Надо сказать, что в рамках подготовки к празднованию столько значимой даты в Смоленске издано и представлено читателям немало прекрасных книг, альбомов, буклетов и т. д. самого разного плана – художественного, изобразительного, искусство- историко- краеведческого… Думаю, что весьма солидный том Н. Егоровой в оформлении которого органично вписаны фрагменты работ художников, в свое время тесно связанных с М. К. Тенишевой, - М. В. Якунчиковой, Е. Д. Поленовой (сестра живописца В. Д. Поленова) и Н. К. Рериха, не «потеряется» среди многочисленных изданий, а займет подобающее место. Н. Егорова родилась в Смоленске, в учительской семье (отец Николай Александрович - участник Великой Отечественной войны, прошел боевой путь до Кёнигсберга, работал директором железнодорожной очно-заочной школы, которой теперь нет, мама Ирина Сергеевна преподавала русский язык и литературу). Окончила филологический факультет Смоленского педагогического института, работала в областной библиотеке – ныне СОУБ им. А. Т. Твардовского. В начале поэтического пути, начиная с 17 лет, Н. Егорову поддержали многие литераторы Смоленщины, в том числе Виктор Смирнов, Нина Артемовна Семенова, Вера Андреевна Звездаева, Владимир Тазов, Леонид Козырь. Впоследствии на творчество молодой поэтессы обратили внимание корифеи отечественной поэзии Степан Щипачев и Виктор Боков. В 1983 г . Н. Егорова стала участницей Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве. В столице ей довелось и поработать - около 20 лет: у А. А. Проханова в газетах «День», «Завтра», издательстве «Современник».
И, вот, новое издание! Предваряя свой многолетний поэтический труд, автор пишет: «К этой книге я шла долго. Писались стихи – и оседали в столе. Менялись эпохи и мировоззрение. Разрушалась казавшаяся вечной страна. Ушли многие люди, без которых жизнь была непредставима. Издавали книги поэты, работавшие рядом со мной. Обозначился и мой литературный путь. Но попытка издать более или менее объемную книгу у меня почему-то всегда заканчивалась неудачей. Не стану гадать, с чем связана такая особенность судьбы. На все – Божья воля. Ведь и сама наша непонятная, никем не объясненная поэзия – дар Божий. Нахлынет необоримой волной слов и чувств, высветит мир ярким лучом другого зрения, преобразит в считанные мгновения душу – и схлынет в те мировые глубины, из которых пришла, неся с собой свет и любовь». Свет и любовь! Даже если сегодняшняя наша жизнь подчас не слишком подвигает поэта к написанию светлых произведений, ибо поэт пытается «выразить в звуке» характерные картинки и картины-полотна этой жизни, а она для некоторых (или многих) из нас представляется в иных тонах и красках. Поэт изображает и показывает эти тона и краски, касаясь то ли чьей-то конкретной судьбы – да хотя бы и своей собственной, это, может быть, даже в первую очередь (стихотворения «Яко разбойник на кресте…», «Прощаю смерть в последней глубине…», «Прадед», с посвящением Ивану Ефимовичу Ефимову, священнику деревни Ельша Поречского уезда Смоленской губернии, расстрелянному за веру в 1938 году, «Старуха», «Нищенка с голубями» и др.), то ли нашей общей судьбы – судьбы страны-государства-народа, которая никогда не была легкой, безоблачной, и, по всей видимости, не будет таковой и в будущности («Волоковая», «В этих хлещущих тьмах, в этих гиблых краях…», «Девяносто третий год», «Когда отходил от соборов пылающих лях…», «Одигитрия Смоленская»…). Но все-таки автор живет Надеждой и Верой – в то, что: Опустится Божия милость. Книга Натальи Егоровой «Русской провинции свет» - не для быстрого, поверхностного чтения. На мой взгляд, читать ее следует «дозированно» - чтобы в паузах переваривать прочитанное, постичь истинную сущность ее творчества. Ведь автор поставила перед собой задачу (то есть это как бы само собой разумеющееся) – проникнуть в неведомые глубины… сознания, духа, вселенной, соединить несоединимое – Христа… Ранним утром Христу причаститься – и устремленность России в космос… Когда опускается ночь над твоей головой, Над крышами всходит огней нескончаемый ток. На дымы из труб лает в будке проснувшийся пес, - жизнь русской провинции и задымленного мегаполиса, заглянуть в тайники человеческой души и подслушать мысли цветка… И еще – очень многое выплеснуть из того, что «гнездится», томится в беспокойной, мятежной, неутоленной душе и ищет выхода наружу. Все это не просто - не только высказать в печатном слове, но и понять тем, кто будет это слово пропускать через свое сердце и ум. Читателю придется приложить некоторое усилие. Что, впрочем, весьма полезно и поучительно…
Фото автора | |||
| |||