Литературные критики и ученые в ожидании Конференции «Большой стиль»

5–8 сентября 2024 года пройдёт Всероссийская научно-практическая конференция литературных критиков и литературоведов «Большой стиль». Впервые за последние 30 лет более 100 литературных критиков и литературоведов соберутся, чтобы обсудить современный литературный процесс и выделить наиболее значительные тенденции и имена.

Конференция «Большой стиль» является частью Национальной литературной премии «Слово», которая проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Премия «Слово» является единственной литературной премией в России, в рамках которой проводится масштабное обсуждение тенденций современного литературного процесса. «Конференция станет началом общественной дискуссии о тенденциях, путях развития литературного процесса», – заявил сопредседатель Попечительского совета Премии Сергей Степашин. 

Союз писателей России приглашает всех писателей, литературных критиков, ученых и педагогов на Пленарное заседание Конференции, которое пройдёт 6 сентября в 11-00 в Большом зале Центрального дома литераторов (г.Москва, ул.Поварская, д.59/53с2).
Вход свободный. Регистрация участников в холле ЦДЛ с 10-00.

 

Программа Пленарного заседания Конференции «Большой стиль»

Вступительное слово:                                                                       
Николай Фёдорович Иванов, председатель Правления Союза писателей России
Леонид Леонидович Палько, вице-президент Российского книжного союза

Доклады:

1.Алексей Викторович Татаринов, литературный критик, доктор филологических наук, заведующий кафедрой зарубежной литературы Кубанского государственного университета

 «Что нам делать с поэтикой? О мировоззренческой актуализации художественного произведения»

2. Наталья Васильевна Корниенко, член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН

«Опыт советской критики 30-ых годов и современность»

3. Анна Владимировна Жучкова, литературный критики, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы РУДН

«О современной русской литературе и мировом литературном процессе»

4. Наталья Николаевна Смирнова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН

«Теория литературы: смена предмета изучения»

5. Анатолий Николаевич Андреев, доктор филологических наук, профессор МГУТУ им.К.Г Разумовского
 «Литература как способ управления смыслами»

6. Екатерина Ивановна Огарева, поэт, прозаик, кандидат психологических наук, доцент Северо-Западного института управления РАНХиГС
Нина Александровна Ягодинцева, поэт, литературный критик, методист, профессор Челябинского государственного института культуры
«Литература как основной инструмент развития целостной личности: методология и практика»

7. Вячеслав Дмитриевич Лютый, литературный критик, публицист, заместитель главного редактора литературно-художественного журнала «Подъём»
«Целостная картина времени. Приметы Большого стиля в литературе»

Пленарное заседание станет событием литературной жизни не только Москвы, но и всей страны. В ожидании Конференции ведущие критики, ученые и педагоги поделились ожиданиями от предстоящего события.

 

Алексей Татаринов

«Большой стиль» – верное название для конференции, от которой мы ждем и особой атмосферы, и значительных результатов. Надо помнить о времени, в котором она пройдет: во-первых, уже достаточно много лет новейшая литература воспринимается как аутсайдер в пространстве разнообразных форм текстов и удовольствий; во-вторых, с началом СВО оказалось, что практически полностью отсутствуют проза, поэзия и драма, соответствующие сошедшему на нас эпосу. Современный литературный процесс в XXI веке мало кому казался большим, а выяснилось, что он вообще какой-то неприлично маленький, суетливый и не совсем русский. А, учитывая число прямых и косвенных иноагентов, совсем не русский.

Да, это так.  Из этого в предстоящем поиске следует исходить. Выскажу крамольную мысль: конференция литературоведов и критиков «Большой стиль» должна быть направлена против литературы в ее нынешнем понимании, когда слишком субъективные травмы авторов, издательские проекты, премиальные интриги и жанровые схемы выстраивают на могиле постмодернизма курган, не способный заинтересовать пытливые умы будущих эпох. Не надо современной литературы в большом количестве! Постарайтесь не становиться писателями в потоке закономерно малотиражных образов! Зачем нам критики, пишущие рецензии для смеха других, таких же грустных и относительных критиков! Все это развлечения для сытых и застрахованных. Однако сейчас все страховки и гарантии сгорели. Для чего ныне спорить о неомодернах, новом реализме или метамодернизме?

Как же так? К чему призываю? Сейчас важнее быть учителями и публицистами, эссеистами и проповедниками, миссионерами русского слова и его апологетами. Литература гнёт и гнёт свою линию амбивалентности и относительности, камерности и вседозволенности. Следовательно, необходима трансформация литературы в словесность. Хотя бы так, как это происходит в знаменитых поэтиках Бахтина, Лихачева, Аверинцева, Кожинова – происходит с Достоевским, Древней Русью, Византией, Тютчевым. Так, как это происходит в писаниях наших современников, идущих навстречу разрастающейся войне.

Писателем можешь не быть, а мастером словесности – если есть дар слова и мощное понимание мира, если присутствует верность и жертвенность – быть надо! Всё складывается так, что совершенно необходимы защитники русской поэтики, ведь осознавший свое единство Запад предъявляет нам слишком основательные претензии, чтобы мы в ответ ограничились Пелевиным или даже замечательным Михаилом Тарковским. Вот об этом будет моя конференция в границах общей. Надеюсь, что и общая будет об этом.

Есть ли что абсолютно конкретное? Думаю, да. На гуманитарных факультетах вузов наших с современной литературой все не очень хорошо. Царит хаос, субъективность и верность рекламе. Какой список произведений, например, из десяти-пятнадцати текстов, конференция может порекомендовать сегодняшним филфакам? А школам? Нравится это или нет, но победы премиальной литературы очевидны. Ее знают. Водолазкина и Сорокина, Иличевского, Пелевина, Быкова и т. д. Ясно, что была серьезная поддержка. Но в самой АСТ-беллетристике есть нечто, заставляющая покупать и читать. Какова эта успешная поэтика? Давайте ответим! Назовем ключевые работы (литературно-критические, публицистические, вменяемо научные), которые прояснят пути новейшей словесности. Следовательно, завершим конференцию конкретным результатом, который можно предоставить и вузовскому преподавателю, и школьному учителю, и потенциальному мастеру словесности.

 

Анна Жучкова

5–8 сентября 2024 года состоится Всероссийская конференция критиков и литературоведов «Большой стиль», посвященная вопросам самоопределения современной русской литературы и перспективам ее развития.

А важна ли сегодня литература? Не вытеснит ли ее цифровой мир?

Важна и не вытеснит. Литература – производная языка. Через литературу язык проявляет себя, развивается и закрепляется. Так что пока есть человек, будет и язык, и литература. Причем литература национальная. Даже философия выражает себя в национальной форме, учил Ж. Деррида, тем более литература. Это «как бы вид, род универсального дискурса, который “воплощен” репрезентован, локализован, но не ограничен частностью отдельной нации». Только обретя субъектность, литература становится частью универсального дискурса.

А мы эту субъектность в постсоветское время почти потеряли.

И если снова хотим живую литературу, нужна яркая и живая критика. Свободная критика легко разрушает колониальную систему управления литературой (выстроенную через премии, тренды, издательство-монополист), поэтому последние годы нам и твердили: «критики у нас нет», поэтому и подменяли литературных критиков агентами книжных продаж.

Критика – кровь литературного организма, соединяющая читателей, писателей, издателей, академию…  Критик одновременно ученый, эксперт и популяризатор: он изучает литературу как систему систем, дает экспертную оценку современным текстам и рассказывает об итогах читателям, причем в образной и энергичной форме, ибо критика – занятие такое же творческое, как поэзия или проза (ближе к поэзии).

Какие же цели ставит конференция критиков?

  1. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке…» Ввиду выдавливания свободной критики из культурного пространства, авторы-критики в последние десятилетия выживали по одиночке. Пришло время встретиться и осознать профессиональную общность – при разнице эстетических взглядов.
  2. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Русская литература XIX века была великой благодаря институту критики. Так что и нам нужна литературная дискуссия, нужны журналы с разными эстетическими позициями. А для начала хотя бы один (!) журнал критики. С обширным рецензионным отделом (который объединит рецензентов различных сайтов), с аналитическим и публицистическим отделами – обзоры, интервью, проблемные статьи, эссе. И нам нужна школа критики. Не разрозненные критические семинары, а Лицей с курсами по истории и теории литературы, истории критики, философии, методам анализа.
  3. «Куда ж нам плыть?...» Последней влиятельной школой русской литературной теории была структурно-семиотическая, опиравшаяся на формалистов и сближавшаяся с (пост)структуралистами. А что происходило после 1980-х годов? Постмодернизм, «глобальный американский стиль», по словам Ф. Джеймисона, выражавший «американское военное и экономическое господство во всем мире», модифицировал наш литпроцесс, но глубинного влияния на русскую литературу не оказал. Тогда какая у нас сегодня эстетика на дворе?

Итак, работы – поле непаханое. «Зато хорошо отдохнувшее под паром», – пошутил Михаил Хлебников. Действительно. И это поле нас ждет.

 

Михаил Хлебников

Современное состояние отечественной критики можно обозначить фразой: «как-то выжила». Все наши трудности хорошо известны. Это и сокращение площадок для возможности профессионального высказывания, и отсутствие нормальной оплаты литературной работы с последующей   маргинализацией самого статуса литературного критика. Неизбежный совокупный итог – обесценивание (во всех смыслах) труда критика.

Понятно, что нормальные литературные контакты мы заменяем личными связями, общением. Это процесс естественный, но тут возникает несколько сложных проблем. Центрируясь вокруг тех или иных оставшихся толстых журналов, интернет-изданий и площадок, мы теряем связи между собой. Сегодня фактически отсутствует журнальная дискуссия, что всегда являлось характерной чертой как русской, так и советской культурной жизни в их лучшие периоды. Именно там ставились и решались вопросы не только литературные, но  и общесоциальные, в обсуждении которых принимал участие широкий круг читателей – традиционно наиболее активный слой социума.

Из названной проблемы следует и другая не менее фундаментальная беда. Распадается литературное пространство. Мы обсуждаем «свои» тексты, книги, вопросы, «своих» авторов. И говорим на разных языках. Необходимо – и здесь роль конференции трудно переоценить – собраться и попытаться найти, проговорить те точки пересечения, опираясь на которые мы сможем перезапустить литературный процесс. Его реанимация – сфера деятельности  именно критического сообщества. Наша задача – не унификация, приведение всех к каким-то стандартам и шаблонам. Образно говоря, сверив часы, мы не собираемся отбирать телефоны. Напротив, важно зафиксировать отличия, разность взглядов, позиций, методов, подходов. Но они могут и должны создавать единое сложное пространство современной русской литературы. Давайте не будем забывать, что наши идеологические оппоненты последовательно продвигают тезис о торжестве одномерности, наступающем царстве серости и конформизма.

Безусловно, помимо выработки стратегических решений необходимо практическое измерение нашей работы. Мне представляется, что в качестве такового может выступить проект создания регулярного (ежемесячного) литературно-критического журнала. Требуется площадка, которая одновременно будет и территорией  профессионального разговора о текущей литературной жизни, и её отражением в максимально доступной форме. Подобное издание предполагает самые разные виды и жанры критических высказываний. В первую очередь это рецензии, обзоры, проблемные статьи, интервью, эссеистика. В совокупности они и создадут сложный, интересный образ современной русской литературы, а значит, всей нашей жизни, опровергающий пропагандистские штампы. Штампы, которые, давайте будем честны, «некритически» во всех значениях, воспринимаются и транслируются определённой частью российского общества. 

Мы должны не бояться быть понятыми и понятными. Критика у нас часто превращалась в изящные литературные упражнения с намеренно затемненными смыслами. Это неправильно. Критические тексты не могут быть «для своих». Она должна быть напрямую обращена к читателю, она требует читателя. Смыслы нужно не прятать, а высвечивать и акцентировать.

 

Михаил Гундарин

Что происходит в нашей стране с литературой? Ничего хорошего. Причины негативных тенденций вполне очевидны.

Кризис письменной культуры серьезно ударил по популярности чтения. Россия, как часто бывало в нашей истории, перепрыгнула через несколько этапов и оказалась впереди всех стран по дороге в некий Цифровой Рай (или, как полагают многие, в Цифровую Преисподнюю). В итоге «самая читающая» потеряла тиражи, потеряла интерес к чтению – общественный вес и значение литературы и литераторов, соответственно, потерян тоже. Немедленно после этого от серьезной поддержки литературы отказались власти: зачем им связываться с тем, что не имеет влияние на аудиторию и, собственно, бесполезно в плане распространения и поддержания нужных идей и установок?  Ну а без благосклонности и поддержки начальства, конечно, ни одно серьезное дело существовать в большом масштабе у нас не может.

Литература в России все больше превращается в занятие для богатых дилетантов или крайне узкого круга профессионалов. А также – бескрайней толпы графоманов. Их-то количество осталось неизменным, но при усыхании остальных сегментов, прежде всего, широкого круга профессиональных писателей, сегмент графоманов кажется, повторю, все более необъятным; тут еще и Интернет помог, который, как мы все видим, власть как раз развивает охотно – графомания в интернете стала побочным продуктом такого внимания, вроде как ядовитый борщевик, как говорят, стал побочкой неких биологических опытов. Пресловутые разговоры о «рынке, который все рассудит» (а они, как ни удивительно, все еще звучат), хоронят литературу окончательно.

Между тем – и здесь, как ни удивительно, сходятся многие не согласные друг  другом ни в чем ином исследователи, целые научные школы – литература крайне важна для стратегии развития страны, народа. Мы живо наблюдаем провалы в идеологическом обеспечении противостояния России и Запада, идущего сейчас. Кажется, что нашей стороне не хватает аргументов,  базовых идеологем, фундаментальной уверенности в своих силах. Их способна дать литература, великие наши писатели. Ну в самом деле, неужели вражеская пропаганда могла бы смутить Пушкина, Толстого, Шукшина, их читателей?  Они бы знали, что ответить – да они и отвечали, все это есть в их книгах, как и книгах других классиков и многих современников.

Нам действительно нужен Большой Стиль в литературе. Она должна стать не просто заметной общественной силой, но силой, как было сказано, фундаментальной, стратегической.  Это необходимо сегодня и в идеологических целях (противостояние с Западом быстро не кончится, а скорее всего, не кончится никогда, нужно готовить к нему с самых юных лет), и, главное, в целях сохранения идентичности русского народа, русского языка и культуры. Литература здесь незаменима и бесценна.

Это я считаю аксиомой. Но дальше – открывается поле для дискуссий, которые, надеюсь, будут на нашей конференции и плодотворными, и яркими.

Какие тенденции в современной русской литературе обнадеживают, а какие пугают?

Кто из писателей, наших современников, может стать в ряды создателей Большого Стиля?

Какова роль и возможности литературной критики в построении новых литературных конструкций, в  повышении социальной роли литературы?

И так далее. Будет о чем поговорить, поспорить,  уж больно важна проблематика!

 

Нина Ягодинцева

С конца XIX – начала ХХ века, с возникновением массового производства и организации на этом производстве больших масс людей возникли понятия «массового сознания», «массовой культуры» и стали активно разрабатываться технологии массового управления, которые к началу ХХI века окончательно превратились в технологии манипуляции массовым сознанием, а в XXI веке благодаря современным информационным технологиям эта манипуляция стала тотальной и запустила обвальный процесс разрушения сознания – как массового, так и индивидуального, что неизбежно привело человечество к новому глобальному кризису. Сегодня очевидно, что преодоление разрушительных процессов и бескризисное развитие может происходить только с опорой на личность, на её целокупное видение и понимание реальности как системы взаимосвязей, незнание и непонимание которых неизбежно приводит к катастрофе самоуничтожения.

Русская национальная культура, опираясь на словесность и литературу, сформировала уникальный опыт целостного развития личности, сохранения и восстановления этой целостности через слово и образ. Русская литература является уникальным явлением, целостной наукой о жизни, и на данном историческом этапе способна дать мощный пассионарный толчок для вхождения страны в новую эпоху. Однако, будучи со второй половины XX века включённой в глобальные процессы, с 1990-х годов она оказалась отодвинута далеко на периферию народной жизни, была разрушена иерархия ценностей, введены «ложные маяки» – произведения, не просто чуждые традиции, но откровенно разрушительные, антинациональные и античеловечные, литературу активно коммерциализировали, в качестве одного из инструментов разрушения было использовано «свободное» развитие самодеятельного творчества, преднамеренно не признающего ценностей и авторитетов «большой» литературы. Но вызов времени становится всё более грозным, и литература сегодня снова должна стать инструментом восстановления национального самосознания, дать ему пассионарный импульс, обозначить в мировом литературном диалоге главную тему эпохи – ЧЕЛОВЕКА, который способен остановить и преодолеть запущенный в предыдущем периоде глобальный процесс самоуничтожения.

Что такое «Большой стиль»? Это стиль переломной эпохи. Это стиль, в котором национальная традиция устремляется в будущее, это стиль победы над кризисом во всех сферах жизни, это стиль, задающий духовные параметры нового времени, в котором человеку предстоит обустраивать своё бытие. Большой стиль подспудно зрел все эти кризисные для русской литературы десятилетия, и сейчас настал тот самый момент:

– восстановить при помощи критики иерархию литературных ценностей, чтобы выстроить стратегию прорыва обороны прошлого;

– собрать корпус лучших произведений современной национальной литературы, её живую, действенную силу – так выстраивают полк перед наступлением;

– определить принципы, предложить технологии и методики целостного развития личности посредством литературы – так подготавливают запасный полк, чтобы движение в будущее было безостановочным.

 

Екатерина Огарева

Моя бабушка, учитель русского языка и литературы, прожила 94 года. В последнее время она почти не вставала, но все же больше всего (больше самой смерти) она боялась «потерять рассудок», и чтобы этого не случилось, каждый день повторяла наизусть «Евгения Онегина». Говорят, и космонавт Герман Титов, находясь в изоляции в сурдокамере, декламировал Пушкина. Думаю, дело не в знаменитой «онегинской строфе» и ее «удобстве» использования для мнемических упражнений -  человек, страшащийся разобществления, на границе утери смысла и собственной целостности хватается, как за спасательный круг, за художественный образ…

Литература в этом плане является своеобразным концентратом смысла и носителем  нашего «культурного кода», без которого человек и общество теряют  как горизонтальные связи, так и преемственность по вертикали времени.

Однако, для того, чтобы Слово имело свою живительную и одухотворяющую силу, оно должно быть не только сказанным, но и услышанным. Литература не может существовать  без читателя. Изолированная и замкнутая  на себе, она становится искусственной и имитационной.

Творчество требует всей личности: опыта жизни, высокого уровня общей культуры, убеждений, способностей, воли, готовности к контакту, сопричастности чему-то большему и значимому, чем ты сам.

Используя биографический метод для изучения природы и динамики становления литературно-творческих способностей, психолог А.Г. Ковалев обнаружил, что для большинства писателей литература начиналась со страстного увлечения чтением и живого интереса к другому, стремлением «узнать человека, проникнуть в его психическое состояние»,  и лишь потом проявлялась  в пробах сочинять!

Вполне логично, что одна из трех секции конференции «Большой стиль» посвящена психолого-педагогическим аспектам становления и развития личности в контексте литературного образования.

Объединяя  на одной площадке представителей академического, писательского и педагогического сообществ, мы надеемся углубить понимание теоретических вопросов оптимизирующего влияния на личность художественной литературы и становления творческих способностей, а также собрать лучшие рабочие практики. Данная секция будет иметь научно-практический характер и послужит консолидации экспертов для совместной разработки новых методических решений.

 

Анатолий Андреев

1. Конференция Большой стиль задумана как попытка найти ответы на вызовы времени. Россия постепенно осознает себя как уникальная и суверенная цивилизация. А цивилизация всегда связана с ценностями. Какой должна быть литература в эпоху цивилизационных катаклизмов? Имеет литература отношение к ценностям или она обходится без них?

2. Да, литература — это прежде всего феномен стиля. Нет стиля — нет предмета для литературных осуждений. Однако не все так просто со стилем. Стиль В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ определяется смыслом, культурным содержанием, ценностной ориентацией. В этой связи уместно говорить о феномене целостности по отношению к произведению. Как смысл «программирует» красоту? Как существует это противоречивое единство? Почему до сих пор разрывают, растаскивают произведение — одни тянут в сторону содержания, другие — в сторону стиля? При этом либералы (условно) в рамках содержания тянут в свою сторону, консерваторы (условно) — в свою.

Существует особый «литературный институт», который специализируется на том, чтобы рассматривать стиль в контексте ценностей. Называется он – литературная критики. Нет критики — забудьте о литературе как о феномене культуры. Критика не просто анализирует произведение (это миф); она именно вписывает произведение в контекст вечных и актуальных смыслов.

3. Без критики литература может кричать — но она остается немой. Что должна делать критика сегодня? Каковы актуальные задачи критики? Следует ли рассматривать критику как миссию? Есть ли успешные образцы литературной критики?

Конференция поставила эти вопросы как маяки, формирующие литературную повестку. И это, несомненно, удача организаторов.

4. Конференция задает отчетливую позитивную установку: критикуя — предлагай. Критическое отношение как таковое сегодня никому не интересно. Все знают и понимают, что литературоведческие школы разрушены, методологии попросту исчезли как научный объект, качество литературоведческого анализа абсолютно субъективно. В мутной литературоведческой воде ловить рыбку выгодно дельцам от литературы.

Но начинать с чего-то надо. Организаторы конференции, я бы сказал, проявили волю к сопротивлению смысловому вакууму, к созиданию, к постановке первоочередных задач, которые придали бы импульс нашему литературному процессу.

Они бросают вызов, заявив: есть еще те, кто готов держать руку на пульсе времени, кто готов собирать камни, кто верит в русский литературоведческий (не только писательский) гений. Поэтому они рискнули и назвали ключевые, с их точки зрения, имена, которые создавали отечественные методологические школы. С именами можно не соглашаться, однако сам факт указания на МЕТОДОЛОГИЮ как на основу критики, заслуживает внимания и уважения.  

А если такая конференция стане традиционной, мы точно – победим.

 

Многие мероприятия Конференции также являются открытыми для свободного посещения по предварительной регистрации. Подробно об этих мероприятиях на сайте Союза писателей России: https://pisateli-rossii.ru/novosti/sobytie-goda-v-mire-literaturnoj-kritiki/
Круг проблем Конференции: https://pisateli-rossii.ru/novosti/bolshoj-stil-naczionalnoj-literaturnoj-premii-slovo/

#Фондкультурныхинициатив
#Грантыдлякреативныхкоманд
#премияслово

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную