Борис БУРМИСТРОВ, поэт, член СП России, Лауреат Большой литературной премии России, Председатель Союза писателей Кузбасса
В этом году исполняется 75 лет литературному журналу «Огни Кузбасса». Несколько поколений писателей Кузбасса выросли с этим журналом и о них мой разговор с Читателем. Здравствуй, племя Александр Сергеевич посылал приветствие в далёкое будущее, в надежде, что на Руси будут всегда жить поэты. Я сегодня скажу так: «Здравствуй племя младое, знакомое». Хочу нынешним молодым поэтам поведать о моём поколении – поколении 70х-80х-90х годов. О поколении, давшем Кузбассу, России великолепные, глубокие, настоящие произведения на чистом, русском языке. Вслушайтесь, вдумайтесь в смыслы этих поэтических творений, ставших литературным наследием для вас, молодые. Ещё в восьмидесятые годы В.П.Астафьев назвал кемеровскую поэтическую школу лучшей в Сибири. Об этом говорил и Юрий Кузнецов. Поэты, которых я хочу сегодня представить, имели глубокое понимание поэзии, владели культурой, основанной на знании классики, литературных традиций. Но главное в их творчестве – образы, которыми они рисовали картины русского мира с его христианской философией. Конечно, вопрос отцов и детей всегда актуален. Я давно говорю о том, что как минимум каждое столетие должны появляться романы «Отцы и дети» и «Герой нашего времени». С развитием цивилизации люди меняются внешне, молодые устремлены вперёд в поисках новизны, в поисках, так называемого, креатива… Могут меняться и взаимоотношения людей, но извечными должны оставаться накопленные предыдущими поколениями духовные ценности. Должно быть понимание главных жизненных устоев: любви, добра, милосердия, сострадания. Это всё, что сохраняет русский мир. Жаль, что не всегда и не все понимают это. Хотя всем ясно – без знаний о прошлом и уважения к нему не создать достойного будущего. Особенно это проявляется в культуре, литературе. Чего же хотело в творчестве и в жизни моё поколение? Удивлять и удивляться… и тревожиться, и волноваться. Где теперь эта тревога, волнение, это ощущение кровных духовных связей многих поколений? Я не хочу делать каких-то сравнительных анализов, чтобы видеть разницу в принципах творчества поэтов моего поколения и нынешнего. Достаточно вникнуть в смыслы, понять, чем озабочен тот или иной автор. Сегодня, к сожалению, сместились два понятия – литература и литературные поделки. Отсюда и падение вкуса у читателя, особенно молодого поколения. Важно напомнить: поэзия – это философия, поэзия, если хотите, наука совместного проживания людей на Земле. Послушайте русского поэта Любовь Никонову: Меняя живо формы знания, Осмыслишь отраженья радуги, Постигнешь синее, лиловое… Нужно ли объяснять смысл и глубокое откровение поэта перед распахнутым миром?! … Знаю, чувствую эту истому Вот с этого стихотворения замечательного русского поэта Николая Колмогорова я хочу продолжить разговор о моём поколении. Как глубоко и как ясно явлены в нём образы, несмотря на большую смысловую нагрузку и на философское обобщение русской жизни… Творчество Николая высоко оценил выдающийся русский поэт, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев. Благодаря их дружбе, журнал повернулся лицом к нашему региону, многим из нас была открыта дорога для публикаций в журнале. Николай был талантлив во многом. Он прекрасно пел. Бродил по берегам Томи, собирал камушки и делал неповторимые ювелирные поделки. Характер у него, как у многих творческих людей, был непростой, но нас всегда объединяла любовь к поэзии, любовь к жизни – сложной, неповторимой. В предисловии к своей книге он написал: «О сокровенной поре жизни, из которой, собственно, и произошёл как поэт». Как жаль, что Николай так рано ушёл из жизни (всего-то 50 лет). Но за эти годы он сделал столько, что некоторым и за век не сотворить. На памятнике поэту высечены строки:
Если слово моё поразвеет ветрами, Выдающийся русский поэт Юрий Кузнецов говорил о поэзии: «Есть слова, которые унижают человека, и поэтому Слово должно быть возвышенным». И я за то, чтобы литература не опускалась до «плинтуса». Поцелованные Богом поэты моего поколения в атеистическое время творили божественную поэзию. Мы искали и ищем ответы на многие сложные вопросы непредсказуемого бытия нашего. … Нам, братьям по судьбе тревожной, Мне хочется показать – какая сильная поэзия живёт на нашей земле! И не просто живёт, а помогает жить людям… Кстати, сразу развею мысль о том, что я выбрал только лучшее. Спешу вас заверить, что было очень трудно отобрать тексты для этой публикации, потому как у моих друзей-поэтов трудно найти «проходные» стихи. … Так зачем же, рассудок поправ, – Чудно, необыкновенно, не похоже на других. Это строки Валерия Зубарева. ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР Русская провинция – это то пространство, в котором жил и творил рабочий парень, большой поэт Виктор Коврижных. Его Родина не какое-то там абстрактное, или, верней, безграничное место, а реальное село Старобачаты, жители которого – его герои, его современники – люд деревенский, честный, правдивый. Первые встречи с Тамарой Рубцовой проходили с начала 80-х годов в областной литературной студии «Притомье». Я ещё работал на заводе, но начал регулярно посещать студию. Собирались там в основном ребята, но среди них оказались и три молодые женщины: Любовь Никонова, Татьяна Николаева (Карманова) и Тамара Рубцова. Удивительно, но уже тогда в их стихах звучали христианские мотивы, что сближало меня с ними, оттого и родилась у меня в дальнейшем идея создания антологии «Собор стихов». Можжевельник, сизый от росы, С такими чувствами и мыслями жила Тамара в миру. И эти чувства пробуждали свет в детях-сиротах юргинского детского дома, где она создала и многие годы вела детскую литературную студию «Свеча». Человек воцерковлённый, православный, она не могла равнодушно взирать на несправедливость нашего бытия. Однажды Тамара Рубцова рассказала детям своей студии о том, что трое юргинцев пропали без вести в чеченских горах… И дети согласились помолиться за них вместе со своей наставницей. Детская молитва совершила чудо – спасла солдат: их, раненых, нашли в горах. Земные люди ведают едва Так размышляет Тамара о слове и творчестве, добавляя: «…страданье – души созиданье»! Грустно? Но русская поэзия в большей степени минорна. Поиски гармонии привели Тамару Рубцову к главному решению в своей жизни – в 2009 году она приняла монашеский постриг в юргинском храме Рождества Иоанна Предтечи. Она ушла из мира монахиней Марией. Любовь Никонова. Любовь (оттого и имя ей такое дано) была истинно-православным человеком, поэтом. Имя её известно всей России. О её стихах очень высоко отзывались многие известные русские поэты и писатели: Станислав Куняев, Валерий Ганичев. Её имя звучало в докладах писательских Съездов. Мне посчастливилось быть с ней на первых Православных чтениях, посвящённых Дням славянской письменности и культуры в г.Тобольске. Когда она приезжала из Новокузнецка в Кемерово – всегда заходила ко мне. …и свыше нас заставит плакать Вслушайтесь, вдумайтесь – какая чистота в чувствах, в мыслях… Как не довериться этим строкам? Как не раскрыть душу навстречу этим проникновенным словам, в основе которых любовь, добро и милосердие. И ещё к портретам наших православных девчонок – Татьяна Николаева (Карманова). В 80-х она была Кармановой. Человек удивительной, сложной судьбы. Она приняла святое крещение в 30 лет. Долгие годы Татьяна вместе с дочерью жила в монастыре. Освоила церковное шитьё. «Живопись нитками» – так называла Татьяна свой стиль. Она вышила икону Бориса и Глеба и подарила мне со словами: «С любовью и уважением – тебе на молитвенную память за нас (занимающихся русской литературой), за Россию, Малороссию, Белоруссию, за всех славян, у которых один корень – славянская речь. Дай Бог тебе, Борис, и здоровья, и любви, и вдохновения, и долголетия, и долготерпения в любви твоему сердцу – большому сердцу русскому». И это не хвалебное в мой адрес, а это наши духовные связи, скрепы. Это наш русский мир: Вслушайтесь, как звучит любовь ко всему сущему на земле. Так думает, так принимает этот мир моё поколение… «Люди должны оставаться людьми» – вот эпиграф к творчеству Александра Каткова – друга моего и помощника в делах наших писательских. Его твёрдость характера мне, довольно мягкому человеку, добавляла уверенности в правоте. А сколько времени мы, молодые поэты, проводили у него в семейном общежитии. Это были и дневные, и ночные поэтические семинары. Вот где были уроки поэтического слова, вот где были открытия и новых поэтов, и русских классиков. В одном из посвящённых Александру стихотворений я писал об этом: Дружеская зарисовка в рифму на память. А дальше стихи Александра, я думаю, рождавшиеся в те годы и, возможно, там, на девятом этаже общаги: Как он рвал своё сердце, как болел он за Россию, за близких и за русскую нашу речь! И это не банальные слова, почитайте: в каждой строчке его – боль, сострадание и надежда на будущее… доброе и светлое. Валерий Ковшов. Вот ещё один деревенский интеллигент, окончивший Томский государственный университет: он мог любого «срезать», как шукшинский герой. Валера любил свою малую родину – деревню Красный ключ, где и прожил свою жизнь. Любил друзей: шил нам шапки к зиме, угощал мёдом со своей пасеки. А главное – эта любовь проявилась в его замечательных стихах: И ещё: Леонид Гержидович у меня всегда ассоциируется с тайгой, с природой нашей сибирской. У него и дух крепкий, сибирский, и стихи наполнены запахом таёжных лесов – разлапистые, многозначительные. Многие годы он провёл на таёжных заимках. Представить себе, наверное, трудно – быть одному в тайге целыми сезонами. Но говорят же, что поэту нужно одиночество. Оттуда, я думаю, глубокие философские стихи Леонида: Он любил нас, друзей своих, часто привечал нас в своей Юго-Александровке, поэтический фестиваль с таким названием до сих пор живёт и собирает друзей… Александр Ибрагимов неординарный и, я бы сказал, загадочный поэт. Он всю жизнь искал своё в поэтическом мире. И в этих исканиях всё больше и больше раскрывался как поэт. Он много сделал для молодых авторов. Долгие годы вёл литературную мастерскую «АЗ». Талантливый, неповторимый поэт. Его суждения, его взгляд на поэзию были всегда интересны. Рецензию к моей книге «День зимнего солнцестояния» написал именно он, потому что его мнение очень точно совпало с моим видением поэзии и моего пребывания в ней. К любому стихотворению Александра Ибрагимова можно ставить эпиграфом строку «Пусть будет каждому любовь…». Своеобразный, неподражаемый Владимир Ширяев. В нём сочетались серьёзность и ирония. Как он точно отражал состояние человеческого бытия: Или ещё: Это ли вам не эзопов язык? Татьяна Тудегешева – прекрасная шорская поэтесса, училась в Литературном институте им. А.М. Горького, в семинаре выдающегося русского поэта Ю. Кузнецова, который (несмотря на его, в некотором смысле, непринятие женской поэзии) заметил и поддержал талантливую поэтессу. Как странно: без тебя, а жизнь не умерла. Александр Раевский – это настолько русский поэт и в жизни, и в творчестве, что так мощно и глубоко выражается гармонией между состоянием природы и состоянием души. В его стихах сильна классическая традиция, народно-песенная основа… Я только добавлю: Саша Раевский – это страдающая душа, это душа истинно русского человека. Я рад многие годы дружить с ним. Такая дружба взаимно обогащает и даёт силы в трудные времена. НАДНЕБЕСНАЯ ГОРА Иосиф Куралов – талантливый поэт, прекрасный организатор литературных дел в Кузбассе. В конце 80-х Иосифа заметил и благословил выдающийся русский поэт Юрий Кузнецов. «Иосиф Куралов, – писал он, – поэт суровой судьбы. Он родился среди терриконов Прокопьевска. Вместо земли под ногами у него был «серый камень, чёрная зола», а меж тем его душа стремилась к высокому». Недаром в его стихах часто мелькает и сквозит синева… И ещё: Засучим наши рукава О Володе Иванове много написано хороших честных рецензий. Он один из первых (из молодых) был принят в СП СССР ещё в 1983 году. О нём писали известные поэты. В.Д.Фёдоров оценил начало творческого пути молодого земляка: «С интересом прочитал, по-моему, книга получилась. В ней уже заметно проглядывает лицо поэта, что в первых книгах случается не часто». Поэт Людмила Щипахина точно подметила: «В.Иванов радует неизбитостью, образностью, остротой поэтического мышления». Добрые слова говорил о Володиных стихах Игорь Киселёв: «Органичное, естественное слияние человека и природы, бесконечное внимание ко всему живому (содержание), задушевность и доверительность интонации (форма) — вот наиболее сильные стороны лирики Владимира Иванова. Что к этому добавить? Только стихи… Как токует оглохший глухарь, И ещё: Зрачком бездонной синевы В поэзии главное – выявить суть, выявить особенности миропонимания, и такие очень точные, очень важные картины микро- и макробытия у Владимира Иванова присутствуют во многих стихах. Сергей Донбай. Мы все годы старались защищать и сберегать русский язык. Мы были в одной упряжке русских поэтов, болеющих за чистоту слов, чувств. Я думаю, то, что мы сделали своим творчеством и поддержкой друзей-поэтов, будет ориентиром для будущих литераторов нашей земли. Родной язык в нас снова растревожит Сергей Донбай и нынче живёт этим промыслом и продолжает творить. Владимир Соколов – ещё один поэт моего поколения, ещё одна неповторимая поэтическая вселенная. До обидного мало пишет Володя, но то, что он делает, – это прекрасно… Моё поколениё! Ребята, я не забываю вас и стараюсь, чтобы вас знали и любили в новые времена. Союз писателей Кузбасса, при поддержке Кузбасского центра искусств, издал пятитомную антологию «Классика земли Кузнецкой» – это память на долгие, долгие годы… В ней собрано немало рецензий, критических статей, биографических данных о поэтах 70-80-90 годов, известных не только у нас, в Кузбассе, но и в России. Поэтому говорить много об авторах и их творчестве мне нет необходимости: читайте, пусть стихи говорят сами за себя. Думаю, что каждое, вошедшее в антологию стихотворение – классика. Многие из них разбираются на цитаты:
В моём поколении не было сытости (и это связано не с едой, хотя у некоторых были и эти проблемы). Мы всегда испытывали душевный, культурный голод. Неутолимая жажда познания тонкого мира вела нас по жизни… Мы черпали знания из классики русской литературы. Как больно рождается Слово, Молодые мои друзья! Ошибка ваша в том, что вы хотите всего и сразу. Так не бывает. Нужно учиться, набираться опыта литературного и человеческого. Любой алмаз требует огранки. Кто-то, наверное, скажет, что ты, мол, сетуешь – время такое нынче, о нём и пишем… Нет, и ещё раз нет. Я уже неоднократно говорил и писал: «Время – это движение мысли». Какие мысли – такое и время. Что касается меня – то я всё время жил и живу тревожно… Вот и сейчас вопрошаю: неужели у русской литературы впереди только великое прошлое? (Евгений Замятин «Наброски к роману»). Конечно, есть замечательные имена следующего поколения. Могу назвать Дмитрия Мурзина, Андрея Правду, Ирину Тюнину, Сергея Дьякова, а дальше… Что дальше? Ведь литература творит время! Какое время нас ждёт? Надо выстрадать право – Всё то, о чём я нынче поведал, – это от моего поколения молодым талантливым поэтам, ищущим себя в этом мире… |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||