11.06.2016 г. КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ И БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК ДЯДЯ ЖЕНЯ С ГУЛАГОМ Напомню накануне фальшивого Дня России тем, кто забыл: последний, 8-й по счёту, Съезд Союза писателей СССР прошёл в июне 1986 года в Колонном зале Дома Союзов, как и незабвенный исторический – Первый. Тогда же, 30 лет назад, был назначен и 9-й съезд на май 1991 года. Затем он был перенесён на осень, но вследствие августовского путча, обрушения СССР так и не был проведён. Меня в памятном зале потрясло, что Евгений Евтушенко одним из первых поднялся на трибуну и принялся… обличать ГУЛАГ - не о литературе говорить, а ворошить затянувшиеся раны. С чего это вдруг, зачем? - после того, как четверть века назад на ХХ съезде всё было громче и разрушительней, чем требовала эпоха, осуждено и припечатано! Оказывается, у Е.Е. сработало чутьё или дальновидное указание: начинайте по новой, надо клеймить и разрушать. И вот прошло три десятка страшных для державы лет: она была расколота, унижена, экономически и духовно ограблена. Только-только начинается осознание трагического перелома веков, собирание здоровых сил. Одно из проявлений этого – истинно народное действо Бессмертный полк. Как оно может обойтись без Евтушенко, без его маниакальных разрушительных идей? И вот на 2-м книжном фестивале, снова проведённом в непогоду на Красной площади, он, прилетев с Кубы, прочитал свежее (?) - слабое и насквозь политизированное - стихотворение, которое подхватили и процитировали многие либеральные СМИ. Им-то на поэтические качества наплевать: На Красной площади стою, Какие ж это лица? Ну, певица мама, конечно, и дальше - узники ГУЛАГа или совести, как их на Западе называют: Ее отец попал в ГУЛАГ, Ну, а дальше – дежурный, неумолчный, ритмически хромающий набор: Но его голос не умолк: Дальше для равновесия – Пушкин… Даже школьник может спросить: причём тут, дядя Женя, не воевавший Пастернак и уж тем более шестидесятники во что бы то ни стало? Вообще, зачем искажать и политизировать духоподъёмную идею? Ну, и у меня в большом роду Бобровых были дядья, воевавшие в Гражданскую, эмигрировавшие в отделившуюся Финляндию, были ссыльные, но я как всякий нормальный человек вышел в неохватном общем строю с портретом одного человека – моего старшего брата, Героя Советского Союза Николая Боброва. Не с Пушкиным или любимым Блоком, и уж, упаси Господь, не с Сахаровым! Кстати, попробовал бы Евтушенко прилететь пораньше и поднять портрет Сахарова в этом людском море – кое-что понял бы… Так зачем эта дешёвая спекуляция в стихах? О Бессмертном полку уже много написано. Вот, например, встретил в журнале «Молоко» стихи Марины Котовой. Сколько ей лет – не ведаю, а стихи понятны и возвышенны: Трубил Архангел сбор на Белорусской. Мы пили ложь, мы плакали о хлебе, Мы шли Москвой большой победной ратью, «Мы пили ложь»… Да, обпились просто за тридцать-то лет! И продолжаем пить до одурения, но и до отторжения тоже!
ШОУ В ЛЮБУЮ ПОГОДУ
Как сказал заместитель руководителя В. Григорьев: «Это был, если хотите, эдьютейнмент. Есть такой термин, достаточно удачный — «обучение через развлечение». Сей эдьютейнмент (да, ментов было много!) решили сделать ежегодным, сроки выбрали более ранние с неустойчивой погодой. Объясните мне – зачем? Ведь пафосное место никогда не заменит содержательной работы под крышей! Пришёл под порывы ветра на площадь в субботу. Народу – мало, никаких заявленных 200 000 посетителей не будет и в помине. Ветер задувает даже в шатры, где народ жмётся от дождя. Слышно плохо, да ещё на главной сцене у собора Василия Блаженного оркестр бухает оглушительно. Поймите, книги и издатели не виноваты – они привезли новинки, представили регионы и Москву – литературный мегаполис, и братскую Беларусь, но не приспособлена площадь для этого. Зачем-то во Франкфурте или в Пекине построен целый выставочный город, а не на Ратушной площади или у императорского дворца проводятся гигантские выставки! Они там глупее господ Григорьева и Сеславинского? Последний водил премьера Дмитрия Медведева по ларькам, а глава администрации президента Сергей Иванов покупал книгу и хвастался, что зарплату получил. Захватывающе интересно! Ну, показали в репортажах пятничных и – разъехались по особнякам. А книголюбов под дождём оставили на выходные. В субботу 4 июня, когда я пришёл на любимую с детства площадь, исполнилось 100 лет со дня начала легендарного Брусиловского прорыва. Зашёл от дождя под полог шатра, а там как раз министр культуры Владимир Мединский выступал. Какой-то въедливый читатель в защитном костюме вспомнил про дату, задал вопрос о причинах неудач в Первой мировой, о сложных взаимоотношениях Брусилова с предшественником – начфронтом Ивановым. Мединский подивился глубине познаний, а потом обобщил: «Конкретные поступки и фамилии – Иванов ли, Петров, Сидоров – ничего не объясняют. Главное: эта война была чужда народу. Крестьянин из Владимирской губернии не хотел воевать непонятно за что в Галиции». Вдвойне странно! Во-первых, именно вдалеке от Родины генерал Брусилов сумел поднять сотни тысяч русских (включая украинцев!) в атаку на фронте протяжённостью в полтыщи километров: от Тернополя на южном фланге, где наступал мой отец – поручик Александр Бобров, до Пинских болот, где воевал Александр Блок. А во-вторых, вы там наверху как-то договоритесь: президент Владимир Путин, а следом депутат Владимир Жириновский и другие политики начали твердить, что это большевики не дали России войти в число победителей, что мы бы Берлин взяли, если бы не Великий Октябрь… А министр культуры говорит: с самого начала по духу - были обречены на поражение, Ну, прочтите литературу, трактователи! Лучше всего – «Воспоминания» самого Брусилова или труды его современников – творцов побед и свидетелей поражений - они отрезвят и подтвердят страшную правду: ни союзники по Антанте и вступившие в войну деньги США, ни, что самое печальное, сама рушащаяся государственная машина, не позволили бы России войти в число победителей. Для меня это ясно, как погожее утро 4 июня, когда доблестные брусиловские войска и лично мой отец 100 лет назад пошли в атаку. А про незадавшийся фестиваль добавлю: никаких объявленных двухсот тысяч там не было, даже если просто зевак и прохожих подсчитать. Издатели и авторы – не виноваты: Книга – не была здесь главным героем! Прочитал в дороге, как молодая журналистка многотиражки «Метро» броско анонсировала книжный фестиваль, который календарно включал Пушкинский праздник и День русского языка. Она, минуя имена русских писателей, названия новых книг, бегло рассказывала, что на площадке «Нон-фикшн» выступят авторы, «пишущие на тему политологии (не совсем грамотно - А.Б.), психологии, истории и медицины», что пройдут музыкальные и театральные премьеры, а её газета Metro выбрала три самых интересных события: детский фильм, презентация книг про обитателей древних (?) морей и встречу с неведомой мне писательницей - «Манюня: вчера, сегодня, завтра». Сильно, особенно накануне дня рождения Пушкина! Такое впечатление, что у нас громкие акции вроде съезда Общества русской словесности в Колонном зале и парадные выступления президента сами по себе, а реальная культурная политика и её освещение в СМИ – сами по себе… На круглом столе славянских писателей 11 Международного книжного салона в Питере ярко и глубоко выступил почётный профессор Литинститута Панко Анчев из Варны, который как раз и описал истоки кризиса таких пышных, пустых и буфетных мероприятий в виде шоу: «Высокая культура ограничивается воздействием на минимальное количество людей, но она сохраняет национальный характер. Все остальные потребляют только массовую культуру. Массовая культура не-национальна. Основным связывающим элементом гражданского общества, то есть его религией, в эпоху постмодерна становится шоу, развлечение. Отчужденные люди встречаются на шоу и там устанавливают связи друг с другом, общаются, но уже на новом, специально выработанном для шоу языке. Это относится не только к молодым людям. Сегодня шоу — не обычный шумный спектакль со световыми и музыкальными эффектами, а целый мир идей и уклад жизни. Это новая постмодернистская или пост-постмодернистская культура, освобожденная от национальных особенностей, которая не интересуется проблемами человека, общества и народа». Всё большее количество многолюдных акций и шоу подтверждает, увы, их антинародность даже при скоплении народа в непогоду. Кстати, сразу за 2-м книжным открылся первый историко-гастрономический фестиваль "Наш продукт" рядом - на Манежной площади. Торговые ряды, дым шашлыков, кичевые три богатыря, стог сена у бывшей гостиницы «Москва», которая теперь почему-то называется «Four Seasons Hotel Moscow» (!?). А Владимир Путин рядом, в Колонном зале, говорил о защите русского языка от чужеродных навязываний! Снова пошли восторженные телерепортажи о разносолах и блюдах в антисанитарных условиях: ведь на площадь никто водопровода не провёл. Полная дикость: снесли все ларьки и забегаловки, уничтожили тысячи рабочих мест и привычных удобств для спешащих москвичей – мол, нецивилизованно. И – затеяли показательный базар с обжираловкой вообще без всяких норм и намёков на чистоту! Помню, как два года назад Тверской суд Москвы приостановил на 90 суток деятельность ресторана McDonald’s на Манежной площади. Судья признал, что заведение нарушает санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения. Согласно протоколам инспекторов Роспотребнадзора, в заведении халатно мыли подносы, в фарше нашлась кишечная палочка, овощи чистили в мойке для инвентаря, а продукты хранились не в предназначенном для них месте. А что творится на ярмарке продуктов? Там же вообще подносы никто не моет! Какой-то бред – стремление всё превратить в шоу, интернациональную бессмыслицу в окружении ряженых и искусственных берёзок. Кощей Бессмертный накануне не принятого народом дня 12 июня радостно хохочет и потирает руки, а Бессмертный полк мрачнеет и ждёт будущего года. Вот она, современная Россия: один день – торжества памяти и патриотизма, а остальные дни – либеральные бредни, пустые декларации в стиле а ля рус и сплошные шоу… |