Нина БОЙКО (Губаха, Пермского края)
ВОТ ТАК!

Лето 2011 года.

Едем с внуком на море. Настроение самое радужное. Портит его лишь то, что Даньке надо прочесть  хрестоматию для второго класса. Я противница летних заданий.  Спрашиваю Данилу:

–– Что тебе нравится в школе?

–– Праздники, –– отвечает беспечно.

Соседи в купе смеются. А что он ответит, семилетний ребенок, окончивший первый класс?

Пока ребятишки во что-то играют, я начинаю знакомиться с хрестоматией (издательство ЭКСМО). В аннотации говорится: «Впервые для второго класса средней школы составлена хрестоматия, объединяющая основные программы по чтению, утвержденные Министерством образования РФ. В хрестоматии более полно учтены интересы и возрастные потребности ученика».  

После такого вступления настраиваюсь на мажорный лад. Листаю страницы. Докучные сказки, потешки… 

У нашего Гришеньки под окошком вишенки,
У Семена в саду клёны, у Алёны –– дуб зеленый…
и т. д.

Это для младшей группы детского сада. Ученику, перешедшему во второй класс, это никак не может быть интересно.  

Дальше идут русские народные сказки. 

«У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь и петух.

Вот старик и говорит старухе:

–– А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику.

Услыхал это петух и ночью в лес убежал.

Вечером опять говорит старик старухе:

–– Придётся нам свинью заколоть».

Потом старик предлагал старухе зарезать барана, быка и гуся. 

В следующих сказках два брата убили третьего –– Ивана Царевича; ведьма точит ножи на деток Белой уточки…

Хватит, пожалуй, резни и убийств.  Дальше листаю. «Воспоминания»  Л. Н. Толстого: «Палочка зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа, в том месте, в котором я –– так как надо же где-то зарыть мой труп –– просил, в память Николеньки, закопать меня».

Ну, господи, и тут трупы и смерть!

Дальше идут мифы народов мира.  «Персею нужно было достигнуть западного края земли, той страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили и ужасные горгоны.  Громадные медные руки с острыми когтями были у горгон. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи.  Горе человеку, которого они встречали! Горгоны разрывали его на части своими медными руками и пили его горячую кровь».

Ничего себе детское чтение! Нежному сердцу, открытому для добра,  придется залечивать эти ссадины не один год!  Что же за монстры у нас в Министерстве образования, если смеют писать в аннотации: «В хрестоматии более полно учтены интересы и возрастные потребности ученика».   Неужели в семь лет ребенок обуян цинизмом и жаждой крови?  А может быть, это обуяны сами министры?  Скорее всего, что так.

Апрель 2012 года.

Приехала к Даньке  (в разных городах живем,  редко видимся).  

–– Ну, ученик второго класса, как у тебя с учебой?

–– Нормально.

–– Где же нормально? –– встревает отец. –– Стихи не хочет учить.

–– Чьи стихи?

–– Да откуда я знаю, учительница пожаловалась.

–– Я одно стихотворение выучил!  –– Данила громко читает:   

Если вы решили твердо
Самолет угнать на Запад,
Но не можете придумать,
Чем пилотов напугать,
Почитайте им отрывки
Из сегодняшней газеты, —
И они в страну любую
Вместе с вами улетят.


–– Ни хрена себе!  ––  подскакивает отец. –– Ну-ка, где такое написано?

–– В книжке Григория Остера, ты ее сам купил…

–– Я?! Я что, идиот, что ли?

Ребенок снимает с полки «Вредные советы» и подает ему.

–– Откуда я знал? –– у отца глупейшее выражение. –– Сказала учительница, я и купил.  Выкинь ее!  Нет, подожди, может, там нужное есть, зря же не скажут купить…

Читает: 

Заведи себе тетрадку
И записывай подробно,
Кто кого на переменке
Сколько раз куда послал,


***
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.


***
Если ты попал в больницу
И не хочешь там валяться,
Жди, когда к тебе в палату
Самый главный врач придет.
Укуси его — и сразу
Кончится твое леченье…


Отец Данилы ошалело смотрит на меня:

–– Это же гадёныш писал!

–– А зачем тогда в школе проходят… –– лепечет Данила.

–– По программе положено, –– отвечаю.

21 октября 2014 года.

Даниле исполнилось десять лет, и  я приехала к нему на юбилей.

После праздничного застолья, задувания десяти свечей, воткнутых в торт, отец Данилы говорит мне:

–– Помоги ему написать рассказ. Ты же писательница, всё знаешь, а мы с матерью не смогли.

–– О чем рассказ?

Он поворачивается к сыну:

–– Ну-ка, неси учебник…  

Данила  приносит.  Учебник имеет двойное название: «Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 4 класса», составители  М. В. Бойкина и Л. А. Виноградов, издательство  «Просвещение».

–– Надо  составить рассказ о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого, –– говорит внук, которому только сегодня исполнилось десять  лет.  

–– Да ведь чтобы осветить творчество Толстого, надо прочитать хотя бы основные его произведения: «Войну и мир», «Анну Каренину», «Воскресение», –– хохочу я. –– Надо и критику почитать.  А чтобы написать о его жизни, тут придется перелопатить пуд литературы, в том числе и  дневники Льва Николаевича…

–– Ничего смешного нет, –– плачет Данила. –– Пойдём завтра в школу! Скажи про это нашей учительнице!

–– Да что там  учительница, про это  надо на всю страну кричать! 

Листаю учебник-тетрадь.

Стр. 12. Вместе с родителями найди и прочитай «Песнь о Вещем Олеге». Какую новую информацию ты получил о главном герое и исторических событиях из этого произведения? Понаблюдай за языком и стилем текста летописи и произведения А. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», сделай выводы.

–– Тут надо разбираться да разбираться, –– говорю Даниле. –– Сейчас сяду за компьютер, посмотрю.

Увы, текста летописи в интернете нет, есть только ссылки на нее и краткий пересказ. Интересно, из каких соображений Данила должен делать выводы и сравнения? 

Стр. 16. Чем замечательна жизнь Сергия Радонежского?  Составь план рассказа.

–– Это настолько обширный материал, что простым рассказом не обойтись. –– поясняю внуку и заодно его родителям.  –– Тут даже план просто так не составить. Нужно знать историю русских княжеств и Церкви, правление Дмитрия Донского, монголотатарское засилие, наглость литовцев, постоянно рвущихся к Москве… Киев уже был литовским, и это тоже надо знать...

–– А как же тогда? –– теряется внук.

–– А это надо спросить у тех, кто составлял учебник. Может, у них крыша в этот момент поехала.

Стр. 27. Угадай, какая сказка изображена на рисунках. Напиши аннотацию к этой сказке.

Изображения на рисунках настолько неясные, что нельзя разобрать, о какой сказке идет речь. Да и откуда ребенку взять обобщения для аннотации, если их нет, и не может  быть в таком возрасте?

Стр. 28. Составь с другом диалог на тему «Что значат для меня сказки А. С. Пушкина».

Задаю себе вопрос: а что для меня значат сказки Пушкина? И не нахожу ответа. Я знаю, что сказки Пушкина –– это наша культура, история, наша жизнь. Способен ли на такую формулировку мой внук, которому только сегодня исполнилось десять лет? Нет, не способен. Зачем же тогда издеваться над ним и другими детьми? 

Стр. 34. Ф. И. Тютчев  «Как неожиданно и ярко».  Как бы ты озаглавил произведение?  Запиши свои варианты.

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла ––
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
 
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его –– лови скорей!
Смотри –– оно уж побледнело,
Еще минута, две –– и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

Вроде бы  доброе, хорошее стихотворение, и озаглавить его легко: «Радуга», например.  Но смысл стихотворения выражен в последних двух строчках, и значит, «Радуга» не подходит. Точным здесь будет «Родился, чтобы умереть». Был ли ум у составителей, чтобы дать это стихотворение маленьким детям? Я думаю, не было.

Стр. 46. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Определи основную мысль произведения. Запиши. Объясни свою точку зрения.

Я долго пыталась вспомнить эту сказку, но не смогла. Заглянула в интернет.

« –– Я тебя слопаю! –– повторила жаба, стараясь говорить как можно нежнее, что выходило еще ужаснее, и переползла поближе к розе. –– Я тебя слопаю! – повторила она, все глядя на цветок.  И бедное создание с ужасом увидело, как скверные липкие лапы цепляются за ветви куста, на котором она росла.

–– Господи! –– молилась она, –– хоть бы умереть другою смертью!»

И дальше:

«–– Дай ее мне, –– прошептал он. –– Я понюхаю.

Сестра вложила стебелек ему в руку и помогла подвинуть ее к лицу. Он вдыхал в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал:

–– Ах, как хорошо…

Потом его личико сделалось серьезным и неподвижным, и он замолчал… навсегда».

Определить основную мысль произведения, как того требуют составители, я не смогла. Её просто-напросто нет.  Объяснять «свою точку зрения», получается не с чего.  А вот осадок от обилия жути остаётся и раздражающе действует на нервы.

Стр. 47.  Какие произведения Гаршина ты хотел бы прочитать? Составь список, используя алфавитный указатель.

Надо сказать, что Гаршин был психически больным и большинство его произведений читать невозможно даже взрослому человеку. Неужели этого не знали Бойкина и Виноградов, составляя «Рабочую тетрадь» для учеников 4 класса?  А как понять «составь список произведений, которые хотел бы прочитать, используя алфавитный указатель»?  Это же бред заблудившейся лошади!  

Стр. 69. Знаешь ли ты, кто такой Эдвард Григ? Составь краткий рассказ о жизни и творчестве композитора.

Ну вот и до композиторов добрались и почему-то сразу норвежских. В свое время я окончила музыкальную школу и музыкальное училище, но не взялась бы составить рассказ о творчестве Грига, да еще краткий рассказ, который составить гораздо сложнее. У Грига 15 фортепианных произведений, 150 песен и романсов, 9 симфонических произведений, 5 сонат, концерт для фортепиано, струнные квартеты, хоры…  Надо год изучать его творчество, чтобы взяться за ручку и написать короткий рассказ.  А что же напишет мой внук, который о Григе узнал из «Рабочей тетради»?  И что он напишет о жизни Эварда Грига, не представляя даже в котором месте земного шара находится Норвегия?

Стр. 69. Прочитай, как описывает  музыку Грига писатель К. Г. Паустовский. Подчеркни слова, которые передают звучание музыки.

Я обратилась за помощью к интернету. И сразу –– слова Паустовского: «Невозможно передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык».  Что же еще тут добавить?  А только то, что Бойкина и Виноградов никогда не были связаны с музыкой.  Для чего же детям-то голову морочить?

Стр. 104. Обсуди с другом, какие произведения мы относим к зарубежной литературе. Запиши. Прочитай аннотации к произведениям зарубежных писателей. Знаешь ли ты эти произведения?

Прочитав это задание, у меня, что называется, отвисла челюсть. Вспомнила фильм «Берегись автомобиля»: «А не замахнуться ли нам, товарищи, на Вильяма нашего Шекспира?»

В общем, я поняла, кто составляет учебники и программы для школ. Это, во-первых, малообразованные люди, во-вторых, без признаков сердца, но зато –– замечательные проныры!  Но учителя-то, учителя почему без собственной головы оказались!? Почему не поднимают этот вопрос перед руководством?

Потому и ревут ребятишки, не справляясь с заданием, потому и орут на них мамы и папы, не веря, что дети не могут. 

Конец декабря 2014 года.

Знакомая преподавательница русского языка и литературы, к которой я заглянула на минутку, даёт мне почитать контрольные работы одиннадцатиклассников.

–– Тема  была: обзор пройденного материала, –– говорит она. –– Готовимся к ЕГЭ. 

Я беру верхний листок.   

«Евгений Онегин –– главный герой романа А. С. Пушкина «Евг. Онегин». Онегин  после долгих странствий возвращается в дом Фамусова где он раньше жил, для того чтоб признаться в своих чувствах Софье, дочери Фамусова.  Когда Обломов приезжает, Софья встречает его холодно, т. к. она влюблена в безродного.

В этом доме Обломов столкнулся  с непониманием самого Фамусова. Он рассказывал Обломову  историю об Максиме Петровиче, который упал три раза перед императрицей, и за это получил высокий чин. Для Обломова это смешно. Ведь он человек который не любит лести, лжи, обмана.

В сцене бала все шарахаются от Обломова. После этого Софья намекает что он не в своем уме. Народ сразу подхватывает слух, и даже прибавляет свое.

А когда Обломов начинает говорить свой монолог о том что русские подражают французам, его ни кто не слушает. Такие люди как Обломов нравственные, справедливые, умные, добрые в таком обществе в котором самое главное это деньги, успех, власть не нужна.

Обломов просыпается от долгих лежаний, они вместе с Ольгой ходят в кино, гулять, он не спит ночами. Но все рушится после того когда Обломову приходится сделать Ольге предложение.

Финальная сцена Евгения Онегина в которого была сильно влюблена Татьяна. В свое время Онегин отказал ей. Он разбил ей сердце. На балу Онегин и Татьяна встречаются, он видит что она сильно изменилась и Онегин влюбился в нее с первого взгляда. Он пишет ей письма, но она игнорирует их так как за время разлуки она вышла замуж за Пьера Безухова и теперь не может его предать. Ведь она девушка из приличной семьи.

Цель творчества –– самоотдача, а не шумиха, не успех. Борис Леонидович Пастернак жил и писал в годы войны. Он автор знаменитого произведения «Доктор Ж.», которое было написано совместно с Сергеем Живаго.

Позорно  ничего не знать.
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В своей судьбе, а не среди бумаг
.

На этом контрольная работа заканчивается.

–– Во втором полугодии будет зарубежная литература, –– вздыхает преподавательница. ––
Сочувствую ей всей душой!  

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную