Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

12.12.2016 г.

ИДЕЙНОЕ НАСИЛИЕ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ

Чем ближе мы подходим к 100-летию Великого Октября, тем охотнее все горе-управленцы корпорацией «Россия», все антисоветчики-русофобы берут за методологическую основу высказывание гуру Владимира Набокова: «Истоки проблем современной России - в ужасных последствиях семидесятилетней коммунистической диктатуры, в преступлениях, оставшихся без покаяния». Ну, конечно! Это же так удобно – все постперестроечные провалы, все преступления приватизаторов, все язвы олигархического капитализма, все бездны бездуховности оправдывать «ужасными последствиями». И на сколько лет заряжена эта фальшивящая шарманка? Сколько она будет визгливо фальшивить на том же ТВ?  Народ-то думает по-другому, несмотря на информационное насилие!

 

ДОКТРИНА, ДОКТРИНЁРЫ И ШАРМАНКА ТВ

В Доктрине информационной безопасности РФ, на днях подписанной Владимиром Путиным, справедливо констатируется: «Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, с целью размывания культурных и духовных ценностей, подрыва нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций ее многонационального народа». А разве история великого и трагичного ХХ века в России советского периода – не торжество патриотических традиций, не кладезь великих духовных ценностей? А их – безбожно размывают и очерняют!  А разве сама информационная политика способствует укреплению духовных основ многонационального народа. Опять этот конституционный штамп вместо: народов России или русского и других народов… Придумали гибрид!

В новой Доктрине сказано под пунктом 13: «Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии». А почему только организации, а отвязные либеральные СМИ, а отдельные типы с российским и чужим гражданством? Например, в тот декабрьский день, когда была утверждена Доктрина информационной безопасности России, многие СМИ опубликовали результаты последних опросов Левада-центра: 56% россиян сожалеют, что Советский Союз распался, 51% считает, что этого можно было избежать. Только 28% опрошенных не жалеют о распаде СССР, а 29% считают, что он был неизбежен – уже четверть! А ведь в 25-ю  годовщину беловежского сговора нам снова внушали многие СМИ: распад был неизбежен! А люди-то вопреки агитпропу находят иные веские аргументы: на вопрос о причинах недовольства распадом СССР 53% ответили, что в результате была «разрушена единая экономическая система», 43% – что «люди потеряли чувство принадлежности к великой державе», 31% – что «возросло взаимное недоверие, ожесточенность» (31%) и 30% – что «утрачено чувство, что ты повсюду как дома» (30%). 28% респондентов объяснили, что «разрушаются связи с родственниками, друзьями», 15% – что «трудно стало свободно путешествовать, поехать на отдых». Даже так, президент Путин, метающий о туризме на пенсии…

Узнав про эти настроения,  Общественное телевидение России решило провести свой опрос. Канал ОТР Кремль поручил почему-то создать Анатолию Лысенко. Может, кто-то забыл, что это за личность? Ведь он, бывший секретарь парткома,  входил в первую тройку информационных антисоветчиков: Виталия Коротич, Егор Яковлев и Анатолий Лысенко.  Провели скромный опрос в программе «ОТРажения», но тут умудрились всё исказить и оболгать! Ответы на неуклюжий вопрос «Сожалеете ли Вы по СССР? -  ошеломили:  90% - да, и лишь 10% - нет. Видимо, результат предвидели, поэтому на детище Лысенко пригласили комментировать ясное голосование писателя-русоофоба и темнилу Михаила Веллера,  который  активно вмешивается в российскую политику, будучи гражданином Эстонии — сателлита США. Его и  на «Эхе Москвы» в лоб спросили: «Как вы, гражданин иностранного государства, участвуете настолько активно в политической жизни России и влияете на ее развитие?». Он начал юлить и говорить совсем не то, что на ОТР:  «Дорогой друг, первое: есть замечательная турецкая пословица: главное — это дать происходящему название, а там хоть ковер из мечети выноси. Так вот, работа писателя состоит в том, чтобы явлению подбирать точное слово. Я ни в коем случае не гражданин иностранного государства. Я живу с паспортом одной из ныне независимых частей бывшего Советского Союза. Вы понимаете разницу?». Понимаем, но причём тут ковёр из мечети и  зачем тогда мутить воду в своих комментариях, утверждать, что сожалеют о Советском Союзе те, кто не знает правды, кто хочет забыть реальность? Тогда ни к чему наглые искажения.

Писатель начал с самого смешного: «Люди забыли о советском институте прописки. Например, жителем Москвы мог стать лишь тот, кто в ней родился». Это же бред сумасшедшего! Население Москвы в 1917 году составило 1 817 000 человек, в 1920 уменьшилось (из-за Гражданской войны, голода, эмиграции) до 1 млн. человек, но к моменту крушения Советской власти в Москве было в 1991 году - 9 017 415 человек, то есть в 9 раз больше! Веллер хочет сказать, что это мы, коренные москвичи, так размножились? Да, присоединяли села Останкино, Перово, Куркино, но сколько приезжало служилого люда, учёных, деятелей культуры, рабочих, а не дельцов-стервецов и спекулянтов-мигрантов!  Мой великий замоскворецкий земляк драматург А.Н. Островский писал: «Москва – город вечно обновляющийся, вечно юный, через Москву волнами вливается в Россию великорусская народная сила». Та же великорусская сила с примесью лучшего, что было в союзных республиках, в основном и вливалась в столицу СССР. Посмотрите хотя бы на длинный список известных писателей, ставших москвичами! А что вливается сегодня?

Второй, совершенно антиисторический и провокационный посыл Веллера: «Дружбу народов оставим школьникам… Российское государство создавалось исключительно завоеваниями». Но прежде даже школьнику было известно, по крайней мере, восемь стран и национальных образований (начиная с Башкортостана), которые добровольно вошли в состав России, причём многие, как Малороссия, долго просились под крыло русского царя, но он тянул из-за неизбежной войны с Польшей. Невыносимый социальный и религиозный гнет польской шляхты и католического духовенства Речи Посполитой приблизил Переяславскую Раду. Казахстан и Осетия, Армения и Абхазия, наконец, Грузия (часть её) – все искали защиты мощного союзника – Русского государства. По итогам русско-турецкой войны 1768-1774 правитель Картли-Кахетинского царства попросил принять его страну под покровительство православной России и спасти от притязаний мусульман: «Удостойте нас ныне таким покровительством, дабы всем, … видно было, что я нахожусь точным подданным российского государства, и мое царство присовокуплено к Российской империи». Дальше и опровергать выносителя ковров - скучно…

Так что не надо вести подрыв исторических и патриотических основ, как внятно сказано в доктрине. Увы, она, по сути, как раз обращена к некоторым собственным СМИ и политиканским структурам. Прежде чем обороняться от забугорных агрессоров надо бы разобраться с собственными подрывными сообществами и отдельными лжецами-доктринёрами, которые смертельно надоели, давно трачены молью, как эстонский пиджачок Веллера, но не вылезают с федеральных каналов. Странная и преступная беспечность… Как яркий пример: пресс-секретарь МИД Мария Захарова клеймит по ТВ врагов России так, что дым идёт, её просто обожает Владимир Соловьёв и другие ведущие, а она спокойно выкладывает на своей страничке трогательный пост с фото: «Провожали вчера вечером посла Израиля в Москве Цви Хейфеца в Пекин - к новому месту работы. Обсудили всё и всех - компания к этому располагала…» Ну, ещё бы! – размещено фото компании,  на переднем плане – Алексей  Венедиктов с девочкой на коленях… А я недоумевал, почему он так информирован и уверен в себе, когда в очередной раз поливает Россию грязью… Представляю это застольное обсуждение «всего и всех». Думаю, оно сильно отличалось от официозных патриотических заявлений! Этот лицемерный разрыв всё больше увеличивается на информационном поле, особенно на ТВ.

 

ТВ – НЕ СМЫСЛЫ, А СКАНДАЛЬЧИКИ

По традиции в декабре уходящего года прошли репортажи с 5-го Санкт-Петербургского международного культурного форума, где пытались обозначить главные проблемы и смыслы культурной политики. Ведь сегодня все передовые, «цивилизованные», как говорили в 90-е годы, страны переходят от общества знаний - к обществу смыслов, к обществу ценностей – истинных или мнимых? – другой вопрос. Россия в нынешнем тяжёлом положении тоже пытается делать какие-то шаги в этом направлении, хотя бы декларирует гуманные постулаты и пытается поддержать на государственном уровне институты смыслов, «умный досуг», как выразился в начале своего выступления Владимир Путин на круглом столе Форума культуры в северной столице. Россия – страна Слова или гаджетов и телелабуды? Ещё недавно и вопроса такого не возникало, а сегодня, занимаясь со своими студентами-будущими журналистами и литераторами, я задаю его всё чаще и горше…

В своих материалах я часто задавал другой вопрос: почему традиционная, патриотическая, честная литература сегодня в таком загоне и пренебрежении со стороны государства? Ответ очевиден: русская словесность живёт идеями, материнскими заветами, святыми понятиями, а государство - нет, что и закреплено в куцей Конституции РФ, запрещающей в 13-й статье всякую идеологию, но сама жизнь, международная обстановка вопиет и хватает за лацканы даже высших должных лиц: она должна быть у России и выбор – неизбежен! Только с этих позиций и надо было рассматривать очередной форум на берегах Невы, освещать, пусть и полемически, в СМИ.  Но куда там! – либеральный крен и подход – неискореним…

Сколько было сказано важного и умного на Форуме по культуре, более конкретно – на встрече деятелей культуры и искусства с президентом В. Путиным. Говорили о сбережении русского языка и шедевров классики (сам президент и Л. Духанина), о засилье иностранщины на ТВ (Л. Вербицкая), о  преподавании литературы в школе и вузах (А. Варламов), о наследии советского кино и  спасении отечественного кинематографа (К. Шахназаров), о сохранении культурного и архитектурного наследства (К. Михайлов), о местных достопримечательностях и возрождении патриотического, краеведческого движения (А. Шолохов),  но ТВ осталось верно себе и с упоением - в самых первых новостных репортажах - выпятило, обсосало лишь две скандальных темы – странное выступление подкрашенного актёра и худрука Театра Наций (видимо, Объединённых?) Евгения Миронова.  Именно ему, как юбиляру, недавно отметившему 50-летие, Владимир Путин предложил открыть дискуссию о положении дел в отечественной культуре, литературе, языке… Гарант Конституции надеялся, что, коль скоро он очертил круг серьёзных проблем и вызовов в сфере духовной жизни нашего общества, то услышит разумное продолжение разговора. Но в ответ услыхал о всевластии цензуры, запрещённых спектаклях, чиновниках, грубо вмешивающихся в творческий процесс, и дикой общественности, грязными сапогами вторгающейся в святая святых храма искусства. Председательствующий долго слушал с терпеливым недоумением, потом попытался выяснить, что конкретно запретили и кто именно? После неоднократных призывов Евгений выдавил из себя: «Запретили рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда» в Омске…». «Вы запретили, Владимир Ростиславович?» – повернулся президент к министру культуры. «Боже упаси! – ответил тот.  Сигнал Путина был принят, руководители его администрации тут же дозвонились в Омск и выяснили, что в ноябре на представление было продано всего 42 билета – пришлось отменить. При чём же тут цензура и давление неадекватных активистов? Миронов смутился, но продолжал лепетать про «срыв гастролей театра Константина Райкина» в Питере. Тут даже Путин не выдержал и популярно актёру объяснил: «Срыв гастролей – это не запрет. Это то, что Вы сказали про активистов».

Я бы сказал яснее и демократичней: это  – никакая не цензура, а реакция общественности! Почему Райкин имеет право упражняться и самовыражаться, а его сограждане – нет? У него на сцене – голубизна, а здесь у дверей театра, как раньше у МХТ Олега Табакова - розовая свиная голова. И что, Райкину разрешены все цвета и моральные выкрутасы, а зрителям – только аплодисменты и цветы? Просто дико даже рассуждать об этом в гражданском обществе. Режиссёра не побили, театр не громили, как сделали бы где-нибудь на Украине или в Азии,  а просто предупредили и выразили своё отношение. У нас ведь либералы ликовали, когда торт в виде Ленина пожирали или смотрели пляски взбесившихся девиц в храме – вот и получили ответную реакцию. И она, уверен, будет усиливаться, если общество начнёт просыпаться и выздоравливать.

К некоторому роду болезни можно отнести и вторую часть сюжетов в новостях - неожиданное выступление кинорежиссёра Сокурова, которое показали тут же ВСЕ федеральные каналы, а оно ведь походило на клинику. Конечно, Сокуров – баловень судьбы и властей. Как пишет «Новая»: «С Ельциным Сокурова связывали долгие и сердечные отношения. С Путиным он знаком. Встречались много раз. С финансированием «Фауста» помог Владимир Владимирович». И вот он решил, что ему всё позволено, обратился со странной, немыслимой в правовом государстве  просьбой «решить проблему с украинским режиссером Олегом Сенцовым». Сама терминология – «решить проблему» - из ельцинских времён! Ну, внятный ответ Путина все слышали, кто смотрит новости, но Сокуров его в МК удовлетворенно прокомментировал, как весьма положительный: мол, теперь можно добиться своего. А мне, если честно, больше понравилась резкая реакция телекритика Олега Пухнавцева: «Вначале эту жабу, выступившую сегодня в защиту "режиссёра" Сенцова, надували,  а потом она возомнила себя совестью нации, светочем гуманизма и сосредоточилась на правозащите бандеровцев-интеллектуалов. Кто виноват, спрашивается? Ну, уж точно не сама жаба, а те, кто создавал миф о «великом режиссёре», который теперь создаёт миф о "режиссёре" Сенцове...  В отличие от большинства присутствующих я видел произведения "режиссёра" Сенцова и могу утверждать, что никакие это не произведения искусства, а бесталанная самодеятельность. И в одном жаба оказалась права: им с Сенцовым надо конкурировать на кинофестивалях, ибо масштабы художников сопоставимы. Извините, взбешён...».  Думаю, что были взбешены или удивлены многие телезрители, но каналу  «Россия», которая первая начала транслировать и выпячивать этот бред с 17 часов, по горячим следам – наплевать. Но «кроме людей власти» (?)  героя репортажа - Сокурова, как пишет та же «Новая»,  «очень волнует вот что: как сохранить общество, как сохранить «общественный» разум? Это для него выше всех задач: как спасти общество?». Как спасти? – да не раскалывать его, не ставить режиссёров-террористов или кого-то ещё выше закона, выше людей – вероятных жертв! Конечно, спасти больное общество может только культура и литература, что и продекларировали все участники круглого стола. Посмотрим, как эти уверения и заклинания будут претворятся в жизнь и отражаться в СМИ.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную