🏠


Александр БОБРОВ, секретарь СП России, профессор кафедры журналистики
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

< << предыдущее    следующее>>>

16.07.2024 г.

О РУССКОСТИ  И О РОДНОМ
Заметки через два моря

В Турции, которая шумно отметила 15 июля день «Победы нации», в стране, где в паспортах нет никаких других национальностей – только турки, просматривая «Российский писатель», натолкнулся на статью-выступление Василия Дворцова «Русскость в России – ответственность литературы». Развернулась целая дискуссия, но в каком-то странном тоне и не всегда на литературном уровне. Просто – дебри порой, а, казалось бы – гуманитарный вопрос. И я вдруг вспомнил, что в Московском государственном (!) институте культуры после разговора о русской идентичности задал студентам разных курсов журналистики и литературного творчества простой вопрос: «Кем вы себя ощущаете». Боже, что я только ни прочитал – изощрённые или провокационны ответы (можно было не подписывать листок)  на простой вопрос: «С одной стороны, я считаю себя человеком мира, а с другой стороны…». «Если брать мою маму-еврейку, то у нас национальность …». И прочие ухищрения-оговорки. Верх нынешнего дикого состояния молодёжи, с которой просто не работают в этом русле, ответ: «Наполовину казашкой, наполовину украинкой и -  ни разу русской». Представляете?  - учится в государственном вузе на русском языке, мечтает, конечно, зацепиться в Москве, лучше на телевидение – и такое самоощущение! А мы потом будем удивляться – что снимают и что показывают?

Потрясённый, подключил студентов-будущих журналистов другого гуманитарного вуза – те же результаты: подсчёты состава крови, оговорки, словесные ухищрения, а результат тот же. Помню в поезде тщательно проанализировал многочисленные ответы. Обезоруживающий результат: только 14% (!) студентов считают себя русскими без всяких условностей и придумок. Вот – результат воспитательной и просветительской работы (вернее, отсутствия её) школы, Росмолодёжи, минкульта, СМИ. Да и нас, писателей, что сама дискуссия в РП и показала. Написал об этой студенческой «нерусскости» аргументированную и важную статью в "Дне литературы", где меня, бывшего члена редколлегии, почему-то больше не печатают (это, наверное - по-русски, без объяснений). Отозвался всегдашний комментатор из Кстова Николай Денисов: это, мол, в Москве только 14% среди молодёжи, а среди рабочих Нижегородчины – куда больше.  Ну да, а сейчас на передовой – и того больше. Но речь-то шла о завтрашних «бойцах» информационного фронта и Русского мира!

 Ну, а тут в дискуссии с упрёками, обидами, выговорами и подвохами больше всех, на мой взгляд, отличилась поэтесса  Мария Струкова,, которая завела дремучую песню о том, что казаки -  отдельный народ. В каких  границах, интересно? Области войска Донского и Кубани? А Терские казаки из Чечни? Я думал, честно, что весь этот перестроечный бред на раскол русского народа: «Поморы – особый народ» - сама жизнь перечеркнула. Ан нет! Струкова кипятится: «Александр, а почему, по Вашему мнению, казаки не народ? У них есть своя культура, песни, обычаи, свои исторические герои, территория, где они живут издревле, и свой богатый диалект, который можно считать языком. Чего же им не хватает, чтобы считаться народом?». Как раз национальной литературы в широчайшем смысле и не хватает, чтобы считаться народом, Мария! Ведь нельзя же мирового классика -  русского и советского творца Михаила Шолохова считать «казацким писателем».. Как пытались это делать спекулятивно на основании широкого использования казацких песен и словечек. 

Вот что надо поправлять с младших  классов – на уроках и в «Разговорах о важном». Теперь со Струковой - уже поздно спорить так подробно, как Наталья Радостева, которая сыпала убедительными развёрнутыми  аргументами. Но та твердила своё:  «Наталья, жаль, что, хотя у Вас есть казачьи корни, Вы не считаете казаков национальностью. У меня тоже есть русские и казачьи корни, но я считаю, что казаки и русские - два разных славянских народа». Господи, и это пишет – русский поэт. С давнишней хлёсткой строчкой: «Наша классика – Пушкин и АКМ!». А у казаков кто и что «классика» – средний поэт одной темы эмигрант Туроверов да востра сабелька? Стыдно читать, ей-Богу. Тем более, что столько казаков погибло за Россию, за единство русского народа, за его право говорить по-русски – хоть в Приднестровье, хоть на Украине. А тут читаешь: «У казаков… свой богатый диалект, который можно считать языком». Но ведь во всём мире существует бесчисленное количество диалектов, а развитых  и признанных языков -  неизмеримо меньше. Кстати, у казаков пиво – так и будет «пиво» или по-украински «пыво», а по-вятски самобытно и непонятно для кого-то «брандахлыст». Будем вятский язык и народ за отдельный признавать, тем более, что у него и свой классик есть – Владимир Крупин?

Но это – не смешно, а неизмеримо печально. Написал о попытке отрезвления и русского реванша на сцене, на экране, а премиальной политике, упомянув новую премию «Слово»,  и получил первый же характерный отклик: «Прочитал у вас: «Русские, славяне, которые, как водится, несут основную тяжесть на фронте и в тылу, платят кровью и достатком за творящееся…» и вздрогнул. Ведь нетрудно посмотреть процент завербовавшихся контрактников - буряты (бедные и жестокие) и прочие малые народы, которых кому-то не жаль».

Ну, и проценты скажут, что русских несравненно больше, и буряты в этом контексте – русские. Надо просто вспомнить Великую Отечественную и фильм «29 панфиловцев»: политрук перед атакой говорит в окопе: «Мы, русские, не отступаем». Стоящий рядом солдат удивлённо повернулся: «Я – казах» - «Пока мы Россию защищаем – все мы русские, а будем твой Казахстан защищать – станем казахами». Кратко, примитивно вроде бы, а как ещё перед боем скажешь…

В этих спорах снова видишь, как и молодые, и более зрелые мужи не могут разделить и осознать понятия, сами термины: этнос, народ, нация, русская цивилизация – самое широкое историософское и философское понятие. Помню, в закрытой программе Виталия Третьякова «Что делать?» публицист, автор «Завтра» Георгий  Малинецкий  - заместитель директора института прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН  в споре о том, что же есть Русская цивилизация (не страна и не империя, а – цивилизация) сформулировал с ученой методичностью четыре ее краеугольных содержательных принципа:

Духовное – выше материального.
Общее – выше индивидуального, даже - пресловутых прав человека.
Справедливость, нравственные законы - выше закона юридического.
Будущее – выше настоящего, мечта - выше реальности.

Интересно, что собеседники - аналитики, придерживающиеся разных взглядов, не смогли или не захотели возразить по существу. Да и у меня, как достаточно скептического телезрителя, при интуитивном неприятии того, что проповедуется с экрана, не нашлось моментальных возражений. Да, эти постулаты попираются реальной окружающей жизнью, но такое пренебрежение ими как раз и говорит о возможности крушения Русской цивилизации. Конечно, кто-то злорадно говорит: туда ей и дорога, кто-то воспринимает это с болью, но все должны осознать:  без обращения к цивилизационным столпам никакой «сильной России»– не построить.  Собственно говоря, все трудные победы последнего времени, включая, понятно, военные основывались на отметании фальшивых либеральных ценностей и  постулатов с возвращением к вековым устоям.

Вот – характерный отклик, который оставил в моей ленте  Хасанбой Гаюбов. Он говорит и о Русской цивилизации, и об её реальном явлении – советском народе: «Я узбек, родился в Таджикистане, окончил ВУЗ в Алма-Ате, тогда город был в основном русскоязычным. Служил в армии, в начале в учебном батальоне в Хабаровске, после в Петропавловск-Камчатске. С детства любил стихи Пушкина, Лермонтова, восхищался Высоцким, слушал Виктора Цоя. Писал стихи на узбекском, редко на русском, теперь иногда пишу на таджикском.

Но до сих пор себя чувствую русским в хорошей смысле слова - именно благодаря русскому языку и литературе я добился успеха в профессиональном плане и в творчестве. Я уважаю в людях честность, справедливость и человеколюбия, которые присущи русскому народу».

И таких в России – миллионы! Потому особенно резко высказался коллега Дворцова как зачинщика дискуссии Мамед Халилов – руководитель Ярославской писательской организации. Да, трагическое, нервное время, когда люди разных национальностей гибнут за Русский мир, заставляет подбирать более точные слова и образы. Потому и ценны подлинные философы-патриоты, которые как бы ушли в тень превозносимых русских мыслителей-эмигрантов, религиозных  догматиков. Василий Дворцов процитировал Алексея Лосева, которого я особо выделил  в книге «100 великих славян (многие не  поняли, почему его?). Хочу  и я процитировать последнего  подлинного философа и тайного монаха, пережившего великие гонения:

«Родители любят детей и дети любят родителей не за высшие добродетели, а потому, что они друг другу родные. Благородный гражданин любит свою Родину также не за то, что она везде и всегда, во всем и непременно велика, высока, богата, прекрасна и пр. Нет. Мы знаем весь тернистый путь нашей страны; мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это — своё, неотъемлемое своё, родное; он с этим живет и с этим погибает; он и есть это самое, а это самое, родное, и есть он сам».

По-моему, русский - тот, кто ощущает себя родным России. Да, прежде всего через язык, общую историю и личную судьбу.

Но всё-таки подчеркну, что в заострённом выступлении Дворцова речь шла не просто о гражданине, ощущающим себя русским, как Гаюбов, а уж тем более Халилов, а - о русском писателе как носителе, хранителе и творце языка. Не казацкого, вятского или усреднённо-информационного, а в его высшей – художественной и нравственной ипостаси. Всё чаще я соглашаюсь с высказыванием венгерского классика Эндрю Ади (улица – в каждом городке), который был писателем-модернистом, но, как и многие творцы Серебряного века в России, остался великим патриотом. Именно он сказал гениальную фразу: «Моя венгерскость есть только во мне, кроме меня – нигде. Она есть в народе, но в нем она не жива, ибо нема, не осознана… Я последний живущий венгр».

Ади не кичился исключительностью, а высоко понимал миссию настоящего писателя: только он может выразить во всей полноте национальность, которая немотствует в душе народа. Но ведь именно венгерскость помогла сохраниться этому своеобычному народу с непонятным языком среди славяно-немецкого окружения, перелистать все героические и страшные страницы, преодолеть нашествия и гражданские конфликты и отметить 11 веков своего государства, основанного так далеко от легендарной прародины – Туранской низменности в Западной Сибири. Сегодня мы видим и на политическом поде проявление его самобытности в лице того же Виктора Орбана.

Готов повторить мысль Ади: именно так лично я себя и ощущаю в последние десятилетия, так и работаю с этим сознанием в литературном, а особенно информационном пространстве: я – последний живущий русский!

Только в чужой языковой среде, даже при временном пребывании, понимаешь, ЧТО такое родной язык, его внятное и ласкающее ухо звучание. Думая об  этом, написал на пароме стихотворение.

ЕДИНСТВЕННЫЙ РУССКИЙ
Под южным солнцем поутру
Плыву в посёлок Армутлу –
По-русски Грушевый посёлок,
Где я надеюсь отдохнуть.
По морю Мраморному путь
Весьма приятен и недолог.

Сижу в турецком городке,
Где на гортанном языке
Шумят за чаем без  закуски,
И я горячего возьму
И вдруг пронзительно пойму,
Что, может быть –
Один здесь русский.

Вдали от зон «Всё включено»,
Где хлещут пиво и вино,
Тут -  мусульманская аскеза,
И ценишь речь свою вдвойне…

В воде целительной, на дне
Есть привкус крови и железа.

(Москва-Стамбул-Муданья-Армутлу)

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную