03.02.2015 г. ГОД ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕСНЯ В своём сатирическом и глубоком репортаже-памфлете в духе Салтыкова-Щедрина из МХТ - театра, носящего имя Антона Павловича сегодня уже как в насмешку, Владимир Бушин говорит о бездарном и запоздалом начале. Но, по моему убеждению, старт демонстративно был дан сразу с новогодней ночи. Впервые за последнее время Год литературы был объявлен президентом Путиным загодя, но ни один федеральный телеканал – не пошевелился. Разве по осточертевшим каникулярным телепрограммам видно было, что мы вступили в Год литературы и 70-летия Победы? Ну, рванули эрнсты-добродеевы загорать на Канары – так сделайте работу заранее, проявите выдумку, сверстайте снятое до вас, подготовьте программы и экранизации классиков – дудки! – закормили пошлостью и нафталином. И про ведомства федеральные надоело писать. Вот передали туризм (в первую голову культурно-познавательный) в министерство культуры. Ну, так подготовьте, кураторы, программы по пропаганде литературных мест, закажите ленты, разработайте маршруты и рекомендации молодёжи, заложите в бюджет библиотеку книг, зовущих в путь. Их у нас – море! Ничегошеньки не сделано… И такие примеры могу приводить до бесконечности. А дежурные мероприятия с помпой и с распилом бюджетных средств и халявными фуршетами, дорогие вояжи одних и тех же персон за границу – посыпятся одни за другими, но при чём тут Год литературы? Мне хотелось бы продолжить безнадёжный разговор о самом древнем и любимом жанре поэзии – песне. Помню, меня поразили точностью формулировки и весомостью примеров воспоминание Лидии Сейфулиной о Есенине: «У него была русская манера пения, о которой Лев Толстой сказал: это когда поется с убеждением, что главное в песне – слова». Господи, о каких же благодатных и долгих временах это было сказано? Нынче всё не так! Окончательно добил новый проект канала «Россия» - «Главная сцена», где поют на английском или приблизительном русском и кривляются юные исполнители, где ведущими выступили «звезды российского шоу-бизнеса» – юморист Гарик Мартиросян и любимец тусовочной публики Григорий Лепс. Да-а, русская песня на ТВ как на главной сцене – похоже, обречена. Эфир Года литературы доказывает, что традиция подлинно поэтической песни — искореняется. Народная песня каленым железом выжигается на главных фестивалях и площадках. Мне кажется, на телеэкран выпускают сегодня только тех, кто предал русскую песню — ее напевность, задушевность, высокое нравственное содержание. Да просто смысл, в конце концов. Как филолог и фольклорист давно понял: песни Украины и юга России сильны своей мелодичностью и игровой основой, песни центральной России, яркими сынами которой являются Есенин, Рубцов, Фатьянов, — сильны своим поэтически-образным рядом, где напев сливается с выразительными словами. Недаром лирическая, так называемая авторская песня, родилась в Московии – Алексей Мерзляков, Денис Давыдов, Аполлон Григорьев – вот кто её предтечи. Но у нас в Татьянин день широко отмечается рождение лишь одного и впрямь популярного барда - Владимира Высоцкого. На многих каналах, особенно на Первом – его поют весь день все, кому не лень. Но Александр Минкин в статье «Долгое сиротство» в МК вдруг принялся утверждать: мало вспоминают! Он истерично скорбит: «Скоро 35 лет, как страна осиротела. И не похоже, что нам — еще при этой жизни — будет дарован властитель дум и сердец». Уверяю: вокруг меня множество людей разных возрастов и устремлений, для которых Высоцкий не является властителем дум, а уж тем более сердец! Мои студенты, например – будущие журналисты его мало знают, не могут процитировать, а уж постичь природу былой популярности - им вовсе не под силу. Это мы с поэтами раньше соберемся, начнём петь свои и чужие песни, и вдруг Валентин Устинов скажет: «Давай, Саня, эту: «От границы мы землю вертели назад…». Сейчас из молодых – никто не попросит! Но Минкин зачем-то и самого Высоцкого хочет представить как сироту казанскую: «…Этот гений создал невероятное богатство. Всего за 16 лет. Начал, грубо говоря, в 1964-м, а в 1980-м это счастье кончилось. Русский язык, русская культура, русское искусство, русский народ, русскоговорящий народ — Высоцкий всех обогатил. И за все 16 лет ни одного концерта с афишей...». Позвольте, но как же все афишные спектакли для русскоговорящего народа на Таганке, где он пел то от имени Хлопуши и советского солдата, то даже от лица солдата вермахта? Но кинофильмы «Вертикаль» и «Опасные гастроли» - разве это не популяризация? Однако Минкин нагнетает: «Тупая власть (по которой сегодня многие стонут) душила таланты и возводила серость на пьедестал. Чего стоили советские министры культуры, мало отличимые от сегодняшнего». Но при советских-то культура – развивалась, сериал «Место встречи…» - снимался, любимовский театр гремел и гастролировал, а сегодня – чернуха, удушающий маскульт и жалкий постмодернизм. Власть – не тупая, а продвинутая, конечно - богатая, плейбойская, с гаджетами. И – ни хрена, кроме левиафанов и бездарных песен нет! Кстати, в правительстве больше всего Высоцкого любит вице-премьер Игорь Шувалов. Как сообщает гламурный сайт, поклонник живет по соседству с Сулейманом Керимовым на брежневских госдачах в поселке Заречье, слушает любимого Владимира Высоцкого, разводит кошек-сфинксов, но главная любовь — «Лисья Стая Габби Радость Эльфов», собака редкой породы «Вельш корги» по кличке Буся. Самым крупным заводчиком этой породы является британская королевская семья. Сам Высоцкий такого поклонника в прошлом – испепелил бы в песнях и личных высказываниях, а вот доживи он до наших подлых дней… не знаю. Мне кажется, что он или бы повторил судьбу гребенщиковых-макаревичей, или, что вернее всего, уехал из страны – всё равно осиротил бы её, но бороться за справедливость – не стал. А может, снялся бы в «Левиафане»? Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сознался, что злоупотребил служебным положением и попросил своих подчиненных скачать ему пиратскую версию фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». Из-за срочных дел не успел посмотреть фильм, но его «подчиненные пересказали ему содержание». Что, в лицах пересказали, с мизансценами? Какая талантливая пресс-служба! – в кино ходить не надо. Стыдно читать такие признания в духе старого еврейского анекдота: - Хайм, как вам Карузо? - Ха! Ничего особенного! - Ви шо, слышали самого Карузо? - Нет, мине Мотя напел… Однако Пескову подчинённые так напели, что пресс-секретарь считает: фильм должен быстрее появиться в российском прокате. То, что фильм уже вызвал острую дискуссию, по мнению Пескова, — «здорово». Не знаю, чего здесь здорового – скорее, клиника: одни возмущаются, на дух не принимают – другие злорадствуют и нахваливают. Кто как к России относится – так и к фильму Звягинцева. Нет тут никакого спора вокруг произведения искусства, а только политиканские страсти, подогреваемые СМИ. В день вручения братьям Михалковым и Звягинцеву «Золотых орлов» ( и это «шедевры» Год культуры?) пришёл из Дома кино после показа там замечательного фильма «Охота жить» (режиссёр Сергей Никоненко) по рассказам Василия Шукшина – попал на программу «Три аккорда» и жить не охота: в лучшее эфирное время Алёна Апина с оркестром, с подпевалками выдаёт нафталинный блатняк: «А наш притончик гонит самогончик». Жюри – в восторге, ставят «тузы» - вместо баллов. Какой ужасающий контраст между искусством и непотребством! Вот в чём трагедия: прервалась песенная летопись страны и сокровенной жизни человека: или пошлый шансон, или ностальгия по благополучным борцам с системой (Высоцкий, Галич, Окуджава), или голимая попса, звучащая бессмысленно, но вызывающе. Так, в новогодние каникулы дали в лучшее время юбилейный концерт Игоря Крутого. Он открывался издевательской песней на мрачном фоне кризиса, падения рубля, рухнувших планов по поездкам: «Пусть тебе приснится Пальма де Майорка, В Каннах или Ницце ласковый прибой…». Такая вот демократическая песня и прямо поддых!
Земляк Аверкина по райцентру Сасово - Владимир Хомяков написал про это песенное трио: Аверкин, Боков, Зыкина – Тут впору поставить знак вопроса: достойно ли помнит? Сразу просвещу немного читателей, почему же эти имена и сами выдающиеся личности сроднились. Виктор Боков незадолго до ухода вспоминал: «Я создал ансамбль частушки. Мне дали в аккомпаниаторы молодого парня — Сашу Аверкина, баяниста. Мы жили в подмосковном санатории, где директором была мать Маленкова. Да, мать того самого Маленкова. И она очень полюбила наш ансамбль частушки. К нам девки приезжали отовсюду частушки петь, главным образом с предприятия «Гжель», где посуду красивую делают. Собирались, пели. Сашка им аккомпанировал. Во! Я ему как-то и говорю: Саш, ты такой музыкальный, ты можешь писать песни. Я тебе стихи напишу, а ты попробуй сочини музыку… Получилась песня, а Зыкина эту песню запела… Это было году в 1957-м. И песня полетела!». А Людмила Георгиевна в очень личном письме (оно сохранилось, но не будем цитировать!) любимому сообщает, что пела её с успехом в подмосковной Лопасне ещё в 1956 году. Впрочем, какую роль играют мелкие подробности - когда? Это журналистки любят с ними играть. Так, в «Комсомольской правде» одна из них написала по-кухонному: «Все мужья изменяли и оставляли Зыкину, не выдерживая ее сложный характер и полной самоотдачи в работе. О мужьях Зыкиной «Комсомолка» писала накануне ее юбилея, а после публикации нам позвонил один почитатель певицы и поведал, что на самом деле у Людмилы Георгиевны был еще один муж - композитор Александр Аверкин, подаривший ей ставшую популярной песню «На побывку едет молодой моряк». Незадолго до смерти Аверкин написал в своих воспоминаниях о том, что с Зыкиной их объединяли взаимная любовь и творчество». Открыли Америку! Просто никто из них не вдавался в интимное прошлое: это же люди другого – целомудренного – поколения! А ведь могла царица русской песни поприбедняться, что жила какое-то время у Аверкина в бараке с его мамой, а он приезжал из части, и она к нему наведывалась в армию. В дальнейшем много чего было, их любовно-творческий роман продолжался долго, если судить по письмам - до 1967 года да и потом – судя по тем песням, которые Зыкина записывала. Ведь это была не дешёвая поп-культура, а жизнь в песне! Вспомните зыкинско-аверкинские признания: «Подарите женщине любовь», «Я тебя случайно повстречала» и другие... Какое-то время они были в размолвке - после книги моей коллеги по «Литературной России» - беспардонной Александры Пискуновой от лица Зыкиной, где дамы для красоты придумали: «Тогда молодой композитор прислал мне ноты песни «На побывку едет»... Саша героине позвонил и резко высказался на счёт этой лживой красивости. Он запретил ей петь ВСЕ свои песни, но помирил их… Виктор Боков. У него тоже был с Аверкиным ревнивый разрыв, когда Виктор Фёдорович в Минкультуре на обсуждении «выпорол» Сашу за песню « Мне березка дарила сережки». Потом, через несколько лет, истинный поэт признался, что был не прав, что он не хотел отпускать Сашу из-под своего влияния, боялся, что тот скатится в халтуру. И тогда добрейший Боков написал свой шедевр, не нужный ныне, не созвучный волчьему времени: «Учись людей любить». Это была первая песня, написанная Сашей после размолвки с Боковым и первая песня, которую он разрешил записать Зыкиной после разрыва. Вот что делала песня с людьми – и творцами, и слушателями! Кстати, Аверкин публиковал свои стихи в журнале «Москва», издал сборник, но всегда ценил высокую поэзию других. Вдова Аверкина, его последняя любовь Галина Васильевна, дала фотографию 1952 года: Боков и Аверкин по краям, а в середине Александр Савватьевич Абрамский - ученик Мясковского и Шапорина. Это был год, когда они познакомились и когда Саша поступил… в музыкальную школу Калининского района Москвы после приезда из Шафторки. Не в семь лет, как положено, а в 17! Он с гармошки "пересел" на баян и за два года закончил пятилетний курс. В это же время он стал заниматься в секции самодеятельных композиторов при Союзе композиторов у Абрамского (1952-1955). Вот как работали творческие союзы с молодёжью! Александр Савватьевич стал для Саши поистине отцом родным. Воспитанник спал у него под роялем, потому как в тесном бараке, где жила мать, у него место было на сундуке. Аверкин до последних минут жизни Абрамского относился к нему с сыновним почтением. Кстати, и с Зыкиной они познакомились у Абрамского дома – молодая певица приехала за песнями, а уехала от него с Аверкиным, который прибыл с новыми песнями в увольнительную из Таманской дивизии. Зыкина тогда уже работала в хоре Всесоюзного радио, а 55 лет назад она стала солисткой Москонцерта. Хочу напомнить в год 70-летия Победы, что Людмила Зыкина была настоящей москвичкой и представительницей славного поколения. До начала Великой Отечественной войны она училась в школе рабочей молодежи, а с 1942 года работала токарем на Московском станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе. Тринадцатилетней девочкой помогала фронту, вносила свой посильный труд в общее дело защиты Родины. Одним из самых дорогих для Героя Социалистического Труда оставалось почетное звание «Заслуженный орджоникидзовец», присвоенное ей коллективом. После работы на заводе Людмила Зыкина стала санитаркой в подмосковном военном госпитале. Затем она трудилась швеей в больнице имени Кащенко. Скончалась Лауреат Ленинской премии в Москве в 2009 году в возрасте 80 лет. После смерти певицы осталось много дорогих сценических костюмов и украшений. В марте 2012 года наследник певицы, ее племянник Сергей Зыкин выставил на торги через аукционный дом «Гелос» ювелирные изделия, принадлежащие Людмиле Зыкиной, и 25 представленных украшений были проданы более чем за 31 млн рублей. Как сообщается, все вырученные от продажи украшений средства пошли на увековечение памяти певицы. Каким образом? – не уточняется. Открыть музей, посвященный русской песни, собираются в помещении русского народного ансамбля «Россия», с которым певица выступала в последние годы. В этом здании располагался кабинет певицы, туда перейдут все ее сценические костюмы. Ремонтные и реставрационные работы здания театра начнутся уже в этом году. Запланировано его учреждение было еще при жизни Людмилы Зыкиной. Тогда же и вышло распоряжение тогдашнего президента Дмитрия Медведева о передаче ансамблю «Россия» здания дворца культуры. Оно находится в Москве на проезде Черепановых, в доме 24. Это здание построено ещё в 1904 году. Художественный руководитель ансамбля «Россия» Дмитрий Дмитриенко заявил, что проектно-сметная документация готова и капитальный ремонт осуществится с поддержкой министерства культуры. Дай-то Бог! Прославленный коллектив под руководством замечательного музыканта Д. Дмитриенко откроет 14 февраля в ЦДРИ вечер, посвящённый 80-летию Александра Аверкина. В прошлом году мы отметили 100-летие со дня рождения Виктора Бокова. Снова зазвучат в исполнении народных артисток России, лауреатов премии имени Аверкина – Анны Литвиненко, Зинаиды Кирилловой Надежды Крыгиной, Светланы Игнатьевой, Олега Иванова и более молодых хранителей русской песни неповторимые произведения, многим из которых дала жизнь Людмила Зыкина. На вечер приедут земляки Аверкина из Рязани и Сасовского района, где в последнее воскресенье июня пройдёт уже 18-й праздник народной культуры им. Аверкина. Для руководительницы администрации Евгении Рубцовой это главная забота и отрада года. Помню, мы с моими коллегами из проданного вскоре телеканала «Московия» запечатлели, как Людмила Зыкина сажает берёзку возле дома Аверкиных в Шафторке, и клянётся, что фестиваль будет жить, если берёзка приживётся. Она за минувшие годы стала сильной и красивой. Ну, и Сасовский фестиваль, конечно, выжил, хотя сама деревня вымирает, переходит на «дачный режим». Фестиваль ширится и совершенствуется, а ведь три или четыре губернатора сменилось, череда смутных выборов и неурядиц прошла, снова кризис накрыл. Эх, выживет ли песня про нас? В Сасове создан музей Русской песни, который выстроен вокруг незабываемого земляка, он получал президентский грант, сумел расширить экспозицию. Воскликну для министерства культуры, которому передали туризм: какой маршрут пропадает «Моя песенная страна»!. Надо разработать его, внедрить и настоятельно рекомендовать всем творческим работникам, преподавателям, учащимся музыкальных школ: музей В.Ф Бокова в Язвицах (за Сергиевым-Посадом), музей Песни ХХ века в Вязниках, где на Клязьме проводится Фатьяновский фестиваль, ну и Сасово на реке Цне. Какие красоты, очаровательные реки и дали, народные промыслы, святые родники и, конечно, истоки Русской песни! Мы с Александром написали для телепрограммы песню «Русские струны», которую замечательно пел Рязанский хор: Надо петь и любить, и страдать, Самая большая радость в парке Сасово — детишки, которые приходят на фестиваль с родителями и окунаются в чистую волну русской песни. Именем Аверкина названа Сасовская детская музыкальная школа, хор ветеранов войны и труда, улица в микрорайоне «Южный», в начале которой возведён красивый деревянный храм. Кстати, можно считать, что всех перечисленных выше творцов, как и Сашу с Людмилой Георгиевной, повенчала Русская песня. Вот она-то про нас! |