Нина БОЙКО (Губаха, Пермский край)
РАДЕТЕЛЬ «Вчера в Союз писателей зашел пожилой человек.
«Скучно жить на этом свете, господа», – сказал Гоголь. Скучно-то, скучно, но всё же бывает такое веселье, что многие годы помнишь. Я и сейчас, словно вижу того мужичка в клетчатой кепке, в рубашке навыпуск, бодро втащившего к нам в музыкальную школу контрбас-балалайку; так громыхнул ею, ставя у стенки, что преподаватели всполошились: в чем дело? – Вот я с подарками к вам, – объявил мужичок и затащил еще две балалайки, поменьше. Первой опомнилась наша техничка: – Нам не нужны агрегаты! – встала у входа. – Сама агрегат! – огрызнулся даритель. – В шкаф не пролезешь. Ничуть не смутившись, он внес еще семь балалаек. – Будет народный оркестр! – обратился к директору, который стоял в замешательстве: то ли сердиться, то ли смеяться. – Спасибо, конечно, но класс балалайки мы только планируем. Пока помещения нет. Вот новую школу достроят, тогда пригласим педагогов; сейчас и заняться-то некому. – Так обучите своих пианистов! – нашелся даритель. – Ноты же знают. Техничка, успев разглядеть балалайки, авторитетно сказала: – Они все рассохлись. – Ну, так и что! – отрезал даритель. – Поставьте к ним вёдра с водой. В газету прошу написать обо мне. Сухарев Павел Андреевич. Я музыкант, в клубе работал, мечтал об оркестре, да игроков не нашлось. Двадцать три года хранил инструменты. Директор провёл музыканта в актовый зал и показал на свободный угол: – Можете здесь оставить. Мужчина, как муравей, перетаскал балалайки, закинув их за спину. Когда он, ушел, напомнив еще, что балалайки без струн и струны надо купить, директор вздохнул, словно вынырнул. Техничка его отчитала: –Чего церемониться было? Уроки сорвал! Выгнать – и всё. – Да что вы, – замялся директор, – как можно. – Актовый зал превратил в дровяник! Через неделю даритель явился опять. Теперь он имел обиженный вид. – Вот, значит, как обещание держите! – встал посредине учительской. – В чём, собственно, дело? – не понял завуч. – Статьи-то в газете нет! – Когда восстановим все балалайки, тогда и напишем. – Я подожду, – даритель сурово кивнул. Он стал приходить ежедневно, справляясь, купили ли струны и почему не стоят вёдра с водой? Заодно сообщил, что живет в своем доме, хранил балалайки на чердаке, – вот и причина того, что рассохлись. – Нет у нас ведер! – взъелась техничка. – Мы за водой на колонку не ходим! – Тогда я свои принесу. И принес. Такие, что тоже хранил, вероятно, все двадцать три года. Техничка отжала его вместе с ведрами к выходу. Вскоре в газете вышла статья: Павел Андреевич гневно писал о передаче оркестра народных инструментов музыкальной школе, где отнеслись к его подарку бесчувственно. – Истинный клещ! – поражался директор. Казалось, что после статьи даритель уже не придёт, но он не замедлил явиться. Принес сочиненную им ораторию. – Пока балалайки еще не освоили, – бодро вошел он в учительскую, – займитесь моей ораторией, хор у вас есть. Я проиграла начальные такты и ужаснулась: – Это немыслимо для исполнения! – Да вы не хотите! – вскричал композитор. – Я уже понял, что здесь равнодушные люди! Где тут культура? Это очаг бескультурья! Я так не оставлю! Город ждет выступлений оркестра, ждет оратории, и – дождется! ...Но если бы этим всё кончилось! Он целых полгода вёл битву. Он подключил исполком и горком, не признавая ничьих аргументов. И, наконец, всё же выдохся. Забрал балалайки, забрал ораторию и навсегда прекратил визиты.
АДОВЫ БУДНИ Измученный скукой, сидел Сатана возле чана с гудроном, в котором варились многие тысячи лет преступники разных мастей, и равнодушно подсовывал в пламя очередное полено. Всё надоело ему в проклятом аду: каменный свод с длинной трубой, вечный огонь под чаном, склады с дровами и бесконечные лабиринты. Множество раз он корил себя за несдержанность с Богом: сидел бы сейчас рядом с Ним, птичек бы слушал, вишенки ел. Зачем захотелось перечить Ему, мир Его портить? А всё от гордыни! Сиди вот теперь, слушай, как в чане вопят. Отворилась массивная дверь, подручные затащили новенького. «Только бы не графоман! – передёрнуло Сатану. – Варить их в гудроне нельзя, преступлений за ними не значится, и ходят они по аду, слагая стихи и прозу, и донимают его своими творениями. Недавно вот только сцепился с одним. Так уж просил послушать, что благосклонно махнул: – Валяй. Тот радостно начал: Ведь если вдруг где оторвётся – Бессмыслица! – рявкнул ему Сатана. – А грамоту знаешь, новатор? – А не скажите! Про нелогичность, неправильность сколько Фету пришлось пострадать, и не только ему! И теперь этот тип ходит по аду, ругаясь, что сильно обижен Нечистым. – За что меня в рай не пустили? – скрёб по камням башмаками и упирался новоприбывший. – Я двадцать раз Петру объяснял, что об Иисусе писал, как никто! На кресте продолжая полёт, – И после таких гениальных стихов, меня, как собаку... Отстаньте! – стал вырываться из лап подручных. – Разве сравнить меня и Тяпкиным? У него – ерунда о Христе: Чудны дела, Твои, Господи! – Шляется здесь этот Тяпкин, – Нечистый схватился за зубы. – Иди вон к костру, поленья кидай. Да чтобы горели не так, как на том фестивале. – Какой фестиваль? – Поэтический. Приехали вы, человек восемнадцать, все гениальные, и не сумели костёр развести, чай вскипятить. Ладно, кидай поленья, да шибко не слушай, как в чане преступники воют. И как не охрипнут, заразы? С большой неохотой новенький поднял полено. – Тысяча двести стихов у меня, – бормотал, – а он ко мне с хамством! Впрочем, что взять с Сатаны? Но Петру не прощу, хоть он и апостол! Сатана, заплетаясь копытами, хмуро побрёл в восточную сторону, где он заметил какое-то сборище. – Чем вы тут заняты? – грубо спросил. – Литературный журнал издаём. Большое брожение идёт. Нелидов не врёт про корову, а Бакаев и Тяпкин врут! Их даже и ад не исправил! – Прочти-ка, Нелидов, – Сатана усмехнулся и сел на чурбак. – Рассказ называется... – начал Нелидов. – Ладно, название – дело десятое. «Ну, так и что? – кричала большая корова в шляпе. – Что же, что я люблю наряжаться? Я женщиной хочу быть, а не коровой!» – «Накладно ведь, – мыкнула рыжая Дунька. – Молоко вздорожает». – «А мне-то какая печаль?» – «Вот потаскуха ты, Изабелла!» – Занятно, – прервал Сатана, почесав ногу об ногу. Решив, что ему по душе потаскухи, орава писателей загалдела: – И мы так умеем, и мы не хуже! Тяпкин кричал громче всех: – Слушайте! Слушайте! Что ты лезешь, как осенью муха! Сатана обречённо вздохнул и подался к костру – проверить, что делает новенький. Тот успел утомиться, костёр прогорел, гудрон остывал, убийцы, грабители и государственные преступники отдыхали. Двое, усевшись на краю чана, курили. – Эх ты, безрукий! – сказал Сатана, и лично подкинул большое полено. – Дуй вон туда! – указал новичку на толпу, обсуждавшую новый журнал. И так оглушительно свистнул, что даже гудрон расплескался в костёр, отчего всё застлало коричневым дымом. Никто не заметил, как в этом дыму сатанинские детки уже окружили писателей. – Стройся в шеренгу! – визжали они. – Первый заход – вокруг Солнца, прожаритесь, вышибет дурь. Дальше – к Меркурию, чтоб закрепилось, что вышибло. Под оглушительный вопль гениальных творцов детки погнали их по маршруту. «Ну, молодцы! – похвалил Сатана. – Ни один даром хлеба не ест. Оп! – что-то вспомнил, и вмиг перед ним оказался Нелидов. – Хочу уяснить, с чего ты завёл про корову, ты же всю жизнь строчил для газеты брехню. – А давайте на совесть, – выпрямил плечи Нелидов. – Побыли бы вы в моей шкуре! Того не пиши, это – нельзя... – В таксисты бы шёл. – Их без меня больше, чем надо. – Ну удавился бы. – Видишь, как вы завернули! Впрочем, что взять с Сатаны? И получил копытом в поддых. ... Глаза он открыл на операционном столе. – Ожил! Восемь минут клинической смерти! – услышал.
Через четверо суток Нелидов уже диктовал в газету статью, как попал после смерти прямо на небо, и так ему нравилось там среди пальм и магнолий, что не хотел возвращаться назад. У Сатаны от такого бесстыдства дыбилась шерсть на загривке: «Ну, попади ты ко мне ещё раз!» |
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||