Владимир БОНДАРЕНКО
Изгнанный из «снобов»

Когда-то я был хорошо знаком с писателем и публицистом Львом Наврозовым. Общались часто с ним в Нью-Йорке. Как-то раз, по моему, он приходил на встречу со своим сыном. Статьи Льва Наврозова я печатал еще в давней газете «День». Хорошие были статьи. Слышал, что его сын ушел уже в американскую журналистику, закончил Йельский университет. Помню и этот университет, где преподавало много русских из второй волны эмиграции, выступал там перед студентами. Помню, вдова хорошего писателя и историка Николая Ульянова водила меня на русское кладбище.

Андрей Наврозов, как и большинство детей русских эмигрантов, быстро ассимилировал. Один из немногих русских , уже более четверти века пишущий почти исключительно по-английски, стал известным сначала американским, потом английским журналистом и литератором, специалистом по творчество Бориса Пастернака. и живущий этим трудом. Написал десять книг, из которых четыре опубликовано. Приобрел литературный журнал The Yale Literary Magazine и успешно издавал его в течение шести лет. Сотрудничал со множеством изданий от The Wall Street Journal до The Guardian, Перевел стихи Пастернака на английский.

Как утверждает сам Наврозов: он исповедует философию просвещенного эпикурейства, любит старинные усадьбы с фруктовыми садами. Переехал из Америки в Лондон, женился на русской девушке Ольге, и стал писать русские стихи. В Лондоне вышла его единственная книга русских стихов тиражом 1000 экземпляров.

Будучи успешным английским журналистом , постоянным автором респектабельной лондонской The Times , он был приглашен к сотрудничеству в июле 2009 года в российский самый респектабельный, самый сытый и самый буржуазный журнал «Сноб», руководимый Машей Гессен, и успешно вел там свою колонку. Но наши космополитические либералы не учли, что Андрей Наврозов является постоянным прихожанином Русской церкви в Лондоне. Всегда помогал ей, чем мог. То есть, он оставался и в своем респектабельном западном облике истинно православным человеком. К тому же , и в американской и английской журналистике он всегда работал freelance. То есть вольным и независимым автором, никогда не стремился в штат того или иного издания. Писал все, что сам хотел.

Вот потому, когда назрело в его душе протестное настроение, накопились вполне цивилизованные, но дискуссионные мысли, он и опубликовал, никого не спрашивая, в колонке на сайте «Сноба» свое «Послание к евреям». Продержалась эта статья на сайте несколько часов, после чего была удалена, и редактор Маша Гессен заявила, что это была отвратительная ошибка. В этом удалении статьи есть прямое подтверждение тезисов самой статьи. Какая же цензура у нас настанет, когда такие Маши Гессены придут к власти над печатью и над обществом?

Прочитал спокойно и внимательно уже на другом сайте (умные люди во время догадались перепостить). Никакого антисемитизма, никакой оскорбительности. На мой взгляд, известное письмо Эдуарда Тополя было написано гораздо более остро. Но тот был как бы «свой», ему быстро простили, а Андрей Наврозов, при всей своей английской респектабельности – «чужой». В статье с английским аристократическим спокойствием высказано несколько замечаний в адрес нынешнего поведения иных из евреев (именно как евреев) в обществе. О поведении русских , кто только не пишет, и когда указываются истинные проблемы, мы скорее испытываем даже благодарность к сказавшему. Пишут и об англичанах, о французах, о немцах, о китайцах, о евреях писать нельзя! И вдруг, вослед за руганью в адрес Захара Прилепина из уст Матвей Ганапольского и других наших известных «либералов», посыпались оскорбления в адрес русского англичанина Андрея Наврозова. Впрочем, отца его, Льва Наврозова , тоже поливали грязью за публикации в газете «День». Лев стойко выдерживал. Думаю, выдержит и его сын Андрей. Желаю ему успеха! А вот и само «Послание евреям», в печати пока не появившееся, предлагаю читателям. .

………………………………………

 

Андрей НАВРОЗОВ

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ

Этрусский язык, перед тем как бесследно исчезнуть в пучине времени, оставил в латинском языке сувенир в виде немаловажного слова persona, восходящего к этрусскому phersu, означавшему “маска” или, точнее, надевший её человек, шаман или дух.

Семантическая концепция ясна. “Хочешь стать личностью? Тогда надень на себя личину, оденься, цивилизуйся. В голом, первобытном виде, in naturalibus, ты не индивидуален и неинтересен, какими бы личными качествами ты ни обладал и какими бы индивидуальными достижениями ты ни хвалился перед всем честным народом. Иными словами, если ты не соблюдаешь приличий, ты не представляешь собой личность”.

Будь я правоверным евреем по убеждениям и крови, – а не так, дрянь, серединка на половинку, – и назначь мои соплеменники меня верховным пиар консультантом, я бы дал им следующий совет.

Ведите себя прилично. Не выделяйтесь. Ассимилируйтесь, растворитесь в других народах, смешайтесь с общим человеческим потоком мировой истории. Смените ваши фамилии на Иванов, а потом смените их опять – на Петров или Сидоров. Смиритесь, ибо у вас есть одна черта, обретенная вами еще в древности, которую вы всеми силами должны попытаться стереть, и эта черта – самодовольство.

Путь от богоизбранности до зазнайства можно пройти, оказывается, всего за несколько тысячелетий. А что такое несколько тысячелетий в вековой толще мироздания? Спросите у этрусков. Спросите у ацтеков. Многие народы, считавшие себя богоизбранными, сгинули без следа, подобно лучам солнца в сыром подземелье, и не различить теперь российскому олигарху ионийский прищур Гомера в ухмылке таксиста, везущего его из аэропорта Элефтериос Венизелос на виллу, арендованную любовницей в Вульягмени.

Явление Христа было предупреждением. Лицемерие, к тому времени прикрывавшее ваше самомнение, как струпья – тело прокаженного, было основной чертой характера, к которой Спаситель обращался в своих проповедях и притчах. Ваше лицемерие выгораживало вас, освобождая вас от ответственности и создавая социальный микроклимат, в котором неблаговидное и нелепое могло слыть богоугодным и разумным. Этот лживый микромирок Спаситель пришел разрушить.

Но предупреждение не помогло. За последовавшие за ним два тысячелетия ваше самомнение только выросло, в пандан сюжету русской народной сказки о Колобке, ушедшем от бабушки и дедушки. В наступившую за тем эпоху буржуазной толерантности, либеральной демократии и экономической свободы оно приняло поистине одиозные формы, и тогда вы уже совсем без устали бахвалились перед простым людом от Нью-Йорка до Веймара, что вы – самые богатые, самые умные, самые влиятельные. Кстати, так называемые антисемиты – в свою очередь, от Нью-Йорка до Веймара, – со всем этим с радостью соглашались, только со знаком минус вместо знака плюс.

Впрочем, именно такое положение вещей было предсказано вашими же пророками, когда “Дух Святый сказал отцам нашим”: « Пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат…»

В этом смысле нашествие Гитлера было уже не предупреждением, а наказанием. Я знаю, что сегодня благодаря вашим усилиям ни в одной цивилизованной стране я не имею юридического права усомниться, что в гитлеровской Германии вас морили в газовых камерах. Однако, коли я уж занялся вашим пиар, позвольте мне повернуть вопрос в несколько неожиданную сторону. На вашем месте я бы приложил все возможные усилия, чтобы “катастрофа мирового еврейства” была забыта, а еще лучше – чтобы повсеместно считалось, что таковой не было и в помине. Зачем бахвалиться якобы самым страшным несчастьем в истории человечества, если как раз ваше бахвальство и выделило вас из среды прочих народов как жертву этого несчастья? Не “отрицающие катастрофу” должны мотать срок, а, наоборот, утверждающие, что мировое еврейство пострадало от десницы тоталитаризма больше других народов.

Но не помогло и наказание. Всего за несколько десятилетий, истекших от “катастрофы мирового еврейства” до наших дней, вам удалось вполне возродить тот дух бесстыдного чванства, что висел накануне Второй мировой войны над простыми, серыми, заурядными гражданами от Нью-Йорка до Веймара, а с ним – и ваше оглушительное лицемерие. Вы опять самые богатые, самые утонченные и самые талантливые, однако теперь вы еще и арбитры политического дискурса, как два тысячелетия тому назад были арбитрами дискурса нравственного. В частности, вы запрещаете мне по закону говорить “ниггер”, чтобы не дай Бог я не сказал “жид”, и, опять-таки по закону, навязываете мне милость к самого разного рода павшим – от калек до мужеложцев, – чтобы не дай Бог бразды социальной справедливости не выскользнули из ваших рук. Ибо не в том назначение политкорректности, что она защищает слабых, а в том, что под видом защиты слабых вы упрочняете ваш контроль над политическим компонентом современной массовой культуры.

А все ради чего? Ради того, чтобы создать все более подходящие социальные условия для эксгибиционистического навязывания собственного самомнения каждому встречному и поперечному. Именно поэтому идея современного Запада вам импонирует, так как в условиях либеральной демократии всякий имущий может навязать как свое мнение, так и свое самомнение широким слоям населения – точно так же, как навязывают их потребителю компании Кока-Кола и Дженерал Моторс.

“Отнимите от русской культуры ее западную составляющую – Пушкина, Толстого, Чайковского или Павлова с Сахаровым – останутся лишь дикость и варварство. И никаких достижений”, уверял тут один из вас на прошлой неделе. Я не говорю о том, что подобное высказывание исторически безграмотно. Не говорю и о том, что его автор – нахал, чья слепящая наглость позволяет ему забыть, что для выражения её он пользуется алфавитом, придуманным византийцами. Я говорю о всеподавляющем желании автора цитаты прилепиться к Западу, о котором он знает лишь то, что там – хорошо евреям, походя отшвырнув от себя дикость и варварство всех прочих, таинственных и недружелюбных, скорее всего погрязших в антисемитизме, но уж во всяком случае, Богом не избранных народов.

Не стал бы увещевать вас понапрасну из-за глупости, которую сморозил случайный человек с улицы, не будь она типична для вашего мировоззрения – нет, простите, мировоззрение здесь ни при чем. О мировоззрениях, типичных для тех или иных рас, рассуждают расисты, а я не расист. Я хотел сказать, “не будь она типична для того дурацкого, саморазрушительного пиара, который вы создавали себе на чуть ли не протяжении всей вашей истории, во всяком случае, пока не пригласили меня в консультанты”.

Итак, мой совет в двух словах – будьте скромнее. За предупреждением, которому в вашем лицемерии вы не вняли, и наказанием, которое лишь сделало вас еще более оголтелыми в вашей похвальбе, следует апокалипсис. Противодействие, которое будят в умах людей ваши действия, направленные на наглое самовозвеличивание в ущерб другим культурам, религиям и народам – подспудно, зачастую невидимо и неслышно, но от этого, уверяю вас, ничуть не менее страшно в своих последствиях.

Боюсь, что в ящике письменного стола у заказчика “окончательного решения” последних времен не будет списка почетных арийцев.

Материал по теме: Эдуард Тополь «Возлюбите Россию, Борис Абрамович!»


Комментариев:

Вернуться на главную