ЧУДО, КОТОРОЕ МЫ ТЕРЯЕМ

Государственный академический русский концертный оркестр «Боян»

Названный именем легендарного древнеславянского певца-сказителя оркестр создан в 1968 году одним из ведущих музыкантов России А.И. Полетаевым как экспериментальный. После признания «Бояна» музыкальной общественностью, профессиональной критикой и широкой публикой оркестр соединил в себе два начала – традиционные народные инструменты России и инструменты симфонического оркестра. В результате была блестяще реализована идея современного малого русского симфонического оркестра, который приобрел необычайно красочную, разнообразную палитру и большой динамический диапазон. Такой оркестр не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.

Оркестр – лауреат Первого молодежного фестиваля народной музыки в Москве в 1969 году и X Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине в 1973 году. За большую работу по эстетическому воспитанию молодежи и высокое исполнительское мастерство «Бояну» в 1982 году было присуждено Почетное звание лауреата премии Ленинского комсомола.

В 1979 году Центральной студией документальных фильмов СССР создан фильм об оркестре «Боян» под названием «Заветная стезя», а в 1990 году – «Если бы ни эта музыка».

В 2003 году по результатам исследования Проблемной медицинской лаборатории Минздрава России, возглавляемой доктором биологических наук С.В. Зениным, установлено эффективное лечебное биоэнергетическое воздействие оркестра на слушателей, о чем было выдано соответствующее заключение.

Гастрольные маршруты «Бояна» пролегли не только по России и Советскому Союзу, но и за рубежом. Восторженные рецензии на концерты оркестра публиковала пресса Болгарии, Югославии, Швеции, Японии, Германии, Великобритании, Тайваня.

 

* * *

Основатель оркестра, его бессменный художественный руководитель и главный дирижер, народный артист России и СССР профессор Анатолий Иванович Полетаев, вице-президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, награжден многими почетными наградами, в том числе медалью «За трудовую доблесть», орденом Почета, орденом Дружбы, орденом Святого благоверного князя Даниила Московского. Родился он в 1935 году в Воронеже, где окончил музыкальную школу и училище, затем в Москве – Академию музыки им. Гнесиных по классу баяна и дирижирования. И в 1976 году завершил свое образование в аспирантуре Нижегородской консерватории.

Большинство аранжировок и обработок концертного репертуара оркестра, составляющие его основной фонд, выполнены А.И. Полетаевым.

Двадцать концертных программ, получивших высокие оценки слушателей – любителей русской и славянской музыки, записаны на компакт-дисках.  

 

СПАСТИ «БОЯН» ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО!  

Культура – душа народа, и пока она жива, страна способна достойно пережить любые трудности. В противном случае Россия как целое перестанет существовать. Бездушие и бездуховность – смертельная инфекция. Форпостом отечественной культуры, ее славянских корней является оркестр «Боян».

Как сам Боян был философом, учителем-вещуном, жившим за шесть веков до появления христианства на Руси, так и его современный последователь – носитель патриотизма, духовности, народности.

 

Белая сирень

Пречистенка – одна из заповедных зон Москвы, с лучшим образцом ампира – усадьбой Хрущёвых-Селезнёвых (ныне литературный музей А.С. Пушкина). Напротив – тоже прекрасный особняк, музей Л.Н. Толстого, образ которого (работы гениального скульптора Н. Андреева) сокрыт во дворе от непосвященных, а далее – дворец, где проживал герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов.

Именно здесь, на Пречистенке, состоялся юбилейный концерт любимого музыкального коллектива столичных ценителей отечественного искусства – Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» под управлением его бессменного руководителя, народного артиста СССР и России Анатолия Ивановича Полетаева. В одном из лучших особняков дворянской Москвы, в числе владельцев которого состоял и Нарышкин – дядя Н.Н. Гончаровой, располагается ныне Центральный дом ученых.

Задолго до начала торжества в прелестном дворике, охраняемом строгими надвратными львами, собрались поклонники оркестра с букетами, расцвеченными всеми красками цветущей весны, где благоухала и белая сирень, ибо таково название этого традиционного майского концерта.

С левой стороны двора – вход в старинный, изысканно оформленный садик. А справа – грандиозное панно с видом Новодевичьего монастыря, куда и ведет Пречистенка, некогда сменившая по повелению царя Алексея Михайловича неблагозвучное название Чертолье (по протекающему ручью Черторый), что так не соответствовало предназначению трассы, соединяющей царскую Кремлевскую резиденцию с местом царского богомолья.

В программе концерта – гениальное творение С.В. Рахманинова (самого русского из композиторов, по мнению Ф. Шаляпина) – 2-й концерт для фортепиано с оркестром (солист – юный пианист Иван Бурляев). Замечательно прозвучали прекрасные романсы  Рахманинова в исполнении народного артиста России Евгения Поликанова, лауреатов международных конкурсов Натальи Ермаковой, Николая Крылова. Концерт вела Заслуженный деятель искусств Галина Преображенская.

Незабываемый вечер – море цветов, благоухание сирени, корзина из 75 роз и переполненный зал. Ученые, деятели культуры и искусства. Самые преданные друзья – ветераны, особые ценители целебных звуков «Бояна». Ликование, улыбки, торжество духа, мысли, подлинного искусства и великого русского Духа – воистину народный праздник, юбилей любимого оркестра. Как торжество всего доброго, истинного и прекрасного, что так необходимо сегодня нашей стране, народу, и прежде всего новым поколениям – наследникам величайшей культуры Отечества.

 

Актуален в наши дни

Для меня «Русский концерт» – это всегда праздник! Пиршество оркестровых красок, богатство чувств и эмоций, картины великолепной русской природы. Это ощущение духовного и физического превосходства. Это – торжество жизни и радость Победы!

В год юбилея весь благодарный мир вспоминает Рахманинова как одну из величайших вершин общечеловеческой музыки, глубоко русскую душу, композитора-гения!

Его друг, замечательный русский композитор и пианист Н.К. Метнер, назвал Рахманинова «истинным Бояном, талантливо рождающим свои неслыханные песни». И не случайно именно оркестр «Боян» изучает и популяризирует музыку Рахманинова по многим причинам. Главные из них – это высокая духовность, доброта и благородство, глубина мысли и чувства, сила темперамента и жизнелюбия. Это те черты, которые как никогда актуальны в наши дни.

Детство С.В. Рахманинова прошло на земле Великого Новгорода, а юность и зрелость – в Москве. В этих местах сосредоточены великие традиции Древней Руси. Самобытные песни и былины, древнейшие соборы и особый колокольный звон, широта и простота родной природы, гордость и добросердечие свободолюбивого народа, его стремление к Богу и Правде. Все это ясно и мощно звучит у Рахманинова.

Истинное воодушевление и ответственность «Бояна», незабываемые месяцы и годы репетиций, поиски нужных красок, интерпретаций и кульминаций сопровождали наш творческий процесс, ставший счастьем служения Большой музыке, Рахманинову и Отечественной культуре.

Когда в Англии у Фёдора Шаляпина спросили: «Что надо читать, чтобы лучше понять русского человека?» – он, не задумываясь, ответил: «Надо слушать музыку Рахманинова». Я присоединяюсь к мудрому совету великого певца России!

 

Анатолий Иванович Полетаев,
народный артист России и СССР

 

ЧУДО, КОТОРОЕ МЫ ТЕРЯЕМ

Благодать целебности

Музыка «Бояна» поистине целебна, что доказывает и завидное здоровье Анатолия Ивановича, которому не приходится обращаться к врачам. Народная и классическая музыка благотворна для тела, души и состояния духовно-интеллектуального потенциала, что разительно отличается от молодежных музыкальных пристрастий, когда, уже после какофонии дискотек, ставших, к сожалению, атрибутом учебных заведений, учащиеся не в состоянии справиться с контрольными работами.

Сколько наших молодых талантов гибнет после бесконечных ночных бдений в этом звуковом кошмаре – от школьных вечеров до общегородских ночных дискотек, наносящих непоправимый вред и духовно-физическому здоровью, и творческому потенциалу нации.

К сожалению, немногие посвящены в эти важнейшие проблемы, о чем в своих интервью рассказывает Анатолий Иванович – единственный музыкант и дирижер, удостоенный Сертификата Международного агенства рекордов и достижений за целебное биоэнергетическое воздействие на слушателей.

А вот противоположный пример и Майкла Джексона (увы, кумира миллионов!), который собирался прожить 150 лет, но прошел лишь треть намеченного пути. Человеческая жизнь определяется качеством воздуха, воды, пищи и звука. Пища может быть и лекар c твом, и ядом. И музыка способна вершить невероятное – так, ре-мажорная соната Моцарта излечивает эпилепсию, не подвластную официальной медицине.

Обратное воздействие оказывает диссонанс, которым пытали преступников в Древнем Китае, вызывая мутацию генов. Но и сами музыканты заболевали при продолжительном звучании подобной музыки, поэтому состав музыкантов менялся, а подопытные принимали губительную дозу «антимузыки», или, точнее, антикультурного воздействия.

А вот дискотеки наших образовательных учреждений «работают» с постоянным контингентом, но никто не контролирует конечный результат их воздействия, хотя это возможно и необходимо.

Японские ученые нашли способ контроля музыкальной информации, замораживая обработанную различной музыкой воду. Они выявили, что гармоничная, позитивная музыка дает красивые симметричные снежинки, а негативный звуковой ряд формирует уродливые нагромождения. Под воздействием подобной музыки возникают болезни и преждевременная смерть.

Человек – водное существо, и он несет в себе более 70% жидкости, что позволяет запоминать положительные и отрицательные эмоции, которые буквально протекают сквозь тело, влияя на состояние здоровья. А для оценки воздействия на воду содержания слов и выражений были введены единицы активизации – положительные и отрицательные е.а. И за 1 е.а. было принято количество энергии, которое вбирает в себя вода при слове «спасибо».

При проверке воздействия различных слов выяснилось, что «большое спасибо» дает 5 е.а. И столько же – выражение благодарности на других языках. «Желаем вам счастья» воспринимается водой на 10 е.а., а «мы вам желаем с огромной любовью» – 20 е.а. Словосочетания из искаженных русских слов (что весьма актуально в современном языке) вода воспринимает с отрицательным знаком.

В благотворной музыке проявляется и духовный потенциал музыканта, его доброта, благородство, его позитивный настрой, несущий гармонические вибрации связи с Высшим миром. Так что предназначение «Бояна» благотворно и спасительно.

В своей статье «Нужен ли «Боян» России ХХI века?» музыковед Московской государственной филармонии, Заслуженная артистка России Г. Машинская пишет, что каждый из концертов А.И. Полетаева – это обращение к народу, это сохранность великих и благородных традиций, духоподъемность, – вот с чем выходит маэстро к дирижерскому пульту. И зал это понимает, наполняясь спасительной энергией.

А в каком культурно-звуковом пространстве находимся мы сегодня благодаря деструктивным программам ТВ?! Молодежь утрачивает связь с великим духовным наследием своего народа, отчуждается от истинной культуры и лишается достоверного представления о русской истории, литературе, музыке и ее великих подвижниках, – утрачивается все, что должно быть передано новым поколениям. Это – признак несомненной деградации основ духовного существования независимого государства, и положение воистину критическое.

Как далеко зашла эта смертельная болезнь духовно-душевного опустошения, если миллионы сограждан покупают и «проглатывают» тысячные тиражи желтой прессы с изощренными сценами насилия и смакованием пороков и блуда, с нескончаемыми фотогалереями на страницах газет и журналов и, конечно, в Интернете, где в бесстыдных позах «девы» предлагают себя круглосуточно.

Вот таков антикультурный фон нашей древней и вечно молодой столицы, столь внешне приукрашенной, которая когда-то была примером всему миру в нравственно-культурном облике и здоровом образе жизни.

Назрело глубокое противоречие между космополитичной псевдоэлитной и подлинно национальной культурной элитой.

На стороне компрадоров – финансовые преимущества и зарубежные союзники в России, а также развитая структура деструктивно-беспощадных СМИ.

Духовные ценности уходят на второй план (или вовсе стираются) из-за насаждения безудержного стремления к материальным благам и телесным утехам.

Цель подлинной жизни – эволюция индивидуального сознания, состоящая в развитии и одухотворении истинно человеческих качеств, отличающих нас от животных, тотально подменяется в погоне за разжигаемыми с раннего возраста чувственными страстями и телесными утехами, разрушающими душу и тело. Этим деструктивным процессам и противостоит великий дирижер со своим детищем, но как раз за исполнение этой миссии и подвергается преследованию.

В своей проникновенной статье «Юбилей на грани беспредела» в журнале «Наш современник» № 3/2011 Н. Катаева зримо раскрывает это драматическое положение многострадального «Бояна».

«...Своей сверхзадачей мы считаем укрепление национального самосознания, заботу о славянском единстве. Вначале был написан «Гимн единения России с Белоруссией», который был хорошо принят на правительственном концерте. Потом в «Гимне славянского единства» А.И. Полетаев присоеднил и Украину: «Белая Русь и сестра Украина вместе с Россией едины навек…».

Бесценны воспитательные возможности национальной культурной модели, будь то песня и лучше – хоровая, соответствующая изначально хоровому принципу русской жизни и культуры. А сказка, заселяющая душу национальным мифом, сообщает маленькому человеку верные духовные ориентиры в мире Добра и Зла. Пребывание в живом пространстве сказки научает ребенка инстинктивному пониманию главных концептов становления личного духа…».

Уникальность «Бояна» – в соединении симфоничности и народности самобытной палитрой с национальным акцентом. «Боян» – воплощение заповедей великого музыканта и просветителя А. Андреева: крепить русское самосознание, популяризировать русские песни, а также русские и славянские ритмы, вести развитие и воспитание на базе русских и славянских песен и ритмов.

 

Чудо, которое мы теряем

И вот над этим уникальным, поистине космическим культурным явлением нависла угроза уничтожения. Угроза страшная, реальная.

В последние годы оркестр  содержали на унизительном, нищенском уровне: музыканты оркестра получают 6 тыс. руб., заслуженные артисты республики – 11–12 тысяч. (И это при том, что все академические музыкальные коллективы получили президентские гранты в 50 млн. рублей в год – где они? Где они для «Бояна»?) Само по себе это уже кощунство.

Это исключает возможность приглашать квалифицированных музыкантов, способных решать поставленные задачи. Да просто существовать на таком уровне – за пределами человеческих сил.

Но спаянные единой сверхзадачей музыканты держались, «Боян» продолжал существовать и творить. Тогда чиновники от культуры взялись за дело с другой стороны.

Непонятно и поразительно, почему директор Департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Министерства культуры Российской Федерации А.А. Шалашов  вместе с министром культуры А.А. Авдеевым всё делает для того, чтобы лишить оркестр «Боян» его основателя и художественного руководителя – композитора, народного артиста СССР профессора А.И. Полетаева.

После неудачных попыток закрыть оркестр «Боян» в 2006 году (общественности удалось добиться позитивных откликов тогдашнего президента России В.В. Путина: «Оркестр сохранить и поддержать!» – а затем и Д.А. Медведева: «Разобраться и помочь!») в Министерстве культуры не только не разобрались, не помогли и не поддержали, но и решили его ликвидировать, лишив оркестр самого главного заинтересованного и компетентного лица – основателя этого уникального детища. С маниакальной настойчивостью обитатели высоких чиновничьих кабинетов ищут способы реализации этой навязчивой идеи.

При этом штат оркестра был сокращен с 71 музыканта до 30-ти. При таком составе концепция оркестра радикально меняется – он превращается в утилитарный ансамбль для аккомпанемента псевдонародным певицам.

«Это – дьявольский, разрушительный замысел», – комментирует А.И. Полетаев. При таком злонамерении уничтожается то, что создавалось годами и десятилетиями, то, что выкристаллизовалось за 40 лет напряженного художественного поиска и было явлено как национально-духовное кредо России.

Они же – Шалашов и Авдеев издали новый устав, исключив из штата оркестра художественного руководителя, где его функции ныне исполняет молодой и неопытный директор И.С.  Шрамков. Абсурд!

Согласно всем уставам художественный руководитель является первым лицом, а директор занимается административно-хозяйственной работой.

Поняв, что прямое удаление Полетаева вызвало бы слишком большой скандал в обществе, Шалашов и Авдеев выдвинули новую идею: объединить в целях «оптимизации» работы и увеличения окладов музыкантов два коллектива – оркестр «Боян» и ансамбль «Россия», созданный Л. Зыкиной, и назначить директором Дмитриенко Д.С.

Объединение столь несовместных явлений, столь разных исполнительских и композиторских традиций – абсурдно и кощунственно, так как при осуществлении этого варварского замысла погибнет и ансамбль «Россия», и уникальный оркестр «Боян», а уничтожение двух заслуженных коллективов – кощунство в квадрате.

Оркестр «Боян» – памятник культуры ХХ века, который хотят снести до основания русофобы и славяноненавистники, и этому надо дать отпор. Но битва еще не кончена. Нарастает гражданский протест знатоков и любителей национального достояния, собрано более 5 тысяч подписей в защиту прославленного коллектива.

И пусть зарвавшиеся чиновники любого уровня помнят: помимо людского суда, есть еще суд времени. И если Шалашов, Авдеев и им подобные не хотят навечно остаться в памяти народной уничтожителями культурного достояния, не хотят попасть в Книгу Позора – пусть они задумаются. Еще не поздно!

Музыка – космическая форма общения и сохранения информации. Гениальному Баху было позволено воспринимать музыку сфер и тайны мироздания. Чайковский с Рахманиновым также записывали музыку вечности. Народная музыка сохраняет в памяти самое благотворное, глубинное эстетическое и этическое воздействие, формирующее духовно-нравственное здоровье нации.

Сегодня чрезвычайно важно поддерживать связь с народной традицией, потому что наш народ подавляют и истребляют не только физически, но и духовно. И вопрос о национальном самосознании стоит остро, как никогда

 

Алиса Ивановна ЛЕОНТЬЕВА,
доктор педагогических наук,
лауреат медали Е.Р. Дашковой за вклад в развитие
образования и культуры в России

 

НЕКОТОРЫЕ ОТЗЫВЫ ОБ ОРКЕТРЕ

Болгарская газета «Дмитровское знамя»:

«…Состав блистал своей изысканной и тонкой нюансировкой. Острые и точные акценты, несущие большой ритмический размах, использование полной оркестровой звучности, от пианиссимо до наимощнейшего форте. Исключительный темперамент, совершенное музыкальное мастерство были проявлены не только в исполнении солистов, но и в музыкальности, и в интеллектуальной зрелости, которые демонстрировал оркестр».

 

Японская газета «Хоккай минью симбун»:

«…Оркестр «Боян» является одним из лучших в СССР, который бережно хранит народные музыкальные традиции, передает истинную душу русской музыки».

 

 

Шведская газета «Людвика тиднинг»:

«…Всё представление заполнено движением. Одно мгновение оркестр звучит мечтательно и мелодично, затем – величественно и захватывающе… Всё, что оркестр играет, отшлифовано с изумительным звучанием. Оркестр «Боян», который в целом совершенно фантастичен, имеет прекрасных солистов».

 

Президент немецкой фирмы «Новитекс» Витольд Новак:

«Боян» – выражение русской музыкальной души, чистой, как родник, широкой, как степь».

 

 

Профессор Московской консерватории, член Союза композиторов, Заслуженный деятель искусств России Лев Наумов:

«Уважаемый Анатолий Иванович! Преклоняюсь перед Вашим подвигом, патриотизмом и любовью к русской музыке. Из русского концерта мне особенно понравилось «Волшебное озеро» Лядова, которое исполнено необычайно тонко и эмоционально. Великолепная программа».

 

Композитор, член правления Московского союза композиторов Александр Рогачев:

«В современном мире трудно кого-либо удивить исполнительскими оркестровыми новациями, однако потрясающее мастерство дирижера открывает совершенно новые перспективы развития жанра в симфонической музыке, основанного на логичном соединении симфонического и русского народного инструментария. Оркестр Полетаева является достижением современной русской культуры конца XX века. Альбом «Сказка русской музыки» – яркое тому подтверждение».

 

Заслуженная артистка России Галина Преображенская:

«Любая концертная программа оркестра – национальна в самом верном смысле этого слова: «не описание сарафана» (от чего предостерегал еще великий Н.В. Гоголь), а восприятие духа народного, его размаха, удали, целомудрия и доброты. Именно поэтому программа «Сказка русской музыки» особенно близка оркестру, носящему имя древнеславянского поэта, певца-сказителя. Уникальный оркестр, ведомый профессором Полетаевым, поражает колоритом, свежестью интерпретации произведений, настолько известных, что, казалось бы, прочесть их по-новому просто невозможно. Однако чудо свершилось, и слушатели заново открывают прелесть знакомых шедевров. Они появляются в несколько ином оркестровом одеянии, в новых инструментовках, созданных дирижером специально для его особого состава. Впечатляет талант истинного мастера, бережно относящегося к творчеству великих предшественников. Истинный просветитель и пропагандист лучших традиций отечественной музыки, «Боян» увлекает слушателя темпераментом, лиризмом, яркостью динамических красок. «Сказка русской музыки» – это живописность, вдохновение и полет фантазии, это отличный подарок маэстро и его оркестра любителям русской музыки, взрослым и детям!»

 

Музыковед Московской государственной филармонии, Заслуженная артистка России Галина Машинская:

«Оркестр «Боян» сегодня самый интересный концертно-симфонический коллектив России, ни одно политическое воззвание не сравнится с той духоподъемной силой, которую несут его выступления, воспринимаемые любой аудиторией как величественный искренний гимн России. Эта огромная сила воздействия целиком зависит от точности и прочувствованности, с которой раскрыты все образы, вся драматургия и конечная цель авторского замысла. Последователь и пропагандист славянской, и прежде всего русской, музыки, руководитель и дирижер уникального «Бояна», профессор, народный артист СССР А.И. Полетаев своей программой «Русский концерт» возвращает нам ту Россию, которую потерять нельзя!

Благодаря нетрадиционному мышлению, независимости убеждений и вкуса, эрудиции и самокритичности давно любимые произведения, знакомые по исполнению прославленными оркестрами, вдруг зазвучали неожиданно, по-новому глубоко, значительно и правдиво. Они как-будто заново раскодированы, так воспринимается смелое сочетание народных инструментов с классическим симфоническим составом, изумительные динамические контрасты. Но главное – несокрушимая нравственность, державность, одухотворенность и достоинство. Это Россия вчера и завтра. Это – Русский концерт!»

 

Народный артист России, президент Международного кинофорума «Золотой Витязь» Николай Бурляев:

«Вспоминаю встречу с знаменитым Г. Свиридовым, который неожиданно сказал мне: «Нет в мире ничего выше русской музыки. В ней истина, красота, гармония».

Выдающийся русский музыкант, подвижник А. Полетаев, создавший «Боян», осознанно избрал путь служения Истине, служение Русской музыке. Его новая программа «Русский концерт» – яркое тому свидетельство. Она очищает засоренный современный слух и сознание, лечит и укрепляет душу, истязаемую современным демонизированным шоу эфира, возвращает к спасительным истокам. Такая музыка нужна нашей молодежи, нужна России, нужна миру, ибо Русская музыка спасительна и целебна».

 

Президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры Борис Искаков:

«Когда звучит русский вальс, сердце наполняется добротой и нежностью. Эти вальсы – шедевры, созданные выдающимися композиторами, понятны и любимы людьми самых разных профессий и национальностей.

Оркестр «Боян» в этих вальсах, представленных на диске «Русский вальс», не только демонстрирует мастерство, виртуозность и безупречный вкус, но и удивительно точно передает настрой русской души.

Поздравляю оркестр и его художественного руководителя – действительного члена Международной славянской академии – с большой удачей. Особое спасибо вам за «Симфонический вальс» С. Рахманинова, это просто подвиг и победа!»

«Экономическая и философская газета», № 37 (877), сентябрь, 2011 год


Комментариев:

Вернуться на главную