24.12.2023 г.
Хмельна для них славянов кровь, Славянская кровь продолжает обильно литься на Украине, при террористических атаках на саму Россию и даже в тихой Праге, где зародилась, а ныне умерла идея панславизма. Но Пушкин в духовной и даже исторической сфере - всё прозрел, предугадал, выразил. В будущем году нашему гению и пророку – 225 лет, и хочу сказать в преддверие Пушкинского года о некоторых литературно-нравственных итогах года уходящего. Поэтому, как беспартийный и безлошадный, для начала обопрусь на последние выступления президента Владимира Путина. О разочаровавшей меня пресс-конференции уже писал на этих страницах, а потом было более важное и сконцентрированное выступление - на расширенной коллегии министерства обороны. Продолжаю его осмысливать и комментировать как писатель, а не человек с погонами. Но литератор-вояка - на своём участке фронта, поскольку президент подчеркнул: Запад в сложившихся сегодня условиях расширяет гибридную войну. Он дважды и настойчиво об этом говорил: «События текущего года подтвердили, что Запад продолжает вести против России гибридную войну. Снабжает Киев разведывательной информацией в режиме реального времени, передает вооружение», — заявил глава государства. Но перечислил почему-то не все разящие слагаемые гибридной войны! Её важнейшие составляющие – это расширяющиеся культурно-информационные и ментальные атаки на граждан, на подрастающее поколение. Как противостоять упомянутым Путиным действиям – наверное, знают генералы, сидевшие в зале. И президент их заверил, что будет сделано всё, что надо (перечислил вплоть до дронов), а министр Шойгу потом добавил и уточнил перечень. А вот как противостоять когнитивным атакам? – войне знаний, смыслов, идей, мифов и фейков – не было, увы, озвучено ни единого тезиса. Потому что тогда надо поднимать огромный пласт проблем в образовании от школы до вузов, в бездарной культурной, информационно-издательской и в никакой молодёжной политике (о последней – даже молодые журналисты на пресс-конференции не спросили!). Понятно, что в министерстве обороны говорить о таком – не место. Но ведь и НИГДЕ – по сути, не говорится при подведении итогов года. А они на этом фронте – удручающие. Писатели горячо говорили о них, в том числе и на этих страницах, но в конце года произошло два ничтожных, казалось бы, события, на фоне политических баталий и боёв на фронте протяжённостью больше тысячи километров – саморазоблачительные интервью излюбленных писателей книготорговцев и чиновников департамента книгоиздания минцифры – Бориса Акунина и Дмитрия Быкова, и также вызывающе безобразная голая вечеринка «звёзд» шоу-бизнеса и телеэкрана для быдла. Повторяю, мусорные скандалы. Но они стали лакмусовой бумажкой, последней каплей в чаше терпения. Лично для меня – не знаю, конечно, как для властных структур. Там – олимпийской спокойствие. Олимпийское не в духе горы богов, а тех соревнований, куда МОК нас готов допустить на позорных для страны условиях.
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ Несчастный силится напрасно Характерно, что в день коллегии издательство «Захаров» в Москве, которое выпускало книги писателя Григория Чхартишвили (включен в список террористов и экстремистов), известного как Борис Акунин, собирались брать штурмом спецслужбы. Вот до чего! Об этом сообщили многие СМИ 19 декабря, на Николу Зимнего. Уточнялось, что сотрудники компании отказались добровольно открыть силовикам склад, а потому хранилище придется вскрывать, чтобы изъять тиражи произведений автора. В ходе обыска в издательстве сотрудников и руководство компании проверяют на наличие связей с Акуниным, а также предостерегают от сотрудничества с писателем в дальнейшем. Под начало победительной речи Владимира Путина это прокомментировал и сам Акунин: «Думаю, это только начало. Наверняка придут и в другие издательства, выпускавшие мои книги. В многочисленные театры, ставившие спектакли. В книжные магазины, продававшие мои книги. В библиотеки. И, конечно, в студии, снимавшие кино, потому что из всех искусств оно является важнейшим». Сердобольный беллетрист добавил, что ему «очень тревожно» за актеров Владимира Машкова и Дмитрия Певцова, которые участвовали в экранизациях его произведений «Статский советник» и «Турецкий гамбит». Тут мы его можем успокоить: Машков и Певцов занимают такие посты, что их никто и пальцем не тронет. К тому же оба вошли в инициативную группу по выдвижению Путина кандидатом в президенты, а, наверное, и в предвыборный штаб ВВ попадут. А вот самого Акунина включили в перечень террористов 18 декабря, и СКР не спеша планирует объявить писателя в международный розыск. Его подозревают в оправдании терроризма и распространении фейков о действиях Вооруженных сил РФ. Сам Акунин – типичный продукт всей культурно-информационной и никудышной издательской политики самого государства. Развеян до конца штамп, что в постсоветской России – невиданная свобода творчества. Но как возможно говорить о свободе в ситуации, когда писатель, по сути, крайне бесправен – его нет даже в перечне профессий, он не защищён в экономическом отношении. Смешно говорить о свободе творчества, если весь литпроцесс в руках сановных «эффективных менеджеров» (вроде руководства Роспечати а теперь – департамента минцифры), которые создают «успешные проекты», но при этом диктуют свои стандарты, гнилую систему ценностей, монополизируют всю сферу. При этом действуют совершенно бесконтрольно, без участия общественности и творческих союзов – только под диктовку либеральной тусовки. Типичнейший пример - другой «герой» последних разоблачений Дмитрий Быков. В США Быков объявил, что пишет сразу два романа, причем, оба на английском. И что отныне посвятит себя только англоязычной литературе, но Набокова из него, понятно, не вышло. Огромную книжку про Зеленского написал на русском, но её не бросились переводить. В США он безусловно доказал, что проект Быков - пример ВНЕРЫНОЧНОГО успеха - самая что ни на есть либеральная номенклатура. Быков со товарищи смеялись над Союзом писателей СССР, над его руководителями Марковым и Сартаковым, но они со своими сибирскими романами – Бальзаки по сравнению с Быковым. Там – сюжет, характеры, колорит, а у Быкова – печатная трепотня, которую уже никто не покупал в самой России! Но его тащили во все программы, включали во все делегации на выставки и ярмарки. Дом книги, вопреки всем законам рынка, просто утопал в его изданиях. Приехал в СПб на Книжный салон – во всех программах Быков, иду по Невскому - в Буквоеде афишируют Быкова. Это было не помешательство, не ошибка, а сознательное навязывание. Он почувствовал вседозволенность и свою неуязвимость. Когда любитель выпить Быков впал то ли в диабетическую, то ли в алкогольную кому, за ним в 2019 году послали санитарный борт в бедствующей России, привели в себя. А какая благодарность? Через два года им было объявлено, будто на самом деле его отравили "Новичком". Многие СМИ, особенно зарубежные подхватили эту чушь. Что за отравляющий газ такой, который никого не отравил, а Быкова – только пуще вдохновил? Он обнаглел вконец. Так что государство его выпестовало, а пранкеры разоблачили. Вот – парадокс и уровень гибридной войны.
С ТРИБУН – ОДНО, А. ПОД ОДЕЯЛОМ…
Потворствовать греху есть то же преступленье… Укрепление традиционных ценностей, сбережение народа, мораль и демография – эти краеугольные для России проблемы в последнее время пронизывают все высокие собрания и важнейшие обсуждения. Почти каждое выступление Патриарха, например, в последнее время касались проблемы абортов. Газета МК иронизировала над высказыванием Кирилла: «Население может увеличиться как по движению волшебной палочки, если мы решим эту проблему, — уверен глава церкви. — Если научимся отговаривать женщин от совершения абортов, статистика сразу пойдет вверх». Но мало кто касается другой стороны проблемы: при определённой и подрывной социо-культурной политике дело до беременности, а значит, и абортов - вообще может не дойти при однополых браках и отношениях. Правда, есть писательницы, которые верят, что в лесбийском браке могут быть дети. «Меня больше волнует законодательство. Мне бы хотелось жениться на своей жене, чтобы в случае, если я умру или попаду в реанимацию, или что-то случится с моей женой, мы могли получить доступ друг к другу. И чтобы я могла наследовать своей жене или наоборот. Или, если у нас будут дети, чтобы они не жили в страхе». Это пишет писательница, обладательница всех российских литературных премий для молодых. Ее отметил даже "Лицей" (премия с намёком на продолжение пушкинской традиции). А еще - литературной премии «Дебют» в 2013-м году. Взращивали! В 2021 году роман «Рана» вошел в короткий список главной в стране литературной премии «Большая книга». Президент РФ подписал 5 декабря закон «о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений или предпочтений, педофилии и смены пола». Вместе с этим законом президент подписал и второй, запрещающий распространение материалов, которые «пропагандируют нетрадиционные сексуальные отношения или предпочтения», в рекламе, книгах, кино и СМИ. Законы вступили в силу со дня официального опубликования — то есть 5 декабря. Они запрещают в России пропаганду ЛГБТ среди граждан любого возраста, а среди несовершеннолетних — еще и демонстрацию, в том числе изображение и описание СЛОВАМИ! Буквально в этот же день закон был попран в Доме Пашкова членами жюри премия Большая книга. Я даже не хотел текст Васяткиной приводить - и противно, и похоже на нарушение закона!). Но ведь – премия, специальный приз! Её на сайте СП процитировал поэт и режиссёр Юрий Юрченко, с кем выступали мы вместе на днях в Союзе писателей России, возмутился тем, что лауреатом специального приза «Выбор поколения» (!) стала Оксана Васякина за роман «Роза». Эта награда была учреждена в 2022 году «с целью популяризации современной прозы в молодежной среде и повышения интереса к отечественной литературе». Формулировка благородная, но поседевший Юрченко, который жил в Париже, а потом был в украинском плену на Донбассе, возмущён до потрясения: - Премию вручил профессиональный патриот Сергей Александрович Шаргунов. Тов. Васякина написала трилогию "Рана", "Степь", "Роза". Вот для примера отрывок из романа "Рана", первого романа из трилогии тов. Васякиной: « В двадцать три года я призналась себе и другим, что влюблена в свою подругу и однокурсницу Полину. Полина была симпатичной девушкой, увлеченной Серебряным веком. Но Полина отвергла меня. Она так и сказала: я тебя не люблю, и если я когда-нибудь и полюблю женщину, то это точно будешь не ты. На этом наша близость оборвалась. Больше я не имела пути к ней, а Полина начала меня избегать. Я написала про нее несколько стихотворений. А потом узнала, что наша общая подруга рассказала Полине о том, как мы по пьяни целовались в подворотне.
Эту девушку звали Маша. Если Полину я хотела беречь и охранять, с Машей я желала непрестанно заниматься сексом, драться и скандалить. Но Маша была замужем: вскоре она уехала с мужем в Германию и осталась там жить. Я до сих пор помню, какой на ощупь был ее зад под джинсовой тканью. Еще задолго до Маши и Полины у меня была художница Лиза. Лиза была блаженной, она часами рисовала в своей студии, копируя картины Дженни Савиль, которая, в свою очередь, копировала снимки мертвых женщин, сделанных криминалистами. Отношения с Лизой были болезненные. Я боялась самой себя и собственного желания, поэтому уехала от нее. Из Новосибирска в Астрахань к отцу. Но Лиза тогда ничего не боялась, она собрала свой этюдник и на попутках поехала за мной из Новосибирска в Астрахань. Мы с ней жили в квартире, которую снимал мой отец для себя и жены. Квартира была однокомнатная, и мы спали на кухне, на маленьком детском одеяльце, покрытом застиранной простынкой, а утром убирали его на стул в комнате. Лиза была первой женщиной, с которой я занялась сексом. Этот секс был болезненный, он вызывал у меня томительное наслаждение и чудовищное чувство вины. Мне было двадцать лет. Я хотела забыть о том, как лысая светлая головка орудует языком у меня между ног. От оргазмов у меня сводило все тело. Потом я долго плакала и ненавидела Лизу». Остаётся добавить, что победителя «Выбора поколения» определило жюри, в которое вошли студенты факультетов креативных индустрий, социальных наук, гуманитарных наук и Школы коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики». Ну что ж, всё логично - ВШЭ. Плоды воспитания подрастающих поколений в последние десятилетия – налицо. К тому же самим названием премии «Выбор поколения» как бы задан вектор «семейного воспитания» для молодого поколения в Году семьи, объявленном президентом. Просто диву даёшься, что делается с этой Б… книгой. И ведь книга Васякиной написана отвратительным языком: скучно, перечислительно, не по-русски: «Больше я не имела пути к ней». Может, это просто компьютерный перевод какого-то зарубежного лесбийского романа? Занудство и пародия на прозу. А устроители и судьи Большой премии – просто вредители! Знаю, что некоторые комментаторы напишут: зачем рекламировать такие книги с извращениями? А что – терпеть и дальше это вопиющее двуличие: с высоких трибун – одно, а в сомнительных жюри и под одеялом – другое?
ПЛЮГАВЫЙ РЕАЛИЗМ
Национального, русского нет в них ничего, кроме имени… Премия «Большая книга» давно воспринимается как распределение миллионов среди авторов редакции Елены Шубиной (из 15 книг финалистов – 8 издательства АСТ, а три победителя –поголовно из гнезда Шубиной). Все русские реалисты вышли из «Шинели» Гоголя, а все победители Б… книги – из дублёнки Шубиной. Итак, главный приз снова взял Евгений Водолазкин с романом "Чагин", на втором месте исторический детектив «Дар речи» Юрия Буйды, на третьем – Алексей Сальников, который прямо – ми внешне, и интонационно - олицетворяет саму премию. В общем, вместо торжества соцреализма, который был осмеян и заклеймён либералами от литературы – торжество постмодернизма, фэнтези с чертовщиной «под Гоголя» и какого-то плюгавого реализма редакции Е. Шубиной. Сама бывшая подчинённая Владимира Григорьева по издательству «Вагриус» – невзрачная, малосимпатичная женщина и её авторы – под стать, и книжки её вызывают предзимнюю тоску. Кстати, даже скучные обложки «премиальной» редакции – похожи и у того же Буйды, и у Водолазкина. Ну, и сам подход к действительности, сама стилистика – перекликается. Да это прямо в аннотации редакции Шубиной говорится: «Новый роман Сальникова «Оккульттрегер» написан в жанре городского фэнтези. 2019 год, маленький уральский город. Оккульттрегеры — особые существа, чья работа — сохранять тепло в остывающих городах и быть связующим звеном между людьми, херувимами и чертями». Редакция Шубиной думает, что это завлекательно, а это просто похоже на хозяйку премиального террариума! «Я бы сказал, что я ветеран этого движения, потому что я шестой раз попадаю в финал. Мне кажется, это мое главное достижение, потому что можно из финала выйти в победители, можно не выйти, но само по себе попадание в финал показывает, что ты еще можешь что-то изобразить. А когда ты попадаешь на первое место, а у меня было и первое, и второе места, то это ситуация, близкая к счастью», - рассказал Вдолазкин журналистам. Он снова получил 3 миллиона, но Павел Басинский, получивший премию за пересказ «Анны Карениной» в прошлом году, уже опубликовал у Шубиной и сам вовсю комментирует новый шедевр из той же серии толкований романа Толстого – «Левин». Это – наверное, следующий главный кандидат -2024, даже свяжут Пушкинский год – Толстой дальний родственник…. За это время Водолазкин наваяет новый роман, и получит Большую книгу-2025. Даже если Украина нас победит, как обещает Зеленский конгрессу США, премию Водолазкину оставят – он же уроженец Киева и закончил филологический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко. Свой! Да и содержание – самое злободневное - никакое: Чагина, обладателя феноменальной памяти, обманом внедряют в потенциально антисоветский кружок информатором. Там Исидор встречает любовь своей жизни Веру (НЕ Павлову!) и друзей по интересам. И до этого у Чагина возникали вопросы правильности такого поступка, а после появления чувств к участнице кружка, тема предательства стала особенно острой. Сможет ли Чагин скрывать от девушки тайну после разрушительных событий? Да, какие же злободневные вопросы в обществе сплошного вранья и предательства без всяких «антисоветских кружков» - где Водолазкин взял такое топорное понятие – из протоколов следователей НКВД? А каков текст и стиль: «Как звали Исидора в детстве? Неужели Исидором? Сидором? Какое-то же должно было быть у него детское имя. А может, и не должно. Трудно представить Исидора с иным именем – даже в детстве. Он был так непохож на других, что именоваться ему надлежало как-то по-особенному. Мысль дать ребенку такое имя принадлежала, кажется, его отцу. Чагин-старший прожил с семьей недолго. К такому отцу можно относиться как угодно, но перед тем как уйти в неизвестном направлении, этот человек подарил сыну две важнейших вещи: жизнь и имя". И так 385 страниц! Что можно сказать? – только вспомнить приговор Юрия Кузнецова, который он произносил с придыханием на букве «Г» - «Х-графомания!». Даже либеральный пропагандист этих книг - Галина Юзефович (она на Кипре или уже возвращается в Россию?) не могла скрыть разочарования: «Со времен «Лавра» Водолазкин приучил нас ждать от каждого следующего своего романа чего-то выходящего за рамки обязательной программы. В этот раз нашим ожиданиям сбыться не суждено». Мягко – свой всё-таки… А какова позиция лауреата? «Я отношу себя к тем людям, которые держат по отношению к современности определенную дистанцию. Когда меня спрашивают о моих политических взглядах, я отвечаю: их у меня нет. И это чистая правда: я разбираюсь с каждым событием по отдельности — не как представитель какой-то идеологии, а как человек, который пытается рассматривать каждое событие в соответствии со своими представлениями о добре и зле… Писатель должен приподниматься над действительностью». Это у книг редакции Шубиной – приподниматься над русской действительностью - получается. И что, нужны во время политической и природной распутицы именно такие книги?
ДЕПУТАТЫ – ЗА И ПРОТИВ И горд, и наг пришёл разврат, Голая вечеринка Ивлиевой вызвала возмущение от социальных сетей до передовой, где бойцы призвали проверить такие шабаши на законность и право проведения. И только два депутата Госдумы – ведущий Евгений Попов и руководитель какой-то структуры Константин Затулин демонстрировали полное непонимание: «А чего тут такого?», «А какую букву закона нарушили?». Затулин вообще отмахнулся: «Да ладно. Я и не знал про это. Это что, мейнстрим?». Иван Иванов: Понятно, казак Затулин? Виталий Третьяков впервые выказался по делу и твёрдо: «Для начала надо их лишить телеэфира и киносъёмок!». Вот какие красивые и широкие закидоны! Но такие телеведущие как этот скользкий Попов или глуповатый Трушкин подхватывают последнюю фразу и делают вывод (на миллионы зрителей!). Да, вот Геннадий Хазанов - Россию, как оказалось в Риге, не любит. Но её ведь и сам Бунин не любил. Вон как сказал Шаляпину: «Надоел ты мне со своей Русью!». | |||
Наш канал на Яндекс-Дзен | |||
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | |||
| |||