К 100-летию Сергея Викулова
Никита БРАГИН
Из всех современных вызовов, стоящих перед цивилизацией, самым сложным представляется нарастающий кризис во взаимоотношениях человечества и природы. Обычно эту проблему называют экологической, но по сути она много шире и включает в себя вопросы экономики, социальной сферы, этики и философии. Сейчас это кажется очевидным и общеизвестным, но так было не всегда. Более того, связь человек-природа часто рассматривалась совершенно иначе, нежели ныне. Из классической русской литературы нам знакомо утверждение: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Впоследствии патетика индустриализации выразилась в строках: «человек сказал Днепру — я стеной тебя запру!» Еще ближе к нашему времени поэт, воспевший героизм Великой Отечественной войны, описал перекрытие Ангары языком солдата: «и, точно танки РГК, двадцатитонные минчане, качнув бортами, как плечами, с исходной, с грузом — на врага!» ПРИРОДА ЖДЁТ Важнейшая мысль этого стихотворения состоит в том, что природа не может считаться результатом случайных процессов, что она представляет собой не хаос, а гармоническую систему, живущую и развивающуюся закономерно. Закономерны и гармоничны все явления природы, находящиеся между собой в тонкой и сложной взаимосвязи. Человек, в свою очередь сам явление природы и ее часть. Но он обладает разумом, в отличие от других живых существ, и это дает ему преимущество. Только как он им пользуется? ГЛУХАРЬ В этом многогранном стихотворении особое внимание заслуживают слова о красоте природы. «Не птица, а царь» — так утверждается царственность красоты, а это высочайший уровень, если учитывать особое значение слов «царь», «царский», «царственный» в русском языке. С другой стороны, именно эта прекрасная и величавая царственность определяет обреченность прекрасной птицы, именно благодаря этому качеству глухарь становится добычей. Здесь стоит вспомнить понятие, введенное писателем и ученым Иваном Ефремовым — «Стрела Аримана». Этими словами Ефремов назвал страшную закономерность, согласно которой в пору кризисов, хищничества, вторжений, колонизации в первую очередь страдают и гибнут самые прекрасные и самые заметные животные — как во времена кровавых охот, устраивавшихся европейцами в Северной Америке и Африке! ПРИРОДА-МАТЬ 2 3 В первой части стихотворения звучит мысль о способности природы к возрождению. Так самоочищается вода, на месте гари растет новый лес. Природа способна вернуться в свое прежнее состояние — но лишь если человек начнет относиться к ней как к храму. Эта мысль развита во второй части стихотворения до формулы самоограничения. Стоит, наверное, упомянуть, что самоограничение было важнейшей темой многих русских мыслителей в течение двух прошедших веков. Финал стихотворения прост и ясен — в нем сказано об ответственности перед будущими поколениями — что мы им оставляем, на каком пепелище они будут жить? Имея все возможности для мирного и обеспеченного сосуществования (с природой ли, с другими людьми) человек предается разбою, и тем самым губит собственное будущее. Это состояние нынешнего дня, ставшее предельно острым. Поэты часто бывают прозорливы, часто умеют провидеть то, что потом совершается. Думается, это происходит благодаря самой сути поэзии, направленной прежде всего к будущему. Не случайны слова «только грядущее — область поэта». Не случаен и другой взгляд: «поэзия — вся! — езда в незнаемое». И сейчас, когда мы размышляем о будущности России и всего мира, о путях дальнейшей истории человечества, для нас бесценен опыт русской поэзии, неоднократно предугадавшей величайшую проблему нашего времени, угрожающую самому существованию цивилизации. Многие русские поэты писали об этом. Я упомяну три имени: Николая Клюева, сказавшего о подмене лада хаосом, о приходе бесчеловечности, о том, как «каменная скука» попирает «берестяный рай», Юрия Кузнецова, обратившего внимание на бессмысленную и бездумную жестокость человека, прикрываемую якобы научными целями, и, конечно, Сергея Викулова, в стихах которого сформулированы важнейшие принципы — гармоничность и системная целостность природы, трагическая обреченность ее красоты перед мировым злом, неизбежность возмездия со стороны природы. Осмысление этого опыта и творческое следование ему — наша первостепенная задача. Никита Юрьевич Брагин родился в Москве в 1956-м, окончил Геологический факультет МГУ, доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Геологического института Российской Академии наук, эксперт ВАК. Стихи начал сочинять ещё в детские годы, но всерьёз занимается ими лишь с 2003 года. Член Союза писателей России, опубликовал пять авторских сборников, печатался в журналах «Российский колокол», «Невский альманах», «Литературный меридиан» и целом ряде других изданий. |
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||