Владимир БОНДАРЕНКО
Записки из Мертвого дома

Как известно, в Мертвом доме всё мертво, и никто там жить не может. Если уж создал тот или иной строитель свой Мертвый дом, то жизни в нем никогда не будет.

Вот, примеру, пригласили меня, как литературного критика в один из литературных модных домов. Называется сей дом «Машинка и велик». В любом живом доме можно найти какой-нибудь гнилой угол, какую-то неисправную трубу. На то он и живой дом, чтобы в нем жить и его постоянно улучшать. Много я посетил за свою жизнь домов, и живых и мертвых. Пусть он будет супер-авангардный дом, аксеновско-пелевинский, или традиционная изба Василия Белова. Если он живой, в нем кипит жизнь. Но, если этот дом – Мертвый? Зашел я в этот дом из суркового дуба, крепкий вроде бы домик, весь на шарнирах, катит туда-сюда, а жизни никакой. Мертвый дом. Я предлагаю читателям взглянуть на мертвый дом новоявленного писателя Натана Дубовицкого «Машинка и велик».

Никуда, кроме мертвого дома, этот роман не поместится, ибо в нем есть всё, кроме жизни, ни капельки живой крови. Я бы с удовольствием этот новый, второй роман неизвестного мне писателя расхвалил, подобно своему другу, Александру Проханову. Но, он – прозаик, человек увлекающийся, и ему было чем увлечься в романе, по сути, и написанном под явным влиянием его метафизической прозы. Кто же будет критиковать своих имитаторов и подражателей. Великий поэт Юрий Кузнецов тоже любил поддерживать своих последователей. Слаб человек, даже, если это известный писатель.

А я критик, мне нет дела ни до политики, ни до писательского окружения. Вижу красиво отделанный дом с гробовым молчанием внутри, и в дому том, к сожалению, не царевна спит вечным сном, а сама бездыханная мертворожденная литература.

Можно составить целый словарик литературных постмодернистских приемов, использованных так называемым Натаном Дубовицким. Поучиться бы такой изощренной технологии нашим молодым литераторам. От имен самого автора и его героев до умелого использования древних мифов и западных и восточных цивилизаций. От сочетания острого детектива со сказочной утопией про капитана Арктику, от сюрреалистических видений воскресающих моряков с подлодки «Курск» до эпической саги о древнем монастыре, расположенном на арктической льдине. То ли это детская проза, то ли острая сатира, а то и пасквиль на Россию, то ли это фэнтези с суперменами на переднем плане, то ли роман-мистерия.

Я бы даже согласился с яростным поклонником романа «Машинка и велик» философом Кириллом Решетниковым, который так завораживающе пишет: «Детективная интрига, приводящая в движение сюжет, намертво сплавлена с религиозной мистикой, а гротеск и довольно рискованный юмор – с искренним лирическим месседжем…» И на самом деле, то ли что-то вроде иконы, то ли что-то вроде детского рисунка. Сплошная алхимия. Я бы согласился и с замысловатыми кружевами вокруг сюжета этого романа Александра Проханова. …

 

Но в Мертвом доме лежит покойница - Мертвая книга. Или же бездыханный механизм из железяк. Но, если это сооружение автором неких замысловатых роботов замещающих человека, то автор забыл вставить этим роботам батарейки. Ведь, даже роботы, крутящиеся и движущиеся, изображают некое реальное действие. Могут причинить боль или сделать добро. А здесь у автора изначально… пружинка сломалась. Или, что еще страшнее, сам автор давно уже внутри себя истлевший человек.

Сломалась в нем пружинка уже давно. Тогда, когда вероятный автор Владислав Сурков, влиятельный серый кардинал путинского режима, некое подобие брежневского Суслова, сочинив свой первый роман «Околоноля», выбрал себе в качестве псевдонима это нелепое сочетание Натан Дубовицкий, он уложил все свое литературное творчество в Мертвый дом.

Насколько я знаю, автор, (если это он?), смешанных чечено-русских кровей. И тут русский ли псевдоним, чеченский – были вполне органичны. Что хотел сказать идеолог Кремля своим еврейским псевдонимом? Какой месседж он тем самым передавал читателям? Одно дело, когда мой добрый знакомый Андрей Донатович Синявский провокативно выбирает себе псевдоним из одесской блатной песенки «Абрашка Терц, карманник всем известный…». В этом псевдониме заложены были и бравада, и хулиганство, и сопоставление своих последующих действий, нарушающих советские законы, с действиями одесского карманника. Да и осознанная игра под лихого еврея, традиционно настроенного против всех властей.

Какой художественный замысел был у начинающего писателя, к примеру, Владислава Суркова? (Если это он?) Насколько я знаю, все наши русско-еврейские либеральные писатели встретили эту игру, да и всю прозу надуманного Натана крайне неодобрительно. Мне говорят: у него жена Наталья Дубовицкая. Вот и стань, к примеру, Анатолием Дубовицким. Одним псевдонимом автор отвратил от себя немалую часть читателей, самых разных и либеральных, и патриотических взглядов. Но в самой же прозе, ни в первом, ни во втором романе этот псевдоним никак обыгран не был. Нет ни еврейской восточной мистичности и загадочности Кафки или Пастернака, нет ни лихого бабелевского веселья и задиристости. Натан не удался сразу. С самого начала было нелепо придумано это фальшивое еврейство. Не нужное ни евреям, ни русским, никому другому. Выход был один, прямой и снимающий все проблемы, - снять псевдоним.

Писатель всегда писатель, будь он президентом, врачом или архитектором. Крупный бизнесмен Александр Потемкин пишет свои романы и повести, и читателю остается принимать их или же отвергать, не обращая внимания на его миллионы. Вот и Суркова, или кого-то там еще, приняли бы за его прозу или отвергли, не обращая внимание на его должности.

 

Этот высокий чиновник не понимает еще одной, крайне важной вещи. Литература всегда исповедальна. Что бы ты ни писал, ты выдаешь всего себя, как на исповеди, с головой. Скажу честно, мне страшно, что нашей страной руководят такие неживые люди, как автор романа. Этот каскад приемов в романе «Машинка и велик», самый великолепный и изобретательный, уже ассоциируется у умных читателей с таким же фальшивым и выдуманным каскадом приемов в нашей внутренней и внешней политике. Устраивай любые клубы по идеологии, проводи встречи, фестивали, разворачивай ошеломительные проекты, это всё – из пустоты, из фальшивого изобретательства. Лучше бы никаких головокружительных проектов, но хоть одно живое слово правды. Но где его взять в Мертвом доме?

Не будь этот чиновник автором таких романов, многие наивные читатели и не догадались бы о фальши всех - то ли сурковских, то ли гельмановских, то ли медведевских проектов. Роман «Машинка и велик» со страшной убедительностью показал всем читателям неправдоподобие всей нынешней власти. А король-то оказался вновь абсолютно голым. Эти «Записки из Мертвого дома» оказались еще и надгробием всей мертворожденной фальшивой власти.

Более того, зачем-то разыгрывая читателя, стремясь ему внушить свою приверженность то ли либерализму, то ли искренней своей неподдельной западнизации, автор романа «Машинка и велик», Сурков ли это, или еще какой-то кремлевский гость, с явным опять же фальшивым перебором, отводит целые страницы откровенной русофобии. Никакой Дмитрий Быков или Марат Гельман так фальшивить не будут, обозначат свою позицию, как Быков в новом романе о фальшивом Шолохове «Икс», или же Гельман в выставке антиикон, и дальше уже начнут работать с читателем или зрителем , убеждая его в своей правоте. Натан Дубовицкий со старанием бездарного актера напяливает на себя роль страстного русофоба. Зачем? Это абсолютно не надо его оптимистическому роману о плавании среди мрака парусника, управляемого капитаном Арктика. Не вяжется с этим капитаном такое господствующее в романе мнение о русском народе: «Воевать не идет, пахать не идет, плясать не идет, любить не идет. Лежит, смотрит сквозь все на ему лишь видимую точку, поставленную в конце всего того, в начале чего было Слово; смотрит на точку, лежит, бога несет, бороду отращивает. Но тут подходит Магомет и говорит: "Иван, а Иван! Пошли воровать". И что же? Идет Иван, бежит даже, рвется. Проступает на лице его румянец, загораются холодным болотным огнем оба глаза, и вместо народа-богоносца, народа-страстотерпца обнаруживается стосорокамиллионная многонациональная и многоконфессиональная шайка разбойников».

Зачем этот роман о веселых и здоровых детях насыщен такими текстами? С какой целью? Как было изначально фальшиво его еврейство, так же фальшива и его русофобия.

Неужели и впрямь такие отъявленные русофобы сидят в Кремле? Или, достаточно умный автор, понимая мертвенность собственного текста, будучи не в состоянии его хоть как-то пропитать живой водой, и русофобию придумал от отчаяния, лишь бы читателей чем-то заинтриговать. Или же сам жанр «Записок из Мертвого дома» заставлял его ненавидеть вокруг себя всё живое?

 

Скажу честно, не получилось и это, и русофобия у него такая же надуманная и фальшивая, как весь роман и его герои. И главное, есть же у автора выдумка, есть фантазия, и при этом, полное отсутствие живого дыхания. Ходячие скучные скелеты разного пола и разных возрастов ходят по такому же мертвому городу Константинопылю (да за одну эту пошлейшую выдумку, соединить серую почти лагерную секретную пыль с неким академиком Константиновым, и получить российскую византийскую столицу с небольшим лишь извращением, любой Шендерович или Жванецкий ему бы отпилили голову) .

Впрочем, и все русские города у автора такие же отвратительные. Можно подумать, что Натан Дубовицкий или кто-то там еще почему-то люто ненавидит Россию. «…Небо над гражданами бывало рябым, серым, как лужа на асфальте, и до того мелким, что аэробусы повместительнее не могли в нем летать. <…> Журавли и соколы облетали эти воздушные мели, сторонились этого нелетного неба. Ходили только по нему мохнатые мухи да порхали на ветре верхом похожие на мух ушлые пухлые вороны, называемые в народе голубями». Какая же нынче у нас в стране мода на самооплевывание? Что за страна мазохистов? Почему этот роман дружно не выбросят все на помойку? Кто его покупает? Неужели и впрямь вся Россия стала походить на «Записки из Мертвого дома»?

Помню, я как-то сидел в ЦДЛе с моднейшим французским писателем Мишелем Уэльбеком и рассказывал ему о России. Знал бы он, как пошло используют их имена в новейшей русской прозе… Может, это кто-то шутит за очень большие деньги? Тот же Виктор Ерофеев, к примеру? Большой шутник по этой части. Ведь на раскрутку этого бездарнейшего мертвого текста, на то, чтобы эти «Записки из Мертвого дома», этот роман «Машинка и велик» читался повсюду, были уже выложены огромнейшие деньги. Сотни тысяч долларов. Журналы и сайты воюют за право первопечатания. Издатели гордо сообщают, что весь тираж уже продан.

Вот уж когда явно вспоминается роман Юрия Полякова «Козленок в молоке». Один к одному. Пустые страницы модного автора. За пустой мертвый текст пустого и мертвого человека идет большая игра .

Я вспомнил заодно, как когда-то веселой коктебельской кампанией Аксенова, Горчакова и Поженяна был написан по пьянке втроем пустой и веселый и вполне издевательский по тем временам детектив. Этакий Гривадий Горпожакс якобы написал «Джин Грин неприкасаемый». Такое же мертвое фокусничество. Но то была чисто литератукрная игра. Евтушенко как-то вполне искренне возмутился и разгромил эту кампашку своих друзей за подобную пошлость в «Литературке».

Может и Сурков ли, еще какие-то кремлевские идеологи, вместе с писателями, вроде Виктора Ерофеева, таким образом просто издеваются над всеми нами? И мы должны всерьез считать «Записки из Мертвого дома» Натана Дубовицкого великим достижением русской литературы? Всерьез верить в эту игру мертвецов?

 

Нас даже заставляют втягиваться в неё. Ведь это же - первый в России wikiроман, созданный методом crowd writing. То есть, прочитав опубликованную первую часть, всем желающим предлагается произведение продолжить – идеей, главой, вставкой, даже отдельным романом. Надеюсь, таких идиотов не найдется. Уважаемые российские читатели, это же о вас пишет автор, заманивая и всех вас в Мертвый дом: «Наши не так, наши воруют без выкрутасов и хитростей, открыто, честно воруют. Лихой наш человек и в воровстве своем, как и в богоискательстве, доходит до края, до самой сути, до самозабвения, до отчаяния. … Многонациональный богоносец просто воровал, чисто, не отвлекаясь. И дивились толпящиеся вокруг народы, и расступались, давая дорогу загадочным людям рф, выбегающим из родной страны с оттопыренными карманами и прижимаемыми к грудям и животам охапками денег. И кричали все народы — и те, кто похитрее, и которые потупее — упс! И разводили руками…»

Автор поставил свой крест на России, мы поставим свой крест на нем самом. И не будет никто ходить в наполненный одними ведьмами и демонами мертвый дом автора.. В землю его, и осиновый кол сверху. Для надежности.


Комментариев:

Вернуться на главную