, будем действовать по-другому – официально и решительно!
Александр БОБРОВ,
Председатель Совета по песне Союза писателей России,
Председатель Комиссии по творческому наследию Виктора Бокова
|