Нина ЧЕРЕПЕННИКОВА

...Чувства добрые я лирой пробуждал

К 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

Мы знаем это иль не знаем,
Хотим того иль не хотим,
Но он никем не заменяем
И навсегда необходим.

Чем больше живу, тем больше печалюсь, раздумывая о судьбе нашего непревзойдённого поэта – А.Пушкина. Вот уже более двухсот лет живёт в русской литературе Александр Пушкин, а день, осквернённый убийством поэта стал для России днём национальной скорби, ибо поэт стал символом единства нации. Тому подтверждение приятная новость: международному аэропорту Шереметьево присвоено имя А.С.Пушкина, победившее в народном голосовании.

О Пушкине написано очень много, и исследователям его творчества давно известно, что лучше всего воссоздавать облик поэта, опираясь на воспоминания его современников, которые и легли в конечном итоге в основу научных исследований жизни и творчества гениального поэта. Так и поступил писатель В.Вересаев, издавший книгу под названием «Пушкин в жизни», представляющую собой систематический свод подлинных свидетельств современников. Однако, ознакомившись с этим объёмным сборником, всякий думающий человек засомневается в истинности и добросовестности авторов воспоминаний. К тому же, многие сведения, приводимые в книге, недостоверны и носят признаки сплетен и слухов. Имеют место в этом собрании и воспоминания людей, недоброжелательных - недругов поэта, чей разум был отравлен завистью к поэтической славе Пушкина. В книге имеются и письма самого поэта, написанные подчас под настроение. «Но ведь живой человек характерен не только подлинными событиями своей жизни, - он не менее характерен и теми легендами, которые вокруг него создаются, теми слухами и сплетнями, к которым он подаёт повод» - так написал автор в своём предисловии. Но, на мой взгляд, главное, в чём личность поэта проявляется совершенно – это произведения самого поэта. Исследователь, углубляясь всё более в материал, открывает в его творениях новые грани, а читатель открывает для себя «своего Пушкина».

«Ясный», «гармоничный», гениальный «гуляка праздный», «поэт и творец Божией милостью» представляет собой одно из самых загадочных явлений русской литературы. Он и сейчас до конца не разгадан теми, кто не потрудился ознакомиться со всеми его творениями и лишь, согласно школьной программе, прочитал одно - два произведения великого поэта.

Конечно, Пушкин у всех разный: то приближённый, то отдалённый от истинного поэта, ибо каждый сосредотачивается на том, что ему ближе по духу и понятнее. Здесь, как в известной притче о слепцах, пытающихся определить на ощупь что же такое слон. Имеется только один трудоёмкий, но эффективный способ знакомства с универсальным миром поэта – прочитать со вниманием и любовью всё, вышедшее из под его пера.

Тем же, кто узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда приятнее слушать, чем читать самому, кто получил неизгладимое впечатление от простых и понятных каждому ребёнку необыкновенных историй : о чудесном превращении простой девушки в царицу, пообещавшей родить для царя «богатыря», о мудрой золотой рыбке, озорном работнике Балде, о сварливой старухе, о чудном острове Буяне… Сказки, написанные красивым и понятным русским языком, пленяли души детей и поражали детское воображение. А стихи очень скоро стали популярны во всех слоях русского общества.

Чародей - поэт, столь легко овладевший детским воображением, вот уже третье столетие подряд любим не только детьми младшего возраста. В школе, в старших классах, вдохновлённые стихами Пушкина, мы мечтали о поприще, на котором могли бы проявиться «души прекрасные порывы». «Евгений Онегин», поражавший широким охватом русской жизни, справедливо преподносился в школе как «энциклопедия русской жизни», а пленительные образы Татьяны Лариной, Людмилы и Маши Мироновой очень волновали и делали нас строже в пору беззаботной и легкомысленной нашей юности. Соревнуясь, мы заучивали большие отрывки из романа, чем очень радовали учителей русской литературы. Думается мне, что особую радость мы испытали позже, когда в вихре жизни, в тяжёлые минуты вдруг находили в своей памяти чудные строки поэмы. Тогда душевные муки героев вдруг становились более понятными, а их сомнения помогали осилить собственные тревоги.

Однако, самостоятельное обращение к Пушкину, по велению сердца, приходит ко всем по-разному. К нему, с годами возвращается и пылкая молодость, и усталая от жизненных бурь старость. Поэт Пушкин - мудрый философ, мир его стихов огромен, разнообразна и его проза: они утешают без нравоучений, и у поэта всегда можно найти ответ на всё, что составляет внутреннюю жизнь личности. В его стихах мы находим весь спектр человеческих чувств, - любовь, доброту, ненависть, зависть и даже самые потаённые движения души и сердца. Пушкин – «всечеловек», как определил его Достоевский, однако в нём каждый русский невольно узнаёт самого себя, потому что он воплотил в себе всю Россию. Всё, что украшает русскую душу – равнодушие к суетным земным благам, тоска по иному лучшему и достойному человека миру, неутомимая жажда правды, сердечная широта, способная обнять весь мир, чуткость совести и гармоническая цельность всего существа. Богатство его русского языка несравнимо ни с чем, при этом его слова лишены всякой напыщенности и искусственности. И что весьма важно: поэт старался во всех своим произведениях совместить правду художественную с правдой нравственной. Этим он нам и дорог, а потому востребован и сейчас, в наше смутное, беспокойное время.

Жить бы ему, да жить, «чтоб мыслить и страдать», ведь в нём было столько жажды жизни… Его жизненная энергия распространялась на всё его многочисленное окружение, и мы знаем, что великая литература создаётся не мизантропами, а людьми, живущими в самой гуще народа. Мысли поэта о жизни просились в поэтическую строку: они были ёмкими и лаконичными, и, на первый взгляд, то слишком лёгкими, то слишком сложными, непонятными. Однако, по прошествии времени, его слова становились всё более понятными и легко проникали в наши души .

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» - вечно на все времена и вовсе не означает, что поэт видел смысл жизни только в страданиях. Пушкинское слово «страдание» очень ёмкое и включает всё: и любовь к женщине, и горе потерь любимых, сопереживание дружбы - то есть всю полноту человеческого существования мыслящего и страстно любящего жизнь человека. А как вдохновляют насыщенные оптимизмом его слова: «Будем живы, будем и веселы..!» Он умел найти одно единственно нужное слово, в котором – всё. Иной раз ищешь в своей запутанной современной жизнью слово, которое должно помочь определиться и успокоить, и не находишь его. И, о чудо ! Оно находится у Пушкина, да такое удачное, такое самое нужное, что лучше и не определить своё душевое состояние. И думается всякий раз, что пушкинский словарный запас – энциклопедия духовной жизни человека. Тогда и становятся более понятными пророческие слова Гоголя о поэте, о том, что «это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Это было сказано в 1832 году. Означает ли это, что у нас ещё есть в запасе время? Сомнительно… А всё же безумно хочется оправдать надежду на русского человека двух великих классиков!

Давайте же в этот июньский день отвлечёмся от суеты и предадимся воспоминаниям о «солнце нашей поэзии» - Александре Сергеевиче Пушкине. Удачное выражение Андрея Александровича Краевского прижилось сразу и навсегда. И хотя слова эти были сказаны в связи со смертью поэта, мы не будет в светлый День Его Рождения предаваться скорбным думам, а будем следовать мудрым и утешительным строчкам В.А.Жуковского: «Не говори с тоской их нет: / Но с благодарностию: были..». Лучше прочтём ещё раз страницы этой уникальной и плодотворной жизни, чтобы в который раз удивиться, огромному литературному наследию, оставленному потомкам «солнцем поэзии». И пусть своё слово скажут современники и потомки великого поэта.

Александр Сергеевич Пушкин – родился в Москве 26 мая по старому стилю, 6 июня по новому, 1799 года.

Вот, что сообщает нам «ВЫПИСЬ ИЗ МЕТРИЧЕСКОЙ КНИГИ в московской церкви Богоявления в Елохове: « Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скварцова, у жильца его моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8-го дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина. (Орфография сохранена).

Следуя православным традициям, родители назвали младенца Александром, так как ближайший ко дню его рождения день оказался днём памяти Александра, архиепископа Константинопольского.

По свидетельству его старшей сестры Ольги, мальчик был толстым, молчаливым и неповоротливым, однако, после шести лет его неуклюжесть перешла в резвость и шаловливость. Постоянно раздражающий мать своей леностью и пренебрежением к игре со своими сверстниками Саша, проявил большой интерес к писателям, приходящим к его отцу. Так, во время визита Николая Михайловича Карамзина, маленький Саша, сидя напротив писателя, не спускал с него глаз и внимательно его слушал.

В семействе Пушкиных переменилось много иностранных гувернёров и гувернанток. Воспитание детей проистекало исключительно на французском языке, да и библиотека Сергея Львовича состояла в основном из французских сочинений. Маленький Саша, забираясь по ночам в библиотеку отца, перечитывал комедии Мольера, которые он обожал. Известно, что первые пробы пера Пушкина были на французском языке, поскольку оный господствовал в доме его родителей. Так что впоследствии Пушкин стал знатоком французской словесности, а его прекрасному французскому слогу, по словам сестры Ольги, удивлялись французы. Страсть к чтению, возникшая от знакомства с французской литературой, перейдёт в неиссякаемый интерес к всемирной литературе и не покинет Пушкина в течение всей его короткой жизни.

По свидетельству многих родственников и знакомых, расставание с родительским домом и с родителями, в связи с поступлением в лицей, не вызвало у мальчика ни малейшего сожаления. И в этом не было ничего странного, так как Саша не видел со стороны матери и отца родительской ласки и участливого внимания. Только немного жаль было расставаться с сестрой Ольгой, которую он любил.

Все волновало нежный ум …

В августе 1811 года Александр выдержал вступительный экзамен в Царскосельский лицей и к 19 октября всем воспитанникам было велено съезжаться в Царское Село, так как на этот день было назначено открытие лицея.

Лицей оказался важным этапом в жизни поэта. А лицейское братство станет самой светлой главой биографии Пушкина. Лицеисты же первого выпуска всегда будут обращаться мыслью и сердцем к своему царскосельскому отечеству. В эти шесть лет, проведённые в лицейских стенах, мальчики не были заложниками казёнщины: в учении, в шалостях и забавах, в дружбе и ссорах они вели относительно свободный образ жизни. В стенах лицея формировалось их мировоззрение, происходило становление личности каждого воспитанника и главное – там они приобретали друзей на всю жизнь. Мальчикам возбранялось выезжать из лицея в течение всех шести лет обучения, а родные могли посещать их только в праздничные дни. Именно в лицее определился и был всеми замечен литературный дар Александра Пушкина. По воспоминаниям М.Яковлева, Пушкин « Писал .. везде, где мог, а всего более в математическом классе..». Ещё он любил разговоры о литературе и авторах с теми товарищами, которые тоже писали стихи: с Дельвигом, Илличевским, Яковлевым и Кюхельбекером. По всему лицею распространялись его остроумные сатиры, эпиграммы и острые слова. Самым большим событием в лицейской жизни будущего великого поэта станет прочтение на публичном экзамене по русской словесности собственного стихотворения «Воспоминания в Царском Селе». На этом экзамене присутствовал сам Г.Р.Державин, который выслушав это произведение, сказал: «Вот, кто заменит Державина». По воспоминаниям И.Пущина, «Все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина..». Ему многое прощалось.

В жизни Пушкина лицейская дружба оставила неизгладимые следы. Там он обрёл верных и преданных друзей, а первым из них был – Иван Пущин. В 1826 году о написал о Пущине : «мой первый друг, мой друг бесценный». Своего «бесценного друга» поэт был счастлив видеть в своём заточении в Михайловском и звал его в последний час своей жизни. Да и Иван Пущин до конца жизни сохранил своё нежное отношение к товарищу. Уже в первый год обучения он отмечает что « ..Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил, но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал высказываться и важничать, как это часто бывает в те годы (каждому из нас было 12 лет) с скороспелками…Случалось удивляться переходам в нём; видишь, бывало, его поглощённым не по летам в думы и чтения, и тут же он внезапно оставляет занятия, входит в какой-нибудь припадок бешенства за то, что другой, ни на что лучшее неспособный, перебежал его или одним ударом уронил все кегли…»

Подобные заметки указывают на то, что Пущин обладал прекрасной памятью и наблюдательностью, но помимо всего прочего он был способен и на крепкую дружбу.. В одном из писем поэт-декабрист К. Ф.Рылеев заметил: «Кто любит Пущина, тот уж непременно сам редкий человек». Большим другом поэта был до конца своей жизни и Антон Дельвиг, который, будучи сам поэтом, не завидовал своему товарищу, а видел в нём преемника Державина. Был близок поэту и воспитанник Иван Малиновский, по лицейскому прозвищу «Казак». Их встречи после окончания Лицея были редки, но для Пушкина дружба измерялась не количеством встреч, не перепиской, и, даже не общностью литературных интересов, а как удачно отметил С. Соболевский, он «любил своих друзей за дружбу». Поэт вспоминает Малиновского перед смертью не случайно.

Можно было бы причислить к друзьям, олицетворявшим Лицей и Михаила Яковлева, которого Пушкин называл «наш песельник». Можно смело причислять к друзьям и Федора Матюшкина, в будущем выдающегося мореплавателя и горячего русского патриота, и Вильгельма Кюхельбекера, которого называют поэтом пушкинской поры. Одним словом – Пушкин был счастлив в друзьях на протяжении всей своей лицейской жизни. Друзья сделались его семьёй. И это говорит о многом! 19 октября станет для друзей-лицеистов «святым» днём.

Существуют, правда, и воспоминания некоторых лицеистов ( М.А.Корф, Я.К.Грот), чьи воспоминания отмечают только отрицательные моменты в характере Пушкина. Ну, что тут скажешь? Каждый, кто судит о людях, согласуется прежде всего со своими способностями и чертами характера. Чаще всего, над такими людьми довлеет зависть, которую они не в силах преодолеть.

От окончания Лицея до ссылки

По окончанию лицея, из свидетельства, выданного Александру Пушкину, мы можем узнать, что воспитанник Пушкин «оказал успехи хорошие, весьма хорошие и превосходные ( в Российской и Французской словесности и Фехтовании). По выпуске из Лицея Пушкин был определён в Государственную Коллегию Иностранных Дел с чином коллежского секретаря. Служба в министерстве иностранных дел, а также родственные и общественные связи отца открывала молодому Пушкину вход в лучшие круги большого света. Однако у юного Пушкина была мечта вступить в военную службу в гусарский полк, где у него было много друзей, но отец отговорил его, ссылаясь на недостаточное своё состояние. « Вышед из лицея, я тотчас почти уехал в псковскую деревню моей матери… Но всё это нравилось мне недолго…»..так пишет поэт об этом периоде своей жизни.

Далее, три года, после выхода из Лицея, Пушкин отдаёт развлечениям большого света Петербурга. Круг его знакомств и связей становится всё обширней. В это время зарождается его дружба с В.А.Жуковским, продлившаяся до конца его жизни. Об этом периоде жизни Пушкина П.А.Плетнёв пишет следующее: «Он сделался идолом преимущественно молодых людей….» и, тем не менее, критикующий поэта за ночные кутежи Плетнёв, не может скрыть всю правду и уточняет: «Большую часть дня утром писал он свою поэму ( «Руслан и Людмила»), а большую часть ночи проводил в обществе…».

П.А.Плетнёв был не только на семь лет старше Пушкина, но и человеком рассудочным, другого темперамента. К тому же, в нём не играла кровь африканских предков. И вполне понятно, что Плетнёв из самых лучших побуждений не одобрял образа жизни большого поэта, тратившего свои силы, здоровье и время на весёлые забавы с пустыми людьми. Но, вспомним замечательные строчки из «Евгения Онегина» и задумаемся над ними: «Блажен, кто смолоду был молод,// Блажен, кто вовремя созрел,// ..» Здесь есть над чем подумать. Да и вообще, как писать о недостатках большого света, не узнав его короче?

В это время молодой Пушкин, не занимаясь службой, числится в Иностранной коллегии. Присутствие в высшем свете отнимает у него много времени, но и в это же время он заканчивает поэму «Руслан и Людмила» и В.А.Жуковский делает надпись на своём портрете, подаренном Пушкину: «Победителю - ученику от побеждённого учителя». А друзья поэта единогласно свидетельствуют, что, за исключением двух первых лет его жизни в свете, никто так не трудился над дальнейшим своим образованием, как Пушкин.

Великосветская жизнь поэта была прервана самым грубым образом. Он не был членом тайных обществ, но в его поэзии стали появляться вольнолюбивые стихи и злые эпиграммы на политических и литературных врагов, что не осталось незамеченным и властями. Следуя традициям русской поэзии, вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым, Пушкин обновляет гражданскую поэзию. Свобода стала вдохновлять поэта и сделалась плодом его мучительных размышлений. После оды «Вольность», написанной сразу после приезда в Петербург, он пишет стихотворение «К Чаадаеву».

Обращаясь к новой музе, он писал: «Приди, сорви с меня венок,// Разбей изнеженную лиру…». Вольнолюбивые стихи поэта распространялись в списках, доносчики передавали их властям. По настоянию Аракчеева дело о ссылке Пушкина рассматривалось в государственном совете. Поэта берут под защиту Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, А.И.Тургенев, А.Н.Оленин, Е.А.Энгельгардт. Такое внушительное заступничество смутило государя, и он уступил их просьбам не отсылать поэта в Сибирь (как мечтал о том Аракчеев). Результатом заступничества именитых людей стало то, что Пушкину изменили место ссылки – послали не в Сибирь, а на юг, к генералу Инзову, человеку умному и доброму, сумевшему оценить по достоинству талантливого своего подчиненного. Штаб генерала Инзова располагался в Екатеринославле. Приехав туда, Пушкин заболел. Проезжавший через город генерал Раевский получил разрешение взять больного с собой на Кавказ для лечения. Суровая красота Кавказа пленила поэта и послужила канвой для замысла «Кавказского пленника». Праздничная и сияющая красота Причерноморья пленила воображение поэта. Там родились стихи: «Погасло дневное светило…», «Нереида», «Редеет облаков летучая гряда…». В Кишинёве был закончен «Кавказский пленник» и написаны три поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники» и начат роман «Евгений Онегин». Тогда же были написаны несколько десятков лирических и политических стихотворений. Именно в эти годы, по мнению исследователей, Пушкин сформировался как большой русский поэт, а стихи и поэма «Кавказский пленник» принесли ему славу «Первого поэта России». В июле 1823 года Пушкина перевели в Одессу для прохождения службы в канцелярии новороссийского генерал-губернатора графа Воронцова.

Исследователи считают, что 1823 год стал для Пушкина годом идейного кризиса. В нём нарастала неудовлетворённость романтизмом и он начинает искать новые пути в искусстве. Тому подтверждением являются главы «Евгения Онегина» и замысел поэмы «Цыганы». Не сложились отношения и с графом Воронцовым, невзлюбившим Пушкина за его независимый талант. Поэт вступает в борьбу с могущественным губернатором и пишет на него знаменитую эпиграмму: «Полу-милор, полу-купец, / Полу-мудрец, полу-невежда,/ Полу-подлец, но есть надежда, / Что будет полным наконец.»

Тем не менее, пребывание в Одессе было плодотворным для поэта. Там он встречался со многими интересными людьми, которые отмечали в нём независимые суждения, искренность и прямоту в суждениях, что создавало ему славу вольнодумца. Воронцов же, желая избавиться от ненавистного ему поэта, добился того, что повелением Александра I Пушкина исключили из списков чиновников Коллегии иностранных дел и обязывали немедленно покинуть Одессу, чтобы направиться на жительство в Псковскую губернию, в деревню Михайловское, где отцу поэта вменялось следить за поведением собственного сына. Пушкин был глубоко оскорблён, он пишет Жуковскому об оскорбительных отношениях к нему отца, поучающего и наставляющего «непутёвого сына» : «Спаси меня хоть крепостью, хоть Соловецким монастырём». Однако семейная драма прекратилось, так как Сергей Львович уехал из Михайловского, оставив сына одного. Заодно, он отправил начальству письменный отказ от наблюдения за сыном.

Пушкин, наконец, обретает покой, который так располагал к творчеству. В это время поэт работает много и напряжённо: пишет, читает, изучает летописи, и думает о будущем России. Надзор за Пушкиным осуществлял монах Святогорского монастыря, избавляясь от посещений которого, поэт совершал дальние прогулки. Он часто ездил в Тригорское к своим добрым знакомым - Осиповым, где читал свои новые произведения, очередные главы «Евгения Онегина», и отдыхал душой . Исследователи творчества поэта считают, что в годы михайловской ссылки были написаны лучшие стихи о любви. За два года михайловской ссылки Пушкин написал более семидесяти стихотворений, две поэмы «Цыганы» и «Граф Нулин», «Сцену из Фауста», четыре главы романа «Евгений Онегин» и трагедию «Борис Годунов». В это время им было написано несколько критических статей и сделано множество заметок по поводу прочитанных книг.

14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов. По счастливой случайности, Пушкина в их рядах не оказалось, однако поэт был приглашён в Москву для беседы с царём. До нас дошли только отрывочные сведения о беседе, но всем хорошо известно, что Пушкин на вопрос царя о том, «Что бы он делал 14 декабря, если бы находился в Петербурге?», ответил: «Был бы в рядах мятежников». Николай I, поражённый смелостью поэта, решил сломить его волю царской милостью: он освобождал опального поэта от ссылки и вызвался быть его личным цензором. Друзья Пушкина просили его помириться с новым царём. Поэтическое признание Пушкина как первого поэта России подняло Пушкина на новую ступень: власти вели с ним переговоры, не снимая, однако с него пристальных наблюдений. Прибывший в Петербург польский поэт Адам Мицкевич понял это и потому назвал Пушкина и Николая I «двумя владыками России». А в скором времени Пушкин написал стихотворение «Стансы», в котором убеждал царя: «Во всём будь пращуру подобен». Примирение состоялось, но поэт не отказался от своих убеждений и не прервал связь с друзьями, сосланными в Сибирь. Он пишет стихотворение «Во глубине сибирских руд..» и отправляет его друзьям с А.Г Муравьёвой, женой декабриста. Иначе он не мог, так как его жизнь определялась поэзией, которая требовала от него бескомпромиссного служения истине. Любовь к людям, высокое чувство ответственности перед другими – таков сознательный выбор, сделанный поэтом ещё в Михайловском.

Я гимны прежние пою…

В 1828 году Пушкин познакомился с необыкновенно красивой девушкой - Натальей Николаевной Гончаровой, и в мае 1830 года состоялась их помолвка : «Исполнились мои желания. Творец // Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, // Чистейшей прелести чистейший образец». Для устройства хозяйственных дел перед женитьбой Пушкин уезжает в нижегородское имение Болдино, где в одиночестве оказывается во власти вдохновенья. Он и сам признавался: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». «Знаменитая» Болдинская осень отмечена интенсивным творчеством поэта. За два с половиной месяца он написал «Повести Белкина», четыре драматических сцены («маленькие трагедии») – «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость» и «Пир во время чумы», «Сказку о попе и о работнике его Балде», закончил роман «Евгений Онегин».

Здесь же было написано несколько лирических стихотворений. Среди них такие шедевры, как «Бесы», «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Румяный критик мой…» и цикл любовных прощальных стихотворений – «Прощание», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальной…»

Пушкина утешала переписка с родителями невесты и вера в новое счастье. Летние месяцы 1831 года были для Пушкина счастливые, безоблачные. « Я женат – и счастлив, - писал он Плетнёву вскоре после венчания, - одно желание моё, - чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь».

Однако, не все друзья Пушкина считали, что женитьба принесёт поэту счастье. В. Даль вспоминает: «Женитьба была его несчастьем, и все близкие друзья сожалели, что он женился. Семейные обязанности должны были неминуемо отвлечь его много от занятий, тем более что, не имея ещё собственного имения, живя произведениями своего пера и женясь на девушке, не принесшей ему никакого состояния, он приготовлял себе в будущем грустные заботы о необходимом существовании. Так и случилось. С первого дня Пушкин узнал нужду, и, хотя никто из самых близких не слыхал от него ни единой жалобы, беспокойство о существовании омрачало часто его лицо…»(В.И.Даль «Смерть Пушкина»).

Даль оказался прав, семейная жизнь принесла Пушкину не только счастье, но и огорченья и тревоги. Уединение, столь необходимое ему для творчества, тяготило Наталью Николаевну. Она требовала, чтобы муж вывозил её в свет. Выезды требовали дорогих туалетов, на что были нужны деньги, а их не было. Приходилось прибегать к займам. Появились долги, кредиторы…Жить приходилось только литературным трудом.

В мае 1831 года Пушкин прибыл в Петербург с женой Натальей Николаевной. В просьбе об издании собственного журнала ему было отказано, но зато его допустили работать в архиве для подробного изучения русской истории. За это Пушкина заставили быть чиновником, а в конце 1833 года царь нанёс первому поэту России тяжёлый удар – ему было пожаловано звание камер-юнкера. Это было двойным оскорблением: независимый поэт стал придворным, а звание камер-юнкера присуждали обычно юношам. Отстаивая свою независимость, он попытался уйти в отставку. Это сделать не удалось. Тема бегства из столицы станет устойчивой: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…»

Есть упоение в бою

Эти строчки можно поставить эпиграфом ко всему творчеству поэта 1830-х годов. Тема бунта, протеста и мятежа станет центральной в создаваемых им новых произведениях - «Дубровском», «Медном всаднике», «Кирджали», «Сценах из рыцарских времен» и романе «Капитанская дочка».

Нельзя не сказать об интересе Пушкина к личности Емельяна Пугачёва. Замысел этой повести был вызовом официальной историографии, которая говорила о народном восстании с ненавистью, ругая и проклиная «злодея» Пугачёва. Но не таков был Пушкин, чтобы без собственных размышлений и сомнений принимать версии современных историков. Он с увлечением начал изучать архивные материалы, решив написать «Историю Пугачёва». Более того, он отправляется в Казанскую и Оренбургскую губернии, где бушевало восстание, и жители которых сохранили о нём память. Пушкин записывал эти воспоминания. В замечаниях о бунте, написанных после завершения работы над «Историей Пугачёва», Пушкин писал: «Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему доброжелательствовало, не только попы и монахи, но и архимандриты и архиереи. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства…»

Уяснив для себя корни трагедии «русского бунта», Пушкин не утратил веры в будущее, но более серьёзно и глубоко задумывался о месте поэта в обществе. Веной 1833 года он познакомил со своей рукописью о восстании Николая Гоголя. Гоголь в своей статье «Несколько слов о Пушкине» не только раскрыл гений поэта, но и определил особый тип и характер его народности.

«Историю Пугачёва» Пушкин закончил осенью 1833 года в Болдине. И эта вторая болдинская осень оказалась весьма плодотворной, как и первая. Были написаны за полтора месяца две поэмы – «Медный всадник» и «Анджело», две сказки – «О рыбаке и рыбке» и «О мёртвой царевне», повесть «Пиковая дама» и несколько лирических стихотворений. В свободном творчестве личность поэта растворялась совершенно и эти часы становились для поэта высшей жизнью. Его состояние запечатлелось в стихотворении «Осень», написанном в Болдине: «И забываю мир – и в сладкой тишине // Я сладко усыплён моим воображеньем, // И пробуждается поэзия во мне: // Душа стесняется лирическим волненьем…»

Возвращение в столицу не приносило радости: мучили неотступные «житейские волненья» - визиты к Бенкендорфу, устройство денежных дел, посещение дворцовых раутов…И, наконец, чтение ругательных статей, в которых критики вещали о «конце Пушкина».. Нужно было выпускать очередной номер «Современника», выпуск которого все же был милостиво разрешён. А самым же неприятным моментом была передача своих новых произведений в руки главного цензора. Рукописи возвращались с державными пометками – вопросами, замечаниями, советами (!). Вместо «Истории Пугачёва» - сочинение предлагалось назвать «Историей пугачёвского бунта», так как мужик, по мнению царя, истории иметь не может. Поэма «Медный всадник» фактически была запрещена – царь хотел таких изменений, на которые поэт пойти не мог. Отношения с царём опять обострялись…

Выход был найден в «Капитанской дочке». Повествование идёт от лица Гринёва, который называет Пугачёва «разбойником», «злодеем», «плутом», что вполне приемлемо для цензуры. Однако, Пушкин не скрыл и своей позиции, создав ситуации встреч Гринёва с Пугачёвым, где последний проявлял смелость, ум, благородство. Гринёв принуждён был свидетельствовать, что именно таким он видел Пугачёва. Поэтизируя Пугачёва, Пушкин не призывал к восстанию, но создал образ человека, реализовавшего в борьбе свою личность. «Поворот его к народу, - писал Достоевский о Пушкине, - в столь раннюю пору его деятельности до того был беспримерен и удивителен,…Что объяснить его можно лишь если не чудом,, то необычайною великостью гения, которого мы, прибавлю к слову, до сих пор ещё оценить не в силах» (Достоевский. Дневник писателя)

Работа над «Капитанской дочкой» завершилась 19 октября 1836 года, в столь знаменательный для лицейского братства день. Готовясь к встрече, Пушкин написал стихотворение, посвящённое двадцатипятилетнему празднованию : «Была пора: наш праздник молодой…» В 25-летний юбилей друзья увидели Пушкина живым в последний раз. Начав читать своё стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…», поэт залился слезами. И дело не только в необычной впечатлительности поэта – 1836 год принёс Пушкину новые несчастья и испытания.. До гибели поэта оставалось несколько месяцев…. Но смерть явилась для поэта началом бессмертия. Больше двух столетий отделяет нас от смерти нашего великого поэта, но он жив в каждом из нас и хочется верить, что будущие поколения так же будут приникать к родникам его творчества.

Но есть и божий суд … (Писатели о Пушкине)

Едва ли за два минувших столетия в России найдётся хотя бы один национальный художник, который на протяжении всей своей жизни, независимо от места в литературе, не обращался бы к Пушкину, к его личности, к его стихам, его судьбе и не искал бы в них вдохновения и поддержки.

Но наряду с признанием светлого мира пушкинианы, в разные исторические периоды представители разнообразных антихудожественных сил нашей страны утраивали яростную атаку на наследие гения. Этим нападкам положили начало основатели либеральной литературы в лице Греча, Булгарина, Сенковского. Однако ещё при жизни Пушкина, его талантливые друзья стали надёжным щитом, защищавшим его от нападок литературной черни. И первым среди них был Николай Гоголь.

Следующий «девятый вал» критики возник уже после смерти Пушкина и Гоголя в среде шестидесятников, среди которых наиболее ярким был Д.Писарев. И опять «тёмные силы» потерпели поражение в творческом споре с нашим великими классиками – Ф. Достоевским, И.Тургеневым, Ф.Тютчевым, Л.Толстым. Апофеозом этой литературной битвы станет открытие памятника Пушкину 6 июня 1880 года (скульптор Александр Опекушин), воздвигнутый на деньги, собранные буквально « по копейке с мира» и установленный на Тверской улице.

Знаменитая речь Федора Михайловича Достоевского о Пушкине, произнесённая 8 июня того же года в заседании Общества любителей российской словесности стала событием, знаменующим окончательную победу великих защитников Пушкина и стала итогом борьбы над антипушкинскими силами середины ХIХ века.

Казалось бы, что против таких столпов русской классики, вставших на защиту великого поэта, невозможно выдвинуть силу, способную ей противостоять. Но, однако, прошло несколько десятилетий, и прозвучал лозунг «Сбросим Пушкина с парохода современности», кичливо провозглашённый «гениальными ниспровергателями» Серебряного века. Тем не менее, орать было легче, чем превзойти гения, и потому многие представители различных направлений этого течения, со временем перетерпев жизненные удары, раскаялись и пересмотрели своё отношение к гению. Пример тому строчки стихотворения Г. Иванова, закончившего свою жизнь прозябанием в эмиграции: «Александр Сергеевич, я о вас скучаю……Вы мне всё роднее, вы мне всё дороже…». О борьбе представителей Серебряного века с Пушкиным прекрасно написал С.Куняев в своей книге «Любовь, исполненная зла», вышедшей в 2012 году. Хочу сказать ему спасибо.

1937 год, ознаменовавший 100-летие со дня смерти Пушкина стал не только днём памяти поэта, но и грандиозным общенародным праздником, прославляющим великого русского поэта. В это год было предпринято издание Полного академического собрания его сочинений, много улиц получили имя поэта, а в учебных заведениях проходили вечера памяти поэта.

Я не могу назвать себя «рафинированным интеллигентом», но я, как и многие советские дети выросла в мире Пушкина и, более того, почти ежедневно мои родители мимоходом цитировали строки пушкинских стихов, хотя у них было весьма скромное образование.

Нельзя не отметить, что антипушкинская волна, поднимаемая сейчас некоторыми историками и литераторами либерально-демократического толка и ожившая в эпоху «гнилой» оттепели и «перестройки», набирает силу. Выпускаются книги о Пушкине, не соответствующие историческим фактам, в которых читателю преподносится «клубничка», столь горячо любимая отвыкшему от серьёзного чтения современному обывателю. Как тут не оценить проницательности Пушкина, писавшего 180 лет назад: « С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую – подавлено неумолимым эгоизмом и страстью к довольству (comfort) ; большинство, нагло притесняющее общество; <…> со стороны избирателей алчность и зависть; <…> богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно восстановленная перед нами». («Джон Теннер»,1836.)

Вслушайтесь, как актуально звучат и сегодня слова, написанные русским поэтом Анатолием Передреевым к 185-летию со дня рождения Пушкина в 1984 году:

Всё беззащитнее душа
В тисках расчётливого мира,
Что сотворил себе кумира
Из тёмной власти барыша.
Всё обнажённей его суть,
Его продажная основа,
Где стоит всё чего-нибуь,
Где ничего не стоит слово.
И всё дороже, всё слышней
В его бездушности преступной
Огромный мир души твоей,
Твой гордый голос неподкупный.
Звучи, божественный глагол,
В своём величье непреложный,
Сквозь океан ревущих волн
Всемирной пошлости безбожной.
Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идёт к тебе навстречу,
Духовной жаждою томим.

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную