🏠


Александр БОБРОВ, секретарь СП России, профессор кафедры журналистики
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

< << предыдущее    следующее>>>

13.09.2024 г.

ОГНЕУПОРНОЕ СЛОВО

ИЛИ ПО ЧЕХОВУ: ЧЕМ КУЛЬТУРНЕЕ, ТЕМ НЕСЧАСТНЕЕ

По всем телеканалам в четверг ждали прямого включения выступления президента Владимира Путина на 10-м Международном культурном форуме в здании Генштаба на Дворцовой. Я тоже ждал, поскольку на прошлом подобном форуме Владимир Владимирович был почти единственным, кто с высокой трибуны говорил о литературе. В этот раз увы…

В вечерних трёп-шоу и процитировать, по сути, было нечего. Все ведущие и редакторы ухватились за это высказывание президента: «Культура всегда была для мира своего рода предохранителем. В ряде стран он, похоже, перегорел. Немало современных политиков высокого ранга утратили нравственные границы, нарушают табу, которые сохранялись даже в самые напряжённые моменты холодной войны».  Все цитировали с непонятным убеждением, что уж у нас-то с предохранителями – всё в порядке, что мы – из другого «ряда стран». Я бы поспорил.

 

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЛЮБИМОВОЙ

Вот с чего начну. Похоже, устроители высокого форума, сам минкульт, а шире – все горе-конструкторы культурно-информационной политики, не догадываются, что Россия – страна Слова, что культура её – литературоцентрична. Убери литературу как основу – и всё посыпется, а предохранители тоже перегорят. Художественное, образное Слово – самый огнеупорный материал. На форуме объединенных культур (в каком смысле?), было 10 тематических секций: «Право на наследие в многополярном мире», «Искусственный интеллект в культуре и национальный суверенитет», «Культурное наследие: традиции и современность», «Деловая культура», «Медийная культура», «Кино», «Театр», «Музыкальная культура», «Музеи», «Цирк»,

Понимаете, даже цирк есть, а Литературы и Книги – нету. Хотя у евреев бытует хорошая пословица: «Если уронишь золото и книгу – подними сперва книгу». Кстати, вот еврейскую культуру никак нельзя назвать литературоцентричной, хоть Магомед назвал в Коране евреев - народом Книги. Но имеется в виду Библия и Талмуд. А вот рассеянная литература, создаваемая на разных языках и в разных странах, не может лежать в основании еврейской культуры. Кафка – чешский еврей писал на немецком, Эльза Триоле (Каган) – французская писательница, ну а Каверин (Зильбер) или Бродский – советская, русская литература. Наш мировозренческий и нравственный фундамент, наша национальная идея – ВСЯ русская литература – от «Слова о полку Игореве» до гражданской лирики Пушкина, от драматургии Чехова до фронтовой поэзии, которая обрела вторую жизнь и получила злободневное продолжение. Но об этом – не говорили на форуме! А всё потому, что это у нас – внимание! - не по ведомству министерства культуры. Дикость государственного управления: театральные инсценировки, уродующие пьесы Чехова – по ведомству, а весь Чехов – нет. Кстати, Антон Павлович оставил в «Записных книжках» таинственное высказывание: «Чем культурнее, тем несчастнее».

Не буду спрашивать у министра Любимовой, как она понимает это высказывание, но при возможности спросил бы: у неё крыша не едет от такой двойственности? – за здания библиотек, зарплаты книжниц, за деревянные полки отвечает она, а вот за то, что стоит на этих полках и выдаётся подопечным – отвечает… министерство цифрового развития. Или – ещё ближе для неё пример – о кино печётся минкульт, валит огромные деньги на поддержку фильмов, а ведь Любимова знает, что всегда создание шедевров начиналось со сценария. «Летят журавли» -  это Виктор Розов, «Они сражались за Родину» - Михаил Шолохов, Ну, «Калина красная» - понятно, сам Василий Шукшин. Она-то лично не хочет писателей «из другого ведомства» в кинематограф привлекать? Но не спросишь - мы давно лично не перекались воочию: нет общих площадок. Я её только по телевидению запомнил, где она нагрянула в нашу перекупленную банкиром Пугачёвым (ныне на Лазурном берегу) телекомпанию «Московия» с новой командой, которая стала убивать, изгонять из эфира популярную программу «Русский дом» и мою авторскую – «Русские струны». Так что традиция у наших управленцев бетонная: не любят чиновники русскую литературу, а шире – православную культуру, в основе которой Слово.

Вот и президент начал привычно перечислять «Развитию культуры мы уделяем (надо: придаём – в стенограмме не поправили – А.Б) огромное значение. Постоянно обновляется инфраструктура музеев, театров, клубов, библиотек. Возрождаем храмы. Реконструируются набережные, парки, скверы, общественные пространства. Всё это не только гуманитарная составляющая, но и важный фактор развития всех наших регионов… Много делаем для охраны объектов культурного наследия…». Кто против? – безусловно. нужно! Но как-то всё к материальному сведено, к выделению столь любимых чиновниками огромных бюджетных средств. То есть минкульт и спичрайтеры, готовящие основу краткого выступления Путина, даже не подумали о духовном, хотя храмы и синагоги упомянуты, об идейном наполнении, о литературной основе ВСЕЙ художественной культуры.

И вот это - самое печальное. Такого министра культуры и сохранили в период яростной когнитивной войны - схватки знаний, традиций, смыслов, идеологий… Ой, куда это я – у нас же идеологии нет по Конституции, тоже упомянутой президентом...

 

...СПИКЕР ЭРНСТ

Ни в репортажах ТВ, ни в статьях, ни в выступлениях или кулуарах не мелькнуло ни одного писательского лица или имени. Даже 225 лет со дня рождения Пушкина на форуме в Петербурге умудрились не вспомнить! Лишь бы НЕ ПРО ЛИТЕРАТУРУ!

Но зато в этот раз главным спикером, особенно на своём Первом канале, выступил Константин Эрнст. Он спикал и самодовольно изрекал такие банальности и перлы, что стыдно становилось или хотелось возразить по существу, по культурному наполнению.

Поскольку ни одного литературного или художественного примера выпускник Ленинградского университета и биолог по образованию (как его кумир Познер, кстати) – привести не мог,  он почему-то выбрал другой веский аргумент – из всем знакомого футбола.

«Я, когда своим сотрудникам объясняю, что такое культура и как она работает, говорю, что в принципе в футболе всегда выигрывают команды из католических стран, — продолжил Эрнст. — Все удивляются, начинают спорить и через некоторое время, посчитав, приходят к выводу, что это действительно так. И даже когда выигрывает германская сборная, это в основном команды из Мюнхена, что есть католическая часть Германии. И это связано в значительной мере с той системой культуры, которая сложилась под воздействием религии (а в значительной степени культура складывается под воздействием этнографии, географического положения и религии). Взаимодействие католических футболистов заключается в том, что они сочетают индивидуальное и коллективное. Российский футболист, если он может дриблинговать, он будет сам это делать от своих ворот до чужих, а итальянский футболист, понимая, что он не может пройти двух аргентинских защитников, перепасует свой мяч товарищу. Люди не понимают, как это работает, они являются наследниками своей культуры, это работает на уровне подсознания».

Связь, конечно, приблизительная, комичная даже, тем более, что сборная Германии выступает на международной арене всё хуже и(проиграла дома некатоликам-японцам 1:4!), а в мюнхенской «Баварии» играет всё больше чернокожих и мусульман, но зато полностью повторяет в чём-то откровения его гуру – Владимира Познер, который не раз прямо заявлял, что выбор православия – был трагедией для России: «Протестанты живут лучше остальных христиан. Примерно 20% всех протестантов живут в США. А это 160 млн. христиан. Протестантизм исповедуют Норвегия, Швейцария, Нидерланды, Германия, Швеция, Канада…Католические страны живут похуже, но тоже неплохо. А православные страны самые бедные. Связан ли уровень экономики с той религией, которую она исповедует? Скорее "да", чем "нет". Ведь никто не будет спорить, что успех зависит от менталитета. А образ мышления как раз религия и формирует. Протестанты считают роскошь бессмысленной. Их церкви просты, без вычурной архитектуры и богатого интерьера. Но достаток воспринимается как благословение от Бога. Стремление хорошо зарабатывать не осуждается. Ведь для Бога мы трудимся и для Бога богатеем. Протестантский менталитет ориентирован на успешность».

Так что, Эрнст, в футбол должны лучше всего играть протестанты – венгры, например. Но штука в том, что для меня остаётся загадкой, как православные и чисто славянские Сербия (в футболе) и Хорватия (особенно в баскетболе) так поставили подготовку спортсменов, что их звёзды играют во всех европейских командах-чемпионах (один из них – Станкович – пришёл тренировать «Спартак»), а мы при всём обилии талантов и успехах на юниорских турнирах во взрослом футболе скатываемся всё ниже и ниже. Вот физкультурная загадка!

Но после футбола Эрнст на пресс-конференции заявил об особом значении предстоящей лекции патриарха Кирилла на тему «Культура XXI века: суверенитет или глобализм?», которая открывала форум 11 сентября. «Это попытка христианской рефлексии существующего времени», — пояснил он. Непонятно, но, вроде, весомо. Хотя Святейший тоже ничего особо нового не сказал. Правда, процитировал к месту филолога Юрия Лотмана, который яро выступал за национальный фронт и отделение Эстонии от России, тем самым предав и своё фронтовое прошлое, и Ленинградский университет, и всю свою школу в Тарту, которая чего-то при вольном балтийском плавании – сникла, а в СССР – неслась на всех парусах.

В Мариинском дворце, расположенном напротив Исаакиевского собора, Патриарх в своем выступлении перед гостями форума говорил о важности связи культуры с религией и необходимости опоры на нравственные и духовные ценности, без которых всё остальное не имеет смысла: «Утратив опорные религиозно значимые ориентиры, культура утрачивает свою душу, — заявил патриарх и раскритиковал церемонию открытия Олимпийских игр в Париже. — Жуткие картинки Олимпиады — невероятный регресс западной цивилизации».

Рассказав о своем общении с филологом Юрием Лотманом, Кирилл процитировал его фразу: «Культура начинается с запретов». И добавил: «Если бы священнослужитель или тем более патриарх произнес такое, разнесла бы его либеральная интеллигенция в пух и прах».

Кстати, ещё раз напомню, что крепче всего и ярче всего нравственные ценности запечатлены и сохранены русской литературой. И процитированный Лотман во всех своих исследованиях именно на неё опирался, правда, удивительно, что он так и не крестился в зрелом возрасте, хотя его соратники даже пеняли ему за это.

На Лотмана и изыскания его Тартуско-московской семиотической школы — вернулась мода в связи с новыми технологиями, искусственным интеллектом и прочими знаковыми системами. Понятно, что и спикер Эрнст не мог не процитировать сородича по крови. И он выбрал одно из спорных высказываний. «Культура — это совокупность генетически не наследуемой информации в области поведения человека». То есть Юрий Лотман, а вслед за ним и гендиректор Эрнст хотят опровергнуть Канта с его нравственным императивом или Достоевского с его иронией: среда, дескать заела.

Тут не место заниматься философскими доказательствами, но штрихом обозначу, что Кант, работавший в России и похороненный в российском теперь Калининграде, разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, они как раз таинственно и генетически наследуются, если брать формулировку Лотмана. Как реальная личность - человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от Бога.  А Бог и Христовы заповеди, Эрнст   - от среды не зависят!

Вот и Достоевский занёс отточенную формулу в свои записные книжки, хранящие самые заветные мысли: «Нации живут великим чувством и великою, всё освещающей снаружи и внутри мыслью, а не одною лишь биржевой спекуляцией и ценою рубля»; «В Европе – выгода, у нас – жертва…»; «Русский народ весь в Православии и идее его». А про среду гений говорил, как про примитивную отговорку-оправдание: «Среда заела».

Думал бы почаще об этом Эрнст вместо того, чтобы одобрять бездарные и пошлые телепрограммы, продюсировать антиправославные фильмы, ну и изгонять литературные передачи и самих писателей из эфира. Пусть прислушается хоть к Патриарху, хоть к Лотману: «Культура начинается с запретов!». Тогда и огнеупорные предохранители не перегорят.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную