Мария ЧЕТВЕРИКОВА (Омск)

Как работают литобъединения

(По  материалам конкурса «ЛИТОсфера»-2021)

В 2020 году Союзом писателей России был проведен конкурс литобъединений «ЛИТОсфера»*. Конкурс проводился для того, чтобы выявить и поддержать наиболее профессиональные литературные объединения России, активизировать процесс обмена методическим опытом между руководителями литературных объединений и консолидации профессиональных литераторов вокруг Союза писателей России. Участники представляли информацию о литобъединении, эссе о своей работе и видеозапись одного занятия.

Победители были объявлены на Всеросийском Совещании молодых литераторов Союза писателей России в г. Химки в мае 2021 года:

1 место заняло литобъединение «Авангард» (г. Анапа),
2 место – литературная студия «ЛИК» (г. Ульяновск),
3 место – молодежное литобъединение при Омском отделении Союза писателей России «Литературная лаборатория» (г. Омск).

Финалистами конкурса также стали:

- молодежное отделение литобъединения «Родники» (г. Ступино, Московская область),
- МДЛК «Озаренок» (г. Сокол, Вологодская область),
- Клуб молодых литераторов КРО СП России (г. Краснодар),
- литобъединение Воронежского СМЛ (г. Воронеж),
- Литмастерская АсПУр (виртуальное лито),
- литобъединение Рыбинского СМЛ (г. Рыбинск, Ярославская область),
- литобъединение им. В. И. Даля (г. Оренбург),
- молодёжный литературный клуб «Арктида» (г. Калуга),
- творческое объединение «КвадратЪ» (г. Сергиев Посад, Московская область),
- литобъединение «Финист» (г. Королев, Московская область),
- «МолЛит» при Челябинском отделении Союза писателей России (г.Челябинск),
- студенческое литературное общество СПбГИКиТ (г. Санкт-Петербург).

Мы внимательно изучили эссе победителей и финалистов конкурса и постарались обобщить опыт разных литобъединений.

Нет единых «образовательных стандартов» в обучении начинающих писателей, литобъединение – это добровольное объединение творческих людей, которым интересно друг с другом расти. Но всё же есть формы работы, которые, так или иначе, используются почти всеми.

В литобъединениях традиционно проводятся обсуждения рукописей участников. Проходят они или в свободной форме, или с учетом определенных правил. Например, можно говорить что угодно, но обязательно доброжелательно, руководствуясь желанием помочь автору. В некоторых литобъединениях существует правило использования «я-высказываний» («для сохранения субъективности сообщений») и правило предложения своих вариантов редактуры произведения. Практикуется назначение «ответственных докладчиков» и ведущего обсуждение. С начинающими авторами акцент делается на удачные строчки, образы, рифмы, сюжетные находки, проблески характеров, а с более опытными уже идет разговор о позиции автора, о возможных путях развития. Сложилась традиция в начале обсуждения задавать автору вопросы – чего он хочет от обсуждения и что читает, а по завершению предоставлять возможность поделиться впечатлениями от услышанного. Часто обсуждение становится этапом подготовки рукописи автора к областному или даже всероссийскому семинару.

Почти все руководители литобъединений выступают в роли литературных консультантов и индивидуально работают с каждым автором, нередко также выступая редакторами первых подборок и книг.

Во многих литобъединениях проходят занятия по теории и практике литературного мастерства. Где-то есть тематический план, а где-то тема каждой следующей встречи определяется пожеланиями участников. Принципиальная позиция литобъединения Оренбурга, например – отказ от методических разработок, календарных планов, списков литературы и всего того, что хоть как-то стандартизирует литературную учёбу, потому что «каждый начинающий писатель уникален, каждый заслуживает индивидуального отношения». Иногда определяются только примерные темы занятий (например, литературная критика в Сибири, составная рифма, верлибр, стихи «тихих лириков» и т.д.). Часто случается, что, после обсуждения рукописи одного из участников, тема следующего занятия определяется сама собой (например, после спора о рифмах или уместности канцеляризмов в рассказе). Иногда тема встречи определяется необходимостью обсудить прошедшее Совещание молодых литераторов, недавно вышедшую статью, посвященную современной литературе, или наступающим праздником (например, стихи про Новый год, писатели-фронтовики).

Занятия по теории и практике литературного творчества включают в себя разборы тем (например, рифма, ритм, образ, сюжет, характер и т.д.), знакомство с творчеством предшественников и современных авторов (в том числе – с творчеством авторов, связанных с регионом), знакомство с выдержками из статей и книг, посвященных литературному мастерству, а также практические задания (например, практика поиска рифмы, работы в разных размерах, освоение поэтических форм, работа с ассоциациями, различными приемами, попытки по-новому раскрыть какую-либо тему, написание сказок или рассказов в дневниковой форме и т.д.). В некоторых литобъединениях практикуется написание и обсуждение критических статей, создание переводов, сценариев. Целью такой работы является постепенное освоение литературы и как важнейшей части культуры, и как деятельности, требующей понимания, навыков и практики.

В некоторых литобъединениях строго соблюдается структура занятия. Так, в литобъединении Ульяновска занятие делится на три составляющие – теоретическую часть, разбор текстов и свободную дискуссию. Иногда в конце занятия проводится разбор итогов «челленджей»: дается задание – написать стихотворение, рассказ, очерк, эссе на определенную тему (она задается как словами, так и картинками или даже музыкальными произведениями), на каждый «челлендж» дается от двух недель до месяца.

Во многих литобъединениях в конце занятия участники по кругу читают от одного до трех новых стихотворений или короткую прозу и получают «домашнее задание».

Иногда литературная учеба перемежается обсуждениями художественных произведений по типу книжного клуба. Обсуждение книг может быть строго регламентировано. К примеру, все перечитывают роман «Герой нашего времени», и желающие получают задание рассказать о пейзаже как способе создания героя, речевых характеристиках героев, композиции как способе раскрытия характера и т.д. Или любой участник может предложить для обсуждения книгу, которая ему нравится, а остальные прочитают её к указанному сроку или просто придут послушать о ней. Некоторые литобъединения в постоянном режиме обсуждают книги, кинематограф и театр в социальных сетях, не посвящая этому время на занятиях.

Часто на встречи приглашают гостей – знакомиться, перенимать опыт. Как правило, гостями выступают состоявшиеся местные и приезжие писатели. Практикуются круглые столы по определенным вопросам – гости высказываются на заранее заявленные темы и отвечают на вопросы (например, круглый стол «Проблемы литературного осмысления военной темы»). А в Ульяновском литобъединении, например, писатели старшего поколения носят статус наставников.

Интересная форма работы практикуется в литобъединении «Обратная точка» (г. Санкт-Петербург). Во время подготовительного этапа руководитель приглашает на встречу гостя – писателя, а участники заранее знакомятся с его творчеством. Желающий обсудить свои произведения высылает их руководителю, после чего назначаются два рецензента (участники литобъединения), которые готовят подробные критические отзывы. Во время основного этапа писатель-гость отвечает на вопросы о своем творчестве и литературной жизни, затем вступительным словом автора открывается обсуждение произведений участника литобъединения, выступают рецензенты, и далее следует критический разбор от гостя. По желанию выступают и задают вопросы остальные участники. Разбор завершается ответным словом обсуждаемого автора. В конце занятия участники выполняют игровое задание (к примеру, написать портрет героя, написать четверостишие определенным размером на заданную тему, написать сцену с ускорением ритма повествования и т.п.).

Участники литобъединений выступают на городских и областных мероприятиях, участвуют в конкурсах и фестивалях, проводят встречи в библиотеках и творческие вечера (в литобъединении Рыбинска даже есть должность распорядителя творческих вечеров), работают над рукописями своих первых (или уже не первых) сборников, подборками для журналов (региональных и за пределами региона), реализуют интересные проекты (например, запись аудиосборника). Правда, есть и литобъединения, которые только выступают (иногда с музыкантами, художниками и актерами) и публикуются, не занимаясь совместно литературной учебой, но есть и почти «катакомбные» объединения, которые полностью сконцентрированы на работе с текстом.

Много сил отдается продвижению литературы и начинающих авторов в соцсетях, на радио, телевидении, в газетах, на каналах видеохостингов. Например, литобъединение «Авангард» (г. Анапа) осуществило проект «Три книги», позволяющий самым юным участникам рассказать о любимых произведениях, и проект «Литературный букварь», знакомящий читателей с русскими и зарубежными классиками, литературными терминами и персонажами. Часто выпускаются видеопрезентации, видеопроекты к значимым датам и праздникам, что стало особенно актуально во время введения ограничительных мер в целях борьбы с пандемией «COVID-19»: многие мероприятия (в том числе – встречи литобъединений, лекции по литературному мастерству, семинары молодых литераторов и даже выступления) перешли в дистанционный формат.

В некоторых литобъединениях принято пить чай с печеньем, петь песни под гитару или в обязательном порядке посещать «корпоративные мероприятия, приуроченные к праздникам». Но есть и полностью дистанционные формы, например форум «Ассоциации писателей Урала», где регулярно проходят обсуждения стихов и прозы, публикуются рецензии, постоянно идет обсуждение в беседе социальной сети «ВКонтакте» «Разговор о стихах», а вся работа ведется в письменном виде. Руководителя в этом литобъединении нет, есть только координатор (кстати, оказалось, что некоторые литобъединения прекрасно существуют без руководителя, а в других руководителей может быть и двое).

В этом году на конкурс «ЛИТОсфера» необходимо было предоставить подборку лучших стихотворений и лучшие короткие рассказы авторов, занимающихся в лито, а также видеозапись мини-лекции руководителя на тему литературного мастерства. Нам показалось отличной идеей собрать конкурсные работы, которые можно опубликовать – это и возможность регионам познакомиться с творчеством друг друга, и целый курс мини-лекций от разных мастеров. А жюри сможет оценить деятельность литобъединения по уровню текстов участников и по педагогическим способностям руководителя.  

В завершение хотелось бы сказать, что литобъединение – это нужная начинающему писателю среда, которая не просто помогает ему сформировать вкус и чему-то научиться, но и воспитывает – учит ответственности за слово, дисциплине, строгости к себе, уважению к читателю и чужим произведениям. И даже если увлечение литературой и посещение литобъединения останется для кого-то только воспоминанием юности, а литература – не станет судьбой, ничего страшного: если получится стать хорошим читателем, человеком, чутким к слову, научиться понимать и ценить литературу – значит, оно того стоило.
______________
* Cрок приёма заявок на конкурс литературных объединений «Литосфера» 2021 продлен. См. объявление

Четверикова Мария Валерьевна родилась в 1986 году в Омске. Работает медицинским психологом в клинической психиатрической больнице. Автор поэтических сборников «Капель по Моцарту» (2003), «Предсказание дождя» (2007), «Небесный троллейбус» (2013), «Вселенский ветер» (2019). Лауреат областной молодежной литературной премии имени Ф. М. Достоевского. Лауреат Сибирско-Уральской литературной премии. Лауреат литературной премии «Омск-Москва». Член Союза писателей России с 2007 года. Секретарь Союза писателей России. Руководит молодежным объединением «Литературная лаборатория» при Омском областном отделении СПР.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную